Седакова Е.Н. Репрезентация и популяризация памяти о Великой Отечественной войне в хэви-мэтал музыке (на примере творчества группы «Radio Tapok»)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 94:355.48:785

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПАМЯТИ

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ХЭВИ-МЭТАЛ МУЗЫКЕ

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГРУППЫ «RADIO TAPOK»)

Седакова Е.Н.

В статье рассматриваются особенности репрезентации памяти о Великой Отечественной войне (1941-1945) в своеобразной сфере – хэви-метал музыке на примере музыкальных композиций российской группы «Radio Tapok». Цель исследования состоит в выявлении и описании песен о Великой Отечественной войне в исполнении указанной группы, а также предпринимается попытка устранить недостатки предыдущих исследований по данной проблематике. Тексты музыкального коллектива «Radio Tapok» посвящены не только военным событиям, но и героям, принимавшим в них участие. Автором проанализирован текст и музыкальные приемы рассматриваемых песен, приводятся комментарии слушателей с официального YouTube-канала создателя группы, которые подтверждают просветительскую составляющую песен с историческим сюжетом. По итогам проведенного исследования автор приходит к выводу о важности подобной популяризации исторических событий и образов, особенно в молодежной среде.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, хэви-метал, память, репрезентация, популяризация, «Radio Tapok».

 

REPRESENTATION AND POPULARISATION OF THE MEMORY

OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN HEAVY METAL MUSIC

(ON THE EXAMPLE OF “RADIO TAPOK” BAND CREATIVITY)

Sedakova E.N.

This article examines the features of the representation of the Great Patriotic War (1941-1945) memory in a peculiar field – heavy metal music on the example of musical compositions by a national band “Radio Tapok”. The purpose of the study is to identify and describe songs about the Great Patriotic War from the albums of this band as well as to make an attempt to eliminate the shortcomings of previous studies on this issue. The texts of this musical band are dedicated not only to military events, but also to the heroes who took part in combat actions. The author analyses lyrics and musical techniques of the chosen songs and provides comments from listeners from the official YouTube channel of the band creator, which confirm the educational component of the songs with a historical plot. Based on the results the author comes to the conclusion about the effectiveness of such popularization of historical events and images, especially among young people.

Keywords: Great Patriotic War, heavy metal, memory, representation, popularization, “Radio Tapok”.

 

Великая Отечественная война является, наверное, одним из самых изучаемых исторических событий в научной среде. На государственном уровне память об этой войне также всячески поддерживается. Каждый год в нашей стране проводятся Парады Победы, по телевидению транслируются фильмы и научно-популярные передачи о войне. Несмотря на это, дату начала Великой Отечественной войны знают далеко не все, особенно низкий процент правильных ответов у молодежи. Однако с каждым годом число правильно указывающих дату начала войны увеличивается. Так, в 2022 году точную дату смогли назвать 73% [1], а в 2023 уже 75 % [3]. Но среди молодого поколения этот процент все еще остается низким. Здесь стоит отметить, что молодежь нечасто смотрит научно-популярные фильмы по телевидению, мало читает книг подобной тематики, особенно это касается научных монографий. В такой ситуации именно музыка как явление культуры является отличной альтернативой в просветительской деятельности и популяризации памяти о Великой Отечественной войне.

Музыкальных групп, специализирующихся на работе с историей, не так много. Чаще всего исторические сюжеты встречаются в рок-музыке, но зачастую это носит единичный характер. Самой известной группой, у которой есть отдельные альбомы на историческую тематику, является шведская пауэр-метал группа «Sabaton». Также можно назвать, например, малоизвестную румынскую хэви-метал группу «Trooper», на счету которой 2 концептуальных альбома, посвященных истории Молдовы и Румынии средневекового периода (один альбом повествует о Штефане Великом, а другой о Владе Цепеше). Одним из ярких представителей отечественного «исторического метала», появившегося недавно на сцене, является проект «Radio Tapok» российского исполнителя Олега Абрамова, который пишет песни, описывающие разные эпизоды российской истории, в том числе в его творчестве присутствуют композиции о Великой Отечественной войне.

