Бурейко Н.Н. Влияние иммиграции на процесс становления американской национальной идентичности

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 323(73)

ВЛИЯНИЕ ИММИГРАЦИИ НА ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ 

АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ

Бурейко Н.Н.

В статье автор анализирует влияние иммиграции на процесс становления американской идентичности, определяя роль и место иммигрантов в американской нации. Определено, что иммигрантам в США отводилась ведущая роль независимо от доминирующей концепции, применяемой для объяснения сущности американского национального характера – плавильный котел или культурный плюрализм.

Ключевые слова: иммиграция, иммигрант, национальная идентичность, нация, США.

 

THE IMPACT OF IMMIGRATION ON THE PROCESS 

OF AMERICAN NATIONAL IDENTITY FORMATION

Bureiko N.M.

In the article the impact of immigration on the process of American national identity formation is analyzed, distinguishing immigrants’ place and role within American nation. A significant role of immigrants in the USA is determined, regardless the domination concept used for explanation of the nature of American national character – melting pot or cultural pluralism. 

Keywords: immigration, immigrant, national identity, nation, the USA.

 

В первом номере журнала «Studia Humanitatis» в своем исследовании [1] мы проанализировали главные политико-идеологические факторы становления американской национальной идентичности и основные черты, определяющие характер американской нации­­­. Но важно понимать, что Соединенные Штаты Америки уникальны тем, что как государство они были созданы преимущественно иммигрантами, и во всем мире США представлены в общественном сознании как «нация наций», «нация иммигрантов». Ведь в США национальная идентичность формировалась под влиянием культур и традиций представителей разных этнических групп, а иммиграция служила важным фактором различных аспектов общественно-политического развития. Именно поэтому целью предложенного исследования стало определение степени влияния иммиграции на процесс становления американской нации.

Актуальность темы обусловлена тем, что, начиная со второй половины ХХ века, иммиграционная политика Соединенных Штатов Америки была существенно либерализирована, что в свою очередь, повлекло за собой изменение характера иммиграции, прежде всего, ее этнического состава. В целом такая тенденция привела к этнорасовой рекомпозиции облика американской нации и переосмыслению сущности американской национальной идентичности. Для того чтобы определить место и роль иммиграции в процессе становления и развития американской нации, а также изменения ее этнорасовой композиции на современном этапе, важно обратиться к истокам формирования национальной идентичности американцев, что и стало основной задачей нашей работы.

Влияние иммиграции на национальную идентичность в целом можно объяснить несколькими факторами, среди которых можно выделить количество иммигрантов и их этническую идентичность, продолжительность иммиграции, готовность иммигрантов интегрироваться в культурное и языковое пространство принимающего государства, перенимать его ценностные ориентиры. В значительной степени влияние иммиграции на национальную идентичность может определяться и отношением собственно государства к иммигрантам и его иммиграционной политикой [2, с. 87].

Говоря о Соединенных Штатах Америки, важно понимать, что с самого начала формирования американской нации образ американца ассоциировался, в первую очередь, с иммигрантом, который прибывал к «золотым вратам», о чем красноречиво свидетельствуют строки Э. Лазарус (которая, кстати, тоже была иммигранткой), увековеченные на пьедестале статуи Свободы [19]. В первых же попытках найти ответы на вопрос, какова сущность американской нации и роль в ней выходцев из разных стран (разумеется, на первых порах исключительно европейских), находим следующие ассоциации: американец – тот, кто был европейцем либо потомком европейца, в котором протекала смешанная кровь «англичанина, шотландца, ирландца, француза, голландца, немца, шведа» [4]. Таким образом, «вся Европа, а не Англия стала праматерью Америки» [22, p. 20], когда «индивиды всех наций сплавились в новую расу людей» [8]. Истинным считался американец, в жилах которого протекла смешанная кровь, при этом Соединенные Штаты Америки провозглашались страной открытой и существующей для всего мира, готовой принять выходцев со всех его уголков к уже упомянутым нами «золотым вратам». Ведь принято считать, что эти врата ведут к «мировой цивилизации в миниатюре» [6, p. 258].

Прибывая в США и оставляя позади свою родину, иммигрант, принимая новые идеи и ценности, руководясь принципами демократии, свободы и равенства, получая возможность усовершенствовать себя и свое материальное положение, становился американцем. Приехавшие в Соединенные Штаты «переплавлялись» в новую человеческую расу, чей труд и чьи будущие поколения должны были стать творцами великих изменений в мире. Характерно, что все, причастные к поиску сущности американского национального характера, пребывали в этом процессе осознанно [8].

