Немчанинов Д.Г. Межвоенная Польша в политике США

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 94(73)+(438):327

МЕЖВОЕННАЯ ПОЛЬША В ПОЛИТИКЕ США

Немчанинов Д.Г.

Статья посвящена польскому направлению внешней политики США в межвоенный период в 1918-1939 гг. Автором предпринята попытка определить роль США в создании независимого Польского государства, значение американской финансовой помощи для восстановления польской экономики и укрепления положения страны на международной арене. Раскрыто отношение американского руководства к т.н. «польскому вопросу» в исследуемый период. В исследовании уделено внимание вовлечённости американского капитала в экономику межвоенной Польши, трудностям с погашением долговых обязательств польского правительства перед банками США. Раскрыто влияние проблемы антисемитизма в Польше на дальнейшее развитие польско-американских взаимоотношений.

Ключевые слова: польский вопрос, Госдепартамент США, международные отношения, польско-американские отношения, 14 пунктов Вильсона, антисемитизм в Польше, Мадагаскарский план, линия Керзона, нейтралитет, изоляционизм.

 

INTERWAR POLAND IN THE US FOREIGN POLICY

Nemchaninov D.G.

The article is devoted to the Polish direction of the US foreign policy in the interwar period (1918-1939). The author attempts to determine the role of the United States in the creation of an independent Polish state, describes the importance of American financial assistance for the Polish economy restoration and strengthening the position of the country in the international arena. The article reveals the attitude of US policymakers to the so-called “Polish question”. The study focuses on the American capital involvement in the interwar Poland economy and on the difficulties in paying off the debt obligations by Polish government to US banks. The influence of anti-Semitism problem in Poland on the further development of Polish-American relations is revealed.

Keywords: Polish question, US Department of State, foreign relations, Polish-American relations, Woodrow Wilson’s Fourteen Points, anti-Semitism in Poland, the Madagascar Plan, Curzon’s line, neutrality, isolationism.

 

История Второй Мировой войны и по сей день является крайне актуальной не только в научных, но и в политических кругах. В последнее время со стороны стран Запада наблюдается устойчивая тенденция к пересмотру итогов Второй Мировой войны, что порождает определенную напряженность в их отношениях с Россией. Особо непримиримую позицию в этом вопросе занимает Польша, которая является одним из основных восточноевропейских партнеров и апологетов политики стран Запада, и прежде всего США, являющихся одним из основных акторов международных отношений и инициатором подобных тенденций. Поэтому представляется крайне важным обратить внимание на процессы генезиса и последующей эволюции польско-американских отношений.

Цель статьи состоит в том, чтобы охарактеризовать основные вехи американской внешней политики в отношении межвоенной Польши (1918-1939), выделить главные тенденции и мотивационные факторы. Несмотря на то, что подобные вопросы исследовались многими историками, в системе польско-американских отношений одним из наименее изученных является межвоенный период. Данная проблематика затрагивалась в трудах отечественных и зарубежных исследователей: М. Булахтина [1], В. Шмидта [3], М. Бискупски [5] и М. Богдановича [6]. Последние публикации американских и польских дипломатических документов предоставляют дополнительную возможность осветить основные особенности политики США в отношении Польши в период между двумя Мировыми войнами.

По окончании Первой Мировой войны президент США В. Вильсон в своих знаменитых «Четырнадцати пунктах» под номером тринадцать упоминал Польшу. В документе утверждалась необходимость создания независимого Польского государства, включающего в себя все польские земли и имеющего выход к морю. 22 января 1919 г. США официально признали польское Временное правительство [7, p. 741-745]. Кроме того, как считает отечественный историк М. Булахтин, создание независимой Польши было одним из важных факторов для поддержания дальнейшего сдерживания Германии и сохранения внешнеполитического равновесия в Восточной Европе [1, с. 162-163].

Дипломатические отношения между двумя странами были установлены уже в апреле 1919 г. США не считали Польшу значимой для собственных государственных интересов ввиду отдаленности Речи Посполитой и исходя из американской политики невмешательства. Тем не менее, в первой половине 1919 г., благодаря активности еврейской диаспоры, в американской прессе, в Конгрессе и Госдепартаменте широко обсуждалась тема еврейских погромов в Польше. Посол Соединенных Штатов в Польше Х. Гибсон по поручению Госдепартамента даже проводил собственное расследование по данному вопросу. Позже, 2 июля 1919 г., была сформирована и отправлена специальная миссия под руководством Г. Моргентау, которая подготовила не только детальный отчет по антисемитизму в Польше, но и выполнила подробный анализ административно-территориального, национального, экономического и социального положения молодого польского государства [7, p. 773-774].

