Баданов В.Г. Земство и музеи: опыт музейно-краеведческой работы в Олонецкой губернии (1871-1916 гг.)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

DOI: 10.24411/2308-8079-2019-00003

УДК 908:930.85+374.71(470.2)

ЗЕМСТВО И МУЗЕИ:

ОПЫТ МУЗЕЙНО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ (1871-1916 гг.)

Баданов В.Г.

В статье рассматривается деятельность земских учреждений Олонецкой губернии по развитию музейного дела в российской глубинке. Музейное дело являлось одним из направлений внешкольного земского образования, и должно было, по мысли земцев, повышать образовательный и культурный уровень населения. Земские музеи создавались как практические просветительные центры для определенных отраслей земской деятельности (для системы народного образования, для помощи сельскому хозяйству, кооперации, медицине и т.д.). Практически в каждом уезде земцами были открыты школьные музеи наглядных пособий, музеи местной природы и быта, «уголки родного края», выставки поделок учащихся, выставки овощей, выращенных на пришкольном участке и т.д. Кроме того, в рамках работы по развитию музейного дела, олонецкие земцы организовывали различные по тематике экспозиции, а также принимали участие во всероссийских и международных выставках.

Ключевые слова: земские учреждения, музейное дело, школьный музей, краеведение.

 

ZEMSTVO AND MUSEUMS:

EXPERIENCE OF MUSEUM AND LOCAL HISTORY WORK

IN THE OLONETS PROVINCE (1871-1916)

Badanov V.G.

The article considers activities of the Olonets province territorial institutions (zemstvo) for development of museum matter in the Russian remote place. Museum activity was one of the directions of out-of-school territorial education, also according to zemstvo it had to increase the educational and cultural level of the population. The territorial museums were created as the practical educational centers for certain industries of territorial activity, i.e. for the system of national education, for the help to agricultural industry, cooperation, medicine, etc. Practically in each district there were established school museums of visual aids, the museums of the local nature and life, “corners of the native land”, exhibitions of hand-made articles of pupils, and exhibitions of the vegetables which are grown up on the school site. Besides within work on development of museum business, Olonets’ activists organized various expositions and also participated in the All-Russian and international exhibitions.

Keywords: territorial institutions, museum business, school museum, study of local lore.

 

Музейное дело в дореволюционной России являлось одним из направлений внешкольного земского образования, и должно было, по мысли земцев, повышать образовательный и культурный уровень населения. В.Ф. Абрамов выделяет семь основных типов земских музеев: педагогические (школьные), естественноисторические, научно-промышленные, сельскохозяйственные, кустарные, исторических древностей и дома-музеи. Все эти типы земских музеев объединяло то, что они открывались не в качестве самостоятельных просветительных учреждений, а служили одним из звеньев земской деятельности в той или иной ее отрасли [1, с. 134]. 

До настоящего времени деятельность земских учреждений Олонецкой губернии в сфере музейного дела является одним малоизученных аспектов в историографии данного региона. Особенностью Олонецкого земско-музейного дела стало то, что в отличие от многих других российских земств, здесь, в силу различных обстоятельств, не пошли по пути создания отдельного земского музея. Реализовать на практике идею собственного земского краеведческого музея в Олонецкой губернии земцы так и не смогли, хотя предложения по его открытию неоднократно звучали на земских собраниях.

 Вместе с тем, заслуга земцев состояла в том, что они внесли свой весьма существенный вклад в создание и становление первого в крае естественно-промышленного и историко-этнографического музея. Роль земства состояла в первую очередь в финансировании музея и организации сбора экспонатов для музея «земским активом» губернии. Важнейшим направлением земско-музейного дела в Олонецкой губернии стали школьные музеи. Практически в каждом уезде земцами были открыты школьные музеи наглядных пособий, музеи местной природы и быта, «уголки родного края», выставки поделок учащихся, выставки овощей, выращенных на пришкольном участке и т.д. Кроме того, в рамках работы по развитию музейного дела, олонецкие земцы организовывали различные по тематике выставки, а также принимали участие во всероссийских и международных выставках. 

