Мельков А.С. Ученый-праведник – протоиерей Александр Горский (к 140-летию кончины)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 929:271.22-725

УЧЕНЫЙ-ПРАВЕДНИК – ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ГОРСКИЙ

(К 140-ЛЕТИЮ КОНЧИНЫ)

Мельков А.С.

Статья посвящена памяти протоиерея Александра Горского (1812-1875) – ректора Московской Духовной Академии, пастыря Церкви, историка, археографа, богослова и педагога. В работе анализируется научно-педагогическая и пастырская деятельность отца Александра через призму его праведной, святой жизни, которую можно назвать священной эпопеей. Протоиерей Александр Горский был высоконравственной личностью, и это наложило отпечаток на его служение Богу, людям и науке. Его жизненный путь и научное наследие неразрывно связаны с внутрицерковной жизнью, внутригосударственными и общественными отношениями в России XIX века. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день созданы объективные условия для подготовки материалов к возможной канонизации протоиерея Александра Горского. 

Ключевые слова: богословие, церковная история, образование, жизнеописание, наука, Московская Духовная Академия, МДА, А.В. Горский, святость, праведность, канонизация.

 

GOD-PLEASING SCIENTIST – ARCHPRIEST ALEXANDER GORSKY

(TO THE 140TH ANNIVERSARY OF THE REPOSE)

Melkov A.S.

The article is devoted to the memory of archpriest Alexander Gorsky (1812–1875), Moscow Theological Academy’s rector, pastor of the Church, historian, specialist in archaeography, divine and pedagogue. The author analyzes father Alexander’s scientific-pedagogical and pastoral ministry through his God-pleasing and holy life, which can be cold sacramental saga. Archpriest Alexander was a highly moral person, and it was reflected on in his serving God, people and science. His course of life and scientific heritage are closely connected with interchurch, interstate and public relations in Russia of the 19th century. The author has come to the conclusion, that nowadays there are objective reasons for the starting archpriest Alexander Gorsky’s canonization process.

Keywords: divinity, Church history, education, course of life, science, Moscow Theological Academy, A.V. Gorsky, Holiness, God-pleasing, canonization.

 

В октябре 2015 года исполнилось 140 лет со дня кончины  выдающегося священнослужителя, церковного историка, богослова и археографа протоиерея Александра Васильевича Горского (1812-1875).

К сожалению, имя этого высокодаровитого труженика церковной науки, пастыря и педагога, бывшего ректором Московской Духовной Академии, в наше время все еще малоизвестно. Между тем, с личностью Горского связан широкий круг вопросов, относящихся к истории отечественного духовного образования и развитию церковно-исторической, филологической и богословской наук в России XIX века.

Жизненный путь и научное наследие протоиерея Александра Горского представляют собой уникальное явление в истории русской религиозной жизни, отечественного богословия и Духовной школы. В середине XIX века, на переломном этапе в истории России и Церкви, когда научно-общественная мысль находилась под сильным влиянием либеральных и секулярных идей, Горский сумел сохранить и развить лучшие образцы отечественного духовного образования, оставшись верным Церкви и преданным святоотеческой традиции.

На становление характера юного Горского – уроженца провинциальной, «монастырской» Костромы, в шестнадцать лет ставшего студентом Московской Духовной Академии, «воспитанного под грозящим жезлом строгости» [3, с. 3], сильное влияние оказала эпоха Александра I, проникнутая мистицизмом и влиянием пиетизма. Мечтательным шестнадцатилетним юношей, внимательно относящимся к снам и приметам, очень ранимым и робким, приехал Александр Горский в старейшую духовную школу России [3, с. 6]. С этого момента имя Горского стало навсегда связанно с историей Московской Духовной Академии.

Образование Горского было приобретено под кровом преподобного Сергия Радонежского в рассаднике высшего богословского знания, расположенного в стенах древней обители – у Троицы в Академии. Именно Академия дала особенный толчок в раскрытии и направлении научного таланта Горского. Природная живость ума, сила диалектического анализа была развита и выработана в Горском благодаря той системе образования, которая существовала тогда в стенах Академии. Эта система не была совершенной, но и в таких условиях любознательность и трудолюбие взяли верх. Красноречивые лекции малоизвестного и неоцененного по достоинству строгим начальством профессора Ф.А. Терновского-Платонова [27, с. 300, 298] пробудили у молодого Александра Горского любовь к истории и желание заниматься наукой. 

В Академии Горский встретил друга и наставника всей последующей жизни – отца Филарета (Гумилевского) (впоследствии архиепископ Черниговский, выдающийся церковный историк и богослов, канонизирован как местночтимый святой Черниговской епархии). Благодаря влиянию отца Филарета, Горский постепенно оставил юношеское увлечение мистикой и западничеством и обратился к святоотеческой традиции [28, с. 368]. Это обращение происходило не только духовно, но и интеллектуально, через изучение исторических памятников, через исследование и анализ исторических источников. Так после окончания Академии перед Горским открылись новые перспективы в изучении памятников старины и системном занятии церковно-исторической проблематикой [1, с. 65].

