Священник Павел Бочков. Краткий обзор неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Тульской митрополии
DOI: 10.24411/2308-8079-2017-00011
УДК 27:2-86 (470.312)
КРАТКИЙ ОБЗОР НЕКАНОНИЧЕСКИХ
ПРАВОСЛАВНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ
НА ТЕРРИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Священник Павел Бочков
В статье рассматриваются неканонические организации, общины верующих и клирики, входящие в неканонические православные юрисдикции, действующие на канонической территории Тульской митрополии Русской Православной Церкви. Не смотря на резкое неприятие законной церковной структуры, данные общины не смогли привлечь в свои ряды большое количество приверженцев и широко распространить раскол. Практически все описанные в статье раскольнические группы пребывают в состоянии канонической изоляции, и периодически меняют свою юрисдикционную принадлежность. Особое внимание в статье уделено общинам, ранее состоящим в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.
Ключевые слова: Тульская митрополия, неканонические юрисдикции, раскол, церковное разделение, РПЦ, РПЦЗ, приходы, общины.
A SHORT REVIEW OF NON-CANONICAL ORTHODOX
JURISDICTION IN TULA METROPOLIA
Priest Pavel Bochkov
The article reviews non-canonical organizations, i.e. community of believers and clerics included into non-canonical Orthodox jurisdiction in force on territory of canonical territory of Tula Metropolia of Russian Orthodox Church. Despite the abhorrence of the canonical Church structure, these organisations brought into the fold a lot of followers and expand the schism. Almost all of the factious groups described herein remain isolated from the canon and change their nationality from time to time.
Keywords: Tula Metropolia of Russian Orthodox Church, non-canonical jurisdiction, schism, Russian Orthodox Church, Russian Orthodox Church Outside Russia, parishes, community of believers.
На протяжении всей истории Христианства церковные расколы и самочинные сборища постоянно создавали угрозу единству Церкви. К большому сожалению, всегда находились движимые различными побуждениями люди, которые направляли свои силы к отторжению от Церкви верующих. Наше время также не лишено подобных тенденций. Четверть века назад с крушением коммунистического режима общество освободилось от идеологических доктрин и обратилось к духовному поиску. Однако нашлись и те, кого не устраивало каноническое церковное устройство. Начиная с 1989 г., в Русской Православной Церкви активизировались различные деструктивные силы, которые приступили к активному отторжению клириков и мирян, создавая различные неканонические православные группы, объединенные в юрисдикции.
В настоящее время на территории Тульской митрополии существует нескольких приходских общин, которые в силу разных причин уклонились в раскол, и противопоставляют себя с Русской Православной Церковью [36]. Большинство таких общин в разное время связывали себя с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ).
Как известно, до 2007 г. существовало разделение между Русской Православной Церковью и РПЦЗ. Зарубежная Церковь в свое время приняла решение об открытии епархий на постсоветском пространстве, фактически на канонической территории Московского Патриархата. Так 16 мая 1990 года было принято постановление Архиерейского Собора РПЦЗ об учреждении епархий в СССР [38, с. 411; 29, с. 428-235; 40, с. 180], которое вызвало резкое неприятие Московской Патриархии [13. с. 6-11], но нашло отклик у многих оппозиционно настроенных клириков в СССР [21, с. 3; 22], направивших поток прошений о переходе в РПЦЗ [41, с. 112].
В самой РПЦЗ, некоторые клирики и иерархи расценили этот шаг как ошибочный [17, с. 91-92.]. Впоследствии, некоторые клирики, принятые из РПЦ в РПЦЗ, отпали и от нее, войдя в состав неканонических образований, производных от РПЦЗ различных «истинно-православных», «катакомбных» или греческих старостильных групп. Видный иерарх РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) с большим сожалением описывал данные события: «Со временем мы осознали, что наша Церковь нанесла огромную рану телу Русской Церкви... В начале всего этого развития мы надеялись, что сможем удержать недовольных русских священников в лоне Русской Церкви, не допуская внедрения туда греческих старостильников, всегда готовых сыпать соль на раны других Поместных Церквей. Теперь же очевидно, что результат был противоположным: мы открыли недовольным путь именно в эти юрисдикции и тем способствовали раздиранию и без того истязуемого тела Русской Православной Церкви.
