Палагнюк Ю.В., Савостикова Е.И. Тренинг как форма повышения социальной компетентности молодежи

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 37+159.98:316.42-047.22

ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ 

СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Палагнюк Ю.В., Савостикова Е.И.

В статье рассматриваются особенности использования и роль тренинга в процессе повышения социальной компетентности молодежи. Анализируется понятие «молодежи» как особенной социальной группы и исследуются особенности формирования их социальной компетентности. Даются рекомендации по использованию тренинга в процессе повышения социальной компетентности молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодость, компетентность, социальная компетентность, социально-психологическая компетентность, жизненная компетентность, тренинг, традиционные формы обучения.

 

TRAINING AS A FORM OF INCREASING 

THE SOCIAL COMPETENCE OF YOUTH

Palagnyuk Y.V., Savostikova K.I.

The article discusses the features of the role of training in enhancing social competence of young people. The article analyses the notion of “youth” as a particular social group and features of their social competence formation. The author also gives recommendations on using training in enhancing the social competence of young people.

Keywords: young people, youth, competence, social competence, social and psychological competence, life competence, training, traditional forms of learning.

 

Молодежь является важным стратегическим ресурсом в развитии гражданского общества. Обществу необходимы образованные, конкурентоспособные, отличающиеся конструктивным мышлением, молодые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, находить и внедрять новое, преодолевать трудности. Тренинг является эффективной и целесообразной формой работы, которая формирует и повышает социальную компетентность, учитывая скорость изменения нашей социальной реальности. Поэтому целью данной статьи есть выявление особенностей использования и роль тренинга в процессе повышения социальной компетентности молодежи.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским. Позже более полное определение было дано И.С. Конем: «Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими социально-психологическими свойствами. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [4].

Молодость − время, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и таланты. Это период, связанный с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я». Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время он должен сформировать максимально достоверное представление об окружающих в мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические взгляды. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта [8, с. 21].

Современные общественные процессы резко изменили социальное, материальное и политическое положение молодежи. В последнее время обострилось немало молодежных проблем, среди которых главные: низкий уровень жизни, безработица и значительная экономическая и социальная зависимость от родителей; брачно-семейные; низкая рождаемость (уровень рождаемости не обеспечивает воспроизводства поколений); материальная необеспеченность, отсутствие ресурсов для улучшения жилищных условий; плохое состояние здоровья и рост уровня социальных отклонений; потеря идеалов, социальной перспективы, жизненного оптимизма [6, с. 9].

По мнению А. Пометун, компетентность – это сложная интегрированная характеристика личности, под которой понимают набор знаний, умений, навыков, отношений, которые позволяют эффективно действовать или выполнять определенные функции, обеспечивая решение проблем и достижение определенных стандартов в области профессии или виде деятельности [3, с. 21]. В тоже время, С. Архипова считает, что социально-психологическая компетентность является интегральным показателем личностного развития, фактором самоактуализации, что стимулирует самореализацию личности [1, с. 17].

Социальная компетентность – это многогранная характеристика личности, которая своей многокомпонентностью охватывает все множество и глубину функционирования личности в социуме. Поскольку личность – явление социальное, то формат социальной компетентности охватывает как социальные мотивы, знания, навыки, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой, так и самочувствие и самовосприятие личности в меняющемся социуме. При этом социальная компетентность предполагает как достаточный уровень умения строить партнерские отношения, способности к кооперации на равноправной основе, так и достаточный уровень комфортности, чтобы не идти вразрез с требованиями общества [5; 12].

Сегодня молодежь испытывает неуверенность в себе и в завтрашнем дне из-за социально-экономических проблем в обществе, разочаровывается из-за неумения овладеть социальной действительностью, делать собственный выбор и принимать важные жизненные решения, а также успешно достигать целей в жизни и самостоятельно её проектировать.

