Кузнецова Н.Ю. Некоторые аспекты классической образовательной традиции в обучении будущих публицистов Российской империи первой половины XIX в. (по данным биобиблиографического словаря «Деятели революционного движения России»)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 94(470):929:37.8

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ПУБЛИЦИСТОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (ПО ДАННЫМ БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ

«ДЕЯТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ»)

Кузнецова Н.Ю.

В статье анализируется образовательный опыт ряда публицистов – представителей революционного движения в России первой половины XIX в. Прослеживается присутствие классического элемента в образовательной системе в период их обучения в высших учебных заведениях. Источником для анализа послужил первый том биобиблиографического словаря «Деятели революционного движения в России. От предшественников декабристов до падения царизма». Проведенный анализ показал, что предметы классического (античного) цикла были представлены в достаточном количестве в образовательных учреждениях, в которых обучались лица, чьи биографии помещены в первом томе рассматриваемого биобиблиографического словаря.

Ключевые слова: публицистика, образование в Российской империи, античная традиция, революционное движение, образовательные учреждения.

 

SOME ASPECTS OF THE CLASSICAL EDUCATIONAL TRADITION IN TRAINING

OF FUTURE PUBLICISTS OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY

(ACCORDING TO THE ACADEMIC DICTIONARY

“FIGURES OF THE REVOLUTIONARY MOVEMENT OF RUSSIA”)

Kuznetsova N.Y.

The article analyses the educational experience of a number of publicists, representatives of the revolutionary movement in Russia in the first half of the 19th century. The presence of a classical element in the educational system during their studies in high school institutions is traced. The source for the analysis was the first volume of the Bio-Bibliographic Dictionary “Figures of the revolutionary movement in Russia. From the predecessors of the Decembrists to the fall of Tsarism”. The analysis showed that the subjects of the classical (ancient) cycle were presented in sufficient numbers in educational institutions where studied those who were placed in the first volume of the considered Bio-Bibliographic Dictionary.

Keywords: journalism, education in Russian Empire, ancient tradition, revolutionary movement, educational institutions.

 

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00423.

 

В начале XIX в. Российская империя претерпевала изменения во всех сферах жизни общества, что обуславливалось и ростом международных связей, и усилением буржуазных отношений в экономике. При этом росла потребность в наличии грамотных специалистов. Данные обстоятельства предопределили либеральные реформы Александра I в сфере образования.

Координировались реформаторские усилия посредством созданного в 1802 г. Министерства народного просвещения и разработанного и опубликованного в 1804 г. Устава университетов Российской империи. В состав университетов входили четыре отделения (факультета): нравственных и политических наук, физических и математических наук, врачебных или медицинских наук и словесных наук. И если в отделении нравственных и политических наук должен был числиться профессор умозрительной и практической философии, то на отделении словесных наук в обязательном порядке присутствовали профессор греческого языка и словесности греческой и профессор древностей и языка латинского [9].

В целом преобразования данного периода носили либеральный характер. И ряд исследователей полагает, что Устав 1804 г., оформленный по западным образцам, «переносил к нам понятия германской академической жизни» [см.: 1, 4]. Однако после Отечественной войны 1812 г. усилилась реакция государственной машины на «дух революции», что не могло не затронуть и образовательную сферу. Министерство народного просвещения, просуществовав в исконном виде всего 15 лет уже в 1817 г. было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1835 г. был принят и обновленный Университетский устав. По нему в университетах вводилось два отделения (факультета): 1-е включало философский, исторические и языковые науки (историко-филологическое отделение); 2-е включало естественные науки (физико-математическое отделение). Из предметов классического (античного) цикла преподавались греческая словесность и древности, римская словесность и древности, а из языков были определены к преподаванию немецкий, французский, английский и итальянский. В самом тексте Устава упоминание о латинском языке отсутствует [10].

Кроме того, по новому Уставу вновь появились кафедры античной, восточной и отечественной словесности, что придавало «университетскому образованию уже не европейский, а национальный характер [4, с. 13]. В этот период идеологи государственной машины, отвечавшие за образование, призвали вернуться к «истинности» просвещения в противовес «вредоносности общего образования» [3]. Подобная истинность стояла на основании усиления доли, в том числе, и классических (древних) языков, как образчика традиций.

Источником для анализа выступил биобиблиографический словарь «Деятели революционного движения в России», впервые опубликованным в 1927 г. [2]. (На сегодняшний день словарь доступен в оцифрованном виде в электронной библиотеке Государственной публичной исторической библиотеки России).

В данном словаре собраны биографии деятелей революционного движения в России в кратком, либо в развернутом виде, начиная с XIX в. Словарь стал одним из ключевых издательских проектов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев (ОБПКиС), изучавшего и пропагандировавшего историю революционного движения в Российской империи. Словарь был запланирован ОБПКиС как многотомное библиографическое издание, в котором бы отражались биографии деятелей революционного движения в Российской империи.

Для подробного анализа нами был выбран первый том словаря – «От предшественников декабристов до конца "Народной воли"». Он содержит данные об общественных деятелях, выступавших против царского режима в период с конца XVIII в. до 60-х гг. XIX в.

Контент-анализ текста показал, что для темы исследования в рамках проекта словарь содержит недочеты. Так информация о полученном образовании содержится не во всех библиографических статьях о персоналиях. Но при этом данное издание наиболее полно зафиксировало перечень тех лиц, кто так или иначе относился к революционному движению России, а значит, является актуальным для изучения, так как именно они значительно пополнили список авторов, публиковавшихся в периодических изданиях Российской империи.

Всего нами было проанализировано 940 биографических статей. Можно сделать следующие выводы:

– значительная часть всех персоналий проходили обучение в высших учебных заведениях;

– образование в учебных заведениях гражданского ведомства получили 47,2% персоналий, военного ведомства – 40% персоналий.