Прослеживая внешний путь и развитие научного таланта Горского, можно сделать вывод, что его обширная эрудиция развилась через основательное изучение доступной литературы, проверку полученных данных путем обращения непосредственно к источникам. Для этого Горский не щадил ни времени, ни сил. Он дни и ночи просиживал в библиотеке, изучал архивы, вел ученую переписку, позже, заняв в Академии кафедру церковной истории, он собирал сведения со всех концов России, выписывал книги из-за границы [21]. Сложнее указать, каков был внутренний рост его гения. Природный талант сначала как бы подавлялся, затемнялся отсутствием необходимых знаний, над приобретением которых необходимо серьезно и долго трудиться. Но с течением времени, когда накопленные знания уже были приведены в систему, мысль Горского окрепла, приобрела новые формы свойственной ему научной пытливости. Эта эволюция заметна по трудам ученого. Сила критического анализа со временем нарастает, а поспешные выводы, заимствованные у других авторов мнения уступают место более зрелым, основательным и самостоятельным суждениям.

Эпоха правления Николая I совпадает с началом и расцветом педагогической и ученой деятельности Горского в качестве профессора Московской Духовной Академии. В это время Горский испытывает сильное влияние митрополита Московского Филарета (Дроздова) [16]. Суровая филаретовская школа послушания и смирения, которую проходили преподаватели Академии, наложила отпечаток на Горского. Но вопреки мнениям современников [26, с. 78], Горский не стал рабом традиции, а наоборот, приобрел ценный опыт и авторитет в глазах московского иерарха, который, оказывая Александру Васильевичу покровительство и поддержку, нередко обращался к нему за советами по различным вопросам, богословского, исторического и административного характера [10, с. 64].  

Именно в николаевские времена, когда выше всего, в том числе и в ограде церковной, ценились дисциплина, униформа, послушание, и молчание, Горский начал творчески заниматься церковно-историческими и археографическим исследованиями. Эпоха Николая I, несмотря на внешнюю строгость, отрицательное отношение к демократии и подавление инакомыслия, все же способствовала развитию творческих начал личности – золотой век русской культуры яркое тому подтверждение. Это объяснятся тем, что общественно-политическая мысль и творчество как непосредственное отражение общественных проблем своего времени развивались в тесной взаимосвязи. Поэтому вполне закономерно, что в эти годы творческий подход и живой ум позволили Горскому сосредоточиться на решении актуальных вопросов, связанных с методологией и философией церковной истории [19] и археографическим описанием рукописных собраний [18, с. 91-158]. И это были не только теоретические поиски, но и практические результаты, которые нередко приводили Горского к смелым выводам и важным открытиям в сфере научных исследований.

Благодаря этому, когда в середине XIX века в России назревает кризис богословско-догматического понимания церковной истории [25, с. 31], Горский сделал успешную попытку  разрешить этот кризис через осмысление церковной истории как самостоятельной научной дисциплины. Он заложил прочный фундамент будущей церковно-исторической науки, освобождая ее от опеки богословия. Церковная история понималась Горским как наука историко-богословская, в которой собственно исторический компонент соотносится с богословской составляющей. Но определяющую роль в этом синтезе играл уже принцип историзма, который позже Горский распространил и на само богословие [11, с. 309-310; 3, с. 44-45]. 

Примечательно, что Горский лишь заложил теоретические и методологические основания церковно-исторической науки, не беря на себя широких задач по составлению обобщающего церковно-исторического труда, оставляя это будущим поколениям церковных историков. Лекции и церковно-исторические труды Горского всегда нацелены на тщательное изучение фактов, анализ и интерпретацию источников. Однако Горский не ставил для себя задачи обработки фактов в русле исторического прагматизма и изучения церковной истории через изображение человеческих действий, где исследуются, прежде всего, их причины и действия, то есть мотивы и цели, справедливо считая такие работы еще преждевременными [19]. При этом к лекциям Горского восходит доселе неосуществленная задача в церковно-исторических исследованиях изложить жизнь русского народа как общества верующих. 

Несомненной заслугой Горского стало и то, что благодаря его стараниям из одной церковно-исторической кафедры в Академии в течение 40-х, 50-х, 60-х годов XIX века постепенно выделились самостоятельные кафедры древней церковной истории, библейской истории, русской церковной истории и новой церковной истории Запада. Это существенно улучшило качество академического образования и повысило интерес к самой церковной истории, прежде считавшейся лишь второстепенной богословской наукой [12].

Глубокая церковно-историческая и богословская подготовка Горского, прекрасное знание древних языков и хорошее знакомство с памятниками древнерусской письменности позволили Горскому внести решающий вклад в развитие отечественной археографии. Именно Горский, осуществивший совместно со своим учеником К.И. Невоструевым фундаментальное описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки вывел археографию на уровень полноценной научной дисциплины [14, с. 95-177].   