Молодежь по формальным характеристикам является профессионально компетентной в современном обществе. Так, значительное количество молодых людей имеет диплом, необходимый уровень умений и навыков, теоретические знания и умение внедрять их на практике, но все же они не могут разобраться во многих жизненных ситуациях, потому что не способны успешно интегрироваться в общество в связи с полным или частичным отсутствием социальной компетентности. Сегодня обществу необходима молодежь, которая готова меняться и приспосабливаться к новым потребностям и вызовам жизни, оперировать и управлять информацией, активно действовать, быстро принимать решения. Это − социально компетентная личность.

Жизненную компетентность В. Брезинка связывает, во-первых, с формированием и развитием у человека демократических ценностных ориентиров, во-вторых, с наличием способности легко адаптироваться к изменениям в укладе жизни, в-третьих, с практическим гуманизмом, искусством жить [13, S. 113], умением человека управлять своими внутренними процессами. Автор считает, что умению жить надо учить и помогать учиться. Делать это необходимо везде: дома, в школе, среди сверстников, в разных группах, сообществах, трудовых коллективах: «Учиться жить – это учить искусству общаться, производить коммуникативные навыки, приносить людям радость; думать только положительными категориями; познавать себя, знать все свои положительные и отрицательные стороны; уметь расслабляться, отдыхать, изучать свой внутренний мир… Поскольку жизнь – это творчество, то и формировать надо человека-творца, архитектора собственной жизни и учить надо подрастающее поколение жизнетворчества» [13, S. 14].

Всему этому можно научиться с помощью тренинга. Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет много значений. Это обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Тренинг – это совокупность приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений [9, с. 12].

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные различия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. Тренинг же, прежде всего, ориентирован на вопросы и поиск. В отличие от традиционных, тренинговые формы обучения полностью охватывают весь потенциал человека: уровень и объем ее компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, взаимодействия и т.д. [2].

На сегодняшний день существует большое количество различной литературы по развитию навыков. Это и научная, и популярная литература, доступная практически любому человеку. Однако рекомендации, полученные клиентом в ходе совместной со специалистом работы, знания, приобретенные из книг и лекций на интересующую тему, можно освоить только на практике. Прежде чем человек приобретет определенный навык, он должен несколько раз сделать это правильно – именно сделать, а не прочитать об этом. Причем уникальность тренингового пространства заключается в том, что совершенные в нем ошибки не влекут за собой серьезных последствий, как это происходит в жизни. Здесь можно очень четко рассмотреть, что именно мешает достичь успеха в тех или иных отношениях, в той или иной деятельности. Именно в этом и заключается основная задача тренинга − на практике отрабатывать те приемы, которые хотелось бы освоить, чтобы потом в жизни уметь правильно ими пользоваться [10].

Для эффективного использования тренинга как формы повышения социальной компетентности молодежи тренеру необходимо учесть следующие аспекты:

– соответствие потребностям молодежи;

– охват всех категорий молодежи, а не только «талантливой» и «сложной» молодежи;

– привлекать все основные субъекты, работающие для молодежи и / или вместе с молодежью [7, с. 13-14].

Человек усваивает информацию лучше, если обучение проходит интерактивно, то есть, когда она имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать непонятные моменты, задавать вопросы, сразу закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Использование активных методов обучения является крайне важным, так как они имеют большое влияние на учения, усвоения знаний и выработки личностных качеств [11]. 

Тренер должен постоянно заботиться о максимальном привлечении всех участников в процесс обучения. Каждый должен иметь возможность высказываться, участвовать в обсуждениях, ролевых и деловых играх, выполнении практических заданий, мозговых штурмах и других видах работы. При организации, проведении тренинга большое значение имеют различные детали, которые могут серьезно повлиять на эффективность обучения, например: состояние помещения, в котором проводится тренинг, обеспеченность всеми необходимыми материалами для проведения тренинга, время начала тренинга, его продолжительность и т.д. [11].