Несколько позже… наша Церковь приняла ряд священников из Сибири... Нам казалось, что это не было вмешательством во внутренние дела Русской Церкви, потому что мы – часть единой Русской Церкви – хотели дать прибежище гонимым за веру. С того момента в нашем восприятии церковной жизни в России начала присутствовать двойственность: мы принимали священников действительно гонимых, но не обладали достаточно ясным представлением об извращении современного человека советской властью, о его способности прикрывать неблаговидные цели ложью, обманом, полуправдой… Веря каждому на слово, имея наивное представление о современном подсоветском человеке, мы приняли множество людей, которые были совершенно недостойны священнического сана, которые называли "гонениями" то, что на самом деле было попытками их архиереев восстановить церковную правду» [24, с. 139-140]. Масса присоединившихся к РПЦЗ клириков, не имевших понятия о церковной дисциплине, не смогли побороть в себе дух противления священноначалию и, войдя в различные конфликты, стали довольно часто менять свою юрисдикционную принадлежность, создавая новые неканонические группы.
Примечательно, что подобный негативный сценарий отпадения российских приходов РПЦЗ в новые неканонические группы, предсказывал выдающийся деятель русского зарубежья, мыслитель и писатель протопресвитер Александр Киселев: «Но, "чем дальше в лес, тем больше дров"… А что, если архиереи нашей Синодальной юрисдикции, проживающие в Советском Союзе (теперь таких уже, кажется, трое) и не признающие Святейшего Московского Патриарха Алексия, возьмут и выберут себе нового, им угодного, Московского Патриарха? А что, если в зарубежье найдутся инициаторы создать "истинную" Зарубежную Церковь, и в русской эмиграции окажутся два Синода? И.т.п., и т.п. Зажечь пожар просто, но направить его течение невозможно» [18, с. 70-71]. Данные прозорливые слова воплотились на практике, в результате, на основе группы российских приходов и общин РПЦЗ, в настоящее время создано двух десятков различных неканонических маргинальных юрисдикций, имеющих своих «митрополитов» и «архиереев», окормляющих малочисленные общины.
Одной из самых первых крупных религиозных групп, заявивших о разрыве с Московским Патриархатом, стали верующие из Суздаля во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) [15, с. 8]. Вступив в резкий конфликт с епархиальным архиереем архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком), о. Русанцев заявил о том, что правящий архиерей, якобы «за отказ писать доносы решил изгнать архимандрита Валентина из Суздаля» [15, с. 5]. Конфликт все более разгорался [8, с. 114-124] и «седьмого апреля 1990 г. совершился выход суздальских верующих из Московской Патриархии, и они были приняты под омофор Русской Зарубежной Церкви» [8, с. 11].
Данное событие стало прецедентом и послужило толчком к активному уклонению в раскол клириков и приходских общин по всей стране. Уже 4 октября 1990 года архимандрит Валентин (Русанцов) был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР. Затем Архиерейский Собор РПЦЗ под председательством митрополита Виталия (Устинова) вопреки мнению архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта) постановил рукоположить архимандрита Валентина в сан епископа [23, с. 206]. После этого, 10 февраля 1991 г. в брюссельском Храме-Памятнике свв. Царственным мученикам и св. Иова Многострадального была совершена епископская хиротония Валентина Русанцова во епископа Суздальского и Владимирского [19, с. 10], в которой приняли участие архиепископы Антоний (Бартошевич), Марк (Арндт), епископы Варнава (Прокофьев) и Григорий (граф Граббе).
Обладая большим административным опытом и организаторским талантом, епископ Валентин, сумел в кратчайший срок зарегистрировать в органах юстиции «Российскую Православную Свободную Церковь» и Суздальское епархиальное управление. 24 октября 1991 г. епископ Валентин Определением Архиерейского Собора РПЦЗ был избран членом Архиерейского Синода [37, с. 26].
