tolerance

Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Методы, формы и средства формирования религиоведческой грамотности студентов

В статье рассматривается спектр проблем, связанных с формированием религиоведческой грамотности у студентов. Авторы специально отмечают, что данный аспект формируется в мировоззренческом ключе и включает в себя понимание сущности и типологии религий, их исторического генеза и современного состояния, а также наличие толерантности по отношению к лицам с иными убеждениями и способности к плодотворному (без насилия над совестью кого-либо) сосуществованию и социальному взаимодействию. Для достижения поставленной цели используется детально описанный в данной статье методический инструментарий.

Степаненко С.И., Сургова С.Ю. Границы толерантности как социальное явление

Статья посвящена актуальной и малоисследованной научной и общественной проблеме – границам толерантности как социальному явлению. Проблема толерантности в настоящее время стоит особенно остро. Её значимость объясняется многими факторами: мультикультурализм как обострение межнациональных отношений, терроризм, развитие религиозного экстремизма, проблемы беженцев и так далее. Для решения этих задач необходимо рассмотреть сущность и особенности толерантности в обществе.

Ефимов Е.Ф., Никольский Е.В. Трудности, ошибки и поиски путей религиоведческого просвещения в вузовском преподавании

В статье раскрывается необходимость (в виду специфики социально-культурной и религиозной ситуации в современной России) религиоведческого просвещения современного студенчества, анализируются возникшие препятствия к достижению данной цели. Авторы рассматривают подходы к вузовскому преподаванию религиоведческих дисциплин и специфику изучения религиоведческого материла на предметах социально-гуманитарного цикла. По ходу изложения раскрываются этические и идеологические аспекты, органично связанные с основной проблематикой статьи.

Бродецкий А.Е. Этико-ценностные маркеры иудаизма: возможности гуманистической действенности

В статье осмысливается нравственный ресурс мировоззренческих идей иудаизма. Осуществлен анализ антропологических оснований иудейской этики, рассмотрена проблема соотношения в этических ценностях иудаизма исторически унаследованных консервативно-авторитарных элементов и гуманистических импульсов, а также раскрыты толерантизационные возможности культивирования иудейского формата нравственности. Исследование реализовано в рамках методологической установки на синергию гуманистического потенциала религиозной этики различных традиций и актуализации ее социальной и личностно развивающей действенности.

Никольский Е.В. Религиоведческая грамотность в системе общекультурных компетенций подготовки студентов-юристов

В статье приводится четкое определение общекультурных компетенций будущего специалиста, показано, что они отражают социальное ожидание того, что выпускник вуза, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: высокие морально-нравственные характеристики и ценности гуманизма, обладает общей, языковой, правовой культурой. В этом контексте рассматривается религиоведческая грамотность, в ходе изложения доказывается, что она органично входит в состав общекультурных компетенций, дополняет и раскрывает их содержание. В статье специально отмечается, что религиоведческое просвещение является необходимой и актуальной частью в социализации молодого человека.

Бродецкий А.Е. Гуманистический ресурс этических ценностей в религиях: актуальные подходы к исследованию

В статье исследуется феномен этических ценностей в религиях, осмысливаются взаимосвязи сотериологических, собственно моральных и социально интегративных параметров в религиозно-этических санкциях. Проблема рассматривается с учетом актуальных для современности трансформаций социума и духовной сферы. Обсуждается вопрос целесообразности и пределов гуманистической синергии идей религиозной этики различных традиций. Автор обозначает видение приоритетов и методологических механизмов внедрения идей религиозной этики в образовательный гуманитарный массив. Исследование реализовано на дисциплинарно-методологическом пересечении этики, социальной философии и религиоведения.

Горохолинская И.В. Концепция «Всеобщей Церкви» И. Канта как схема толерантизации межконфессиональных отношений: служение Богу как уважение к другому

В статье автор анализирует философско-религиоведческие аспекты наследия И. Канта: проблему модальности веры и теорию «Всеобщей Церкви». Этикотеология рассматривается не в качестве разновидности атеизма, деизма либо теизма, а как самостоятельная концепция, имеющая не церковно-богословские и не рационалистические, а именно антропологические корни и сотериологический смысл. Обоснован потенциал философско-религиоведческих выводов Канта относительно толерантизации диалога между Церквями и ценностного реформирования деятельности традиционных Церквей.

Melkova E.P., Charnetskaja S.K. To the tolerance and peaceful coexistence through the Holy Books

The article is devoted to the questions of tolerance in the sphere of religious interconfessional relations. The authors analyze the texts of the Bible and the Quran – and draw the conclusions of possibility in keeping and multiplying religious dialogue through following the general values, contained in the Holy Books – such as the ideas of all-forgiveness and all-love.