Еще одной сферой американо-польских контактов стала экономика. Президент В. Вильсон в своей речи от 8 января 1918 года призвал к тому, что Польша должна быть освобождена от всех экономических барьеров, чтобы занять позицию, на которой она сможет извлечь выгоду из равенства условий торговли, созданной между различными народами [7, p. 741-745]. США оказали значительную помощь Польше, продавая в кредит средства для ведения войны с большевистской Россией, уже тогда рассматривая данный вооруженный конфликт в контексте защиты европейских стран от коммунистической угрозы [7, p. 731-735]. В то же время, в Госдепартаменте США рекомендовали провести восточную границу Польши в соответствии с этнографической границей расселения польского народа [16] – знаменитой линии Керзона, считая, что продвижение Речи Посполитой дальше на Восток может стать серьезной причиной нестабильности в данном регионе [8, p. 400-401].

В дальнейшем правительство США, обеспокоенное обесцениванием польской марки, и, как следствие, трудностями в американо-польской торговле, способствовало заключению договора между Польшей и американским банком «Guaranty Trust Company», который должен был регулировать денежные переводы из США. Этот договор способствовал формированию экономической зависимости Польши от Соединенных Штатов, так как накопленные денежные переводы тратились на приобретение американских товаров [9, p. 685-700].

10 февраля 1925 года между Соединенными Штатами и Польшей было подписано соглашение о взаимном безусловном режиме наибольшего благоприятствования в таможенных делах, что облегчало американскую экономическую экспансию на польский рынок [10, p. 692-696], а несколько месяцев спустя польское правительство добилось также получения долларового кредита [4].

Доля американского капитала была весьма существенной в промышленности межвоенной Польши. Так А. Гарриман, будущий посол США в СССР, был одним из наиболее влиятельных американских магнатов в польской экономике того времени. Фирма Гарримана «Анаконда» получила от польского правительства особые привилегии в виде освобождения от уплаты имущественных налогов на срок в 25 лет, а также возврат импортных и экспортных пошлин с цинковых и свинцовых руд [2, с. 41, 98].

В дальнейшем, «Анаконда» совместно с немецкой компанией «Гише» в 1926 году основали Силезско-американскую корпорацию и приобрели все акции польского концерна, в состав которого входили две угольные шахты, два свинцово-цинковых рудника, предприятие по производству окиси цинка, несколько цинковых и свинцовых заводов, предприятие по производству электролитического цинка сернокислотный и цинко-прокатный заводы. Таким образом, Гарриман стал фактически монопольным производителем цинка в Польше. В состав Наблюдательного Совета компании «Гише» вошли американцы Гарриман, Ирвинг, Росси, Келли, немцы Флик, Гольдшмидт, председатель польского «Левиафана» Вебжицкий. Компании «Гише» принадлежал весь пакет акций химического завода «Карл Шафф и Ко», 87% акций бельгийского «Горно-промышленного акционерного общества», 69% акций фарфоровых изделий [2, с. 98-99].

Позже Гарриману стала принадлежать значительная часть горно-рудной промышленности Верхней Силезии. Он контролировал деятельность металлургических компаний «Силезия», «Бисмарк», «Катовицкое акционерное общество», «Объединенные металлургические заводы – Гута Крулевска», «Лаура» и обеспечил создание монополистического объединения «Сообщество интересов горно-металлургических акционерных компаний». Этот концерн в итоге контролировал около 50% общепольской выплавки стали, 20% добычи угля. Большая часть его акций принадлежала «Консолидированной Силезской металлургической корпорации». Приобретение в дальнейшем польским правительством большей части акций концерна ситуации не изменило, так как в состав наблюдательного совета по прежнему входили все те же люди: американцы Гарриман, Ирвинг, Росси, Келли, немцы Флик и Гольдшмидт [2, с. 99-100]. Схожим образом экономическая ситуация складывалась и в других промышленных отраслях.

