Федосеев А.Н. Албанская миссия епископа Нестора (Сидорука)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 271.22+27-9

АЛБАНСКАЯ МИССИЯ ЕПИСКОПА НЕСТОРА (СИДОРУКА)

Федосеев А.Н.

В статье рассматривается малоизвестный эпизод из истории взаимоотношений Албанской и Русской Православных Церквей. В 1948 году в условиях гонений на Церковь со стороны режима Энвера Ходжи были арестованы трое из четырех архиереев Албанской Православной Церкви. Желая помочь православным Албании, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил отправиться в Тирану епископа Нестора (Сидорука), который принял участие в архиерейской хиротонии будущего Предстоятеля Албанской Церкви Паисия (Водицы). 

Ключевые слова: Албанская Православная Церковь, епископ Паисий (Водица), Томос, епископ Нестор (Сидорук), Патриарх Алексий I.

                             

AN ALBANIAN MISSION OF BISHOP NESTOR (SIDORUK)

Fedoseev A.N.

The article discusses a little known fact from the history of relations between Albanian and Russian Orthodox Churches. In 1948, in terms of the persecution of the Church by the regime of Enver Hodja, three of the four bishops of the Albanian Orthodox Church were arrested. Wishing to help the Orthodox of Albania his Holiness Patriarch of Moscow and all Russia Alexy I with the blessing sent the Bishop Nestor (Sidoruk) to Tirana, where this hierarch took part in the ordination of Paisius (Vodica), the future Primate of the Albanian Church.

Keywords: Albanian Orthodox Church, Bishop Paisius (Vodica), Tomos, Bishop Nestor (Sidoruk), Patriarch Alexy I.

 

Православная Церковь на территории Албании известна с древнейших времен. Первое упоминание o ней относится ко II-III веку, а в качестве Архиепископии она упоминается с X века и с тех пор находилась в греческой юрисдикции. С начала XX века националистические и патриотические круги Албании добивались полной независимости для национальной Церкви. в 1926 году албанцам большими усилиями удалось добиться автономизации, то есть Церковь была признана автономной. Несмотря на это, большинство патриотических сил Албании не устраивало сложившееся положение вещей, борьба за церковную независимость продолжилась. И только 12 апреля 1937 года Томосом Константинопольского Патриарха Вениамина была признана автокефалия Албанской Православной Церкви. Русский перевод этого Томоса приводит профессор К.Е.Скурат в своей книге «История Поместных Православных Церквей»:

«Патриарший и синодальный Томос о благословении автокефалии Албанской Православной Церкви Вениамин, милостью Божией Архиепископ Константинопольский, Нового Рима, и Вселенский Патриарх.

Святая Церковь Христова как заботливая Мать, постоянно пекущаяся о благочестии целого, не отказывается от соответствующих каждому времени и месту форм поддержки и щедро отзывается на просьбы Церквей о даровании им самостоятельности, дабы не вводить в соблазн, приносить как можно большую в Господе пользу.

И вот сейчас, когда благочестивые православные христиане благословенного Богом молодого Албанского государства обратились к нашему Святейшему Апостольскому и Патриаршему Вселенскому престолу, под сенью которого все веками находили надежное укрытие и по милости Христа оставались спасенными в этом винограднике. Обратились как к заботливой Матери с горячей просьбой о благословении и провозглашении самостоятельности и автокефалии церковной епархии как единственной организации в новых политических условиях, организации, готовой к осуществлению церковного управления и содействию достаточно устойчивому прогрессу в общем прогрессе благословенного Албанского государства, которое твердо заверило, что предоставит полную самостоятельность и свободу преуспеяния членам Албанской Православной Церкви. Наша Мерность совместно с Высокопреосвященными митрополитами и высокочтимыми в Духе Святом нашими возлюбленными братьями и сослужителями, проявляя заботу к сыновней просьбе и руководствуясь Священными Канонами, церковным порядком и практикой, благосклонно принимает эту просьбу наших возлюбленных по духу чад, православных христиан Албании, и дает им наше благословение на независимую автокефальную организацию церковного управления.

