Леоненко Е.Г., Москаленко М.Р., Юдин И.В. Территориальный филиал вуза как центр развития классического образования в малых городах

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 37:378

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ ВУЗА

КАК ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛЫХ ГОРОДАХ

Леоненко Е.Г., Москаленко М.Р., Юдин И.В.

В статье рассматривается специфика образовательной деятельности территориального филиала вуза в малом городе как центра развития классического образования. Изучается место и роль вузов в развитии малых городов. Территориальные филиалы вузов могут выступать своеобразными «точками роста» их развития, выполняя важные социальные задачи: повышение культурного и образовательного уровня населения, подготовка кадров, привлечение социально активной молодежи, сохранение культурного наследия города и т.д. Также такие филиалы могут создавать и поддерживать своеобразную социально-психологическую среду классического университета с ее ценностями научного познания и интеллектуального творчества. Подводя итог исследованию, авторы предлагают свои варианты по совершенствованию образовательного процесса в территориальных филиалах вузов.

Ключевые слова: классическое образование, филиал вуза, развитие малых городов, молодежь, информационное общество.

 

TERRITORIAL BRANCH OF THE UNIVERSITY

AS A CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF CLASSICAL

 EDUCATION IN SMALL TOWNS

Leonenko E.G., Moskalenko M.R., Yudin I.V.

The article discusses the specifics of the educational activities of the university the territorial branch in a small town as a center for the development of classical education. The place and role of universities in the development of small towns is being studied. Territorial branches of universities can act as a kind of “points of growth” of their development, performing important social tasks: raising the cultural and educational level of the population, training personnel, attracting socially active youth, preserving the cultural heritage of the city, etc. Also, such branches can create and maintain a kind of socio-psychological environment of the classical university with its values of scientific knowledge and intellectual creativity. Summing up the study, the authors offer their own options for improving the educational process in the territorial branches of universities.

Keywords: classical education, branch of the university, development of small towns, youth, information society.

 

Классическое образование как социокультурный феномен возникло в позднее Средневековье и Новое время. В его основу легли идеи всесторонне развитой личности, прежде всего, на основе активного изучения античной культуры и воспитании учащихся в духе гуманизма. В узком смысле классическое образование можно понимать как гимназическое образование, в основу которого было положено изучение древних языков и гуманитарных наук, и ставящее целью подготовить ученика к поступлению в университет. В более широком смысле в классическое образование включают также и высшее образование, полученное в ряде вузов. Достаточно широко используется термин «классический университет». В литературе отмечается, что в России, а также бывших советских республиках и странах Восточной Европы «понятие "классический университет" фигурирует в качестве топоса, маркирующего специфическую зону образовательного пространства» [4]. Сама концепция образования в классическом университете подразумевает подготовку высокоэрудированного специалиста с широким научным кругозором и развитой способностью к анализу общественных процессов, способного активно использовать в своей профессиональной деятельности достижения смежных наук. В научной литературе классическое образование характеризуется как универсальное, вариативное, личностно ориентированное, востребованное в современную эпоху [2, с. 27]. Думается, с этой точкой зрения вполне можно согласиться.

Структура классического образования, сложившаяся на Западе и в Российской империи в Новое время, предполагала его ступенчатость и преемственность программ на различных уровнях обучения, которая в той или иной степени реализовывалась в национальных образовательных системах. Это были уровни: гимназия – вуз в Российской империи, а в СССР – средняя школа – вуз. Получить высшее образование стремились и люди среднего возраста, если оно им было необходимо для профессионального или карьерного роста (как правило, выбирали заочную или вечернюю формы обучения).

На отдаленных от областных центров территориях, в небольших городах, получение высшего образования было затруднено. Переезд в большой город для обучения в вузе требовал от выпускника школы готовности кардинально изменить свой образ жизни, определенной самостоятельности и социальных навыков. Далеко не все молодые люди, окончившие среднююю школу или техникум с хорошими показателями, были готовы к таким серьезным переменам в своей жизни. Кроме того, часть молодых людей, получивших высшее образование в областных центрах и крупных городах, стремились остаться там на постоянное место жительства. Это увеличивало отток с переферийных территорий энергичных и амбициозных молодых специалистов, и создавало препятствия для внедрения в повседневный обиход ценностей классического образования и «элитарной» культуры (которую обычно противопоставляют «массовой») в малых городах.