Американцы стремились наладить и торговые отношения с Речью Посполитой. 15 июня 1931 г. США инициировали заключение с Польшей Договора «О дружбе, торговле и консульских правах» [11, p. 924-963].

Тем не менее, в Госдепартаменте были недовольны проводимой польским правительством торговой политикой. Вашингтон неоднократно жаловался на дискриминацию, в частности, на установление ограничений в отношении импорта из Соединенных Штатов в виде дополнительных пошлин на товары [12, p. 629-661], а также в целом на польскую систему компенсаций, квот и валютного контроля [14, p. 525-535]. Например, осенью 1936 г. возник очередной торговый конфликт ввиду препятствия экспорту американского хлопка в Польшу, так как польское правительство требовало осуществлять прямые поставки, а не через территорию третьих стран [14, p. 543-551]. При этом непрямые поставки соответствовали польско-американскому торговому договору. В целом, США стремились к устранению торговых барьеров, которые устанавливало правительство Польши, с целью более широкого выхода на польский рынок и тем самым вытеснить оттуда основных конкурентов: Францию и Великобританию.

Начиная с июня 1936 г. большую озабоченность Вашингтона вызывали сообщения американского посольства о грядущих трудностях в осуществлении платежей по долговым обязательствам польского правительства перед американскими держателями облигаций. Для американского истеблишмента это была серьезная проблема, так как Польша по величине долга перед Соединенными Штатами занимала пятое место среди европейских стран, а сумма задолженности составляла 159 миллионов долларов [17]. Эти опасения подтвердились осенью 1936 г., когда ввиду частичного дефолта польское правительство не смогло произвести платеж для США в связи с 6-процентным долларовым займом 1920 г., хотя долговые обязательства перед другими странами (Франция, Великобритания) были выполнены в полном объеме [13, p. 418-420]. Госдепартамент заявил польскому правительству о дискриминации американских держателей польского долга и потребовал возобновить выплаты по облигациям в полном процентном объеме, так как, по мнению США, Польша вполне могла позволить себе это [14, p. 535-543].

Однако переговоры по долларовому займу 1920 г., а также по золотому облигационному займу 1925 г., варшавскому облигационному займу 1927 г. и облигациям Верхней Силезии не увенчались успехом, продолжились в 1938 г. и завершились только к его концу. В письме от 7 июня 1938 года Ф. Уайту, президенту Совета по защите иностранных держателей облигаций, советник по международным экономическим вопросам Г. Фейс писал, что Госдепартаменту США вновь пришлось оказывать давление на польское правительство, чтобы последнее согласилось прийти к соглашению с американской стороной [15, p. 635-647]. Все это явно не способствовало восприятию Вашингтоном санационного режима как надежного партнера [6, p. 129].

В конце 1930-х гг. проблема польского антисемитизма продолжала сохранять свою актуальность и еще больше обострилась ввиду общемировой ситуации. Очередной всплеск антисемитизма в польском обществе начался с июня 1937 г. и сопровождался погромами еврейских домов и магазинов в Варшаве, а также избиением евреев на улицах города.

Антиеврейские настроения в Польше подогревались руководством страны, о чем говорят донесения американского посла Э. Биддла из Варшавы в течение 1937 г., в которых он отмечает антисемитский тон некоторых проправительственных газет и политику польских университетов по разделению студентов-христиан и студентов-иудеев. Антиеврейские настроения довольно широко поддерживали и рядовые священники Римско-католической Церкви, что также способствовало ухудшению общей ситуации по еврейскому вопросу в Польше [14, p. 560-561].

Кроме того, в этих же донесениях Э. Биддл сообщал в Госдепартамент о планах польского правительства по переселению евреев из Польши в Палестину [14, p. 552-563]. Польским руководством рассматривались также варианты эмиграции евреев на Мадагаскар, в Восточную и Южную Африку, Австралию и Южную Америку. Из сообщений посла в Варшаве видно, что американское руководство проявляло большую озабоченность данным вопросом. Министр иностранных дел Польши Ю. Бек неоднократно консультировался по этому поводу с американскими политиками, так как Польша стремилась добиться признания со стороны Соединенных Штатов своего плана решения «еврейского вопроса» [3, с. 31-32]. Однако американцы не вмешивались в данную ситуацию. Так на просьбу представителей Американского еврейского конгресса сделать официальное заявление правительству Польши по «еврейскому вопросу», госсекретарь К. Хэлл ответил отказом, поскольку польские евреи не являлись гражданами США [14, p. p. 552-563].

