Мельков А.С. «Вѣнéцъ ѿ кáмени чéстна»: празднование 50-летия пребывания Московской Духовной Академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1864 году

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 27-9:271.22-725

«ВѢНÉЦЪ Ѿ КÁМЕНИ ЧÉСТНА»: 

ПРАЗДНОВАНИЕ 50-ЛЕТИЯ ПРЕБЫВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ 

В СТЕНАХ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ В 1864 ГОДУ

Мельков А.С. 

В связи с двухсотлетним юбилеем Московской Духовной Академии автором подготовлена статья, в которой описывается празднование 50-летия пребывания МДА в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Перечисляются основные достижения старейшей Духовной школы России за пятидесятилетний период с 1814 по 1864 годы, дается оценка вклада Академии в развитие отечественного духовного образования и богословской науки.

Ключевые слова: Московская Духовная Академия, богословие, образование, А.В. Горский, Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

 

“A CROWN OF PURE GOLD”:

SEMICENTENIAL ANNIVERSARY OF MOSCOW THEOLOGICAL ACADEMY’S

STAYING IN THE TRINITY LAVRA OF ST. SERGIUS IN 1864

Melkov A.S.

In the connection of 200th anniversary jubilee of Moscow Theological Academy, the author has written the article, which describes half a century celebration of MTA’s staying in the Trinity Lavra of St. Sergius. Main achievements of the oldest Russian Theological school are named for the fifty-year period since 1814-1864, it is given the assessment of Academy’s contribution to the development of national theological education and divinity. 

Keywords: Moscow Theological Academy, divinity, A.V. Gorsky, education, Trinity Lavra of St. Sergius.

 

В 2014 году исполняется 200 лет пребывания Московской Духовной Академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С историей МДА на протяжении двух столетий связаны многие вехи истории Русской Православной Церкви, развитие отечественного духовного образования и богословской науки.

Московская Духовная Академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской Академии, основанной в 1685 году при деятельном участии Восточных Патриархов. Академия зародилась трудами выдающихся греческих просветителей – братьев Иоаникия и Софрония Лихудов. Академия как первое высшее учебное заведение России дала импульс к развитию образования в стране, дав науке и обществу целую плеяду выдающихся ученых и общественных деятелей. Во все времена Академия оставалась верной своему призванию – служить делу духовного просвещения и нравственного воспитания православного юношества.

Основание высшей богословской школы в Москве в конце XVII века явилось результатом напряженных усилий Церкви утвердить православных характер духовного образования в России, утвердив святоотеческую направление богословской науки. Основанная во время оживленных богословских споров Востока и Запада, Московская Духовная Академия стала очагом духовного просвещения для России и всего Православного Востока, успешно выполняя свое назначение вплоть до 1812 года, потрясшего Россию нашествием Наполеона.

Новый период в истории Академии наступил в 1814 году, когда она приобрела приют в Лавре Живоначальной Троицы под кровом преподобного Сергия Радонежского. Этому способствовали следующие обстоятельства.

В результате пожара 1812 года помещение Академии, находившееся в Москве в Заиконоспасском монастыре, сильно пострадало. В короткий срок занятия были возобновлены. Однако сами помещения были ветхими, тесными, находились в самом центре города, что не соответствовало созданию аскетической атмосферы, стол необходимой для обучения и воспитания будущих пастырей Церкви. Все это совпало с заключительным этапом реформы духовного образования, предусматривавшим введение нового учебного Устава для преобразованных Духовных Академий России. Совокупность этих событий привела священноначалие к мысли о необходимости перенесения здания Академии в более благоприятное и просторное место, которым и была признана Троице-Сергиева Лавра. И в начале августа 1814 года последовал указ императора Александра І, по которому Академия разместилась в лаврских «Чертогах» – здании дворца императрицы Елизаветы [7, с. 154].

Прошло пятьдесят лет, и в 1864 году «Академия у Троицы», как ее с любовью называли современники, встретила свой первый юбилей. Описанию достижений Академии и праздничным торжествам, от которых нас в 2014 году отделяют 150 лет,  посвящена наша публикация.

За полвека своего пребывания в стенах Троице-Сергиевой Лавры Московская Духовная Академия стала ведущей духовной и богословской школой России.  Обозревая сделанное за этот немалый срок в отчете по Московской епархии за 1863 год, святитель Филарет (Дроздов) с удовлетворением констатировал значительное влияние Академии на духовенство Москвы: «Духовенство столицы, составляемое частью из получивших академическое образование… в значительной степени преимуществует пред прочим духовенством епархии как просвещением, так и нравственным характером… и сопровождается соответственным тому влиянием на прихожан» [8, с. 139].