Сделанные Горским при описании славянских рукописей научные открытия в области генезиса и реституции славянской Библии стали предметом жестокой реакции цензуры, которая в эпоху правления Николая I, зорко следила за любыми появлявшимися научными трудами, в том числе и в ограде Церкви. Церковная цензура отличалась особенной беспощадностью ко всему новому и нестандартному. В те времена даже консервативный митрополит Московский Филарет подозревался в либерализме. Поэтому Горский был вынужден решительно защищать результаты исследований, на которые были потрачены годы ученых занятий, давая компетентные ответы на претензии оппонентов. По благословению святителя Филарета Горский написал блестящую апологию [2] на пристрастный отзыв цензора. И тогда «Описание» было допущено в печать. Это был не только научный, но и гражданский подвиг, на который в те времена не каждый бы отважился. 

Благодаря тому, что многотомное описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки увидело свет [4; 5; 6; 7; 8; 9], современное поколение текстологов и археографов имеет счастливую возможность пользоваться результатами этого труда. От Горского и Невоструева идет понимание археографии как специальной историко-филологической дисциплины, изучающей памятники письменности с целью введения их в научный оборот в виде научного описания или публикаций.

Наступление царствования Александра II ознаменовалось проведением Великих реформ. Серьезные преобразования коснулись и Церкви, которая, с одной стороны, все сильнее испытывала на себе явления секуляризации, а с другой – все еще сковывалась жестким контролем со стороны государства. На фоне либерального курса Александра II внутри самой Церкви обострились противоречия между консервативными и либеральными кругами. Остро встал вопрос о путях развития Церкви в новых политических и социальных реалиях. В этих условиях с целью снятия усиливавшегося напряжения нужно было найти компромиссную фигуру, способную своим авторитетом и положением сгладить все острые углы. Выбор осторожного и мудрого митрополита Московского Филарета пал на Горского, который, будучи безбрачным, был рукоположен в священный сан без принятия монашества, в нарушение существовавшего тогда обычая [22, с. 4]. Затем Горский получил ценный опыт административной работы в Петербурге, занимаясь вопросами реформы духовного образования в Комитете по преобразованию Духовных училищ [3, с. 127-128 прим.]. Стараниями святителя Филарета Горский сделал стремительный скачок в своей карьере и менее чем за три года стал митрофорным протоиереем и был назначен на должность ректора Московской Духовной Академии [17].

В 60-е годы XIX века наука в России была поставлена на путь прогресса и свободы, и для нее наступило свое 19 февраля. Целую эпоху в развитии церковно-исторической науки открыл утвержденный Александром II Устав Духовных Академий 1869 года. В Московской Духовной Академии введение Устава в действие осуществил ректор протоиерей А.В. Горский, который сумел создать все условия для развития церковной истории как независимой отрасли богословских наук. 

Благодаря научному таланту и административному опыту Горского отечественная церковно-историческая наука не только обрела свое рождение, но и начала самостоятельно развиваться. Уже в ректорство Горского состоялись первые защиты диссертаций по церковной истории, в большом количестве стали выходить научные статьи и труды по истории Церкви и наметились пути критической разработки целых направлений в области церковно-исторических исследований. Церковно-историческая наука, наконец, вышла за пределы Духовной Академии и стала явлением научной и общественной жизни в стране и за рубежом [12, с. 310].   

Будучи церковным историком, Горский оказал серьезное влияние на преподавание догматического богословия, впервые положив в основу курса догматики историю догмата [11, с. 310]. Историзм в богословии Горский напрямую связывал со святоотеческим наследием, с анализом патрологических источников на конкретном историческом материале. Этот исторический метод в догматическом богословии сохраняет свою актуальность и в наши дни.

Долгий путь совершенствования пришлось пройти Горскому-ученому: от первоначальных лекций до европейски известного описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, до указаний таким одаренным ученым как И.И. Срезневский, М.П. Погодин, Ю.Ф. Самарин, Н.И. Костомаров и др. Не сразу был пройден этот великий путь. Он стоил Горскому сорока с лишним лет упорного труда, ученого подвижничества, он стоил самого дорогого – здоровья. 

В дело своего служения, как научного, так педагогического и пастырского, Горский вложил не только свой богато одаренный ум, но и всю силу своего характера, не останавливающегося перед препятствиями в деле приобретения и передачи знаний. Но было еще и доброе сердце, которое без остатка он отдавал окружавшим его людям. Теплота и любвеобильность этого сердца, деликатность, нежность и мягкость справедливо снискали ему репутацию «сердечного» и «душевного» богослова.

Всю свою научную и пастырскую деятельность Горский направлял на служение Богу и ближним. Он оставался искренним и добрым христианином всегда и в любой ситуации. Вся жизнь Горского была направлена для достижения Божией славы, проникнута этой идеей. Это говорит не о фальшивой и напускной, а искренней, глубокой, редкой религиозности.

Горский искренне любил помогать каждому, кто стремился к знанию. Он честно делился с коллегами и учениками своими научными открытиями и гипотезами, рассылал свои лекции, нередко забывая об авторском праве. Обаяние его светлой личности, его влияние на окружающих были так сильны, что современники не знали, как выразить свою любовь и уважение к его научному гению, как полнее определить его значение в отечественной науке. «Исполин знания», «великан русской науки», «краса и слава Академии», «слава русской науки», «украшение святой Церкви» – называли его [23, с. 341]. 