Впоследствии группа Валентина Русанцова откололась и от РПЦЗ [10, c. 67], в результате чего бывший епископ Зарубежной Церкви был лишен сана как в самой РПЦЗ, так и в РПЦ [26, c. 21]. Позднее его юрисдикция получила наименование «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ) [3, c. 69-80; 33, с. 79-92] и на пике своего развития число приходов РПАЦ достигало до полутора сотни приходских общин. Позже, уже из самой РПАЦ выделилась часть приходов, которая заявила о разрыве общения с Валентином (Русанцовым) и создании новых неканонических образований: «Архиерейского Совещания Российской Православной Автономной Церкви» (АС РПАЦ) [3, c. 87-90] и «Российской Православной Автономной Церкви в Америке» (РПАЦ в Америке) [3, c. 81-86].
В августе 2000 г. в Москве прошел Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, совершив эпохальную по своему значению канонизацию святых новомучеников и исповедников Российских и выразивший надежду на обретение «канонического единства с Русской Православной Церковью всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России, но по разным причинам пребывающих вне канонического общения с Матерью-Церковью» [27, c. 462]. Здесь имелась в виду, прежде всего, Русская Православная Церковь Заграницей, диалог с которой тогда начал приобретать более доброжелательную форму.
Уже в октябре 2000 г. Архиерейский Собор РПЦЗ, отметив положительные сдвиги во внутренней жизни Русской Церкви и в своих отношениях с РПЦ, принял курс на сближение с Московским Патриархатом, что было воспринято многими клириками РПЦЗ как измена «историческому исповедническому курсу Русской Зарубежной Церкви» [39, c. 3]. Особенно резко негативную позицию заняли российские клирики, пребывавшие в составе РПЦЗ, возглавляемые архиепископом Лазарем (Журбенко) и епископом Вениамином (Русаленко). В октябре 2001 г. Первоиерарх РПЦЗ, митрополит Виталий (Устинов) удалился на покой, но уже через несколько дней заявил о возвращении себе прав Первоиерарха, а затем, создал свою отдельную юрисдикцию – «Русскую Православную Церковь Заграницей (Виталия)» (РПЦЗ (В)) [3, . 26-34]. К данной группе сразу же формально присоединились Лазарь (Журбенко) и Вениамин (Русаленко), которые в 2002 г. образовали неканоническую «Русскую Истинно-Православную Церковь» (РИПЦ) [3, с. 62-68], совершив несколько «архиерейских» хиротоний, тем самым еще больше усугубив разделения среди российских общин РПЦЗ [20, c. 34-35]. От РПЦЗ (В) также отложились малочисленные группы, оформившиеся в «Российскую Православную Церковь» юрисдикции «митрополита» Антония (Орлова) (РосПЦ (А)) [3, c. 38-43] и «Российскую Православную Церковь» юрисдикции «митрополита» Дамаскина (Балабанова) (РосПЦ (Д)) [3, c. 44-52].
С начала 2000-х гг. наметилась тенденция к переговорам между РПЦ и РПЦЗ. В итоге болезненное разделение завершилось желанным объединением Церквей 17 мая 2007 г. «Акт о каноническом общении» был торжественно подписан Святейшим Патриархом Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром в Храме Христа Спасителя в Москве, где затем была отслужена первая совместная Литургия иерархов и клириков единой Русской Церкви.
Часть клириков и приходских общин этого объединения не признала, образовав Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ ((ВВЦУ РПЦЗ епископа Агафангела (Пашковского), позднее возведенного в достоинство «митрополита» и «Первоиерарха») [14, c. 73]. Большая же часть клира и мирян Зарубежной Церкви признала объединение и стала составной частью Московского Патриархата – РПЦЗ МП [16, c. 2-11]. Многие клирики, не принявшие ни одну из многочисленных формаций и отошедшие от РПЦЗ, перешли в греческие старостильные группировки, некоторые уклонились в старообрядчество.
