postmodernism

Никольский Е.В. Философская проза как эстетический феномен

В статье рассматривается художественная специфика философской прозы – особого вида искусства, в котором органично переплетаются художественность и философия. Автор убедительно доказывает, что явление философского жанра лежит за гранью проблематики произведения, утверждая, что в основе данного жанра лежит эстетическая рефлексия, особый принцип эстетического мировидения. В этом оригинальность и актуальность статьи, ведь в отечественном литературоведении вопрос о жанровой специфике философской прозы не является однозначно решенным. В качестве примера произведения, в котором реализуются принципы философского жанра, рассматривается роман Умберто Эко «Имя Розы», где автор выходит за пределы эстетики постмодерна, детектива и нравоописания и создает многогранное произведение. Автором делается вывод о сложности философского романа для литературы и различении литературной философичности как аспекта проблематики и как жанрового явления.

Безруков А.Н. Онтология ризомы смысла в драматургических экспериментах Венедикта Ерофеева

В данной статье осуществлен анализ незавершенной трагедии писателя-постмодерниста Венедикта Ерофеева «Диссиденты, или Фанни Каплан». Драма манифестирует особую иерархию ценностей, разрушающихся реальной действительностью. Актуальность работы заключается в том, что текст пьесы еще не рассматривался в режиме уровневой раскладки, в фактической связности с задуманным Венедиктом Ерофеевым триптихом. Формат триптиха позволяет автору преодолеть рубежи смыслового ряда, коннотативного замещения. Писатель движется от цельности изображения картины жизни к вариативному саморазрушению, потере наиболее важного онтологического компонента жизни – категории веры. Выводы по тексту свидетельствуют о ризомном характере смысла, который онтологически не может быть завершен. Рецепция пьесы «Диссиденты, или Фанни Каплан» верифицирует объективное представление о творческих ориентирах Венедикта Ерофеева.

Никольский Е.В. Гламур в системе эстетических категорий. Часть III. Гламур и постмодернизм: типологические схождения

В данной статье впервые в отечественной гуманитаристике феномен гламура рассматривается сквозь призму универсальных эстетических категорий. Суть концепции: изучить явление гламура не в сфере его бытования, а проанализировать глобальные онтологические феномены, к которым сводится его генезис. Следуя методологии Александра Баумгартена, автор статьи последовательно сопоставляет гламур с эстетическими категориями. В третьей части исследования продолжается осмысление феномена современного гламура с философских позиций. Теперь гламур соотносится с постмодернизмом – матрицей современной культуры.

Круглашова (Вельч) В.Д. Теоретические подходы к исследованию института международного наблюдения за выборами

Статья посвящена институционализму и неоинституционализму как теоретическим подходам к исследованию института международного наблюдения за выборами. Исследование института международного наблюдения за выборами построено на синтезе фундаментального и эмпирического знания, а в качестве концептуальной основы исследования были также использованы структурализм, постмодернизм и прагматизм. Доказано, что современная интерпретация института международного наблюдения за выборами базируется, с одной стороны, на его самостоятельности и автономии по отношению к государственным структурам, а с другой – на необходимости его функционирования исключительно в соответствии c действующим законодательством и правовым порядком.

Пилюгина Е.В. «Событие» как ключевой концепт постижения современной социальной реальности: семантические и ментальные акценты

В статье исследуются семантические акценты, концептуальные нюансы, специфика использования понятия «событие» как языкового инструмента описания современной социальной реальности (общества постмодерна) в различных языках и культурах (английской, французской, немецкой, русской).