Из всего вышесказанного вытекают справедливые вопросы: почему освещение военной истории стало прерогативой деятельности именно хэви-металл групп? В чем кроется разгадка этого феномена? Попробуем ответить на эти вопросы.

Все известные метал-группы обращались к теме смерти, тяжелых жизненных ситуаций, состояния депрессии. В целом для этого жанра музыки характерно бунтарство, освящение таких тем, которые не затрагиваются в других жанрах. Тема смерти тесно связана с темой войны, поэтому металисты и стали к ней обращаться. Вспомним песню «One» из альбома 1988 г. американской группы «Metallica», в которой рассказывается о человеке, испытавшем на себе все ужасы вынужденного убийства.

Нельзя не сказать об особом внимании металистов к культурной и исторической памяти. Цель этого обращения выражается в том, что музыканты стремятся просветить своих фанатов, рассказав не только об общеизвестных исторических сюжетах, но и о тех, которые не столь хорошо известны массовой аудитории. Однако стоит отметить тот факт, что исполнители трактуют события так, как они считают нужным, расставляя определенные акценты, тем самым конструируя коллективную память. Они создают своего рода идеологему, т.е. «заранее заданную идею, которая ложится в основу номинации и ориентирует массовое сознание в нужном направлении. Эта замысленная, сконструированная идея очень быстро осваивается массовым сознанием и становится ментальным стереотипом» [5, с. 56-57], особенно учитывая то, что научные монографии читает малое количество людей, не относящихся к миру науки.

Объектом исследования настоящей статьи является отражение памяти о Великой Отечественной войне в творчестве хэви-метал группы «Radio Tapok», а также действенность подобной репрезентации в деле популяризации истории и сохранения памяти. Автором применены основополагающие принципы исторического исследования: историзм и объективность при изучении явлений.

Источниковой базой данного исследования являются аудиальные источники (музыкальные композиции), текстовые (интервью музыкантов, тексты песен) и аудиовизуальные (видео с YouTube-каналов и комментарии к ним).

Стоит отметить, что в научной среде работы, которые рассматривают музыкальное творчество как исторический источник, имеют больше этнографический характер. Например, можно упомянуть статью Л.Н. Панченко «Песня как исторический источник (на примере мансийской песни о народе Пастыр)», в которой автор на основе фольклорной песни делает вывод о миграции угорских народов, а также рассматривает происхождение народа Пастыр, о котором и сложена песня [см.: 14].

В исследовании А.М. Белявского «Песни ирландских республиканцев как исторический источник» прослеживается путь от зарождения ирландских исторических песен до их трактовки современными музыкантами. Автор приходит к выводу о том, что по песням можно почерпнуть информацию о мировоззрении ирландцев и их истории в целом [2].

М.Т. Когут рассматривает песни времен Великой Отечественной войны. По мнению автора, песни дают нам сведения об истории повседневности людей в это непростое время, отражают то, что волновало их. Это отличный источник по микроистории, однако, стоит анализировать его на предмет достоверности, репрезентации и т.д. [6]. У Е.А. Максимова есть 2 исследования на данную тему. В них автор говорит о том, что песня помогала простому солдату выжить в условиях военного времени, она как бы давала ему силы на дальнейшую борьбу, показывала за что он воюет [11; 12].

Каково же положение с изучением репрезентации исторических событий в современной музыке, в частности хэви-металл рока?

Исследователей, которые занимаются проблемами отражения истории в метал музыке, немного. А.С. Колесник в своей диссертации «Репрезентации прошлого в британской рок-культуре 1960-1980-х годов» отмечает, что «в отечественном источниковедении некоторое внимание было уделено кинематографическим и фото-источникам, в то время как аудио-источники оказались наименее изученными» [7, с. 11]. Подобной тематикой занимается, например, Д.С. Чупрасова, у которой есть несколько работ, посвященных репрезентации исторических событий в метал-музыке. В статье об отражении истории России на примере группы «Sabaton», она приводит краткий обзор песен указанной тематики. Но в исследовании не хватает анализа текста и музыкального сопровождения приведенных треков, оно носит больше обзорный характер: показать, что такие песни вообще существуют [см.: 22]. Те же недостатки присутствуют и в другой статье данного автора, где анализируется память о Первой мировой войне [см.: 21].