В 1871 г. по предложению губернатора Г.Г. Григорьева при губернском статистическом комитете был основан Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей. Для его функционирования требовались средства. Эти средства были изысканы губернским земством, которое ежегодно с 1872 г. выделяло по 300 рублей на устройство и на дальнейшее содержание музея. Стабильное финансирование музея из земского бюджета стало залогом устойчивого его положения. Средства из других источников поступали крайне нерегулярно. Например, общий бюджет музея в 1887 г. составлял 317 рублей, т.е. только 17 рублей. было получено из других источников. Объем денежных средств, выделенных земством на музей (с 1872 по 1907 гг.) составил в общей сложности более 10 тысяч рублей. В сессию 1907 г. губернское земство увеличило ассигнование музея до 500 рублей в год, в связи с его переездом в другое помещение. Земские деньги направлялись на аренду музейного помещения, отопление, охрану, на услуги «по части рассылок», а также на приобретение вещей для музея и на удовлетворение иных потребностей по его содержанию [2, с. 207-208].

Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей развивался благодаря земству весьма успешно. Газета «Олонецкие губернские ведомости» (далее – ОГВ) сообщала в январе 1886 г.: «Музей состоит из четырнадцати самостоятельных отделов и вмещает в себе 3 169 разнородных предметов. В I отделе находятся образцы горных пород, руд, минералов, ископаемых, а также образцы фабричной и заводской обработки; II отдел знакомит с местным лесоводством и лесными промыслами; III – с судостроением и судоходством; IV отдел относится к земледелию Олонецкой губернии; в V отделе находятся местные породы растений; в VI – местные породы насекомых; VII отдел относится к промыслам охоты на зверей и птиц; в VIII отделе находятся орудия рыболовного промысла; в IX отделе помещены произведения кустарной промышленности, рукоделий и ремесел Олонецкой губернии; в X – предметы бытовой жизни; в XI – раскольничьи рукописи, книги, иконы, картины, рукоделия; в XII – исторические памятники; в XIII – виды разных местностей и, наконец, XIV отдел содержит все сведения, как географические, так и статистические, относящиеся к Олонецкой губернии...» [6, с. 6]. 

В формировании коллекций музея большое значение имели денежные пожертвования и дарения, поступавшие от работников земских управ, служащих земства, местной интеллигенции и других слоев общества, непосредственно связанных с земской деятельностью. Преобладающее большинство поступлений в музей было бесплатным, хотя отдельные предметы и приобретались за деньги. Собрание музея пополнялось также предметами древности, которые попадали к местным крестьянам во время полевых работ. Земские служащие нередко безвозмездно передавали музею интересные экспонаты. Так, учитель Ряговской земской школы В. Ильинский «доставил в естественно-промышленный и историко-этнографический музей модели Верши и Челнока» [7, с. 7]. Председатель Олонецкой уездной управы В.И. Жданов передал в фонды музея «два фотографических вида Александро-Свирского монастыря, сделанных во время перенесения мощей преподобного Александра Свирского из старого здания монастыря в новый» [8, с. 6]. 

Земские служащие (учителя, статистики, агрономы и т.д.) призывали местное население собирать предметы этнографии и быта, рукописи, старинные книги. Наиболее активно экспозиция музея пополнялась из северо-восточных уездов (Повенецкого, Пудожского, Каргопольского). Особый интерес добровольные собиратели древностей проявляли к вещам «диковинным», например, в 1878 г. из Пудожского уезда в музей была доставлена шапка из цельной шкуры гагары с крыльями. С 1872 по 1885 гг. в музее числилось свыше 3 тысяч памятников, а к 1912 г. их было 8930 [12]. 

В 1887 г. ОГВ отмечали, что «в настоящее время музей может доставить всякому желающему ознакомиться с Олонецким краем, немало полезных материалов… Составляя в себе хранилище предметов по разным специальностям, музей доставляет учащимся все удобства, чтобы основательно изучить местную географию, историю и этнографию… музей является главным источником для изучения Олонецкого края, занимающего в истории России не последнее место и, в особенности в эпоху царствования Петра Великого» [9, с. 7]. 

В 1908 г. естественно-промышленный и историко-этнографический музей был переведен из губернаторского дома в более просторное помещение, находящееся в здании Николаевского детского приюта. Музей разместился в большом зале, площадью в 30 кв. саженей с хорошим естественным освещением. Помещение музея было отремонтировано на земские средства. «Предметы уже расставлены по местам, – сообщали ОГВ, – остается только дополнить отделы интересующими и необходимыми для изучения нашего края предметами. Места для этого в помещении музея много» [10, с. 7]. В предвоенный период музей стал для Петрозаводска и всей Олонецкой губернии полноценным и заметным культурным и образовательным центром.