Как уже было отмечено выше, в настоящее время на территории Тульской митрополии большинство неканонических общин связывает себя с различными группами, являющимися производными от РПЦЗ.
Так в Туле действует община при храме во имя Курской Коренной иконы Божией Матери [36]. По имеющейся информации данная религиозная группа образовалась в 1990 году, ее окормлял рукоположенный в феврале 1991 г. епископом Валентином (Русанцовым) иеромонах Тихон (Козушин). Уже в 1991 г. в общине появился еще один клирик – священник Сергий Кашенцев, ставший настоятелем прихода.
Как известно, в ходе раскола, устроенного митрополитом Виталием (Устиновым), возникла группа приходов, вошедших в состав РПЦЗ (В). В числе этих приходов оказалась тульская община Курской Коренной иконы, которая в 2004 г. получила собственное храмовое здание. В результате дальнейших дроблений и уклонений в раскол данная община в июле 2006 г. вошла в состав «Орловской и Центрально-Российской епархии» РосПЦ «митрополита» Антония (Орлова). Настоятель данного прихода Сергий Кашенцев усвоил наименование «благочинного Тульской области» [6].
Уже в июне 2007 г. в РПЦЗ (В) произошел очередной раскол, в результате которого горстка приходов, в которую вошел и тульский приход, были организованы в «Российскую Православную Церковь» «митрополита» Дамаскина (Балабанова). В 2009 г. от группы Антония (Орлова) отделился один из «архиереев» – «архиепископ» Славянский и Южно-Российский Виктор (Пивоваров), организовавший свою отдельную юрисдикцию – (РосПЦ (Виктора)) [32]. В 2010 г. тульская община присоединилась к Виктору (Пивоварову), войдя в его юрисдикцию, и по сей день пребывающую под его началом [9]. Количество членов данной общины неизвестно.
В Тульской области в селе Клюпаново Алексинского района существует приходская община, входящая в состав неканонической юрисдикции «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ). В середине 1990-х гг. в юрисдикции РПАЦ пребывал женский монастырь во имя святой Елисаветы в Богородицке Тульской области, возглавлявшийся некоей «игуменьей» Софией [30]. Небольшая община собиралась для общей молитвы в частном доме, предпринимала попытки занять исторические храмы в селах Любимовка и Верхоупье. Благодаря антираскольнической работе духовенства Тульской епархии, данные попытки были пресечены. Впоследствии «игуменья» Серафима переехала на постоянное место жительства во Владимирскую область, а немногочисленные последователи РПАЦ воссоединились с Русской Православной Церковью [11].
В юрисдикции РПАЦ с 2003 г. пребывает «епископ Тульский и Брянский» Иринарх (Нончин) – уклонившийся в раскол иеромонах Русской Православной Церкви, и считающий территорию Тульской области своей неканонической «епархий».
Как и практически все последователи РПАЦ в Центральной России, данные верующие отождествляли себя с последователями Катакомбной Церкви и движения противников митрополита Сергия (Страгородского), «непоминающих», «иосифлян» и т.д. Так община Катакомбной Церкви существовала в селе Левино Богородицкого района Тульской области. Первоначально общину возглавил схиархимандрит Ириней (Попов). «После его кончины общину в разное время окормляли катакомбные священники иеросхимонах Амвросий (Капинус) из Воронежа, иеромонах Феодор (Рафанович) из Гомеля и харьковский батюшка о. Никита (Лехан)» [7].
После кончины этих священнослужителей, община прекратила свое существование. Однако одна из ее активных прихожанок – инокиня Мелания (Колоскова) в 2002 г. организовала приходскую общину в Новомосковске, состоящую из нескольких инокинь, ее родственников и близких. Эта община входила в состав «Русской Истинно-Православной Церкви» (РИПЦ). Богослужения проходили в небольшом помещении в жилом доме и совершались мирским чином в воскресные и праздничные дни. Немногочисленных верующих периодически посещал воронежский клирик РИПЦ «протоиерей» Алексий Парло. В 2006 г. инокиня Мелания приняла великую схиму с именем Анна. В 2008 г. схимонахиня Анна скончалась, и община практически прекратила свое существование. В настоящее в составе этой групы пребывает не более 5 человек, богослужебная жизнь отсутствует.