И.Ю. Куликов в своей работе «Сумасшедшие маньяки на поводке или сбившиеся с пути юноши? Отражение образов вермахта в творчестве рок-группы Sabaton» [10], анализирует только одну песню под названием «Wehrmacht». В этой статье нет цитат из текста песни, но зато она подвергается всестороннему анализу, который призван дать ответ на вопрос исследователя. Примечательно, что первая часть названия – это цитата из рассматриваемой песни. Автор приходит к выводу, что музыканты не дают ответа на поставленный ими вопрос.

А.С. Крайчинская рассматривает отражение Великой Отечественной войны в творчестве группы «Кипелов». В ее статье «Великая Отечественная война в русской рок-поэзии» рассказывается о двух песнях вышеназванной группы: «Непокоренный» и «Темная башня», цитаты из композиций сопровождаются кратким анализом, инструментальная составляющая песен в работе никак не отражена [8].

В работе С.С. Медакина, посвященной репрезентации образов военной истории в популярной музыке, анализируются песни из конкретного альбома группы «Sabaton» [13]. Все треки альбома автор для удобства описания подразделяет на 3 критерия. Этой черты нет у других исследователей подобной тематики. Однако алгоритм анализа треков не прослеживается: в одном рассматривается особенность инструментальной основы, в другом – нет. Также не к каждой песне подобраны цитаты, что указывает на погрешности описания.

Статья А.Е. Сошникова «Исторические сюжеты в творчестве отечественных музыкальных групп (на примере хэви метал)» вышла в 2023 г. Здесь автор приходит к выводу, что российские рокеры эпизодически обращаются к истории, но «это не носит систематического характера и не создаются концептуальные альбомы…» [16, с. 131]. С этим утверждением мы не можем согласиться, т.к. альбомы, посвященные полностью историческим событиям в России, есть у Олега Абрамова, взявшего для своего проекта название «Radio Tapok». Первый такой альбом вышел зимой 2022 г.

Таким образом, при изучении историографии рассматриваемой темы, выявлены недостатки в анализе музыкальных композиций. Также стоит отметить, что большая часть исследований по проблеме отражения истории в музыке выполнена студентами либо специалистами в области философии и социологии, что говорит о недостаточном внимании к проблеме со стороны профессиональных историков.

Исследованиям, которые рассматривают музыку в контексте памяти, недостает анализа мелодической составляющей (выбор нот), хотя данный аспект немаловажен. Во-первых, в любом музыкальном произведении мелодия занимает основное положение. Оттого, насколько понравится мелодия слушателю, зависит, будет ли он слушать песню целиком. Во-вторых, мелодическая составляющая призвана усилить впечатление слушателя от смысла текста. Различные музыкальные приемы и эффекты (звук полета самолета, марш солдат и т.д.) помогают почувствовать атмосферу, которую стремился передать автор своему слушателю. В настоящем исследовании предпринята попытка охарактеризовать эту сторону вопроса более подробно.

«Radio Tapok» – российский проект исторической музыки

Рассматривая музыку, посвященную историческим событиям и личностям, нельзя не упомянуть российского исполнителя Олега Абрамова, который начал свою музыкальную карьеру с каверов на песни известных метал-групп, в частности, наибольшее количество кавер-версий сделано им на группу «Sabaton». Стоит отметить, что иностранные тексты он переводит на русский язык, сохраняя при этом стиль и смысл песни. Свои каверы музыкант выкладывал на YouTube-канале, который назвал «Radio Tapok». Его творчество стало пользоваться популярностью. Сейчас у музыканта 2,67 млн подписчиков [23]. Наибольшее количество просмотров набрал кавер на песню группы «Sabaton» «Ночные ведьмы»: на момент написания статьи его посмотрели 24 млн. человек [27]. Примечательно то, что Абрамов не только поет, но и записывает сам все инструментальные партии (гитара, ударная установка), что можно заметить в клипах. Свой материал у Абрамова появился в 2022 г., когда вышел его первый полноформатный альбом «Наследие», где есть две песни, посвященные Великой Отечественной войне: «Битва за Москву» и «Мясной Бор». В 2023 г. выходит его второй альбом «Эпоха империй», на котором можно заметить трек «Белая Лилия», посвященный советской летчице. В одном из интервью Олег Абрамов поделился своими творческими планами: «У меня уже есть задумка на третий альбом – он будет посвящён Второй мировой войне» [15].