В 1913 г. по инициативе вице-губернатора А.Ф. Шидловского и при поддержке земства была образована краеведческая организация «Общество изучения Олонецкой губернии». Активными членами Общества становятся известные земские деятели – С.А. Левитский (секретарь Общества), Н.К. Чуков, И.Ф. Кучевский, И.Г. Лазук. Почетным членом Общества был избран В.В. Савельев «земский долгожитель», с 1873 по 1879 гг. – председатель губернского земского собрания, с 1879 по 1904 гг. – председатель губернской управы, с 1906 по 1917 гг. – член Государственного Совета от земства Олонецкой губернии. [2, с. 210]. 

В 1913 г. Олонецкое губернское земство и Общество изучения Олонецкой губернии выступили инициаторами создания нового краеведческого «Романовского» музея (посвященного 300-летию Царствующего Дома Романовых). Земство даже готовилось построить для него отдельное здание в Петрозаводске. Однако строительство и работа по формированию фондов земского музея были прерваны начавшейся Первой мировой войной.

 С октября 1914 г. в ведение Общества переходит и уже существующий Олонецкий губернский естественно-промышленный и историко-этнографический музей. Фонды обоих музеев были объединены и разместились в доме губернатора. Общество изучения Олонецкой губернии и губернское земство старались даже в условиях войны придать новый импульс развитию краеведческого музея. При музее был организован новый отдел, посвященный событиям Первой мировой войны. Олонецкое губернское земство дополнительно ассигновало средства на приобретение предметов для музея, чтобы предотвратить продажу исторических ценностей за пределы губернии [4, с. 176].

Другим, более массовым видом земско-музейного дела в Олонецкой губернии стали школьные музеи. Они открывались не в качестве самостоятельных просветительных учреждений, а были составной частью земской деятельности в сфере образования и воспитания. В экспозицию таких музеев включались коллекции минералов, гербарии, приборы (компас, микроскоп, астролябия), анатомические макеты, картины по истории и этнографии [3, с. 152]. 

Инициаторами создания школьного музея выступали чаще всего сами земские учителя, которые стремились к новаторским решениям, применяли инновационные технологии в обучении детей. Школьный музей дореволюционной России в значительной степени был музеем детского творчества и детского труда, выполняя при этом задачу образования на основе предметного метода. Школьный музей служил также прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого земского учителя. 

Земства России в 1870-е -1880-е гг. создали принципиально новый тип школы – земскую народную школу. Земская идея образования состояла в том, что сельская начальная школа должна была иметь значительный краеведческий компонент, опираться на местные культурные традиции, «вписываться» в окружающую природу. Земские собрания Олонецкого края поддерживали усилия учителей по созданию краеведческих авторских программ, написанию учебных пособий, финансировали их издание. Так, в июле 1881 г. в Петрозаводске вышло в свет учебное пособие краеведа К.М. Петрова под названием: «Краткое описание Олонецкой губернии. (Родиноведение)», предназначенное для учителей начальных школ. Олонецкое губернское земство ассигновало на издание этого учебника 300 рублей. Это позволило разослать в сельские школы губернии 500 экземпляров данного пособия бесплатно [11, с. 56]. Земские музеи также участвовали в разработке учебных программ, в частности, программы по «Родиноведению», которая была необходима для краеведческих исследований школьников.

Самым известным школьным музеем в Олонецкой губернии по праву стал музей К.И. Дмитриева, учителя Вохтозерской школы. Хотя К.И. Дмитриев работал в министерской школе, в его деятельности четко реализовались земские принципы обучения и воспитания. Для активизации познавательной деятельности учеников К.И. Дмитриев придумывал разные способы развития устной речи у детей, обогащающие их словарный запас. Дети оформляли гербарии, изготавливали своими руками макеты и муляжи, различные наглядные пособия. Для них Кузьма Иванович позднее изготовил специальный стеклянный шкаф.

