Сазонова Н.В., Сазонова О.А. Об административно-правовом регулировании незаконной миграции

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 342.9:314.7

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

Сазонова Н.В., Сазонова О.А.

В данной статье рассматриваются проблемы административно-правового регулирования незаконной миграции. В ходе рассуждений исследуются вопросы формирования устойчивой миграционной обстановки, которая направлена на обеспечение соблюдения интересов государства. Установлено сохранение неблагоприятной динамики незаконной миграции в страну. Сделан вывод о том, что деятельность государства по минимизации и предупреждению негативных последствий в указанной сфере требует всестороннего исследования, а также корреляции с последующими изменениями административного и миграционного законодательства.

Ключевые слова: незаконная миграция, противодействие незаконной миграции, миграционное законодательство. 

 

ON THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

OF ILLEGAL MIGRATION

Sazonova N.V., Sazonova O.A.

The article considers the problems of administrative and legal regulation of illegal migration. There is a chain of reasoning questions of formation of a steady migration situation which is aimed at ensuring compliance with interests of the state. The authors found out that the adverse dynamics of illegal migration to the country. In conclusion, activities of the state for minimization and prevention of negative consequences in the specified sphere demand a comprehensive investigation and also correlation with subsequent changes of the administrative and migration legislation.

Keywords: illegal migration, counteraction of illegal migration, migratory legislation.

 

В настоящее время незаконная миграция населения приняла социально-экономически значимое и опасное направление как для международного сообщества, так и для Российской Федерации. Представляясь в своей основе вынужденной, массовая миграция значительно обостряет социальную, демографическую и криминальную обстановку в стране, отрицательно воздействует на межнациональные и межэтнические отношения. Незаконная миграция и нелегальная трудовая деятельность иностранных граждан негативно влияют на многие стороны жизни государства и общества, несут в себе угрозу национальной безопасности страны, приводят к росту сектора теневой экономики и коррупции, а также усилению социальной напряженности.

Так одной из основных угроз государственной и общественной безопасности является деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми [2].

Согласно Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в стране находится от 8 до 10 млн. нелегальных мигрантов, что не может не порождать, с одной стороны социальной напряженности среди российского населения, а с другой – нарушения прав самих иностранных граждан. Кроме того, в России постоянно более 90 суток пребывают 3,4 млн. лиц, не оформивших документы, предоставляющие им право на нахождение в стране, из которых 81,4 % – граждане государств-участников СНГ [1].

Очевидно, что несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Несмотря на принимаемые Правительством России меры, в стране присутствует значительное количество недокументированных трудовых мигрантов, а также сохраняется неблагоприятная динамика незаконной миграции. Существующая на сегодняшний день система контроля за въездом в страну, выездом из нее и пребыванием иностранных граждан на территории России не позволяет эффективно регулировать миграционный процесс, а также располагать объективными данными о количестве иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации.

Важно отметить, что каждый год в стране возрастает число иностранных граждан и лиц без гражданства, которые привлекаются к административной ответственности за совершение таких правонарушений, как пребывание без документов, удостоверяющих их право нахождения в стране; уклонение от выезда по истечении установленного срока; несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации; отсутствие разрешений на занятие трудовой деятельностью; подделка миграционных карт; и др.

В этой связи противодействие незаконной миграции становится важным направлением государственного управления в сфере миграции, в результате чего осуществляется активное взаимодействие с органами государственной власти; проводятся совместные оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, целевые операции [3]; ведётся активная работа по выявлению в миграционной среде лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности, пресечению фиктивной регистрации иностранных граждан; усиливается охрана государственной границы России, обустройство и укрепление участков с недостаточно развитой инфраструктурой, в том числе на дальневосточных рубежах и в Арктическом регионе; совершенствуется существующая система мониторинга миграции населения, информационно-аналитическая работа в этой сфере, в частности, обеспечивается оперативный доступ правоохранительных и контрольно-надзорных органов к базам учёта миграционных потоков.

Следует заметить, что противодействие незаконной миграции является деятельностью уполномоченных органов государственной власти по её предупреждению, в том числе: по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний в сфере миграции; выявлению и пресечению правонарушений в данной сфере; минимизации и ликвидации нежелательных последствий.

Вместе с тем, представляется, что значительную роль в укреплении законности и правопорядка, а также правовой охраны миграционных отношений выполняют меры административной ответственности. Эффективное регулирование общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления миграционными процессами, невозможно без административно-юрисдикционной деятельности по привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Административно-правовое регулирование в сфере противодействия незаконной миграции является организационно-властной, исполнительно-распорядительной деятельностью государства, нацеленной на обеспечение действенного правового регулирования данного явления с помощью комплекса административно-правовых средств.

