values

Станишевская Ж., Станишевский М. Перманентная нестабильность и проблема смысла жизни: возможные копинг-стратегии во время кризиса

Статья посвящена проблеме психологических состояний во время перманентной нестабильности. В исследовании поднимаются вопросы ценностей и смысла жизни. Заявленная тема рассматривается на основании базовых потребностей человека и исторической перспективы. Авторы размышляют над различными подходами в решении поставленной проблемы, копинг-стратегиями и копинг-тактиками.

Arifin, Bafadal I., Imron A., Sonhadji A. Cultivating character education through transforming school cultural values

This article discusses the transformation of school cultural values in character education. This study aimed to outline the importance regarding the transformation of school cultural values in the management of: a) curriculum and learning, b) students, c) teachers and school practitioners to realize the character education. This study was a qualitative study which employed a case study design. The participants of this study were the principals, teachers, practitioners, and students of Senior High School in Gorontalo Province of Indonesia. The results of the analysis revealed that the habituation of cultural values such as religious values, honesty, togetherness, modesty, and discipline which have formed a systematic and persistent integration with the management of curriculum, of students, of teachers and practitioners, can accomplish the goals of character education that is creating a generation that is emotionally, socially, and spiritually intelligent.

Беляев Е.В., Линченко А.А., Савушкина А.В. Между прошлым и будущим: ценности поколений в современной России

В статье рассматриваются проблемы трансформации ценностей поколений в современной России. Динамика межпоколенческих ценностей анализируется в контексте повседневных практик труда, быта и досуга. На основе ценностных сторон данных практик предпринимается исследование ценностей представителей бизнес-сообщества, интеллигенции и рабочего класса в нескольких возрастных группах. Авторы обосновывают важную роль исторической памяти как среды трансляции и трансформации ценностей поколений. Выводы регионального исследования, проведенного в Липецке, сопоставляются с всероссийскими исследованиями. Обосновывается мысль об отсутствии ярко выраженного конфликта межпоколенческих ценностей в современной России, а также подтверждается тезис об относительной гомогенности пространства этих ценностей. Выявляется специфика трансформации межпоколенческих ценностей среди представителей бизнес-сообщества, интеллигенции и рабочего класса.

Руско Н.М. Кризис духовной культуры в современном обществе

В статье рассматривается понятие «духовность» как целостного феномена. Охарактеризовано современное состояние духовности в Украине и раскрыты основные пути формирования духовной культуры с помощью философского, культурологического, теологического, языковедческого, педагогического и психологического подходов. В статье проанализированы кризисные явления, имеющие место в современной духовной культуре, и рассмотрены детерминанты негативных процессов в современном обществе. Можно констатировать, что приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе является развитие духовной культуры личности.

Бродецкий А.Е. Социально-ценностные векторы религиозности в идеях ренессансного гуманизма и Реформации (альтернатива «Лютер – Эразм»)

Статья посвящена рассмотрению социально-этических ориентиров мировоззрения основателя реформационного движения Мартина Лютера и нидерландского философа-гуманиста Эразма Роттердамского. Исследуются ценностные коннотации идей этих деятелей в современных реалиях религиозной жизни постсоветских обществ. Взгляды Лютера и Эразма соотнесены с механизмами обоснования ценностей межконфессионального диалога, толерантности, культурной открытости верующих и их готовности к солидаризации с приверженцами альтернативных убеждений в социально и нравственно значимой деятельности. Исследование выполнено на дисциплинарном пересечении религиоведения, этики, истории мировой философии и истории религиозных учений.

Павенков О.В., Рубцова М.В. Религиозность и ценностные ориентации молодых преподавателей: данные качественного исследования

Статья посвящена анализу православной религиозности как фактора формирования духовно-ценностных ориентации молодых преподавателей. Молодые преподаватели – это социально-демографическая группа от 20 до 35 лет, занимающаяся преподавательской и научной деятельностью как основной. В статье представлены результаты качественного исследования ценностных ориентаций 23 информантов. Исследование показало, что ценностная система информантов характеризуется синкретичностью. Религиозность есть практически у всех информантов, но она может занимать различное место среди ценностных ориентаций и часто находится в латентном состоянии.

Горохолинская И.В. Пути религии в современной культуре: аксиологический выбор как экзистенциональный акт

Автор осуществляет анализ концепции современной культуры как эпохи секуляризации, а также проблемы идентичности современного человека, системы выбора им ценностных ориентаций. Поддается рефлексии смысл основных матриц аксиологических поисков в условиях секулярного и/или постсекулярного общества. В материалах статьи изучается вопрос не только уровня религиозного сознания, но и его специфических форм в эпоху постмодерна, соотношения с формами современной культуры.

Стефанив М.И. Солидаризационный потенциал буддийской аксиосистемы и гуманистическое обоснование ее приоритетов

Статья посвящена осмыслению значения буддийской системы ценностей в контексте современных глобализационных тенденций. Рассматриваются коллизии стереотипных представлений о ценностном противостоянии в параметрах «Запад – Восток», и предлагается альтернативный взгляд на солидаризационную модель восприятия буддийских ценностей. Рассуждения автора экстраполированы на потенциал использования идей известного буддийского мыслителя Дайсаку Икеды. В статье особо подчеркивается значение инициируемых этим философом эстетических и этических проектов в практической плоскости и обосновывается их гуманистическая социальная значимость.

Бродецкий А.Е. Этико-ценностные маркеры иудаизма: возможности гуманистической действенности

В статье осмысливается нравственный ресурс мировоззренческих идей иудаизма. Осуществлен анализ антропологических оснований иудейской этики, рассмотрена проблема соотношения в этических ценностях иудаизма исторически унаследованных консервативно-авторитарных элементов и гуманистических импульсов, а также раскрыты толерантизационные возможности культивирования иудейского формата нравственности. Исследование реализовано в рамках методологической установки на синергию гуманистического потенциала религиозной этики различных традиций и актуализации ее социальной и личностно развивающей действенности.

Кожемякина О.Н. Принцип солидарности в культуре доверия: социально-философский контекст

В статье представлен социально-философский анализ соотношения категорий доверия и солидарности, определены их роль и место в социальной действительности, обращается особое внимание на ценностный контекст специфики формирования культуры доверия в гражданском обществе. Учитывая глобальный характер социальных изменений, рассматриваются перспективы актуализации принципа солидарности в культуре доверия современного общества.

Страницы