Труды Горского в области церковной истории и археографии до сих пор имеют большое значение для научного знания, они внесли неоценимый вклад в развитие гуманитарной науки в России. По богатству и обширности знаний, а также по оригинальности научных методов Горского можно смело поставить на один уровень с самыми выдающимися представителями отечественной и мировой науки [20].

Протоиерей Александр Горский принимал самое непосредственное участие в разработке церковно-исторической, богословской и филологической  наук в России XIX века. Стараниями Горского была создана и получила творческий импульс к дальнейшему развитию русская церковно-историческая наука, а Московская Духовная Академия в годы его ректорства стала ведущей богословской и церковно-исторической школой [15].  

Горский был не только профессором Академии, но и ученым всей России, был не только начальником, но, прежде всего, любящим отцом своей академической семьи, был искренним другом для всех, кто к нему приходил за помощью. Протоиерей Александр Горский воплощал в себе евангельский идеал доброго пастыря, объединявшего всех любовью, верой, состраданием и человеколюбием.

11 октября 1875 года протоиерей Александр Горский после тяжелой болезни отошел ко Господу. Последними предсмертными словами покойного были: «Я хочу скорее домой». Было ли это воспоминание о родной Костроме – последняя мысль о земле, или первое откровение о Небесном Отечестве, более близкого его душе, чем земля, неизвестно… [22, с. 6]. Так могила приняла оплаканного многими молитвами и слезами великого труженика науки и доброго делателя на Ниве Христовой.

В конце ХХ века имя протоиерея А.В. Горского было внесено в хронологический список «Святая Русь» в качестве почитаемого подвижника благочестия в лике святого праведного Александра протоиерея, ректора Московской Духовной Академии [24, с. 644]. 

Этот список, составленный игуменом Андроником (Трубачевым), впервые в отечественной агиографии позволяет увидеть неиссякаемость святой жизни в Русской Церкви. Несмотря на то, что протоиерей Александр Горский официально еще не канонизирован ни местной, ни общецерковной властью, появление его имени в данном сборнике свидетельствует об особом месте этого ученого подвижника благочестия в истории Русской Церкви. 

Учитывая возрастающее желание верующих людей, в том числе из числа ученых, преподавателей и учащихся, молитвенно обращаться к протоиерею Александру Горскому, для келейного употребления был составлен акафист этому праведнику и подвижнику благочестия [13, с. 331-342] (см. Приложение).

Жизнь протоиерея Александра Горского можно с полной уверенностью назвать священной эпопеей, ибо она действительно была такой как по гармонической стройности пройденного пути, так и по неимоверному количеству совершенных в ней дел. Эта жизнь была полна своеобразия, которое так свойственно биографиям многих выдающихся умов русской культуры, а научные труды протоиерея Александра Горского составляют лучшие образцы гуманитарного знания дореволюционной России. 

В этой связи можно говорить о протоиерее Александре Горском как об угоднике Божием, прославившемся своим благочестием, праведностью и чистотой, сосредоточившим на себе разнообразные явления современной ему церковной жизни. Учитывая это, можно утверждать, что на сегодняшний день созданы объективные условия для подготовки материалов к возможной канонизации протоиерея Александра Горского.

Приложение

Акафист святому праведному протоиерею Александру Горскому, 

ректору Московской Духовной Академии

Кондак 1

Избраннаго носителя Духа Божественнаго, Церкви Православныя подвижника преизряднаго, на ниве просвещения духовнаго всеусердне подвизавшегося, богоноснаго отца нашего Александра восславим днесь пением духовным. Ты же, яко великих дарований сподобивыйся, приими молитвы и моления чад твоих, любовию ти присно взывающих:

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Икос 1

Ангел земный и человек небесный воистину был еси, праведне Александре, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, премудростию от Всесвятаго Духа  преизрядно одаренный, многих бо во истине Христовой утвердил еси, многих к святоотеческому наследию приобщил, усердно трудяся во всеучилище Свято-Троицком, в учениех богословских и делании молитвенном плод преизряден собрал еси и тако совершенства духовнаго достигл еси. Твоему добродетельному и богоугодному житию нас следовати настави, да зовем ти сице:

Радуйся, цевнице и гусли Троичную песнь сладостно возглашающая; 

Радуйся, фимиаме, огнем Святаго Духа возженный.

Радуйся, величие и славу Отца Небеснаго проповедавый;

Радуйся, Христов пастырю преизрядный.

Радуйся, сокровищнице, богословскими учениями преисполненная;

Радуйся, чистоты и целомудрия предивный хранителю. 

Радуйся, безмолвнаго жития истинный любителю;

Радуйся, всех призывающих тя, скорый защитителю.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 2

Видя Промыслитель о всех Господь доброту души твоея, возжела поставити тя не токмо пастыря словесных овец Своих, но и наставника всем, к премудрости стремящимся, яко от младости твоея навыкл еси деланию молитвенному и в научении книжном ум твой взрастил еси, Просветившему тя Христу Богу поя: Аллилуйя.