Битва за Москву – это не одно сражение, а целый ряд военных операций, которые можно разделить на 2 периода:

1. Оборонительный (30 сентября – 5 декабря 1941 г.), в ходе которого Красная армия остановила продвижение немцев и подготовила почву для дальнейшего контрнаступления [9, с. 172].

2. Наступательный, в свою очередь, делится также на: 1) контрнаступление (6 декабря 1941 г. – 7 января 1942 г.) и 2) наступление советских войск (7 января – 20 апреля 1942 г.). По итогам последнего периода СССР окончательно разгромил немецкую группу армий «Центр» [9, с. 175].

Битва за Москву стала мощным моральным стимулом для советских солдат, по ее итогам миф о непобедимости немецких войск был развеян, причем не только в СССР, но и в самой Германии. Не зря маршал Жуков говорил: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву. Она похоронила план "Барбаросса"» [4, с. 458].

Композиция «Битва за Москву» [18] из альбома «Наследие» структурно состоит из двух полноценных куплетов, трех припевов, двух предприпевов, которые являются связывающим звеном между куплетом и припевом песни, из скита – элемента композиции, который передает определенную атмосферу в песне. Здесь в роли скита выступает отрывок из сообщения Совинформбюро от 12 декабря 1941г.: «6 декабря 1941-го года войска нашего Западного фронта перешли в контрнаступление против ударных фланговых группировок». Заканчивается трек аутро – элементом, характерном для рэпа, который передает основную мысль всей композиции, она заключается в том, что подвиг погибших за Москву не будет забыт: «Родина никогда вас не забудет…И память в наших сердцах о них на века». Особенность приема в том, что он не поется исполнителем, а рассказывается.

В первом куплете идет речь о начале войны, когда враг стремительно продвигался к столице: «Вермахт шёл к сердцу страны, встав под Москвой». В припеве и предприпеве говорится о наставлении Жукова бросить все мысли об отступлении и стоять насмерть за Родину, ибо «некуда отступать, за нами Москва». Во втором куплете битва за Москву сравнивается с Бородинским сражением, т.к. снова Родина нуждается в защите от захватчиков, снова будут неизбежные потери.

На эту песню группа «Sabaton» сделала кавер на английском языке «Defence of Moscow», сохранив оригинальное звучание и максимально точно переведя изначальный текст [26]. Единственное отличие кавера от оригинала в отсутствии скита, он заменен на гимн Советского Союза, исполненном в виде гитарного соло. Данная группа даже сняла клип по каверу. Интересно, что в начале видео демонстрируется карта, на которой стремительно расползается темное пятно, символизирующее продвижение нацистов все дальше и дальше. Под конец же это пятно движется уже в обратную сторону, показывая тем самым то, что нацистская угроза начинает постепенно истощаться. Музыканты как бы хотят сказать, что победа в битве за Москву – это лишь начало дальнейших побед, а падение Третьего Рейха – дело времени.

Следующая песня из того же альбома посвящена событию, которое долгое время предавалось забвению – Любанской наступательной операции Волховского фронта 1942 г., связанной с окружением 2-й ударной армии и последующим пленением генерала А.А. Власова. Трек называется «Мясной Бор» [19] по месту, где разворачивались трагические события. Любанская наступательная операция – одна из серии операций по деблокаде Ленинграда, призванная прорвать осажденный город. «Родина зовёт снова в бой // Расчистить путь, на Ленинград!»– говорится в тексте песни. Однако сами участники этой операции оказались в положении даже более худшем, чем город, который они намеревались спасти.

