monarchy

Мельков А.С., Никольский Е.В. Грешница или святая: образ королевы Марии Стюарт в произведениях Фридриха Шиллера, Юлиуша Словацкого и Стефана Цвейга

В статье исследуется художественный образ королевы Марии Стюарт в произведениях Ф. Шиллера, Ю. Словацкого и С. Цвейга. Жизнь, характер, внутренний мир и психологический портрет шотландской королевы предстают на страницах произведений классиков в контексте эпохи, в которую она жила. Бурные исторические процессы, происходившие в Англии и Шотландии на излете Средневековья и начала Нового времени, обусловили феномен личности Марии Стюарт. Очевидно, что на творчество самих авторов произведений, посвященных королеве Марии, оказывал влияние опыт, извлеченный из уроков современной им истории. Это отражалось на анализе и описании классиками событий прошлого. Так романтики XIX века – Ф. Шиллер и Ю. Словацкий трактовали личность Марии Стюарт в дихотомии «грешница-святая», а С. Цвейг на историческом изломе 30-х годов XX столетия отошел от односторонности такого подхода. В своей романизированной биографии, посвященной шотландской королеве, он повествует о взлетах и падениях своей героини. С. Цвейг представляет королеву Марию как прекрасную, страстную и страдающую женщину, способную даже через 400 лет после своей смерти вдохновлять и волновать умы и сердца людей.

Легеев М.В., Никольский Е.В. Коронация христианских монархов: исторический и сакраментологический аспекты

В статье изложена история инагурационных церемоний христианских монархов и выявлены истоки обряда коронации. Специально отмечается, что имела место рецепция ветхозаветной традиции, когда государь перед вступлением на престол использовал священный елей, или миро (в зависимости от этнической, или конфессиональной традиции). Также происходило т.н. «воцерковление» социальных ритуалов, которые существовали и в Римской империи, и в других языческих монархиях чуть ли не с самого зарождения цивилизации. В итоге доказывается, что помазание на Царство является одним из таинств Церкви.

Никольский Е.В. Ересь царебожия как «реинкарнация» культа деизированных правителей Древнего мира

В статье с религиоведческих и богословских позиций рассматривается современное движение царебожников (русских растафариан). Автор анализирует истоки этого движения, уходящие корнями в дореволюционное сектантство. Проводит типологические параллели с культами обожествленных правителей Древнего мира и показывает сходство воззрений царебожников (русских растафариан) с представлениями о монархе в древнем язычестве. Делается вывод о том, что данное новое религиозное движение при наличии внешней христианской атрибутики пропагандирует сугубо языческое мировоззрение, когда вместо Бога начинается поклонение творению. Прогнозируется окончательная дехристианизация царебожников (русских ратафариан).