Итак, соборно и в духе Святом мы определяем и провозглашаем, что отныне все существующие в богоспасаемом Албанском государстве православные епархии и общины объединяются в одну самостоятельную автокефальную церковную организацию, которая будет называться Православной Автокефальной Албанской Церковью.

Эта Церковь, являющаяся нашей духовной сестрой, отныне осуществляет свое управление независимо и автокефально, согласно порядку и суверенным правам, присущим всем Святым Православным Автокефальным Церквам, во главе которой стоит как верховная административная церковная власть, признаваемый всеми Святейший Синод, образуемый каноническими православными архиереями Албании и возглавляемый его Председателем, Высокопреосвященным Архиепископом Тиранским и всея Албании.

В целях соблюдения и доказательства священного канонического единства с нашим Святейшим Апостольским и Патриаршим Вселенским престолом, а также всеми Православными Автокефальными Церквами каждый Высокопреосвященный Архиепископ Тиранский и всея Албании, когда, согласно порядку и правилам Святой Православной Церкви, состоятся его избрание и интронизация, должен будет направить послание, как нашей Великой Церкви Христовой, так и всем братским Православным Автокефальным Церквам, в котором должно содержаться установленное признание и заверение в том, что он сам и вверенная ему Святая Церковь остаются незыблемо верны православной вере, благочестию и всему, что предписано Священными Канонами и строем Святой Православной Церкви, что, согласно установленному порядку, он будет упоминать в диптихах имя Вселенского Патриарха и всех других Святейших Патриархов и Высокопреосвященных Предстоятелей Святых Православных Автокефальных Церквей.

Мы подчеркиваем вместе с тем, что братская Святая Автокефальная Православная Церковь Албании должна получать Святое Миро у нашей Великой Церкви Христовой.

Мы рекомендуем также, чтобы по всем вопросам и недоразумениям общего церковного характера, касающимся условия и юрисдикции Автокефальных Церквей, Архиепископ Тиранский и всея Албании обращался к нашему Святейшеству Патриаршему Вселенскому Престолу, через который связываются между собой все Православные Епископаты, распространяющие правильно слово истины, и испрашивал бы своевременно мнение братских Церквей.

Именно это и было решено 12 апреля сего года на одном из очередных синодальных заседаний, соборно нами утверждено и одобрено, о чем свидетельствует постоянно хранимый настоящий Патриарший и Синодальный Томос, составленный и списанный в кодекс нашей Великой Церкви Христовой, а также отдельно составленный и отосланный Высокопреосвященному Архиепископу Тиранскому и всея Албании, нашему во Христе возлюбленному Брату и Сослужителю кир Христову, Председателю Святейшего Синода Святой Православной Автокефальной Албанской Церкви.

Да пребудет милосердие первого Великого Архиерея и Пастыря Христа Бога нашего с новоучрежденной братской Православной Автокефальной Албанской Церковью, да укрепит ее Господь Бог и сохранит в благополучии.

Пусть ведут ее вперед милость и благословение Господа ко славе Его Святого Имени, ко благу всей ее благочестивой полноты, а также к радости всех Святых Братских Автокефальных Церквей.

В год от Рождества Христова 1937, апреля месяца, в день 12.

Патриарх Константинопольский Вениамин

Халкидонский Максим

Дерконийский Иоаким

Прусийский Поликарп

Принкипонийский Фома

Сардинский и Посидийский Герман

Илиуполийский Геннадий

Феодорополийский Леонтий

Иринуполийский Константин

Христополийский Мелетий

Лаодикийский Доррфей

Эносский Герман» [1 с. 119-123]

Архиепископом Тиранским и всея Албании был поставлен греческий епископ Христофор. В Константинополе были хиротонисаны епископы на Корчинскую и Аргирокастрскую кафедры. Албанский Архиепископ должен был брать святое Миро в Константинополе и туда же обращаться с вопросами общецерковного характера. О признании Албанской Православной Церкви Автокефальной Константинопольская Патриархия окружным посланием известила прочие Поместные Церкви. 

Позже отношение Албанского государства к Православной Церкви изменилось, когда в 1946 году была провозглашена Народная Республика Албания, которую возглавил Генеральный секретарь Коммунистической партии Албании Энвер Холил Ходжа. Его нетерпимое отношение к Церкви развивалось и усиливалось вплоть до 1967 года, когда Албания была объявлена атеистическим государством. 