В другом документе, ходатайствуя о поддержке и награждении Академии в связи с ее юбилеем и характеризуя ее достижения, митрополит Филарет говорил о ее высоком достоинстве, а также о преданности профессоров родной Академии. «Я поступил бы несправедливо, – указывает он, – если бы просил Московской Академии менее, нежели в подобном случае даровано Петербургской. Скажу скромно, если скажу, что достоинство Московской Академии никак не ниже в ученом и нравственном отношении в православном направлении… Почтенная черта наставничества Академии, между прочим, есть та, что они, при скудном содержании, не переходят в другую выгоднейшую службу, даже по приглашению» [10, с. 624]. 

На празднование пятидесятилетия пребывания преобразованной Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры собралось более двухсот гостей – представители от Духовных школ и светских учебных заведений, а также выпускники Академии.

Святитель митрополит Московский Филарет приехал в Лавру ко дню памяти преподобного Сергия (25 сентября) и оставался в ней до самого академического праздника (1 октября). Из архиереев на праздник прибыли два Московских викария – епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) и епископ Можайский Савва (Тихомиров), бывший ректором Академии с 1861 по 1862 годы, а также архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), бывший ректором Академии с 1835 по 1841 годы.

Из светских лиц на праздник прибыли товарищ Обер-прокурора Святейшего Синода князь С.Н. Урусов, Московский генерал-губернатор М.А. Офросимов, ректор Императорского Московского университета С.И. Баршев с профессором С.М. Соловьевым.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы – актовый день Академии – митрополит Московский Филарет в сослужении трех архиереев совершил Божественную Литургию. Перед окончанием Литургии инспектор Академии архимандрит Михаил (Лузин) сказал праздничное Слово на текст «Блажен человек, иже обрете премудрость» (Притч. 3: 13). После Литургии архиереи, при участии архимандритов, протоиереев и священников – выпускников Академии, совершили благодарственный молебен, с присоединением специально составленных прошений. Молебен был завершен провозглашением обычных многолетий и вечной памяти императорам Александру I, Николаю I, митрополитам Платону (Левшину), Серафиму (Глаголевскому), Филарету (Амфитеатрову), архиепископам Августину (Виноградскому), Симеону (Крылову-Платонову), Кириллу (Богословскому-Платонову) и всем усопшим начальникам, наставникам и воспитанникам Московской Духовной Академии. 

Ежегодно 1 октября Троицкая Лавра отмечала избавление обители от угрозы нашествия Наполеона в 1812 году и праздновала это событие крестным ходом по монастырским стенам. Поэтому после благодарственного молебна в храме епископ Можайский Савва с лаврской братией совершил по обычаю крестный ход по стенам обители.

После этого в академическом зале состоялся торжественный акт, начавшийся пением тропаря: «Яко посреде учеников Твоих, пришел еси Спасе, мир дая им, прииди к нам и спаси нас». 

Профессор С.К. Смирнов прочитал историческую записку о Московской Духовной Академии, дав характеристику учебной и научно-богословской работе, состоявшей, в первую очередь, из переводов Священного Писания и особенно творений отцов Церкви, а также публикаций и книг профессоров по различным вопросам. Главное достояние Академии – твердый дух Православия, который она свято хранила. За полстолетия своего существования Академия дала Русской Церкви 26 иерархов, всего окончило Академию за это время 1164 студента [5, с. 28-33]. 

Речь С.К. Смирнова завершилась обращением к святителю Филарету с прошением, чтобы он призвал Божие благословение на начало нового пятидесятилетия Академии. На это прошение митрополит Филарет преподал благословение со словами: «Ваше пятидесятилетие принесло Церкви двадцать шесть епископов – жатва, какая едва ли найдется где-либо на подобном нешироком поле».

Затем ректор Академии протоиерей Александр Васильевич Горский произнес речь о начале богословских училищ в Церкви. В конце своей речи протоиерей Горский призвал всех воспитанников Академии освятить праздник личным вкладом в богословскую науку, в частности, принять участие в составлении церковно-богословского словаря. 

После этого было прочитан указ Синода о наградах преподавателям Академии и было объявлено предложение митрополита Филарета о пожертвовании 12 500 рублей для того, чтобы на сумму получаемых от вклада в банке процентов ежегодно присуждались премии, поощряющие одного из преподавателей Академии.

Затем были зачитаны приветственные адреса и телеграммы от разных научных, духовных и светских организаций, частных лиц. 

Юбилейный акт закончился в половине четвертого дня пением стиха «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века».

Завершились торжества праздничным обедом, во время которого митрополичий хор исполнил духовные песнопения и канты [4, с. 178-181].