В преодолении данной негативной тенденции большую роль призваны сыграть территориальные филиалы вузов, которые, помимо решения чисто прикладных задач (подготовка специалистов с высшим образованием) выступают еще и своеобразными «точками роста» развития территории. Они также создают своебразную духовную атмосферу приобщенности учащихся к ценностям научной культуры, давая им возможность в доступной форме ознакомиться с глобальными тенденциями и трендами мирового и национального развития, существенно расширяя их кругозор. Общение с преподавателями и участие во время занятий в обсуждении мировых, национальных и региональных тенденций развития в экономической, правовой, политической и иных сферах создает у учащихся ощущение приобщенности к национальному и мировому историческому процессу, включенности в духовное пространство России. Все это способствует росту интеграции регионов и центра и увеличивает вовлеченность учащихся и выпускников филала в общероссийский культурно-исторический процесс. Как отмечает исследователь В.А. Томсинов, университет составляет один из главных устоев российской государственности, т.к. «он скрепляет собой нашу страну, создает единое культурное поле, на основе которое только и может существовать прочный государственный организм» [7, с. 8].

Данная роль вузов и их филиалов на территориях как интеграторов культурно-исторического и образовательного пространства России имеет важное политическое и геостратегическое значение; их деятельность способствует усилению взаимосвязи регионов и центра, осознанию у жителей малых городов приобщенности к общероссийским социокультурным процессам.

Филиалы вузов делают гораздо более доступным получение высшего образования для людей среднего возраста, живущих в малых городах и прилегающих поселках. Студенты заочной формы обучения, в основном в возрасте 20-40 лет и старше, как правило, в отличие от 17-18-летних выпускников школы, с гораздо большей степенью осознанности выбирают направление своей подготовки. Часто это уже люди, имеющие немалый профессиональный опыт по выбранной специальности, что повышает эффективность и качество их обучения. Современные коммуникации позволяют сочетать в учебном процессе традиционные и дистанционные технологии обучения; у учащихся есть возможность в онлайн формате поучаствовать в интересных образовательных проектах.

Следует отметить также следующие позитивные аспекты деятельности территориального филиала вуза в малом городе:

1. В современном информационном обществе набирает обороты тенденция непрерывного образования, которая в ряде отраслей выражается в периодическом (1 раз в 3-5 лет, а то и чаще) обучении работников на различных курсах повышения квалификации. Это привело к тому, что на современном рынке образовательных программ достаточно широкое предложение подобных курсов. Географическая удаленность вузов от малых городов часто приводит к тому, что в обучении, предлагаемом самыми различными учебными организациями в онлайн режиме, доминирует формальный подход. Территориальные филиалы позволяют повысить качество дополнительного образования (если оно организуется на базе филиала), поскольку там учащийся напрямую общается с университетскими преподавателями и имеет доступ к информационно-образовательной среде вуза, что способствует повышению эффективности обучения.

2. Снижаются затраты на обучение и повышение квалификации. Во времена СССР работнику с периферии для подготовки на курсах повышения квалификации или обучения в вузе в заочном формате приходилось часто ездить в областной центр. Наличие территориального подразделения вуза в шаговой доступности позволяет значительно снизить стоимость обучения как для работника, так и для работодателя, а также проходить обучение без отрыва от семьи, что особенно важно для учащихся, имеющих несовершеннолетних детей.

3. Деятельность филиала вуза в малых городах создает и поддерживает своеобразную социально-психологическую среду «классического» университета с ее ценностями научного познания и интеллектуального творчества, приобщая к ней учащихся. В свою очередь, университет может использовать потенциал малого города в подготовке научных кадров для региона и формирования духовно-нравственных ценностей у студентов [6, с. 66-67]. Вузы в малом городе привлекают туда активную молодежь и способствуют его развитию, принимают участие в моделировании городской и региональной идентичности [3, c. 400].

О.А. Козлова и Н.С. Евтушенко [5, c. 174] приводят следующие задачи для вуза в малом городе:

1. Участие в решении политических задач: формирование политической элиты; укрепление гражданского общества и т.д.

2. Участие в развитии экономики: содействие развитию бизнеса, подготовка кадров, развитие территории в комплексе – экология, инфраструктура, транспортное сообщение.

3. Участие в решении проблем в социальной жизни города: снижение миграции молодежи, сохранение культурного наследия города, развитие непрерывного образования, увеличение доступности образования и т.д.

4. Участие в научно-техническом и инновационном развитии города.

Все это способствует как ускорению развития города, так и укрепляет имидж вуза, повышая его конкурентоспособность и долгосрочный успех в обществе [5, c. 174]. Поэтому необходима государственная поддержка высшего образования в малых и средних городах России [1, с. 36].

Вышеперечисленные особенности предполагают определенную специфику работы преподавателя со студентами филиала вуза в малых городах. Так в преподавании ряда учебных дисциплин (речь идет, прежде всего, о таких предметах, как история, история государственного управления, история государственности региона, социология, политология и др.) необходимо делать акцент на формировании у учащихся видения тесной взаимосвязи развития регионов и центра; локальных, национальных и мировых тенденций в экономической, социальной, политической и других сферах жизни общества. Часто в преподавании учебных дисциплин данная взаимосвязь упускается из виду, и региональная история и специфика развития воспринимается вне контекста мировых тенденций развития.