Какими же были отношения между Албанской Церковью и Вселенской Матерью-Церковью? Константинополь и Албания после окончания Второй Мировой войны оказались в двух противоположных политических лагерях. В своей знаменитой речи, произнесённой 5 марта 1946 года в Вестминстерском колледже в Фултоне в США, Уинстон Черчилль четко разграничил интересы западных государств и их союзников. Так началась «холодная война» с СССР и ее союзниками. 

В условиях гонения на верующих в коммунистической Албании иерархия Албанской Православной Церкви могла прекратить свое существование. К 1948 году были арестованы трое из четырех архиереев Албанской Православной Церкви. 

В столь драматической ситуации и в виду невозможности в силу политических обстоятельств получить поддержку из Константинополя в январе 1948 года состоялся визит делегации Албанской Православной Церкви во главе с заместителем ее предстоятеля архимандритом Пашко (Водицей) в Москву.

Архимандрит Пашко произвел на Патриарха Алексия I исключительно положительные впечатление. По результатам переговоров было решено оказать братскую помощь Албанской Православной Церкви, оказавшейся в столь затруднительном положении. После нескольких месяцев раздумий Святейший Патриарх Алексий I решил благословить епископа Ужгородского и Мукачевского Нестора (Сидорука) возглавить делегацию Русской Православной Церкви, которая должна была посетить Тирану для участия в архиерейской хиротонии архимандрита Пашко (Водицы). 

14 апреля 1848 года делегация Русской Православной церкви пребыла в Тирану, а 18 апреля епископ Нестор принял участие вместе с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всея Албании Христофором в хиротонии архимандрита Пашко (Водицы) во епископа Корчинского с наречением имени ему Паисий. Вот, как пишет об этом профессор И. Шабатин: «Через три месяца патриаршая делегация в составе Нестора, епископа Мукачевского, протоиерея Петра Филонова и священника Михаила Зернова сделала ответный визит Албанской Церкви. Епископ Нестор, по просьбе Албанского Священного Синода, участвовал в епископской хиротонии Паисия (Водицы)» [3 с. 56]. 

Интересен тот факт, что, несмотря на решение, заранее принятое Московской Патриархией об участии в выше указанной хиротонии, епископ Нестор 15 апреля связался по телефону с Патриархом Алексием I для подтверждения этого решения. Об этом свидетельствовал автору непосредственный участник тех событий, будущий архиепископ Киприан, а тогда священник Михаил Зернов. 

Необходимо сказать несколько слов о Паисии (Водице). Вот как описывает его А. Буевский: «Архиепископ Паисий (в миру Пашко Водица) родился в 1886 г. в албанском селении Водица (префектура Корча). Вступив в 1910 г. на путь священнического служения, он с первых же шагов своей церковной деятельности стал неутомимым борцом за освобождение своего порабощенного народа. Поэтому понятна как ответная любовь народной паствы к молодому пастырю-патриоту, так и ненависть к нему тогдашних поработителей албанского народа. Уже в 1912 г. священник Пашко Водица, как борец за освобождение Албании от иноземной власти, арестовывается турецким правительством. Но тюрьма и пытки не сломили дух священника-патриота, и под влиянием народного возмущения он получает свободу.

По прошествии некоторого времени священник Пашко Водица принимает монашество и вскоре возводится в сан архимандрита, а в 1920 г. назначается заместителем епископа в Колень.

В двадцатых годах начинается постепенное устроение Албанской Православной Церкви на началах автокефалии, и в этом направлении одним из первых трудится архимандрит Паисий» [2 с. 63-64].

25 августа 1949 года Священный Синод Албанской Церкви отправил на покой заключtнного в тюрьму за «враждебную деятельность» архиепископа Христофора (Киси), арестованного коммунистическими властями. В тот же день Синод избрал Паисия архиепископом Тиранским всея Албании [7].

После того, как Паисий Водица стал Предстоятелем Албанской Православной Церкви, начали крепнуть братские связи между двумя Церквами. Архиепископ Паисий выступал за укрепление связей с поместными православными Церквами, в первую очередь с Русской, в отличие от своего предшественника архиепископа Христофора, ориентировавшегося главным образом на Константинополь [7].

