concept

Шпак Э.Р. Сказка о Семруге в романе Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза»: особенности межтекстовых связей

В статье исследуются особенности сюжетных, композиционных, образных и лексических перекличек между романом «Зулейха открывает глаза» Г.Ш. Яхиной и вставной сказкой о птице Семруг. При этом текст сказки рассматривается обособленно, в качестве самостоятельной художественной единицы. В процессе сопоставительного анализа указанных произведений выявляются их многочисленные точки соприкосновения на различных структурных уровнях текста. Сделан вывод о значении установленных межтекстовых связей в раскрытии идейного содержания романа.

Хруль С. Концепт «брат» в русском языке и культуре

К наиболее влиятельным и общепонятным концептам в славянских языках и культурах относится концепт «брат», который обладает рядом специфических свойств как лингвистического, так и нелингвистического характера. Данная статья основана на анализе концепта «брат» и представляет его эволюцию в более широком контексте русской культуры. Автор предлагает когнитивное определение концепта «брат», которое состоит из 14 фасет. К особенностям этого концепта стоит отнести универсализм, широкий синонимический ряд и стилевое разнообразие (от высокого стиля церковных проповедей до уголовно-блатного жаргона), а также значимую ценностную позицию (брат и братство дороже любых материальных благ). В качестве причин эволюции концепта брат автор рассматривает принудительную секуляризацию общества в советское время, эрозию семейных ценностей и криминализацию жизни в СССР и России.

Шустова А.П. Система мифологических персонажей как отражение наивной картины мира

В статье проанализирована система мифологических персонажей, представленная на территории Славии с точки зрения этнолингвистики. Приведен анализ функций и распределения высших и низших мифологических персонажей. Мифологические существа распределяются по категориям "хороший" – "плохой", а также по локативным, гендерным характеристикам и функциям. Сделаны выводы о том, каким образом наивная картина мира отражается в языческих представлениях славян, которые запечатлены в устойчивых образах персонажей фольклора и мифологии.

Безруков А.Н., Саликаева Д.Е. Время-вечность как ведущий концепт стиля Марины Цветаевой

В статье осуществлен анализ лирики Марины Цветаевой. Наличие концепта время-вечность в ее творчестве является особенностью индивидуально-авторского стиля. Марина Цветаева обладает уникальной способностью – владение поэтическим языком, контуры которого расширяют смысловой потенциал произведения. Данный концепт формирует окружающую действительность, ориентирует на поэтический эстетизм, глубоко личное переживание. Суть анализа заключается в том, чтобы показать, как концепт разрешает судьбу целого. Внимание в работе обращено на ряд текстов М. Цветаевой, в которых консолидируется концепт время-вечность в некую смысловую точку. В работе сделан акцент на характерность стиля М.И. Цветаевой. Анализ стиля и языка позволил увидеть множество различных элементов совмещенных в единый художественный конструкт. Сделан вывод, что индивидуальная манера письма М. Цветаевой интегрируется в частный концепт за счет сближения фонетического, лексического и синтаксического уровней.

Сухарева С.В. Богородичные мотивы польскоязычных проповедей XVII века

В статье проанализированы богородичные мотивы творчества Фабиана Бирковского, Иоанникия Галятовского, Лазаря Барановича и других писателей эпохи барокко. Определены основные концептические средства представления марийной тематики, обращено внимание на восточную и западную школу богородичной литературы. Подчеркнута роль образа Богородицы в военной, полемической и политической прозе. Указано на значение библейской герменевтики в формировании богородичных проповедей.

Бай Е.С. Религиозно-антропологические интенции барочной поэзии Даниила Братковского

В статье представлены религиозные и антропологические интенции творчества Даниила Братковского, поэзия которого относится к эпохе позднего барокко. Речь идет о церковной и морально-религиозной атрибутике, отношении человека к этическим и эстетическим ценностям земного и трансцендентного измерений. В работе при помощи концептуального подхода представлена антагоничность поэтических образов, мотивов, морфем, синтаксических структур и т.п. Обращено внимание на творческую интенционную систему барокко.

Карпина Е.С. Динамика концепта «Человек» в истории философии

В статье рассматривается развитие категории «человек» в истории философии. В центре внимания автора находятся такие этапы развития философской мысли, как Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение, немецкая классическая философия, неклассическая философия. Анализируются и сопоставляются философские взгляды таких выдающихся мыслителей, как Сократ, Аристотель, Эпикур, Тит Лукреций Кар, Фома Аквинский, Джованни Пико делла Мирандола, Колюччо Салютати, Мишель де Монтень, Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Блез Паскаль, Шарль-Луи де Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Людвиг Фейербах, Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Фридриха Ницше.

Pavenkov O.S. Contemporary linguistic analysis of the concept “Love”

This article is devoted to the linguistic analysis of the concept "love" conducted according to contemporary science of language. The author considered three approaches of concept analysis: philosophical, lingua-cognitive and lingua-cultural. The common view of these approaches is considering "love" not only as the basic element of the personal language but also as the expression of cultural features of the whole nation. To conclude, the concept "love" occupies the primary position among such concepts as "happiness", "hope", "faith", "goodness". Emotional, cognitive and volitional aspects are necessarily presented in united love.

Сухарева С.В. Образ Яна Кароля Ходкевича в похоронной проповеди Бонавентуры Чарлинского

В статье представлены риторические средства изображения героичности Яна Кароля Ходкевича в похоронной проповеди Бонавентуры Чарлинского и проведены параллели с похоронной проповедью Фабиана Бирковского. Обращено внимание на целостность проповеднического творчества писателя, верность традиции и индивидуальный подход к проповедническим орациям. На основе проанализированного материала сделаны выводы об особенностях погребальных польскоязычных проповедей на Украине в XVII в.

Бай Е.С. Специфика женских образов в старопольском сборнике Даниила Братковского «Świat po części przeyzrzany»

В статье определена классификация барочных женских образов в поэтическом творчестве Даниила Братковского. На основе барочного антагонизма изображены положительные и отрицательные черты женской натуры, их влияние на формирование общественного мнения и морального облика общества на рубеже XVII и XVIII вв. Основное внимание обращено на религиозность и целомудрие женщин, осуждено женское пьянство. Проведены параллели с персонифицированными образами, которые имеют женское начало, – справедливостью, Варшавой-матерью, правдой, ложью и т.д. Учитывая сопоставленные параллели и художественные аллюзии, сделан вывод о многоплановости женской персонификации в барочной польскоязычной поэзии.

Pages