semantics

Славута Т.А. Текст как дидактическая единица в аспекте представления о текстообразующей функции модальности

В статье представлен текстоцентрический подход к формированию речетворческих умений и навыков учащихся средней школы. В качестве способа развития речемыслительной и текстопорождающей деятельности учащихся предложен анализ модально-смысловой структуры текста. Представлена программа исследования семантической структуры текста с целью познания механизмов текстопорождения. Проиллюстрирована методика анализа модально-смысловой структуры текста, призванного активизировать речемыслительную деятельность и сформировать навыки продуцирования авторских текстов.

Демиденко Е.В., Князева Н.В. Структурные и функционально-семантические особенности вставных конструкций в прозе Б. Пильняка

В статье рассматриваются проблемы функционирования вставных конструкций в прозаических текстах Б. Пильняка. Описание структурных и функционально-семантических особенностей конструкций осуществляется на основе анализа языкового материала. Неопределенность синтаксического статуса вставных конструкций приводит к проблемам их дифференциации и классификации. Активное использование вставных конструкций различного характера отражает авторскую манеру письма, ее новаторский, экспериментальный характер.

Гарин С.В. Из истории логики. Семантика омонимии в логике Порфирия

В статье рассматриваются логико-семантические аспекты теории омонимии в «Категориях» Аристотеля в контексте комментаторской традиции Порфирия. Рассматривается логико-философское учение об омонимии именных и не именных частей речи в древнегреческом языке. Описываются сложности в трактовке терминов «κατηγορίαι», «ὄνομα», «ῥῆμα». Анализируются логические особенности подходов Порфирия и других комментаторов.

Бурмакина Н.А., Чеканова С.Ю. Лингвистическая характеристика текста «Прихоть» из книги А.П. Степанова «Повести и путешествие в Маймай-Чен»

В статье исследуются лингвистические особенности повести литератора XIX века и первого гражданского губернатора Енисейской губернии Александра Петровича Степанова. Проведён анализ фонетического, лексико-семантического, морфологического и синтаксического строя повести.