Таким образом, выкристаллизуется однозначная констатация того, что иммиграция выступила фактором становления и процесса формирования американцев как нации при условии, что иммигранты, не имея общности этнического происхождения, перенимали американскую идею и американский характер, американские ценности [12, p. 52]. Именно таким способом многочисленные разнородные этнические элементы «сплавлялись» в новое историческое образование – американскую нацию [5, с. 87], «включающую всех…» [16, p. 21]. Именно в способности принять в США людей разного этнического происхождения, которыми общими усилиями будут развивать американскую нацию и единую американскую культуру заключается концепция «плавильного котла». Одновременно с этим подчеркивалась определяющая роль фактора иммиграции для формирования американской нации. Однако, необходимо также отметить, что упомянутые «все» исключали тех, кто не принимал предложенные ценности [10, p. 34], а также на протяжении очень продолжительного периода – представителей неевропейских народов. Более того, на начальных этапах формирования американской нации такое «европейское происхождение» для иммигрантов, творивших образ американца, сужалось до западноевропейского; иные достаточно долго не учитывались. То есть, несмотря на неэтнический характер национальной идентичности в США элемент «исключения» из национальной палитры представителей отдельных этнических групп, безусловно, присутствовал. Небелым американцам, а именно индианцам и африканцам, довело немало выстрадать, прежде их уравняли в гражданских правах – аж до принятия «Закона о гражданских правах» 1964 года, запрещающего расовую дискриминацию, дискриминацию на основе национального происхождения, пола, религии и т.д., и гарантирующего свободу и равенство трудоустройства, образования и проч.

Все это, разумеется, в свою очередь нашло и отображение в иммиграционном процессе Соединенных Штатов Америки – в 1965 году был принят «Закон про иммиграцию», который открыл дорогу в США представителям их тех регионов и стран, откуда прежде иммиграционные потоки были существенно ограничены. Немало исследователей считают упомянутые два закона результатом антидискриминационного движения в США и часто приравнивают их по степени значения. «Закон про иммиграцию» 1965 года остановил проведение национально ориентированной иммиграционной политики в Соединенных Штатах, которая основывалась на предыдущих законах (последний – «Закон про иммиграцию» Маккарена – Уолтера 1952 года, который предусматривал квотное ограничение доступа иммигрантов в страну по национальному признаку). Последствия иммиграционной реформы не замедлили проявится, немало дискуссий на современном этапе посвящены интенсификации иммиграции как вызову и угрозу национальной идентичности и единения. Об этом читаем, например, в работах С. Хантингтона [4], А. Шлезингера [2, с. 163-164; 21], П. Браймлоу [7].

Возвращаясь к роли иммигрантов (разного этнического происхождения), обратимся к идеям культурного плюрализма, о котором впервые заговорили в 1915 году. Примечательно, что идеологом культурного плюрализма был также иммигрант – Г. Каллен, который в своей работе «Демократия против плавильного котла: изучение американской нации» отмечал важность роли иммигрантов разного этнического происхождения в американской нации. Приверженцы идей культурного плюрализма однозначно утверждали, что Соединенные Штаты Америки никогда не были нацией с определенной национальностью, ведь США – это политическая нация, которая объединяет представителей разных национальностей. При этому они сохраняют свою культуру, а разговаривая на государственном языке – английском, не отказываются от своих «особенных диалектов или говоров», проживая в «демократии национальностей» [18]. Именно поэтому предложенный Калленом плюрализм является культурным, а не политическим, ведь он предусматривает сохранение особенностей праотцовской культуры, в первую очередь, для иммигрантов. Культурный плюрализм стал своеобразным следующим логическим этапом американизма, истинного по своей сути, а не того, который в форме принудительных ассимиляционных программ для иммигрантов, известных как «американизация», противоречил американским принципам равенства и демократии. На современном этапе культурный плюрализм, с присущими ему некоторыми видоизменениями, распространен и в других полиэтнических странах, предусматривая «создание условий для развития культур этнических обществ, который составляют этнонациональную структуру того или иного общества» [3, с. 91].