Не зря Мясной бор, болотистую деревеньку рядом с Великим Новгородом, назвали «долиной смерти», точное число погибших там солдат до сих пор доподлинно неизвестно, данные постоянно дополняются. О тяжелом положении солдат, попавших в нацистский капкан, повествуют следующие фразы, призванные усилить впечатление слушателя от текста: «Вдоль дороги сложены в ряд… // Тысячи советских солдат // Вдавленные танками в грязь». По поводу этого места ходит множество историй, граничащих с мистикой, в песне это передается фразой: «И по сей день по мертвой земле // бродят души павших солдат». Вероятно, и правда данное место производит гнетущее впечатление, особенно у поисковиков, работающих там. По этому поводу даже есть комментарий слушателя. Приведем здесь отрывок в оригинальном авторском написании: «Расскажу свою историю, связанную с Мясным Бором, раз на то пошло. 2008 г., мне 20, 6 апреля, звонит друг и говорит, поехали, покопаем чего-нибудь, на местах боёв 2-й ударной. Взяли еще одного товарища, у него был день рождения… Друзья там чего-то зацепили и задержались, а я иду дальше. Встал на краю, вот есть чувство, что искать нужно здесь. Потыкал в землю своим "щупом" по краю, ничего не попалось. Собрался уходить, прошел метров 5 и чувствую, что, что-то тянет назад... Вернулся. Снова стою на краю, взял лопату и воткнул в землю. Щелк. Необычно... Выворачиваю ком земли и вижу кость. Позвал друзей. В общем, раскопали, летом выкопали весь окоп. 3 бойца, 2 медальона, один пустой, во втором записка обрывистая. Сумел прочитать. Нашел родственников. Нашел людей, что позвали на захоронение. Бойцов захоронили с почестями. С тех пор я стал поисковиком и работаю уже 14 лет... Сколько найдено бойцов... Этот момент перевернул жизнь. Что-то сказало – ты не можешь уйти и вернуло меня!» [25].

Музыкальное сопровождение написано в минорной тональности с замедленным темпом, что как бы показывает тяготы продвижения войск по болотистой местности Мясного Бора. Также в песне присутствует марш, под который поется 3-й куплет, дальше следует стандартное гитарное соло.

Последняя песня, которая будет нами рассмотрена, посвящена советской юной летчице Лидии Литвяк. Композиция из нового альбома «Эпоха империй» (2023 г.) называется «Белая Лилия» [17], по псевдониму, который получила Лидия за то, что на ее самолете было изображение белой лилии, нанесенное туда по ее желанию. Летчица совершала свои боевые вылеты на самолете Як-1, о чем есть упоминание в песне: «Белый Як её возносил». Несмотря на столь юный возраст, она успешно сбивала самолеты противника: «Асы Люфтваффе, учуяв вдали её, рассыпались гроздьями прочь». Несмотря на ранения, Лидия стремилась скорее вернуться в строй, чтобы продолжить защищать Родину. Погибла Белая Лилия 1 августа 1943 г., ей был всего 21 год. В период боев на «Миус-фронте» она совершила 4 боевых вылета, последний стал роковым, из него летчица не вернулась и стала числиться в донесениях о безвозвратных потерях как пропавшая без вести [20]. Ее тело нашли в 1969 г. у хутора Кожевня. В 1990 г. Лидия Литвяк посмертно была награждена званием Героя Советского Союза.

В рассматриваемой композиции есть четкая репрезентирующая линия, призванная показать, что подобные герои никогда не будут преданы забвению: «Ее дух жив в сердцах // Ее след растворился в небесах» [17]. Песня имеет быстрый темп, что словно дает почувствовать полет Белой Лилии. В клипе к песне присутствуют кадры из игры «War Thunder». На нем мы видим воздушный бой с участием летчицы на самолете Як-1 [24].

