Karelians

Пулькин М.В. «Инородческая школа» в XIX – начале ХХ вв.: проблемы трансформаций педагогической практики (по материалам Европейского Севера России)

В статье рассмотрены основные проблемы становления и развития «инородческой» школы на территории Европейского Севера России в XIX – начале ХХ вв. Основное внимание уделено таким значимым факторам процесса трансформаций педагогической практики, как наращивание численности обучающихся, подготовка педагогических кадров, издание учебной литературы. Выявлено, что «инородческая» школа оказала существенное влияние на процессы межэтнического взаимодействия на всей рассматриваемой территории, неуклонно приводя к интеграции представителей финно-угорских народов в российское общество.

Пулькин М.В. Эволюция гендерных взаимоотношений в традиционной культуре XVIII-XIX веков (по материалам Европейского Севера России)

В статье рассмотрены основные проблемы, связанные со статусом женщин в традиционной, но постепенно подвергающейся все более глубокой модернизации культуре северных окраин Российского государства. Выявлено, что процессы осовременивания неизбежно сопровождались существенным изменением социального статуса женщин. В качестве факторов, способствующих изменениям в гендерной сфере, представлены развитие системы образования, усложнение религиозной жизни, развитие мелкого предпринимательства. Проникновение женщин в сферы, доступные прежде исключительно мужскому населению, неизбежно вело к существенному расширению участия женщин в криминальных сообществах.