Самой крупной общиной, пребывающей в расколе, является община в городе Алексине. Как и вышеприведенные общины, данная группа верующих оформилась в приходскую общину в конце 1990 г. и уже в 1991 г. вошла в юрисдикцию Суздальской епархии РПЦЗ. В феврале 1991 г. один из активистов общины – Борис Козушин был пострижен в монашество с именем Тихон и рукоположен в сан иеромонаха епископом РПЦЗ Валентином (Русанцовым) [35]. В 1992 г. алексинская община во имя Казанской иконы Божией Матери получила в пользование помещение, которое было приспособлено для совершения богослужений. В 1994 г. вследствие уклонения епископа Валентина (Русанцова) в раскол община сохранила свое единство с РПЦЗ. В 2001 г. во время очередных разделений община также уклонилась в раскол, войдя в юрисдикцию «Южно-Российской епархии» РПЦЗ (В). После череды разделений в РПЦЗ (В) в 2006 г. Тихон (Козушин) вместе с приходами Казанским в Алексине и Свято-Тихоновским в Москве присоединился к «Русской Православной Церкви Заграницей» «архиепископа» Антония (Рудей) [3, с. 34-37], центр которой располагается в Республике Молдова.
В 2007 г. общины Козушина вновь вошли в состав РПЦЗ (В). В 2011 г. «у о. Тихона возник конфликт со своим правящим епископом Мартином из-за его Великопостного послания, содержавшего "нецерковные политические лозунги"; вскоре этот конфликт привел к разрыву общения и запрещению о. Тихона в служении» [34]. В результате общины Тихона (Козушина), разочаровавшись в бесконечных дроблениях российских группировок, обратились в неканоническую «Черногорскую Православную Церковь» [4, с. 316-323] с прошением о приеме в данную юрисдикцию, которое вскоре было удовлетворено.
Другой заметной неканонической юрисдикцией, действующей на территории Тульской митрополии, является «Тульская и Воронежская епархия» «Истинно Православной Церкви России» (Истинно Православная Церковь – Православная Российская Церковь) (ИПЦР, ИПЦ – ПРЦ) возглавляемая «митрополитом» Рафаилом (Прокопьевым) [3, с. 115-154]. Юрисдикция известна принятием в свои ряды раскольников со всего мира, исповедует «имяславие», ее глава, «митрополит» Рафаил, активно занимается народным целительством [1, с. 109-180]. Наименование «епархии» неоднократно менялось в течение 2001-2015 гг., пока титул ее управляющего «архиепископа» Иоанникия(Шендрика) не был изменен на «Тульский и Воронежский» [31]. В составе вышепоименованной «епархии» ИПЦР пребывает всего одна небольшая община в Туле [12, с. 6].Община имеет собственный храм, освященный в 2004 г. [36].
В Туле есть зарегистрированная в установленном порядке религиозная организация – приход во имя иконы Божией Матери «Умиление», входящая в неканоническую юрисдикцию «Российская Православная Кафолическая Церковь» (РПКЦ) [5, с. 16-25]. Данная юрисдикция является фактически самосвятской, т.к. имеет мифическое происхождение своей «иерархии». Община была организована в начале 1990-х гг., а в 2007 г. приход получил государственную регистрацию. Настоятелем общины является «протоиерей» Алексий Курахтин. Помимо него, в общине совершает богослужения второй клирик, некий «священник» Владимир. «Число прихожан чуть более 20 человек. Имеют свою молельную комнату» [36].
Самой небольшой неканонической общиной, пребывающей в расколе, является группа последователей бывшего епископа Диомида (Дзюбана) [2, с. 125-132], создавшего в 2008 г. маргинальную неканоническую организацию – «Русская Православная Церковь – Святейший Правительствующий Синод» (РПЦ – СПС) [25, с. 2]. Община находится в поселке Рассвет Привокзального района Тулы. Вероятно, эта община не имеет ни духовенства, ни места для совершения богослужений. Несмотря на это, в 2009 г. число последователей Диомида в Туле насчитывало 38 человек [28].