Примечательным является то, что последователи культурного плюрализма, которые, правда, не ссылались на взгляды Каллена, но все же продолжали развивать предложенную им концепцию, почти полностью отбрасывали расовые ограничения в процессе формирования американской национальной идентичности. При этом признавали ценность культурных элементов, предложенных и афроамериканским населением, и исконно коренными населением – индианцами. Идеи культурного плюрализма стали альтернативными концепции «плавильного котла» и особую популярность получили, начиная с 60х годов ХХ века, в связи с реформой иммиграционной политики в Соединенных Штатах Америки после принятия упомянутого выше закона 1965 года.

Своеобразным перерождением культурного плюрализма стал плюрализм этнический, поддержку которого принято считать значительным достижением демократии. Именно вследствие того, что понятие культурного плюрализма начали использовать для отображения и трактовки этнонациональных процессов, обусловленных ростом количества иммигрантов, его начали заменять на «этнический плюрализм», «этническое разнообразие / ethnic diversity», позже добавляя такие детерминанты, как «этнокультурный», «мультикультурный», а потом – «мультикультурализм». Практической поддержкой, а вернее воплощением данных идей в Соединенных Штатах стала реализация программы «позитивных действий», а также программы исследования этнического исследования и введение двуязычного обучения в школах с большим количеством детей иммигрантов.

Отметим, что позитивное отношение к иммигрантам и их вкладу в процесс формирования американской нации находим в исследованиях К. Витка «Мы, кто строит Америку: сага про иммигранта» [24], М. Хенсена «Атлантическая миграция» [14] и «Иммигрант в американской истории» [15], О. Хендлина «Бостонские иммигранты» [13] и многих других. На ценности вклада иммигрантов в развитие и утверждение самобытной американской культуры делал акцент философ Дж. Дьюи, утверждая, что крайне неправильно обращаться к представителю американской нации «… американский ирландец, американский еврей, американский немец, … поскольку истинный американец – иностранного происхождения. Это не означает, что он неполноценный американец с примесями чужеродной крови… Его сущность – межрасовая, интернациональная. Он не американец плюс поляк или немец. Американец уже, по сути, поляк – немец – англичанин – француз – испанец – итальянец – грек – ирландец – скандинав – чех – еврей» [9]. Отсюда читаем – этническое происхождение не разъединяет, а наоборот способно выступить консолидирующим фактором. При этом важно учитывать ценность наследия прошлого иммигрантов, к чему призывает Дьюи, путем изучения его в системе американского образования, введения в курс школьной программы изучение роли «…миграционных волн, с которых на протяжении более, чем трех веков, формировалась эта (американская – Н.Б.) земля» [9]. В целом, согласно идеям культурного плюрализма культурного многообразие, принесенное иммигрантами, содействует прогрессу и благу страны [17, p. 148]. Ведь американская нация была создана людьми разного этнического и национального происхождения, иммигрантами – на основе их приверженности единым ценностям [12, p. 52].

Американское общество не только не исключает, но и предусматривает разнообразие культурных элементов, принесенных иммигрантами, что закономерно повлекло за собой развитие концепции культурного плюрализма (pluribus) в виду политико-идеологического консенсуса, заложенного в единении американской нации (unum) [11, p. 802]. Учитывая то, что в течение ХХ века иммигранты и их потомки составляли значительную часть населения Соединенных Штатов Америки, сложно отрицать, что они так или иначе внесли существенный вклад в ее формирование [11, p. 805]. Примечательно, что на вопрос «Какое Ваше этническое происхождение?» только 6% респондентов ответили, что они американцы. Остальные же отнесли себя к одной из предложенных переписью 215 этнических групп [23, p. 16]. Исходя из такой многообразной этнической палитры, безусловно, возникает вопрос о том, каким образом страна с таким этническим многообразием удерживает и сохраняет целостность и единство нации, ее идентичности. Возвращаясь к тому, что США – это политическая нация, верная общим идеям и ценностям, важно помнить о том, что «нация, построенная иммигрантами… может задать вопрос тем, кто сегодня ищет возможности к ней присоединиться: «Что Вы можете сделать для нашей страны?», но мы (нация, американцы – Н.Б.) не должны спрашивать: «В каком государстве Вы родились?» [20, p. 132]. Пусть иммигранты, которые перманентно прибывали в Соединенные Штаты Америки, и были выходцами из разных стран, а их предки не были американцами, они сами, перенимая американскую идею, не просто становили частью американского общества, но и влияли на формирование и развитие американской нации и национальной идентичности. Ведь последняя основана на общей принадлежности к универсальным принципам демократичности и равенства, – это идентичность, которая объединяет американцев независимо от их происхождения. Это подтверждает определяющую роль политико-идеологического фактора формирования национальной идентичности США.