В 1951 году делегация Русской Православной Церкви посетила Тирану: «В середине мая текущего года Святейший Патриарх Алексий направил в Албанию епископа Херсонского и Одесского Никона и московского протоиерея П. Цветкова, чтобы передать Главе Албанской Православной Церкви Архиепископу Паисию, духовенству и мирянам пасхальное приветствие Святейшего Патриарха.

В этом приветствии было сказано: «Единство веры и наше общее стремление работать на пользу мира во всем мире роднит нас и соединяет в единую братскую христианскую семью, давая силу нашим молитвам ко Господу о умирении мира и о благостоянии святых Божиих Церквей» [4 c. 33].

Блаженнейший Архиепископ Паисий (Водица) прожил долгую жизнь, почив в возрасте 85 лет. Предстоятель Албанской Православной Церкви «скончался 4 марта 1966 года после тяжёлой болезни. Его смерть, последовавшая за год до начала массовой антирелигиозной кампании в Албании лишила Албанскую Церковь последнего человека, который ещё пользовался определённым влиянием в коммунистической элите» [7].

Большой интерес представляет личность непосредственного участника архиерейской хиротонии Паисия (Водицы) епископа Нестора (Сидорука). Он родился 10 января 1904 года в Полтаве, в миру его звали Георгий Мартинович Сидорук. Его отец был следователем, а дед – протоиереем. Георгий окончил Харьковский университет в 1926 году. С 1922 года он начал прислуживать епископу Полтавскому Григорию, который посвятил его в чтеца. В 1944 году Георгий был рукоположен в священный сан. 

Будучи этническим украинцем, он приветствовал украинизацию в Православной Церкви и в ряде случаев Евангелие читал на украинском языке. Некоторое время отец Георгий являлся настоятелем Преображенского кафедрального собора города Полтавы. В скором времени он был пострижен в монашество с наречением имени Нестора, постриг происходил в Киево-Печерской Лавре. 14 октября 1945 года архимандрит Нестор был хиротонисан во епископа Уманского. А затем он был назначен епископом Ужгородским и Мукачевским. Епископ Нестор выполнял ответственные поручения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I и его личные распоряжения. 

 В 1951 году епископ Нестор неожиданно скончался. «Преосвященный Нестор прослужил в сане епископа всего 6 лет, но за это короткое время выполнил ряд ответственных поручений Московской Патриархии: участвовал в воссоединении униатов Закарпатья, совершил в 1946 году поездку в Венгрию с целью принятия венгерских православных приходов, согласно их просьбе, в юрисдикцию Московской Патриархии, в 1947 году ездил в Албанию для участия в хиротонии нового епископа, а в 1949 году посетил Манчжурию, где изучал состояние жизни православных приходов. Годом раньше Преосвященный Нестор принимал участие в совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей в Москве» [5, с. 7-8]. Сразу после  кончины епископа Нестора Патриарх Московский и всея Руси Алексий I  выразил свои соболезнования осиротевшей пастве: «Поражен вестью о внезапной кончине Преосвященного Нестора. Глубоко скорблю об этой утрате. Молимся о мире души его. Сообщите подробности. Совершить погребение поручается епископу Полтавскому Палладию. Патриарх Алексий» [5 с. 8]