В августе 1895 г. музей Дмитриева принял участие в выставке учебно-воспитательного дела в народных училищах Олонецкой губернии, которая проходила при активном участии земства в Петрозаводске. ОГВ сообщали, что подобная выставка «является новинкой не только для губернии, но и для всей Рос¬сии». На выставке были представлены сотни экспонатов, характеризовавших, в том числе и развитие школьно-музейного дела в крае. В отдельной витрине на выставке демонстрировался «Музей Вохтозерского сельского училища», созданный учителем К.И. Дмитриевым, в котором было собрано 150 предметов и моделей, служивших наглядными пособиями [13, с. 140].

В начале XX в. земские деятели резко активизировали свою работу по созданию школьных музеев. Во многих уездах Олонецкой губернии при министерских и земских училищах открываются новые музеи наглядных пособий. «Они включали предметы "в натуральном виде", а также в виде моделей, чучел и т.д. Многие учителя творчески подходили к делу, расширяя круг предметов быта, пополняли коллекции моделями ремесленных изделий, экипажей, посуды и т.д. Коллекции пополнялись также таблицами по ботанике, зоологии, анатомии… В инспекторском отчете о состоянии народного образования в Повенецком уезде за 1914 г. отмечалось, что при некоторых училищах коллекции учебных пособий достигли "особенной полноты" и разнообразия и могут заменять районные музеи. К числу таких наиболее крупных школьных музеев относились коллекции министерских училищ: Святнаволоцкого и Паданского, земских: Повенецкого 2-классного, Кяппесельгского, Покровского и Ребольского» [5, с. 186]. 

Земско-музейное дело в Олонецкой губернии, несомненно, способствовало повышению образовательного и культурного уровня местных жителей. Земские финансы сыграли важную роль в развитии музейного дела, приобщении населения к истории, культуре и традициям нашего северного края. Земские служащие активно участвовали в пополнении фондов губернского музея. Работа земств по формированию школьных музеев в целом была здесь весьма полезной и эффективной. Деятельность земских учреждений раскрыла новые возможности для обучения и воспитания подрастающего поколения, в том числе и через приобщение его к школьно-музейному делу. В Олонецкой губернии земские учреждения внесли свой вклад в развитие музейного дела также и пропагандой идей сохранения исторического наследия для будущих поколений олончан. 

 

Список литературы:

1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. М.,1996. С.134

2. Баданов В.Г. Земские учреждения Олонецкой губернии (1867-1918 гг.): самоуправление, хозяйство и культура. Петрозаводск, 2017. С. 207-208.

3. Земское самоуправление в России 1864-1918. Книга 2. М., 2005. С. 152.

4. Известия общества изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1914. Т. 4. № 8. С.176.

5. Илюха О.П. Школа и детство в карельской деревне в конце 19-начале 20 века. СПб., 2007. С. 186

6. Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей // Олонецкие губернские ведомости. 1886. 25 января. № 7. С. 6.

7. Приношение в музей // Олонецкие губернские ведомости. 1888. 24 августа. № 65. С.7. 

8. Приобретения для музея при статистическом комитете // Олонецкие губернские ведомости. 1872. 5 января. № 1. С. 6.

9. Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей, находящийся в Петрозаводске // Олонецкие губернские ведомости. 1887. 3 октября. № 76. С. 7.

10. На новом месте // Олонецкие губернские ведомости. 1908. 2 февраля. № 15. С. 7.

11. Пашков А.М. Ф.Н. Фортунатов и изучение краеведения в учебных заведениях Олонецкой губернии во 2-й половине XIX в. // Традиции образования в Карелии: Сборник научных статей. Петрозаводск, 1995. С. 56.

12. Петрозаводские музеумы, или Страницы истории КГКМ [Электронный ресурс] // Петрозаводск. 300 лет [сайт]. 2019. URL: https://goo.gl/PCor7H (дата обращения: 17.03.2019)

13. Петрозаводск. Хроника трех столетий.1703-2003: Монография / М.В. Пулькин, Н.А. Кораблев, Е.Ю. Дубровская [и др.]; Рос. акад. наук. Кар. науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск, 2002. 520 с.

 

Сведения об авторе:

Баданов Вадим Георгиевич – кандидат исторических наук, доцент Карельского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Петрозаводск, Россия).

Data about the author:

Badanov Vadim Georgiyevich – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Karelian Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Petrozavodsk, Russia).

E-mail: badanovru@yandex.ru.