От умений тренера, его квалификации во многом зависит успех тренинга и дальнейшей деятельности его участников. Ему следует не только хорошо осознавать свою роль, но и объяснить участникам, что успех тренинга в целом и личный успех каждого зависит от них самих. Это будет способствовать осознанию личной ответственности участников за результаты обучения − одно из условий успешной реализации программы. Тренинги позволяют учиться, развиваться и совершенствоваться тем, кто в них участвует. В конце концов, участие в них позволяет не только значительно повысить свою социальную компетентность, но и мотивацию к эффективному труду и последующих положительных изменений.

Таким образом, метод тренинга является достаточно эффективным при работе с различными категориями клиентов, особенно с молодежью, которая требует его больше всего из-за своего невысокого уровня социальной компетентности в современном динамическом информационном обществе. Ведь самое главное в тренинге и для получения навыков социальной компетентности − это практика, активность и желание участника изменить что-то в себе или своем поведении, а также поддержка полученных на тренинге знаний для применения их в реальной жизни самим участником. В результате это поднимает социальную компетентность молодёжи, поэтому тренинг является результативной формой для повышения социальной компетентности современной молодежи.

 

Список литературы:

1. Архипова С.П. Професійна компетентність і професійність соціального  працівника: сутність і шляхи розвитку //Соціальна робота в Україні: теорія і практика. – 2004. – № 2.

2. Бевз В., Главник О. Основні положення щодо проведення тренінгів [Электронный ресурс] //  Osvita.ua. Издательство «Плеяды» [сайт]. 18.10.2005. – URL: http://goo.gl/Hukctr (дата обращения: 10.06.2016).

3. Гарашкина Н. Диагностика профессиональной компетентности // Социальная педагогика. – 2003. – № 4.

4. Гелемей М.О. Психологічний портрет осіб молодіжного віку, які вчинюють злочини екстремістської спрямованості [Электронный ресурс] // Правознавець [сайт]. 2016. – URL: http://goo.gl/Ys3Ut5 (дата обращения: 10.06.2016).

5. Гончарова-Горянська М. Соціальна компетентність: поняття, зміст, шляхи формування в дослідженнях зарубіжних авторів // Рідна школа. – 2004. – № 7-8.

6. Молодь України: Стан, проблеми, шляхи розв'язання. – К.: УНДІПМ, 1992-1997. – Вип. 1-6.

7. Навчальний посібник для тренерів у сфері підготовки молодіжних працівників / Міністерство молоді та спорту України, Представництво ООН в Україні, Державний інститут сімейної та молодіжної політики / О. Мурашкевич, І. Сущенко, К. Савчук, О. Юрик – К.: ТОВ «Компанія ВАІТЕ», 2014. 

8. Нікольський Д. Соціологія молоді. – М.: Фенікс, 2002.

9. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии – СПб.: Речь, 2004.

10. Тренінг в соціальній роботі [Электронный ресурс] // Studme.com.ua [сайт]. 2016. URL: http://goo.gl/P66DYh (дата обращения: 06.06.2016).

11. Хівренко С.М. Особливості проведення тренінгових занять [Электронный ресурс] // Районний методичний кабінет відділу освіти, молоді та спорту Новоукраїнської районної державної адміністрації [сайт]. – 2013. URL: http://goo.gl/t7KsUL (дата обращения: 05.06.2016).

12. Цветков В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников. – Великий Новгород, 2002. 

13. Brezinka W. Erziehung als Lebenshilfe. Eine Einführung in die pädagogische Situation. – Wien, Stuttgart, 1963.

 

Сведения об авторах:

Палагнюк Юлиана Викторовна – доктор наук государственного управления, доцент кафедры социальной работы, управления и педагогики, Черноморский национальный университет имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Савостикова Екатерина Игоревна – бакалавр социальной работы, Черноморский национальный университет имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the authors:

Palagnyuk Yuliana Viktorivna – Doctor of Sciences in Public Administration, Associate Professor of Social Work, Management and Pedagogy Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).

Savostikova Katerina Ihorivna – bachelor of social work, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).

E-mail: yulianna_p@hotmail.com.

E-mail: the_katya1994@mail.ru.