В ряде адресов, полученных Академией, в приветственных выступлениях гостей и речах руководства был подведен итог деятельности и влияния Академии за целое пятидесятилетие. 

Ректор Императорского Московского университета, воспитанник Академии С.И. Баршев охарактеризовал громадное влияние Академии следующими словами: «Бог видимо благословил ее труд. Повсюду действуют воспитанники Московской Духовной Академии в том самом духе и направлении, которые привиты были им их незабвенными наставниками, и многие из них уже приобрели и почетную известность своими важными заслугами Церкви и науке: одни в сане иерархов, другие в качестве начальников и наставников в учебных заведениях, третьи в звании пастырей». Университет радуется ее успеху, ибо «надобно настойчиво возвещать и распространять истину» [5, с. 39-40].

В приветствии Киевской Духовной Академии подчеркивалась давность и постоянство двух старейших Духовных школ, как родных сестер: «Духовная наука – одна из главных нитей, поддерживающих связь между Киевом и Москвой, которая… продлится до тех пор, пока будет существовать русский народ» [5, с. 41-43].

От имени Общества любителей Российской словесности Московскую Духовную Академию поздравил историк и публицист М.П. Погодин: «Много славных деятелей воспиталось в этих стенах в продолжение истекшего времени! Много потрудились они, рассыпая щедрой рукой святые семена, здесь запасенные, по всем областям обширного царства. Имена их сияют и в летописях русской истории, русского слова.

Помоги Бог Академии в новое пятидесятилетие по указаниям маститого пастыря нашего потрудиться столько же во славу Божию, на пользу любезного Отечества. Или еще более, соразмерно требованиям чрезвычайных в нравственном и духовном смысле обстоятельств, среди которых жить привелось» [1, с. 234].

В связи с юбилеем Академии ее ректор, выдающийся церковный историк, археограф и богослов протоиерей Александр Горский был удостоен высокой монаршей награды – ордена Святого Владимира III-й степени. Интересна история награждения. За несколько лет до этого, когда из печати вышла первая часть знаменитого «Описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», изданного Горским совместно с К.И. Невоструевым, митрополит Московский Филарет представил Горского, бывшего тогда еще мирянином, к Императорскому ордену Святого Равноапостольного Князя Владимира IV степени. Вот как об этом пишет Н.П. Гиляров Платонов: «Награда, правда, небывалая: Горский не имел священного сана, но и не переходил в светское звание. Он оставался, подобно многим, на степени амфибии, точнее, на степени эмбриона, зародыша, из которого одинаково может выйти и водное и земное существо. Такие лица стояли вне обычной служебной лестницы и не имели права ни на какие награды, кроме прибавки жалования, квартирного пособия или перемещения на высшую кафедру. Высшая администрация, по крайней мере, по словам директора Духовно-учебного управления, сделала чуть не законодательный вопрос из представления о награждении Горского» [3, с. 290-291]. 

Пока рассматривалось это дело, Горский уже принял священство и стал ректором Московской Духовной Академии. Вероятно, поэтому, когда в 1864 году ходатайство святителя Филарета все же было удовлетворено, ставший уже ректором Академии и протоиереем Горский был удостоен ордена Святого Владимира не IV-й, а сразу III-й степени [2, с. 288]. 

И это при том, что статут ордена Святого Владимира III-й степени дозволял награждение лиц, состоящих в гражданских или военных чинах не ниже пятого класса по Табели о рангах (статский советник, бригадир, капитан-командор), а духовенству вне иерархии наград по сложившейся практике вручался лишь орден Святого Владимира IV степени, да и то за пятидесятилетнюю службу в священном сане. 

Вручая награду протоиерею Александру, святитель Филарет «с видом необыкновенно полного удовольствия» сказал: «За твою усердную службу царь жалует тебя дворянином» [3, с. 291]. 

Так протоиерей Горский за труды по описанию славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки и безупречную службу Церкви и Отечеству был не только отмечен Александром II высокой монаршей наградой, но и получил одновременно с этим потомственное дворянство.

Эти юбилейные торжества, посвященные 50-летию пребывания Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры, фактически стали первыми и последними в истории МДА по размаху и широте празднования. Следующий, столетний юбилей Академии, выпал на суровый 1914 год – Россия вступила в Первую Мировую войну. Предполагавшиеся торжества были отложены. Академия ограничилась лишь изданием мемуарного сборника «У Троицы в Академии» [9]. Название сборника говорит о том, как высоко и искренне в сознании благодарных воспитанников воспринималась их родная Alma Mater, прошедшая столетний рубеж своей истории. В этом юбилейном сборнике были опубликованы статьи и воспоминания крупнейших ученых, воспитанников Академии, не потерявшие своей актуальности и в наше время.