Икос 2

Разум озаренный благодатию Божиею от юности имея, прехвальне отче наш Александре, от родителей благочестивых твоих приял еси наставление благое, послеже в обители учений духовных пребывая, возлюбил еси учения отцев святых, и в нем же возрастая, Христа, Истины подателя, подвигом сим прославил еси. Темже, творяще честную память твою, величаем тебя тако:

Радуйся, отрасле благоухающая корене духовнаго;

Радуйся, девственную чистоту от юности возлюбивый.

Радуйся, иерея Божия и благочестия родительскаго наследниче преизрядный;

Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый.

Радуйся, учением благочестия издетска напоенный;

Радуйся, доброе семя в сердце своем возрастивый.

Радуйся, Богоначертанный свиток правыя веры;

Радуйся, добрый учениче небеснаго Учителя Христа.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 3

Сила Вышняго укрепи тя к исполнению словес апостольских, хотяще воистину сыном Премудрости явитися и Учителя Божественнаго последователем быти. Благодатию же Божиею в подвизе сем добре преуспевающе, Господу, присно тя укреплявшему, воспевал еси: Аллилуия.

Икос 3

Имуще в сердце светоносную благодать Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, отче наш Александре, заветом равноапостольных Мефодия и Кирилла последовал еси, сокровища премудрости не себе собирая, паче же сими в Бога богатея, молитвою же и пощением во служение Христу себе уготовляя. И всим богословам и ученым путь жития благочестиваго и благоуспешнаго показал еси. Мы же твоим добродетелем следовати желаем, вопием ти сице:

Радуйся, отринувый, якоже сор, мира сего душетленныя сладости; 

Радуйся, омывый душу твою слезами чистыми младости. 

Радуйся, девство твое нерастленно Господеви сохранивый; 

Радуйся, прельщения возраста юнаго победивый. 

Радуйся, весно, лучами благодати осиянная; 

Радуйся, утро, добродетельми облагоуханное. 

Радуйся, в сердце твоем образ Христа носивый; 

Радуйся, Спасителя твоего до конца возлюбивый. 

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!        

Кондак 4

Бурею искушений волнуемое и соблазнов море жития мирскаго не прельстиша тя, отче святый Александре, ты, оставивше бо ризы кожанныя тли века сего, равноангельскаго жития возжелав, в миру надмирне жительствовал еси. Отцем преподобным в делании внутреннем подражая, и ангельски пожив на земли, на высоту бестрастия возшел еси, угодниче Христов, да с лики небесными песнь Творцу всяческих воспоеши: Аллилуйя.

Икос 4

Слышаще богодухновенная словеса твоя, жаждущии глаголов Жизни Вечныя, многия людие приходиша к тебе, и нетленную пищу от тя приимавше и Божественнаго пития почерпавше. Ты бо в познании научном истину вечную обретал еси и ученики своя велиими дарами веры и познания обогощал еси, к свету Христову всех привлекая. Тем же ныне Свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако:

Радуйся, глубины Слова Божия добре испытавший; 

Радуйся, непрестанным усердием Бога взыскавший.

Радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый;

Радуйся, верою, надеждою и любовию измлада украшенный.

Радуйся, на ниве просвещения духовнаго Господеви угодивый;

Радуйся, училищ благочестия покровителю.

Радуйся, имже семена правды Христовы посеяваются; 

Радуйся, ищущым научения отверстая врата. 

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 5

Боготечней звезде лучами благодати люди российския озаряющей подобен явился еси, угодниче Божий, отче святый Александре, егда священства от отца своего духовнаго, архипастыря Московскаго, святителя Филарета, сподобился еси. И от того часа многих к Солнцу Правды Христу привел еси словом благодатным и примером жития твоего, еже все посвящено бысть служению Богу и ближним. И якоже видеша тя людие у престола храма Божия за всех и за вся Спасителю мира молящася, сице и ныне возноси молитвы твоя о Церкви Святей, Отечестве нашем и о всех чтущих тя и поющих Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше вси тя, угодниче Божий, яко отца чадолюбива, в напастех и скорбех от тебе помощи усердно искаху: ты же о всех милосердовал еси, образ веры истинныя в себе сим показуя. Ты бо познание мудрости естественней и божественней с деланием молитвенным умело сопрягал еси. Буди, преблагий отче, скорый помощник и нам, грехми и скорбьми обуреваемым, с любовию ти вопиющим:

Радуйся, слова Божия богодухновенный изъяснителю; 

Радуйся, Евангельския Истины ревнительный научителю. 

Радуйся, спасеннаго пути верный и известный предводителю;

Радуйся, таланты, Богом врученныя тебе, усовершивый. 

Радуйся, от земныя мудрости вся ко спасению полезная собравый;

Радуйся, яко верныя в боговедении утвердаеши. 