Рассмотрим подробнее ряд организаций на предмет возможного выявления классических (античных) дисциплин. Из военных образовательных организаций можно выделить такие как: Первый кадетский корпус (Санкт-Петербург), Морской корпус, Кавалергардский полк, 2-й Кадетский корпус, Пажеский Его Императорского Величества корпус, Корпус горных инженеров (Горный институт с 1866 г.), Московское учебное заведение для колонновожатых (в народе Муравьевская школа колонновожатых). В данных образовательных организациях ситуация с преподаванием классических дисциплин была двоякой. С одной стороны, они включались в некоторых в общий курс образования (например, Первый кадетский корпус до определенного времени, по утверждению многих современников, выпускал скорее высокообразованных философов, нежели военных). С другой стороны, в иных профильных учреждениях подобного типа преподавались исключительно практические дисциплины исходя из профилизации. Таким был, например, Горный корпус.

Значительная часть из всех рассмотренных персоналий обучалась в университетах Российской империи, а именно: в Киевском, Казанском, Московском, Петербургском, Харьковском университетах. Безусловно, все университеты включали в перечень преподаваемых дисциплин предметы классического (античного) цикла. Так на отделении нравственных и политических наук Московского университета преподавалось римское право (Ф.Г. Баузе, Л.А. Цветаев), целый ряд философских курсов (история философии (И.Ф. Буле, М.М. Снегирёв), логика и метафизика (А.М. Брянцев)), римская словесность (латинского языка и литературы Древнего Рима). Интересно, например, что согласно учебной программе в полугодии на римскую словесность отводилось всего 4 часа [8].

Были и специфические учебные заведения: Императорское училище правоведения, Медико-хирургическая академия, Иезуитский пансион, Императорская Академия художеств. В каждом из них с большей или меньшей представленностью студенты изучали предметы классического (античного) цикла – римское право и историю римского права, латинский язык, историю философии или историю философии права. Но, в отличие от университетского образования, эти курсы были более практикоориентированные [см.: 5].

Например, в Академии художеств в ряду предметов стояла мифология, изучавшаяся именно с точки зрения художественного просвещения. В системе деления жанров изобразительного искусства по их значимости Академия до конца XIX в. главным считала именно историческую живопись, в том числе, весомое место занимали картины на сюжеты из произведений античных авторов (Гомер, Феокрит, Овидий) [7]. До 50-х гг. XIX в., как отмечает Н.В. Сеницкая, для Академии и образования в ней были «ориентация на углубленное постижение классических соотношений», «воспитание композиционного мышления в традициях античности», а одним из главных классов был «класс гипсовых слепков с античной скульптуры», что также позволяет проследить «античный след» в образовании [6, с. 311-312].

Таким образом, анализ показал, что предметы классического (античного) цикла были представлены в достаточном количестве в образовательных учреждениях, в которых обучались лица, чьи биографии помещены в первом томе биобиблиографического словаря «Деятели революционного движения в России».

В дальнейшем работу по анализу наличия классических предметов в образовании революционных деятелей планируется продолжить. Объем материала позволяет предположить, что возможно создать базу данных, посвященную данной тематике.

 

Список литературы:

1. Волосникова Л.М. Университетский устав Российской империи 1804 г.: режим академической свободы // История государства и права. 2006. № 4. С. 33-37.

2. Деятели революционного движения в России: Биобиблиографический словарь: От предшественников декабристов до падения царизма / Под ред. Вл. Виленского-Сибирякова, Феликса Кона, А.А. Шилова [и др.]; Всесоюзное общество политических каторжан и ссыльно-поселенцев. М.: Всесоюз. о-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1927-1934. Т. 1: От предшественников декабристов до конца «Народной воли»: Ч. 1: До 50-х гг. XIX в. / Сост. А. . Шиловым, М.Г. Карнауховой; Предисл. В. Виленский-Сибиряков. 1927. XXVIII с., 222 стлб.

3. Зипунникова Н.Н. «…Мы обратили деятельность Университетов Наших на существенную пользу наук и публичного воспитания»: к 180-летию Общего устава российских императорских университетов 1835 г. [Электронный ресурс] // Genesis: исторические исследования. 2015. № 2. URL: https://goo.su/OgXtCD (дата обращения: 21.11.2023).

4. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Университетский Устав 1835 г. // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. № 3. С. 11-20.

5. Пыхалов И.В. Образование в Российской империи: факты и мифы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 2. С. 196-200.

6. Сенницкая Н.В. И.Б. Лампи Старший (1751-1830) и система реорганизации обучения в Санкт-Петербургской академии художеств в конце XVIII – первой половине XIX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 63-1. С. 310-315.

7. Спинул С. Петербургская академия художеств: история, основатели, академики [Электронный ресурс] // FB.ru [сайт]. 24.04.2017. URL: https://goo.su/gpitMuN (дата обращения: 21.11.2023)

8. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. [Электронный ресурс] // Классика российского права [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/hkRTV (дата обращения: 21.11.2023).

9. Университетский Устав (5 ноября 1804) [Электронный ресурс] // Летопись Московского университета [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/uSx3DyA (дата обращения: 21.11.2023).

10. Университетский Устав (26 июля 1835) Летопись Московского университета [сайт]. URL: https://goo.su/xtIIfij (дата обращения: 21.11.2023).

 

Сведения об авторе:

Кузнецова Наталья Юрьевна – кандидат исторических наук, доцент Петрозаводского государственного университета (Петрозаводск, Россия).

Data about the authors:

Kuznetsova Natalia Yurievna – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia).

E-mail: foliage.07@mail.ru.