Подводя итог краткому обзору неконических групп и общин, находящихся вне единства Русской Православной Церковью и действующих на территории Тульской митрополии, стоит отметить, что ни одна из них не смогла стать заметной альтернативой даже самому небольшому приходу РПЦ. Очевидно, что критика церковной иерархии, желание самочинного устроения приходской жизни в отрыве от канонического священноначалия, отказ от самого канонического устройства, ведут лишь к дезинтеграции и регрессу общины.
Покинув Церковь по разным причинам, в большинстве своем данные религиозные группы так и не обрели радости церковного общения в расколе, что подтверждается их частой сменой юрисдикционной принадлежности. Но, не смотря на человеческие амбиции, личные разногласия и конфликты, проблемы в церковно-приходской и общественно-политической жизни, Русская Православная Церковь готова к диалогу с такими общинами, чтобы привести их к спасительному единству в лоне канонической Церкви.
Список литературы:
1. Анатолий (Берестов), иером., Печерская А. Под маской православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы, псевдоправославные секты. М., 2006.
2. Бочков П.В. Новый «успех» раскольнического сознания – бывший епископ Диомид // Молодой Ученый. Ежемесячный научный журнал. Информационно-аналитический журнал. № 6. Чита, 2009. С.125-132.
3. Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014.
4. Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. Киев: «Послушник», 2015.
5. Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX-XXI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. Киев: ДП «Персонал», 2014.
6. В день Казанской Богоматери новый первоиерарх РПЦЗ (В-А) призвал очистить Русь от иноземцев и вымолить "Царя-батюшку" [Электронный ресурс] // Портал-Credo.Ru [сайт]. 06.11.2006. URL: https://goo.gl/41YWwe (дата обращения: 11.11.2017).
7. В Тульской области скончалась катакомбная схимонахиня Анна (Колоскова) [Электронный ресурс] // Церковные Ведомости: Духовное наследие Катакомбной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей [сайт]. 2008. URL: https://goo.gl/xUFDSj (дата обращения: 11.11.2017).
8. Валентин (Русанцов), митрополит Суздальский и Владимирский. Слово и дело. Письма, слова и речи. 1973-2001 гг. СПб., 2001.
9. Виктор (Пивоваров), архиеп. Стояние в истине или упорное коснение во зле и лжи? [Электронный ресурс] // Эсхатология.org [сайт]. 15.08.2010. URL: https://goo.gl/F3HSqo (дата обращения: 11.11.2017).
10. [Вячеслав (Крыжановский), игумен]. Русская Зарубежная Церковь на стезях отступничества. Апостасия в РПЦЗ и исповеднический путь Катакомбной Церкви. СПб.: Издание Вестника И.П.Х. «Русское Православие», 1999.
11. Гривас С., прот. Устное сообщение автору от 05.02.2016.
12. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви от 26.06.2005 // Поместный Собор. М., 2005. № 11 (июнь-июль). С. 5-8.
13. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, Свято-Данилов монастырь, 25-27 октября 1990 года. Воззвание Архиерейского Собора к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 2, февраль 1991. С. 6-11.
14. Иоанн (Берзинь), епископ Каракасский и Южно-Американский. «Моя главная задача – исцелить раскол и вернуть паству и наши храмы». Православие в странах Латинской Америки // Журнал Московской Патриархии. М., 2013. № 2, февраль 2013. С. 72-75.
15. К истории ухода духовенства и верующих города Суздаля из Московской Патриархии. Суздаль, 1997.
16. К подписанию Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви // Православный церковный календарь, 2008. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 2-11.
17. Карыпов Николай, прот. Духовно-историческое наследие Русской Зарубежной Церкви // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 75-93.