Рассмотрим этот момент на примере истории такого региона, как Урал, который, начиная с эпохи Петра I, был одним из центров горнозаводской и оборонной промышленности мирового масштаба. Наличие этого промышленного региона (находящегося в глубине страны на значительном удалении от территорий, по которым могли нанести военный удар противники) серьезно усиливало геостратегические позиции государства. Огромна роль уральской промышленности в таких событиях, как победа России в Северной войне (и, как следствие, кардинальная перестановка военно-политических сил в Европе и мире, усиление роли Российской империи), а также в победе в Великой Отечественной войне (как признавали побежденные немецкие генералы, «Магнитогорск победил Рур»). Велико было значение и уральского ВПК в годы «холодной войны», в особенности, ее начальной стадии, когда руководство США вело политику атомного шантажа СССР. Во многом быстрый успех советского атомного проекта, который при активном содействии всей страны реализовывался в Челябинской области, позволил правительству СССР разговаривать с США на равных.

Необходимо, чтобы учащиеся понимали тесную взаимосвязь развития региона с процессами, происходящими в национальном и глобальном масштабе. Все это формирует у студентов системное видение культурно-исторических, социально-политических и экономических процессов, что очень важно для выпускника классического университета.

В заключение отметим, что для успешной подготовки учащихся в филиалах вузов важно грамотно совмещать традиционные и дистанционные технологии обучения. С одной стороны, удаленность от крупных городов и нехватка времени у студентов (значительная часть из которых в филиалах обучаются на заочной и очно-заочной формах, совмещая учебу с работой на производстве) делают необходимым активное применение дистанционных методов. С другой стороны, для студентов очень важно личное общение с преподавателем, которое приобщает их к научной культуре, к самой духовной атмосфере классического университета как центра образования и культуры. По некоторым предметам часть практических занятий возможно проводить в форме деловых игр и тренингов, что способствует профессиональному и личностному росту учащихся. В небольших городах предложение на рынке услуг проведения тренингов профессионального роста достаточно ограниченно, и для студентов занятия в вузе являются возможностью попробовать и оценить данный вид работы над своим личностным развитием.

Необходимо дальнейшее развитие деятельности филиалов вузов в России. Во-первых, растут требования к квалификации и подготовке профессионалов в самых различных сферах деятельности; инновационная экономика требует все больше специалистов с высшим образованием, а также непрерывного образования и переподготовки кадров. Филиалы вузов позволяют сделать этот процесс доступным и эффективным. Во-вторых, деятельность филиалов вузов позволяет развивать территории, делать их привлекательными для молодежи, создавая своеобразные «точки роста» в малых городах. Развитие российской глубинки очень важно для подъема экономики всей страны, и роль филиалов вуза здесь высока.

 

Список литературы:

1. Богданова Р.М., Миронова О.А. Тенденции развития высшего образования в малых городах России: экономический аспект // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2020. № 2 (70). С. 33-37.

2. Левит М.В. Классическое образование в постнеклассическую эпоху // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 27-38.

3. Касаткина С.С. Университет как институциональный феномен городской идентичности // Визуальная антропология – 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда. Материалы III Международной научной конференции / Под ред. С.С. Аванесова, Е.И. Спешиловой. Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. С. 400-410.

4. «Классический» университет: традиции и новации [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [сайт]. 2010. URL: https://bit.ly/3xBZCiF (дата обращения: 01.04.2022).

5. Козлова О.А., Евтушенко Н.С. Вуз в системе факторов развития малого города // Журнал экономической теории. 2016. № 4. С. 170-177.

6. Савинова Л.Ф. Использование потенциала малого города в формировании духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2016. С. 64-67.

7. Томсинов В.А. Роль Университета в жизни общества // Этнос и право. 2016. № 1. С. 4-8.

 

Сведения об авторах:

Леоненко Евгения Геннадьевна – преподаватель кафедры истории России Уральского Федерального университета им. первого Президента Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия).

Москаленко Максим Русланович – кандидат исторических наук, доцент Филиала Удмуртского государственного университета в г. Нижняя Тура (Нижняя Тура, Россия).

Юдин Иван Валерьевич – кандидат политических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики Национального исследовательского университета «МЭИ» (Москва, Россия).

 

Data about the authors:

Leonenko Evgenia Gennadievna – Lecturer of Russian History Department, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia).

Moskalenko Maxim Ruslanovich – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Nizhnyaya Tura Branch of Udmurt State University (Nizhnyaya Tura, Russia).

Yudin Ivan Valerievich – Candidate of Political Sciences, Associate Professor of Advertising, Public Relations and Linguistics Department, National Research University “Moscow Power Engineering Institute” (Moscow, Russia).

E-mail: max.rus.76@mail.ru.