symbol

Никишов Ю.М. Чацкий и Онегин. Часть II

А.И. Герцен назвал братьями героев новой русской литературы Чацкого и Онегина. Как водится, между братьями можно наблюдать и сходство, и различие. В современном литературоведении подробно эта проблема не рассматривалась. Автором вносятся существенные уточнения в понимание героев, чему способствует знание творческой истории и направления мировоззренческих исканий Грибоедова и Пушкина. В романе Онегин показан человеком околодекабристского круга, а финальное положение «Отрывков» его путешествия пророчит герою судьбу «лишнего человека». Но финалы обоих произведений открытые, оставляющие выбор за героями.

Никишов Ю.М. Чацкий и Онегин. Часть I

А.И. Герцен назвал братьями героев новой русской литературы Чацкого и Онегина. Как водится, между братьями можно наблюдать и сходство, и различие. В современном литературоведении подробно эта проблема не рассматривалась. Автором вносятся существенные уточнения в понимание героев, чему способствует знание творческой истории и направления мировоззренческих исканий Грибоедова и Пушкина. Мысли Чацкого поднимаются на уровень откровения.

Марков А.В. Русская философия и цирковое искусство

Ведущие русские философы культуры ХХ в. А.Ф. Лосев и Г.Г. Шпет обращались к образам циркового искусства и эксцентрики с целью объяснить, как устроено современное эстетическое восприятие. Автор доказывает, что это обращение не было только иллюстративным, но должно было по-новому структурировать мысль о культуре, освободив ее от инерции позитивистского подхода. Простому соревнованию, поощряющему субъективную эмоцию и аллегорическое мышление, была противопоставлена аскеза созерцания и непосредственная реакция, разглядывающая за явлениями правила.

Мехтиев В.Г. Еще о символах Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматриваются семантические грани символического образа Санкт-Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Пограничные смысловые зоны изображенного писателем города вступают в сложную сюжетную и композиционную связь с другими элементами повествования. Тем самым Ф.М. Достоевский добивается особой концентричности в описании городского пейзажа, интерьера персонажей и внутреннего мира героев. Кроме того, автором исследуются интертекстуальные связи романа со знаменитым богословским произведением «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника.

Дудукалова М.В., Сысоева О.А. Атрибуты гардероба главной героини в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Статья посвящена анализу атрибутов костюма в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Полифункциональность костюма в литературном произведении основана на том, что он является одновременно и вещью, и знаком, выступая как художественная деталь, средство выражения авторского отношения к действительности, средство создания колорита исторической эпохи, средство построения сюжета. Авторами статьи показывается, что костюмные детали в образе главной героини, несмотря на лаконизм описания, являются важной частью психологического портрета Анны. Кроме того, через повторяющуюся костюмную деталь дается взаимная оценка персонажей.

Jarosz A. “But it sometimes happens that something is not and is, and is more real than it would be”. Concepts of hope in “Drzewo” by Wiesław Myśliwski

“Drzewo” (“The Tree”) – a play by Wiesław Myśliwski, the outstanding Polish contemporary writer – is one of his four dramas (apart from “Złodziej”, 1973; “Klucznik”, 1978 and “Requiem dla gospodyni”, 2000). In “Drzewo”, Myśliwski presented the Polish village of the second half of the 20th century and, at the same time, created a metaphoric, symbolic reality. Defended by an old peasant Marcin Duda from being cut down, the title tree becomes embers of dramatic conflict and is a very complex symbol and the greatest carrier of hope, the endangered hope. The writer leaves us with confidence that the values symbolized with the tree will be protected and preserved by Duda’s daughter and grandson. The hope also manifests itself in supernatural reality which, together with the earthly dimension, exists in the poetic world of the drama as a harmonious whole. Deriving from the circle of the village culture, the motifs and believes presented in Myśliwski’s “Drzewo” seem to be universal and show the truth about human life.

Никишов Ю.М. Философская глубина стихотворений Алексея Еранцева

Русская поэзия, особенно классическая, избаловала своих читателей обилием и масштабностью своих творцов. Имя Алексея Еранцева не успело утвердиться в литературной критике. Между тем его поэзия способна шагнуть за рамки своего исторического времени.

Байрамова К.А. Категории лирического героя и предметного мира в любовной лирике И.А. Бродского (сборник «Новые стансы к Августе»): особенности взаимодействия

Данная статья посвящена проблеме воплощения категории лирического героя в любовной поэзии И.А. Бродского. Особенностью художественного мировидения поэта становится стремление охарактеризовать лирического героя через предметные детали, когда вещный мир символизирует как душевные переживания героя, так и его философию творчества. Уязвимость, конечность предметного мира ассоциируется в поздней лирике с неизбежным концом физического существования героя, но при этом утверждает идею творческого бессмертия любовного чувства.

Садомова Т.В. Астральные мотивы и образы в романе А. Иванова «Географ глобус пропил»

Внимание в исследовании обращено к астральным мотивам и образам в романе Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Рассматривается их роль и функционирование в произведении, что способствует получению более полных представлений о художественном мире писателя.