 

Список литературы:

1. Бурейко Н.Н. К вопросу об американской национальной идентичности (политико-идеологический факторы ее становления) [Электронный ресурс] / Н.Н. Бурейко // Studia Humanitatis. № 1. 2013. URL: http://st-hum.ru/node/56 (дата обращения: 05.12.2021). 

2. Ґібернау М. Ідентичність націй. Київ: Темпора, 2012. 304 с. 

3. Євтух В. Етнічність: глосарій. Київ: Вид-во НПУ імені М.П. Драгоманова, 2009. 170 с.

4. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004. 636 c.

5. Червонная С. Обеспечение прав меньшинств в США // США – Канада: экономика, политика, идеология. 1995. № 7. С. 86-96.

6. Bourne R.S., Hansen O. The Radical Will. Selected Writings 1911-1918. Berkeley: University of California Press, 1992. 548 p.

7. Brimelow P. Alien Nation: Sense about America’s Immigration Disaster. New York: Random House, 1995. 384 p.

8. Crevecoeur H. Letters from an American Farmer [Электронный ресурс] // FullBooks.com. [сайт]. 2014. URL: https://bit.ly/3dnLhei (дата обращения: 05.12.2021).

9. Dewey J. Nationalizing Education [Электронный ресурс] // Sage Publications [сайт]. 2014. URL: https://bit.ly/3opfQ9T (дата обращения: 05.12.2021).

10. D’Sauza D. What’s so great about America. Washington, D.C.: Regnery Publishing Inc., 2002. 218 p.

11. Fuchs L. Culture pluralism and the future of American unity: The impact of illegal aliens // International Migration Review. 1984. Vol. 18. No 3. Р. 800-813.

12. Gleason P. American identity and Americanization // Harvard encyclopedia of American ethnic groups [Ed. By S. Thernstrom, A. Orlov, O. Handlin]. London: The Belknap Press of Harvard University Press, 1980. P. 31-58.

13. Handlin O. Boston’s immigrants [1790-1880] a study in acculturation. Cambridge: The Belknap Press, 1991. XVII, 382 р.

14. Hansen M. The Atlantic migration, 1607-1860: a history of the continuing settlement of the United States. Safety Harbor (Fl.): Simon Publications, 2001. XVII, 391 p.

15. Hansen M., Schlesinger A.M. The immigrant in American history. N.Y.: Harper & Row, Publishers, 1964. 230 p.

16. Higham J. Strangers in the land. Patterns of America nativism. 1860-1925. N.Y.: Rutgers University Press, 2002. 431 p.

17. Joppke C. Immigration and the Nation-State. The United States, Germany and Great Britain. Oxford, NY: Oxford University Press, 1999. 359 p.

18. Kallen M.H. Democracy versus the melting pot: A study of American nationality [Электронный ресурс] // Pluralism and Unity [сайт]. 2014. URL: https://bit.ly/31mqeGT (дата обращения: 05.12.2021).

19. Lazarus E. The New Colossus [Электронный ресурс] // Liberty State Park [сайт]. 2014. URL: https://bit.ly/3lA1fXq (дата обращения: 05.12.2021).

20. Lind M. the next American nation. The new nationalism and the Fourth American Revolution. N.Y., London, 1995. 448 p.

21. Schlesinger A. The disuniting of America. Reflections on a multicultural society. N.Y., London: W.W.Norton&Co., 1998. 208 p.

22. The selected work of Tom Paine and Citizen Tom Paine / Ed. H. Fast. N.Y.: The Modern Library, 1943. 640 p.

23. Vecoli R. Return to the melting pot: Ethnicity in the United States in the Eighties // Journal of American Ethnic History. 1985. P. 7-20.

24. Wittke C.F. We who built America: the saga of the immigrant. N.Y.: Prentice-Hall, 1939. 547 p.

 

Сведения об авторе:

Бурейко Надежда Николаевна – кандидат политических наук, кафедра международных отношений факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (Черновцы, Украина).

Data about the author:

Bureiko Nadiya Mykolaivna – Candidate of Political Sciences, Chair of International Relations, Department of History, Political Science and International Relations, Yurii Fedkovych Chernivtsi National University (Chernivtsi, Ukraine).

E-mail: hope1@yandex.ua.