Помимо этого, мерами, направленными на решение задач предупреждения незаконной миграции и пресечения административных правонарушений в области защиты государственной границы и режима пребывания на территории России, а также совершенствования миграционной политики, являются: создание инфраструктуры для осуществления административного выдворения за пределы страны; противодействие организации каналов незаконной миграции; развитие межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией на внутригосударственном уровне по выше обозначенным вопросам. К этим мерам также относятся: участие компетентных органов в международном сотрудничестве по предупреждению административных правонарушений в указанной области, в том числе проведение совместных приграничных оперативно-профилактических мероприятий; усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами и работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

В настоящее время обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции по разработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции выполняет Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МФД России [5]. Реализация данных функций осуществляется во взаимодействии с подразделениями МВД РФ, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, иными государственными органами по предупреждению и пресечению незаконной миграции, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

Далее, Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы позволяет обратить внимание на то, что за последние пять лет государственными органами усовершенствованы инструменты правового регулирования в сфере миграции, включая меры ответственности за нарушение российского административного и миграционного законодательства и меры противодействия незаконной миграции [4]:

– введена административная ответственность приглашающей стороны за неисполнение обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенных иностранных граждан, за предоставление заведомо ложных сведений о цели их въезда в Россию при оформлении документов на въезд;

– конкретизирован и расширен перечень оснований, по которым не разрешается или ограничивается въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию, а также увеличены сроки таких ограничений;

– проведена корректировка правил осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, что позволило сократить число лиц, незаконно находящихся в стране, и увеличить количество тех, кто осуществляет трудовую деятельность на законных основаниях;

– созданы дополнительные условия, способствующие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также упрощены правила приема в гражданство РФ иностранных граждан, являющихся носителями русского языка, инвесторами, предпринимателями или выпускниками российских образовательных организаций;

– разработаны и проходят проверку на практике подходы к социальной и культурной адаптации различных категорий иностранных граждан, в том числе в рамках соответствующих программ и в формате государственно-общественного партнерства, с участием общественных и образовательных организаций, учреждений культуры и спорта;

– установлена уголовная ответственность за пересечение государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами, въезд которым в страну не разрешен, за фиктивную постановку иностранных граждан на миграционный учет; ужесточены санкции за организацию незаконной миграции;

– определены и применяются дифференцированные требования к уровню знаний русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации, необходимых иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности на территории государства и получения разрешения на временное проживание и вида на жительство.

Полагаем, что административно-правовое регулирование незаконной миграции является важной задачей в деятельности правоохранительных и соответствующих уполномоченных органов, требующей комплексного подхода, направленного на выявление и устранение обстоятельств, способствующих данному негативному явлению.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что от реализации указанных проблем во многом будет зависеть успех миграционной политики в целом и противодействия незаконной миграции, в частности. Деятельность государства по минимизации и предупреждению неблагоприятных последствий нелегальной миграции на сегодняшний день настоятельно требует постоянного всестороннего исследования данных процессов, оценку и прогноз его динамики, а также корреляции с последующими изменениями российского законодательства.

 

Список литературы:

1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. 11.07.2019. URL: http://bit.ly/2mkAxpM (дата обращения: 23.08.2019).

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

3. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 23.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 3015; 2018. № 9. ст. 1376.

4. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы: Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 [Электронный ресурс] // Президент России [сайт]. 31.10.2018. URL: http://bit.ly/2kxFRWw (дата обращения: 23.08.2019).

5. Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 15.04.2016 № 192 (ред. от 15.02.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [сайт]. 2019. URL: http://bit.ly/2kW5UH0 (дата обращения: 23.08.2019).

 

Сведения об авторах:

Сазонова Нина Васильевна – кандидат географических наук, доцент кафедры природопользования и земельного кадастра Белгородского государственного национального исследовательского университета (Белгород, Россия).

Сазонова Оксана Александровна – соискатель кафедры административного и административного процессуального права Воронежского государственного университета (Воронеж, Россия).

Data about the authors:

Sazonova Nina Vasilevna – Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of Nature Management and Land Cadaster Department, Belgorod National Research University (Belgorod, Russia).

Sazonova Oxana Alexandrovna – graduate student of Administrative and Administrative Procedural Law Department, Voronezh State University (Voronezh, Russia).

E-mail: NSazonova@bsu.edu.ru.

E-mail: Nature_11@mail.ru.