Подводя итог анализа музыкальных композиций, можно выявить особенности репрезентации Великой Отечественной войны в творчестве группы. Во-первых, образ войны неоднороден: освящаются как героические моменты истории (Битва за Москву, Белая Лилия), так и военные неудачи (Мясной Бор). Во-вторых, чувствуется единение солдат и командиров, в песне «Битва за Москву» они выступают единым фронтом за победу. В-третьих, образы народа и отдельных личностей (Лидия Литвяк) мифологизируются, показывается их самозабвенное служение общему делу победы над нацизмом.

При изучении музыкальных композиций были просмотрены комментарии к ним на YouTube-канале «Radio Tapok». Приведем некоторые из них для того, чтобы показать, как отражение Великой Отечественной войны в метал-музыке влияет на сохранение памяти о столь значимом событии и распространении информации о нем.

Один из пользователей к видео о песне «Белая Лилия» пишет следующее: «Спасибо! К своему стыду, ничего не знал про Белую Лилию. Прочитал, удивился, восхитился. Иногда историю учат и так…» [24]. Еще один подписчик использует композиции «Radio Tapok» в своей преподавательской деятельности: «Олег! Я хочу выразить огромную благодарность за творчество, которое поднимает дух и самосознание русского человека!.. Работаю в школе, поем вместе с детьми. Мы делаем одну работу, только разными способами – воспитываем будущее поколение нашей страны!..»

Комментарии к лирическому видео «Мясной Бор» схожи с комментариями к предыдущей песне, например: «Скоро по песням тапка можно будет полноценно выучить всю историю». Также много комментариев, в которых люди делятся историями своей семьи: «Мой дед воевал во 2-й ударной армии. Выжил, вышел из окружения, прошел Курскую дугу, закончил войну в Праге» [25].

Таким образом, музыка на историческую тематику влияет на восприятие слушателями исторических событий, а онлайн-площадки с таким контентом становятся местом аккумулирования пользователей, которые делятся своими историями, связанными с темой песен. Помимо этого, многие начинают искать дополнительную информацию по тематике «исторических» треков, что также несет на себе просветительскую функцию.

По итогам проведенного исследования, можно сказать, что изучению хэви-метал музыки в деле репрезентации исторических событий, а также анализу влияния подобных медиа для сохранения исторической памяти, уделяется мало внимания со стороны научного исторического сообщества. Однако, как видно на материале проведенного исследования, современные песни о Великой Отечественной войне в жанре хэви-метал играют важную роль в просвещении широких народных масс и патриотическом воспитании молодежи.

 

Список литературы:

1. 22 июня: знаем, помним, скорбим [Электронный ресурс] // ВЦИОМ [сайт]. 22.06.2022. URL: https://goo.su/hQVI (дата обращения: 28.11.2023).

2. Белявский А.М. Песни ирландских республиканцев как исторический источник // Веснік БДУ. Серыя 3. Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Права. 2003. № 1. С. 33-38.

3. День памяти и скорби [Электронный ресурс] // ВЦИОМ [сайт]. 22.06.2023. URL: https://goo.su/IugmSj (дата обращения: 28.11.2023).

4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Изд-во АПН, 1969. 735 с.

5. Клушина Н.И. Теория идеологем // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 54-58.

6. Когут М.Т. Песни Великой Отечественной войны как разновидность исторического источника. «Эхо русского народа»: отражение истории России ХХ века в поэтическом и песенном творчестве. Материалы III Междунар. молодежной науч.-практ. конф. (Омск, 28 апреля 2015 г.). Омск., Изд-во ОмГТУ. С. 65-68.

7. Колесник А.С. Репрезентации прошлого в британской рок-культуре 1960-1980-х гг.: дис. … канд. ист. наук: спец. 07.00.03 – всеобщая история (новая и новейшая история). М., 2017. 348 с.

8. Крайчинская А.С. Великая Отечественная война в русской рок-поэзии // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXVI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Пенза, МЦНС «Наука и Просвещение». 2020. С. 222-224.

9. Кривошеев Г.Ф. Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование / Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М.: Воениздат, 1993. 415 с.