Радуйся, яко тайны премудрости Божия во всем мире видети научал еси; 

Радуйся, яко и в малых вещех величие Божие зрети наставлял еси.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 6

Проповедник истины Христовой явился еси, благословенне отче Александре, силою благодатною слова твоего, яко острием меча, греховная сердца проницаяй и к покаянию возбуждаяй, огненными бо твоими словесы, ревностию по Бозе Вседержители распаленными, возжегл еси пламя любви и веры в сердцах паствы твоея, да вси чистым сердцем Троице Святей поют: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси яко светило многосветлое богатством дарований, излиянных на тя обильно от щедрот Господних, отче досточудне Александре, ты бо преумножил еси богоданныя таланты, да явишися неленостный и всеусердный делатель Вертограда Божия. Ты бо не токмо словесы своими, но и поучениями печатными многия в истине Христовей и любви к Спасителю утвердил еси. Сего ради, прославляюще тя, премудрости сокровище неисчерпаемое, вопием ти сице:

Радуйся, на светозарную добродетелей колесницу возшедший и Небеснаго Царствия достигший;

Радуйтеся, скорби жития сего добре претерпевый и данный ти талант приумноживый.

Радуйся, и нам, грешным, образ добродетелей словом и житием явивый;

Радуйся, Иосифа целомудрием и чистотою украшенный. 

Радуйся, Петрово исповедание и Иоанново богословие показавый;                                            

Радуйся, кротость Моисееву и ревность Илиину в подвизех своих воплотивый.

Радуйся, яко подаеши христианом в вере правей утверждение;

Радуйся, от искушении и напастей молитвами твоими охраняющий.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 7

Хотяще всем житием твоим Иисусу Сладчайшему угодити, досточудне отче Александре, всем житием твоим исповедал еси истину Его; многия бо к учению святых отец приобщил еси, многия бо премудростию книжною просветил еси, и книги твоя нам в назидание оставил еси, да твоим заветом последующе, воспоим Христу: Аллилуйя.

Икос 7

Новый Василий Великий богодарованною мудростию преизрядно украшенный воистину явился еси, преславный отче Александре, егда по благословению святителя Филарета возглавил еси всеучилище именитое в лавре Сергия Преподобнаго. Ты бо, праведниче прехвальне, труды многия положил еси, наставляя юношей, истины взыскующих к возрастанию в премудрости естественней и божественней. Сие же убо воспоминающе, просим тя прилежно: умоли Всеблаго Духа Утешителя и нас дарами мудрости и разумения обогатити,  да зовем ти: 

Радуйся, Христу, апостолы учившему, всеурседне последовавый; Радуйся, сынов обители духовных учений милостино опекавый.

Радуйся, Духом ревности по Христу нас просвещаяй;

Радуйся, к низложению лжеименитаго разума нас укрепляй. 

Радуйся, в истине Христовей выну утверждатися нам помогаяй;

Радуйся, пищею словес Божиих верныя изобильно насытивый. 

Радуйся, струями благодати сердца пасомых напоивый; 

Радуйся, скрижали велений Христовых твердо содержати увещевавый.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 8

Странника и пришельца на земли сей себе помышляя, ревностно пасл еси стадо словесных овец Христовых, досточудне отче Александре, да обрящеши вся пасомыя на нетленных пажитех небесных, вкупе с ними вопия Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь исполнен любви нелицемерныя к пастве твоей, святый отче Александре, спасение убо всякой душе христианстей устрояя, в себе же имея смирение великое, пользы многих ради, яко явленна бысть премудрость воистину небесная, зане всем житием твоим Премудрости Ипостастной служити восхотел еси и Тоя стезям невозвратно последовал еси. Сего ради, почитающе святую память твою, усердно взываем ти таковая:

Радуйся, палато мудрости преукрашенная; 

Радуйся, сокровищница богословия преизобильная. 

Радуйся, пищею словес Божиих верныя щедро насытивый; 

Радуйся, струями благодати сердца напоивый. 

Радуйся, словесное стадо Христово мудре упасший; 

Радуйся, скрижали велений Христовых твердо содержати увещевавый.

Радуйся, яко тобою вера святая прославляется; 

Радуйся, яко тобою Церковь Христова дивно красуется.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 9

Видяще всяческих смут и брожений еретических и крамольных во дни земнаго жития твоего, отче Александре, ты стихиям века сего не подвластен явися, яко на вечную истину Божию взор души твоея устремил еси. Христа, цари земные славою и честию венчающего, всячески прославлял еси, Ему, апостолы наставлявшему, уподобился еси во всем житии твоем. Его же умоли и наш разум в евангельской правде непоколебимым быти, да купно с тобою Ему воззовем: Аллилуйя. 

Икос 9

Витийство всякое не может изрещи любовь твою; многим бо, притекающим к тебе в недоумении, благий совет подал еси, заблуждающаяся кротко вразумил еси, многим безвозмедне помогал еси, за вся молитвы горячие творил еси, и по смерти прибегающих к твоему ходатайству не оставляеши. Память же твою чтуще верно, с упованием зовем ти: 

Радуйся, смирением твоим на высоту добродетельнаго жития возшедший; 

Радуйся, Отца Небеснаго благоутробие познавший. 

Радуйся, объятий чадолюбиваго отца сподобльшийся; 

Радуйся, к Миру Горнему умный твой взор вперивый.

Радуйся, яко тобою от напастей избавляемся;

Радуйся, яко тобою благодати сподобляемся.