Вот, как описывает кончину и похороны епископа Нестора протоиерей Н. Концевич: «В это время у тела Преосвященного Нестора, облаченного по уставу, совершались панихиды и чтение Евангелия. Верующие, быстро узнавшие о кончине своего архипастыря, во множестве спешили отдать ему последний долг молитвенного поминовения. По этой причине вечером, во вторник, тело почившего пришлось перенести из маленькой комнаты архиерейского дома в кафедральный собор, который, в виду непрерывного притока верующих, был оставлен открытым на всю ночь. Поздно вечером прибыл в Курск и Преосвященный Палладий. На другой день, в среду, в соборе была совершена литургия, за которой присутствовал Преосвященный Палладий, совершивший затем у гроба почившего панихиду. После этого у гроба в течение всего дня читалось Евангелие, и совершались панихиды в присутствии множества верующих, непрерывным потоком шедших на поклонение почившему. В этот день Святейший Патриарх Алексий I прислал на имя Преосвященного Палладия вторую телеграмму: "Мысленно молитвенно будем участвовать завтра в церковном напутствии в путь всея земли усопшего возлюбленного брата нашего епископа Нестора, давая ему последнее целование. Патриарх Алексий". Были также получены телеграммы от архиепископа Харьковского Стефана, архиепископа Днепропетровского Андрея, из Мукачева и из Ленинградской Духовной Академии. С 6 часов вечера 3 октября началось заупокойное всенощное бдение, которое совершал епископ Полтавский Палладий, в сослужении соборного, городского и епархиального духовенства. Заупокойная служба была соединена со службой отдания праздника Воздвижения Креста Господня. Собор был переполнен молящимися. По окончании службы двери собора не закрывались всю ночь, не прекращалось и чтение Евангелия у гроба. В 9 часов утра, в четверг, началась Литургия, которую совершал Преосвященный Палладий, в сослужении 10 старейших священников, архидиакона и трех диаконов. После запричастного стиха первое слово у гроба почившего сказал, по благословению епископа Палладия, прот. Всехсвятской церкви г. Курска о. Георгий Стуканев. Перед отпеванием прочувствованное слово сказал Преосвященный Палладий, который вместе с тем огласил обе телеграммы Святейшего Патриарха Алексия. Второе слово перед пением "Со святыми упокой", посвященное воспоминаниям о почившем архипастыре, сказал прот. Н. Концевич. В отпевании, кроме Преосвященного Палладия, принимало участие до 40 священников и 6 диаконов» [5, с. 8-9].

По мнению архиепископа Киприана (Зернова), епископ Нестор был перемещен с Ужгородской и Мукачевской на Курскую кафедру в связи с тем, что владыка сочувственно относился к идеям украинства. Вероятно, поэтому церковное священноначалие, действуя в угоду светским властям и опасаясь возрождения Украинского Православия в Закарпатье, решило перевести владыку Нестора подальше от «украинского национализма» на Курскую и Белгородскую кафедру. 

В последние годы жизни епископ Нестор выполнял достаточно сложные послушания, возложенные на него Патриархом Алексием I [6].

Подводя итоги, следует сказать, что Албанская миссия епископа Нестора (Сидорука) и его участие в архиерейской хиротонии Пашко (Водицы) придала новый импульс развитию Албанской Православной Церкви, послужила сохранению ее иерархии, а также способствовала укреплению братских отношений с Русской Православной Церковью. Если бы не безумные устремления Энвера Холила Ходжи к созданию атеистического государства и гонения на Церковь, развязанные им в последней трети своего правления, то история Албанского Православия могла бы быть совершенно иной.

 

Список используемой литературы:

1. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей // Cедмица.RU [сайт]. URL: https://goo.gl/1owoQ6 (дата обращения: 15.05.2015).

2. Буевский А. Албанская Православная Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1950.  № 2. С. 63-64. 

3. Шабатин И. Албанская Православная Церковь (краткие исторические заметки) // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 3. С. 50-56

4. Ведерников А. Албанская Православная Церковь в борьбе за мир // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 8. С. 32-35.

5. Концевич Н. прот. Епископ Курский и Белгородский Нестор (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1951. № 11. С. 7-10.

6. Киприан (Зернов) архиеп. Дневники (рукопись). 1951.

7. Паисий (архиепископ Тиранский) // Википедия, Свободная энциклопедия. 2015. URL: https://goo.gl/xDxtVf (дата обращения: 15.05.2015).

 

Сведения об авторе:

Федосеев Александр Николаевич – протоиерей, доктор богословия, доктор философии, настоятель Храма Новомучеников и исповедников Российских Московской Епархии (Москва, Россия).

Data about the author:

Fedoseyev Alexander Nikolaevich – archpriest, Doctor of Theology, Doctor of Philosophy, Senior priest of New Martyrs and Confessors of Russian Church Parish, Moscow Eparchy (Moscow, Russia).

E-mail: 5174576@mail.ru.