После аншлюса Австрии опасения, что правительство Польши будет еще больше разворачиваться в сторону Германии и стремиться ослабить экономические позиции евреев в Речи Посполитой, подтвердились. В течение всего 1938 г. правительство Польши неоднократно обращалось в Госдепартамент с целью увеличить квоты для польских евреев на эмиграцию в Соединенные Штаты или посодействовать их выезду в третьи страны – в Южную Америку, Африку и Палестину. Однако американское правительство по-прежнему не считало нужным вмешаться в решение еврейского вопроса в Польше [15, p. 647-658]. Польско-американский историк М. Бискупски считает, что еврейский вопрос слабо интересовал Ф. Рузвельта и лишь отвлекал его от решения более глобальных задач [5, p. 94].

Таким образом, Соединенные Штаты сыграли немаловажную роль в становлении независимого Польского государства. Впоследствии же интересы руководства США носили в основном экономический характер. Американский капитал был широко представлен в промышленности межвоенной Польши. Кроме того, значительные суммы долга польского правительства перед американскими банками поддерживали интерес Вашингтона к Варшаве. При этом отдельные шаги американского руководства имели довольно противоречивый характер. Так, не смотря на явный интерес к ситуации с антисемитизмом в Польше, США фактически дистанцировались от участия в решении «еврейского вопроса» и проигнорировали все возможности для оказания помощи польским евреям.

 

Список литературы:

1. Булахтин М.А. Восточные границы Польши в концепции Романа Дмовского // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 155-167.

2. Гросфельд Л. Государство досентябрьской Польши на службе монополий / Пер. с пол. П.И. Зяблова. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. 128 с.

3. Шмидт В. Антисемитский «Мадагаскарский план» в предвоенной Польше в 1936-1939 гг. // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2018. № 3 (3). С. 25-36.

4. Archiwum Akt Nowych w Warszawie. Biuro Sejmu RP w Warszawie. Oddział Osobowy. Senat. Projekty ustaw o prowizorium, budżetowym na czas od 1 marca do 30 kwietnia 1925r. i o wypuszczeniu pożyczki zagranicznej w dolarach Stanów Zjednoczonych Ameryki [Электронный ресурс] // Szukaj w Archiwach [сайт]. 2020. URL: http://bit.ly/3b9VsTR (дата обращения: 12.12.2020).

5. Biskupski M. Roosevelt, Stalin, and Poland // The Polish Review. 2016. Vol. 61. No 1. P. 93-100.

6. Bogdanowicz M. President F.D. Roosevelt’s policy towards Poland in the light of the memoirs of his secretary of State Cordell Hull: September 1938 – June 1941 // Echa Przeszłości. 2014. No 15. P. 127-144.

7. Foreign Relations of the United States. Diplomatic papers. 1919. Vol. II. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1934. 913 p.

8. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1920. Vol. III. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1936. 823 p.

9. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1921. Vol. II. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1936. 973 p.

10. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1925. Vol. II. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1940. 760 p.

11. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1931. Vol. II. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1946. 1082 p.

12. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1935. Vol. II. The British Commonwealth, Europe. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1952. 816 p.

13. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1936. Vol. II. Europe. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1954. 853 p.

14. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1937. Vol. II. The British Commonwealth, Europe, Near East and Africa. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1954. 971 p.

15. Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1938. Vol. II. The British Commonwealth, Europe, Near East and Africa. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1954. 1136 p.

16. Proposed Eastern boundaries of Poland 1918-1921 [Электронный ресурс] // URL: Central Intelligence Agency [сайт]. 2020. URL: https://bit.ly/3s0AkW7 (дата обращения: 12.12.2020).

17. World War I: Recovery and Collapse [Электронный ресурс] // UC San Diego [сайт]. 2020. URL: https://bit.ly/3s0u5l6 (дата обращения: 12.12.2020).

 

Сведения об авторе:

Немчанинов Даниил Григорьевич – магистрант факультета истории, политических наук и культурологии Вятского государственного университета (Киров, Россия).

Data about the author:

Nemchaninov Daniil Grigorievich – master’s degree student of History, Political Science and Culturology Faculty, Vyatka State University (Kirov, Russia).

E-mail: danneman8714@gmail.com.