Радуйся, яко предстательством твоим жизнь вечная обретается;

Радуйся, яко молитвами твоими вера истинная познавается.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 10

Спастися хотящим путь истинный примером твоим явивый; отрешатися суеты мира сего и нас сподоби. Обуреваемым же искушениями бесовскими помози и к Горним Обителем возведи. Идеже со всеми святыми Христу предстояще, воспеваеши хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 10

Стена тверда бысть вера и любы твоя ко Господу и людем, богоносне отче наш Александре, в ней же утвердися сердце твое. Ты бо радея о духовней пользе учеников твоих храм во всеучилище духовнем Христу Богу воздигл еси, дабы вси в делании молитвеннем преуспевали. Такожде и народу болгарскому сопережевал еси сердцем, в святых молитвах ко Христу Спасителю взывая о мире и единстве церковнем. И ныне на Небесех, у Престола Божия, в сонме святых о нас присно ходатайствуеши. Мы же вопием ти сице:

Радуйся, в добродетели древним отцам подражавый;

Радуйся, яко горлица птенцы своя верныя крылома веры согревавый. 

Радуйся, духом премудрости Христовой их укреплявый;

Радуйся, паству православную от шатаний богохульных оградивый. 

Радуйся, жертву слезную всеусердно за славян Богу приносивый; 

Радуйся, Христу распяту жертвенной любовью последовавый.

Радуйся, терпения и кротости духовныя преизрядный учителю; 

Радуйся, догматов веры православныя достойный блюстителю.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 11

Пение похвальное и мольбы наша прими, отче наш Александре, от любви наше тебе возносимыя и всемощным предстательством твоим от всякия напасти, греха и искушения огради нас, о тебе Богу зовущих: Аллилуия.

Икос 11

Светозарным светом бысть житие твое, зарею благодати Божия сияющее и путь доброделания всем освещающее, отче праведне. Да и нам грешным путь ко спасению указуя, маловерныя уверяя, верныя подкрепляя, отче всеблаженне. Мы же, видим тя в Троическом Свете пребывающего и Отечеству и всем народом славянским мира и благоденствия просящего, с упованием веры зовем Ти:

Радуйся, крине благоуханный, райскаго прозябения; 

Радуйся, усердный помощниче нашего земнаго крестоношения. 

Радуйся, мечем молитвы пламенной нас охраняющий; 

Радуйся, огнем Духа Святаго плевелы зловерия пожигающий. 

Радуйся, суеверий и учений ложных пламенный искоренителю;

Радуйся, омраченныя умом к Свету Истины приводяй. 

Радуйся, отроки несведущии из тьмы лжеверия изымаяй;

Радуйся, унывающих всежеланный посетителю.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 12

Благодати Божия от юности преисполнен был еси, всехвальный Александре, и во вси дни живота своего Богови угождая, сию не расточил еси, обаче преумножил зело. Темже и ныне к иконе твоей святей припадающе, просимое получаем, прославльшему тя Господеви вопия: Аллилуия.

Икос 12

Поюще твое прославление от Господа, ублажаем тя, прехвальне  отче, со умилением взирающе, како обретохом тя многомощна молитвенника и ходатая о нас недостойных. Славяще милость Всесвятаго Бога, к нам явленную, приносим ти таковая: 

Радуйся, праведниче, народом любимый. 

Радуйся, сыновне Богу сердце свое открывый; 

Радуйся, Христа в храм сердечный приявый. 

Радуйся, ангелом собеседниче и святым сопричастниче; 

Радуйся, в невечернем дне Райския славы соучастниче. 

Радуйся, древо плода священнаго, вертограда Христова; 

Радуйся, езеро веры, в нем же потопляется всякая злоба. 

Радуйся, во христоугодном истинном человеколюбии утверждающий; 

Радуйся, от пристрастий суетных и человекоугодничества удаляющий.

Радуйся, праведный отче Александре, премудрый учителю и духовнаго просвещения наставниче!

Кондак 13

О святый праведный отче наш Александре, веры и благочестия светоче боговозженный, преславный наш покровителю и милостивый заступниче, богословия светило и верных ограждение! Призри с Небесе на сие хваление и молитвами твоими от страстей и бед нас огради, в правей вере соблюди и Царствия Небеснаго сподоби, да купно с тобою и всеми святыми Троице Святей во веки веков поем: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

 

Список литературы:

1. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: в 22 кн. / Николай Барсуков. – 2-е изд. – СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1893. – Кн. 7. – 603 с.

2. Горский А.В. Апология «Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки» и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской Духовной Академии ректора) / А.В. Горский // Богословский вестник. – 1900. –  Т. 3. – № 11. – С. 496-515.

3. Горский А.В. Дневник А.В. Горского / С прим. прот. С. Смирнова. – М.: тип. М.Г. Волчанинова (б. М.Н. Лаврова и К°), 1885. – 195 с.

4. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: Отд. 1: Священное писание / Александр Горский, Капитон Невоструев. – М.: Синод. тип., 1855. – 342 с.

5. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: Отд. 2: Писания святых отцев. 1. Толкования священного писания / Александр Горский, Капитон Невоструев. – М.: Синод. тип., 1857. – 201 с.

6. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: Отд. 2: Писания святых отцев. 2. Писания догматические и духовно-нравственные / Александр Горский, Капитон Невоструев. – М.: Синод. тип., 1859. – 690 с.

7. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: Отд. 2: Писания святых отцев. 3. Разные богословские сочинения: (Прибавление) / Александр Горский, Капитон Невоструев. – М.: Синод. тип., 1862. – 844 с.

8. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: Отд. 3: Книги богослужебные: Ч. 1. / Александр Горский, Капитон Невоструев. – М.: Синод. тип., – 1869. – 584 с.

9. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: Отд. 3: Книги богослужебные: Ч. 2. / Александр Горский, Капитон Невоструев. – М.: Синод. тип., – 1917. – 528 с.

10. Евсеев Е.И. Александр Васильевич Горский / Е.И. Евсеев // Древности. Труды Славянской Комиссии Императорского Московского археологического общества. – 1902. – Т. 3. – С. 58-65.

11. Ключевский В.О. Отзывы и ответы: Третий сборник статей / В.О. Ключевский. – Пг.: Лит.-изд. отд. Ком. нар. прос., 1918. – 446 с.

12. Лебедев А.П. Краткий очерк хода развития церковно-исторической науки у нас в России / А.П. Лебедев // Богословский вестник. – 1895. – Т. 4. – № 12. – С. 289-321.

13. Мельков А. Жизнь и труды протоиерея Александра Горского: монография / Андрей Мельков. – Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 353 с.

14. Мельков А. Русская археография в XIX веке. Учебное пособие / Андрей Мельков. – Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 236 с.

15. Мельков. А.С. «Вѣнéцъ ѿ кáмени чéстна»: празднование 50-летия пребывания Московской Духовной Академии в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 1864 году [Электронный ресурс] / А.С. Мельков // Studia Humanitatis. – 2014. – № 3. – URL: http://st-hum.ru/node/167 (дата обращения: 15.09.2015).

16. Мельков А.С. «Дела их ходят вслед их»: Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский / А.С. Мельков // Церковь и время. – 2005. – № 4. – С. 67–96.

17. Мельков А.С. «Истинно святой отец». Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Горский / А.С. Мельков // Концепт святости в историческом контексте. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1150-летию первого упоминания Смоленска в русских летописях. – Смоленск: Маджента, 2013. – С. 237–248.

18. Мельков А.С. Историко-лингвистический анализ «Описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» А.В. Горского и К.И. Невоструева / А.С. Мельков // Труды Коломенской Духовной Семинарии. – М.: Коломенская Духовная Семинария, 2009. – Вып. 4. – С. 91–158.

19. Мельков А.С. Методологические основы церковной истории в научном творчестве протоиерея Александра Горского [Электронный ресурс] / А.С. Мельков // Studia Humanitatis. 2014. – № 1-2. – URL: http://st-hum.ru/node/132 (дата обращения: 15.09.2015).

20. Мельков А.С. Протоиерей А.В. Горский  как церковный историк, богослов и археограф / А.С. Мельков // Церковь и время. – 2009. – № 1. – С. 171–184.

21. Мельков А.С. Протоиерей А.В. Горский как библиотекарь / А.С. Мельков // Актуальные вопросы изучения духовной культуры: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIV Кирилло-Мефодиевские чтения» 14 мая 2013 года. – М.; Ярославль: Ремдер. – 2013. – С. 40–44.

22. Памяти ректора Московской Духовной Академии, доктора богословия, протоиерея А.В. Горского // Православное обозрение. – 1875. – № 12. – С. 1-61.

23. Постников П., свящ. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского / Свящ. П. Постников // У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сб. исторических материалов. – М.: Изд. бывш. воспитанников Моск. духов. Акад., 1914. – С. 252-341.

24. Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1700-1917 гг.) / Сост. иг. Андроник Трубачев // Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. – М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1997. – Ч. 2. – С. 613-690.

25. Солнцев Н.И. Труды русских историков церкви в отечественной историографии XVIII – XIX веков: автореф. дис. … докт. истор. наук: спец. 07.00.09 "Историография, источниковедение и методы исторического исследования" / Николай Игоревич Солнцев; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2009.  – 52 с.

26. Соловьев С.М. Мои записки для моих детей, а если можно, и для других / С.М. Соловьев // Вестник Европы. – 1907. – № 3. – С. 68-98.

27. Толстой М.В. Воспоминания / М.В. Толстой // Русский архив. – 1881. – Т. 1. – Вып. 2. – С. 245-313.

28. Флоровский Г. Пути русского богословия / Прот. Георгий Флоровский. – Париж: б. и., 1937. – 599 с.

 

Сведения об авторе:

Мельков Андрей Сергеевич – доктор теологических наук, кандидат филологических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, профессор, Президент Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).

Data about the author:

Melkov Andrey Sergeevich – Doctor of Theological Sciences (ThD Hab.), Candidate of Philological Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Professor, President of Institute of Modern Humanitarian Researches (Moscow, Russia).

E-mail: president@isgi.ru.