Очередной юбилей Академии – 150 лет пребывания «У Троицы» – пришелся на 1964 год, сложное и трудное время торжества атеистической идеологии. Несмотря на все сложности, в академический праздник Покрова Божией Матери 14 октября 1964 года Святейший Патриарх Алексий І возглавил Актовый День МДА, собравший в знаменитые «Чертоги» представительную аудиторию из церковных деятелей не только православного мира, но и других христианских конфессий [6, с. 157]. Это событие стало своего рода признанием выдающихся заслуг исторического наследия Академии под сенью Троице-Сергиевой Лавры.

К своему двухсотлетнему юбилею Московская Духовная Академия подошла, пройдя значительный и серьезный путь. Широкую известность и призвание Академия снискала благодаря своему высокому предназначению. Сохраняя и преумножая в течение двухсот лет свои традиции, она приобрела особый духовный настрой, что является следствием ее пребывания в священных стенах знаменитой на весь Православный мир Троице-Сергиевой Лавры. Это особенно значимо благодаря тому богословскому и пастырскому деланию, которое совершает Академия для Русской Православной Церкви с момента своего основания. 

Академия на протяжении всей своей истории указывала и продолжает указывать богословам и пастырям Церкви подлинно православный, подлинно евангельский путь. Она возвещает вечную, Божественную истину, утверждая на глубоких православных основаниях духовную жизнь. В этой неизменности, с которой Академия служит своему церковному и общечеловеческому призванию, высокому педагогическому и патриотическому долгу, есть своя ценность и глубокий внутренний смысл. Очевидно что, Бог благословил двухсотлетний труд нашей Духовной школы, исторический путь которой, со всеми событиями и явлениями в ней можно назвать жизнью «у Троицы в Академии». Двухсотлетняя история молчаливо и скромно, но неотъемлемо и праведно возложила на главу Академии «вѣнéцъ ѿ кáмени чéстна», как дань благодарности за благороднейший просветительный подвиг созидательного духовного творчества, как святое благословение на дальнейшее служение правде в преподобии истины.

Да дарует Господь процветание и ученые успехи нашей старейшей Духовной школе – Московской Духовной Академии, да останется она навсегда своим духом юной, полной свежих сил, своим повседневным служением продолжая готовить для Русской Православной Церкви образованных пастырей, благоговейных монахов, умелых регентов и иконописцев. Да будет у Академии слава из века в век, пока сияет чаемый и отражаемый ею свет невечерний, присносущный и незаходимый!

 

Список литературы:

1. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: в 22 кн. / Николай Барсуков. – 2-е изд. – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1907. – Кн. 21. – 463 с.

2. Беляев А.А., прот. Профессор Московской Духовной Академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном [Фивейским] / Прот. А.А. Беляев // Богословский вестник. – 1910. – Т. 1. –  № 2. – С. 270-290.

3. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: автобиографические воспоминания: в 2 ч. / Н.П. Гиляров-Платонов. – СПб.: Наука, 2009. – Т. 1. – 612 с.

4. Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: в 9 т. / Архиеп. Савва Тихомиров. – Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой,  – 1901. – Т. 3. – 814 с.

5. Сборник, изданный Московской Духовной Академией по случаю празднования ее пятидесятилетия. – М.: тип. В. Готье, 1864. – 238 с.

6. Смирнов Вадим, прот. Святейший Патриарх Алексий и Московские Духовные школы / Вадим Смирнов, прот. // Московская Духовная Академия – 300 лет (1685–1985): Богословские труды: Юбилейный сборник. – М.: Изд. Моск. Патриархии, 1986. – С. 157.

7. Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. (1814-1870) / [Соч.] С. Смирнова. – М.: Унив. тип. (М. Катков), 1879. –  С. 154.

8. Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митр. Московского / Н.В. Сушков. М.: тип. А.И. Мамонтова, 1868. – 163 с.

9. У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сб. исторических материалов. – М.: Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. Акад., 1914. – XII, 772 с.

10. Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвящ. Саввы, архиеп. Тверского и Кашинского. – СПб.: Синод. тип., – 1888. – Т. 5. – Ч. 2. – 444-1034 с.

 

Сведения об авторе:

Мельков Андрей Сергеевич – доктор теологических наук, кандидат филологических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, Президент Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).

Data about the author:

Melkov Andrey Sergeevich – Doctor of Theological Sciences (ThD Hab.), Candidate of Philological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, President of Institute of Modern Humanitarian Researches (Moscow, Russia).

E-mail: president@isgi.ru