раскол

Карташов В.А. Религиозные девиации старообрядцев-спасовцев с. Копены Саратовской губернии: историко-социальный контекст (на материалах следственных процессов первой трети XIX в.)

Статья посвящена анализу следственного процесса над старообрядцами-спасовцами, связанного с совершением ритуального самоубийства 35 человек в селе Копены Аткарского уезда Саратовской губернии (1827 г.). Даётся общая характеристика событий и мотивации фанатичного поведения в общем контексте девиантных культурных практик в старообрядчестве. Особый акцент в работе сделан на выявлении социального подтекста произошедшего и связи «проповеди» самоубийства с внешними обстоятельствами. В частности, делается попытка выяснить специфику существования спасовской общины в Копенах и её взаимоотношения с вотчинным управлением поместья Нарышкиных. Автор приходит к выводу о существовании глубоких противоречий в жизни удельных крестьян, вынудивших фанатичную часть спасовцев пойти на радикальный шаг, а также о влиянии данных событий на формирование отрицательного образа старообрядчества.

Священник Павел Бочков. Игнатий Высочанский – старокатолический иерарх и старообрядческий епископ. Материалы к биографии

В статье рассматривается малоизвестная история присоединения старокатолического епископа Игнатия Высочанского к Браиловской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви с признанием за ним епископского сана. Одностороннее принятие в сане епископа такой одиозной личности как И. Высочанский породило острую полемику между двумя старообрядческими митрополиями. В ходе полемики выяснились некоторые детали из биографии И. Высочанского, ставшие препятствием для его признания клириком. Несмотря на то, что пребывание И. Высочанского в старообрядчестве не продолжилось долго, в Польше возникло новое «старообрядческое» направление в среде польских старокатоликов, к настоящему времени практически прекративших активную религиозную деятельность.

Священник Павел Бочков. Краткий обзор неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Тульской митрополии

В статье рассматриваются неканонические организации, общины верующих и клирики, входящие в неканонические православные юрисдикции, действующие на канонической территории Тульской митрополии Русской Православной Церкви. Не смотря на резкое неприятие законной церковной структуры, данные общины не смогли привлечь в свои ряды большое количество приверженцев и широко распространить раскол. Практически все описанные в статье раскольнические группы пребывают в состоянии канонической изоляции, и периодически меняют свою юрисдикционную принадлежность. Особое внимание в статье уделено общинам, ранее состоящим в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

Каширина В.В. Мнение святителя Феофана Затворника о Белокриницкой и единоверческой иерархии

В статье проанализированы взгляды святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815-1894), известного богослова и духовного писателя XIX века – о Белокриницкой иерархии, которая возникла в 1846 г. от митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи). Белокриницкая иерархия, по мнению святителя, лишена благодати. Единоверчество, как и многие архиереи, святитель Феофан рассматривал как некую ступень при обращении в Православие и как возможность обретения спасения. В целом отношение святителя Феофана к расколу и раскольникам находится полностью в русле церковной традиции и характеризуется целостностью и полнотой анализа, а также личным деятельным знакомством с теми проблемами, о которых он писал.

Священник Павел Бочков. К истории возникновения «Турецкой Православной Церкви»: политический проект или неудавшаяся национальная автокефалия

Данная статья посвящена малоизвестной истории неканонической православной юрисдикции «Турецкая Православная Церковь», возникшей в 1920-х гг. как раскольническая организация с ярко выраженным турецким национализмом и крайней нетерпимостью в отношении канонической Константинопольской Православной Церкви. Историческая связь православных жителей Турции с Грецией вызывала у протурецких националистов особую неприязнь, вылившуюся в многочисленные попытки захвата церковного имущества у канонической Церкви. Не смотря на громкие лозунги и скандалы, раскольники не смогли привлечь в свои ряды значительное число православных верующих и перестали представлять интерес для политических лидеров Турции. Лишившись поддержки Турецкого Правительства, неканоническая группа «Турецкая Православная Церковь» постепенно превратилась в общественно-политическую группу националистически настроенных приверженцев, состоящую, главным образом, из членов семьи своего основателя – священника Павла Каракиссаридиса. В настоящее время «Турецкая Православная Церковь», являясь чисто политическим проектом, имеет признаки либерального, отрицающего каноническое устройство Православной Церкви раскольнического сообщества.

Священник Павел Бочков. Краткий обзор неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Самарской митрополии

В статье рассматриваются неканонические организации, общины верующих и клирики, входящие в неканонические православные юрисдикции, действующие на канонической территории Самарской митрополии Русской Православной Церкви. Не смотря на резкое неприятие законной церковной структуры, данные общины не смогли привлечь в свои ряды большое количество приверженцев и широко распространить раскол. Практически все описанные в статье раскольнические группы пребывают в состоянии канонической изоляции и периодически меняют свою юрисдикционную принадлежность. Особое внимание в статье уделено общинам, ранее состоящим в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.