18. Киселев Александр, протопресвитер. Не пора ли одуматься? (О происходящем у нас в Русской Православной Церкви) // Русское Возрождение. Нью-Йорк – Москва – Париж, 1991. № 54, 1991 (II). С. 69-72.
19. Краткая история Российской Православной Церкви (РПАЦ). Суздаль, 2005.
20. Краткая история Русской Истинно-Православной Церкви 1927-2007 гг. / Под ред. Шумило В.В., Шумило С.В. Чернигов: ЦГИЭиУ, 2008.
21. Лебедев Л., прот. Границы Церкви // Православное Обозрение. М., 1998. № 5 (6).
22. Лебедев Л., прот. Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви. Курск, 1999.
23. Маковецкий А., прот. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. СПб., 2009.
24. Марк (Арндт), архиеп. На пути к уврачеванию разделения в Русской Церкви – предсоборный процесс // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 137-148.
25. Определение № 1 от 13/26.10.2008 г. // Церковныя Вѣдомости. М., 2009. № 2. С. 2.
26. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении священного сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева)» // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 4. С.21.
27. Определение Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 13-16 августа 2000 г. Материалы. М.: Издательский Совет Московского Патриархата; Благотворительный фонд «Рождество-2000», 2001. С. 456-464.
28. Письмо в Святейший Правительствующий Синод // Церковныя Вѣдомости. М., 2009. № 3. С. 9.
29. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке. М.: Республика, 1995.
30. Приходы Российской Православной Автономной Церкви [Электронный ресурс] // Иерархия литургических церквей [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/8VJuNN (дата обращения: 11.11.2017).
31. Протокол заседания Священного Синода ЦРО ИПЦ от 28/11 мая 2015 г. [Электронный ресурс] // Централизованная религиозная организация Истинно-Православная Церковь. Официальный сайт. 2015. URL: https://goo.gl/Eykm4d (дата обращения: 11.11.2017).
32. Российская Православная Церковь (Виктора) // Иерархия литургических церквей [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/XL75G5 (дата обращения: 11.11.2017).
33. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. М.: Логос, 2004. Т. 1.
34. Старейший священник РПЦЗ в Москве иеромонах Тихон (Козушин) перешел вместе с общиной в непризнанную Черногорскую Православную Церковь [Электронный ресурс] // Портал-Credo.Ru [сайт]. 12.09.2011. URL: https://goo.gl/s66zjK (дата обращения: 11.11.2017).
35. Тихон (Козушин) [Электронный ресурс] // "Анти-Раскол" информационно-справочный портал по расколоведению [сайт]. 15.10.2011. URL: https://goo.gl/MkK3oe (дата обращения: 11.11.2017).
36. Тульская область [Электронный ресурс] // Иерархия литургических церквей [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/rtBprZ (дата обращения: 11.11.2017).
37. Указ Преосвященному Валентину, епископу Суздальскому и Владимирскому // Суздальский паломник. № 18, 19, 20. Специальный выпуск. Суздаль, 1994. С. 26.
38. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Вече, Лепта, 2010.
39. Шумило В. Апостасия в Русской Зарубежной Церкви. Хронология основных событий 2000-2003 гг. Омск: Издательство прихода Свв. Царственных Мучеников и всех Новомучеников и Исповедников Церкви Российской. б.г. Ч. I.
40. Шумило С.В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Конспект по истории Истинно-Православной Церкви в СССР. Луцк: Терен, 2011.
41. «Я имею в жизни две ценности – Православие и русскость…». Последний Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший Митрополит Виталий (Устинов) / Сост. Е.В. Семенова. М.: ИП Бурина А.В. («Традиция»), 2014.
Сведения об авторе:
Бочков Павел Владимирович – священник, доктор богословия, кандидат юридических наук, член-корреспондент РАЕ, настоятель храма святителя Луки, архиепископа Красноярского (Норильск, Россия).
Data about the author:
Bochkov Pavel Vladimirovich – priest, Doctor of Theology, Candidate of Legal Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Senior Priest of St. Luke Archbishop of Krasnoyarsk Parish (Norilsk, Russia).
E-mail: frpavel@inbox.ru.