10. Куликов И.Ю. Сумасшедшие маньяки на поводке или сбившиеся с пути юноши? Отражение образов вермахта в творчестве рок-группы «Sabaton» // История мировых цивилизаций. Общественные процессы в антропологическом измерении. Материалы XIV Всероссийской научной конференции с международным участием. Красноярск, 20 ноября 2019 г. / Отв. ред. А.Г. Канаев. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2019 [Электронный ресурс] // Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева [сайт]. 2019. URL: https://goo.su/LRCjv (дата обращения: 28.11.2023).

11. Максимов Е.А. Фронтовая песня Великой Отечественной войны как исторический источник // Северный регион: наука, образование, культура. 2010. № 1 (21). С. 40-45.

12. Максимов Е.А. Фронтовая песня Великой Отечественной войны как исторический источник (1941-1945) // Северный регион: наука, образование, культура. 2011. № 2 (24). С. 196-202.

13. Медакин С.С. Репрезентации образов военной истории в популярной музыке: альбом "Heroes" хэви-пауэр-метал группы "Sabaton" // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. Ч. 2. № 6. С. 287-297/

14. Панченко Л.Н. Песня как исторический источник (на примере мансийской песни о народе Пастыр) // Проблемы и перспективы этнокультурного и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции (31 октября 2013 г., Ханты-Мансийск). Тюмень: ООО «ФОРМАТ». 2014. С. 54-58.

15. Рокер Олег Абрамов, он же Radio Tapok, расскажет о Российской империи в новом альбоме [Электронный ресурс] // Gazetametro [сайт]. 06.02.2023. URL: https://goo.su/UAk2CUd (дата обращения: 28.11.2023).

16. Сошников А.Е. Исторические сюжеты в творчестве отечественных музыкальных групп (на примере хэви метал) // Культура в фокусе научных парадигм. 2023. № 16. С. 126-132.

17. Текст песни «Белая Лилия» [Электронный ресурс] // Txtsong.ru [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/a8UzLiF (дата обращения: 28.11.2023).

18. Текст песни «Битва за Москву» [Электронный ресурс] // MusInfo [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/koGc (дата обращения: 28.11.2023).

19. Текст песни «Мясной Бор» [Электронный ресурс] // Txtsong.ru [сайт]. 2022. URL: https://goo.su/NLVA (дата обращения: 28.11.2023).

20. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф.58. Оп. 18001. Д. 683.

21. Чупрасова Д.С. Историческая память о Первой мировой войне в современных медиа // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 3. С. 113-122.

22. Чупрасова Д. С. Репрезентация военной истории России в творчестве группы Sabaton // Исторические исследования. Материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). Москва: Буки-Веди, 2018. С. 33-36.

23. Radio Tapok [Электронный ресурс] // YouTube [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/A2Fo3 (дата обращения: 28.11.2023).

24. Radio Tapok – Белая Лилия (Официальное видео 2023) [Электронный ресурс] // YouTube [сайт]. 29.09.2023. URL: https://goo.su/eFZUq (дата обращения: 28.11.2023).

25. Radio Tapok – Мясной Бор (Lyric video 2022) [Электронный ресурс] // YouTube [сайт]. 26.03.2022. URL: https://goo.su/xANHqX (дата обращения: 28.11.2023).

26. Sabaton – Defence of Moscow (Official Music Video) [Электронный ресурс] // YouTube [сайт]. 10.05.2021. URL: https://goo.su/B4I4v7 (дата обращения: 28.11.2023).

27. Sabaton – Night Witches (Cover by Radio Tapok) [Электронный ресурс] // YouTube [сайт]. 09.05.2018. URL: https://goo.su/W4g0 (дата обращения: 28.11.2023).

 

Сведения об авторе:

Седакова Елизавета Николаевна – студентка факультета истории и филологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (Таганрог, Россия).

Data about the author:

Sedakova Elizaveta Nikolaevna – student of Faculty of History and Philology, Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch office) of Rostov State University of Economics (RINH) (Taganrog, Russia).

E-mail: sedakova.elizaveta@outlook.com.