Леонова О.Г. Роль Церкви в гражданском обществе

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 322+2-67

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Леонова О.Г.

В данной статье представлены материалы международного научного семинара, посвященного исследованию роли религиозных институтов в гражданском обществе, поддержке и поощрении общественной активности граждан. Подробно обсуждались вопросы взаимного влияния деятельности религиозных институтов на политический климат в стране.

Ключевые слова: религиозные институты, Русская Православная Церковь, гражданское общество, политика.

 

THE ROLE OF THE CHURCH IN CIVIL SOCIETY

Leonova O.G.

The article reveals the materials of an international workshop on religious institutions in civil society, their support of humanitarian activities. The problems of mutual influence of religious institutions on political climate have been thoroughly discussed in the article. 

Keywords: political climate, Russian Orthodox Church, civil society, politics.

 

В ходе Консорциума «Global Studies», который состоялся 19-22 июня 2013 года в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультете глобальных процессов по инициативе американских ученых Орфали Центра университета Санта Барбара (Калифорния), прошел международный научный семинар «Роль религии и религиозных институтов в глобальном гражданском обществе». Этот семинар проводился на постоянной основе ежегодно, начиная с 2007 г. 

Орфали Центр по глобальным и международным исследованиям уже несколько лет занимается исследованием данной темы, проводя подобные круглые столы в разных странах мира (США, Китай, Индия, Аргентина) и предлагая для обсуждения идентичные вопросы. В этот раз они приехали в качестве руководителей Консорциума в Москву. Вели круглый стол известные во всем мире ученые – ведущие специалисты в области глобализации и связанных с ней социально-гуманитарных проблем – Марк Юргенсейер, директор Орфали Центра, и Виктор Фэссел, исполнительный директор университета Санта-Барбара (Калифорния).

Ниже приводятся вопросы, вынесенные на обсуждение семинара и ответы доктора политических наук, профессора факультета глобальных процессов Леоновой О.Г.

 

Роль Церкви в гражданском обществе

Вопрос: What transformative role have religious institutions played in civil society?

1. Миротворчество. 

Данную проблему можно рассматривать как на глобальном, так и на уровне государственной политики.

Глобальный уровень.

Целью Церкви является не только спасение людей в этом мире, но также сохранение и восстановление самого мира. Церковь призвана служить спасению мира (восстановление мира и согласия).

Важным фактором национальной консолидации являются некоторые идеи, которые могут предложить религиозные институты. В настоящее время отчетливо ощущается потребность осознания людьми своей принадлежности к единой, неделимой планете, необходимость коллективного действия на основании общего идейного, идеологического и культурологического бытия для спасения планеты.

Объединяющая всех людей на планете идея, предполагающая наличие безусловных духовных ценностей, призвана обеспечить переход с частного, этнического на планетарный, а в рамках отдельного государства – на общий национальный уровень.

В основе этой идеи лежат общие для мировоззрения практически всех мировых конфессий и этносов ценности и приоритеты: семья, общественная нравственность, национальная культура, вера. Идеи о ценности, уникальности каждой человеческой личности, о человеке как образе Божием, о свободе как о богоданном даре человеку находят понимание и поддержку, как в любом государстве, так и любой мировой конфессии.

«Мягкая сила» государства.

Ряд стран смог конвертировать религию в фактор своей «мягкой силы», в инструмент влияния в глобальном мире.

1. Религия может использоваться как консолидирующий фактор стран данного региона, как основа мобилизации этих стран в экономические и политические блоки под руководством духовного (религиозного) лидера и признанного авторитета в делах защиты и продвижения ислама в глобальный мир. В данном качестве религия непосредственно является фактором «мягкой силы».

2. Религия является базовой основой духовных ценностей, культуры, внешней политики в глобальном мире. Поэтому она опосредованно становится важным фактором «мягкой силы».

3. Содержание некоторых догматов религии может либо отпугнуть потенциальных партнеров по геополитическому и культурному взаимодействию. Например, идея джихада в исламе. Либо привлечь, вызвать желание вступать во взаимодействие и диалог. Например, заповедь «возлюби ближнего своего» («Заповедь новую даю Вам – да любите друг друга»)  и притча о добром самарянине в христианстве).

Уровень государственной политики.

1. Особенно важно, что Церковь может способствовать миру и согласию в многонациональном и многоконфессиональном обществе. 

Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку, она имеет вселенский, а, следовательно, наднациональный характер. Этике религиозных институтов противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этической или гражданской нации. Они могут осуществлять миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями.

Например, РПЦ имеет потенциал сдерживания конфликтов между гражданами одной страны, принадлежащих к разным конфессиям, при учете уважения их религиозных прав и (very important) соблюдении принципов учета интересов большинства.

2. Общие культовые традиции и нормы, которые могут предложить религиозные институты, выступают фактором национальной консолидации любого многонационального общества. Мы считаем, что в условиях растущей духовной, социальной и политической дезинтеграции общества возникает необходимость обращения к религиозным нормам и обрядам в поисках источника этики и смысла.

Действительно, культ объединяет людей с целью поклонения высшей трансцендентной силе, Божеству. Поэтому сообщество совместно поклоняющихся составляет человеческое общество, социум, разделяющее единые идейные и нравственные ценности и нормы. Когда люди объединены в культе, то становится возможным их сотрудничество во всех областях  бытия: в экономике  и развитии национального хозяйства, в политике и укреплении основ государства, в науке, искусстве, образовании и т.д. Общая идея порождает действие, поэтому экономическая и материальная жизнь общества основана и вытекает из духовного уклада нации. Выдавливание веры из общественного сознания и переведение ее в сферу частных интересов лишает политическую культуру метафизической целесообразности и целеустремленности.

2. Толерантность.

Религиозные институты призваны акцентировать и развивать в людях такое качество, как толерантность. Данное качество способно заметно влиять на жизнь гражданского общества.

Одна из важных интерпретаций понятия «Tolero» – в переводе с  латинского означает переносить, терпеть, поддерживать, сдерживать. В широком смысле слово толерантность понимается, как фундаментальная жизненная установка человека терпеливо переносить все свои жизненные тяготы и невзгоды. (Например, экономический кризис, необходимость сокращения потребления материальных благ во избежание оскудения природы и проч.)

3. Сохранение и развитие национальной культуры и самосознания. 

Возьмем, например, многонациональное государство. Если религиозный фактор в социокультурном поле страны отсутствует, то возникает определенный вакуум, который невозможно заполнить только некими абстрактными «общечеловеческими ценностями». (Поскольку конкретные общечеловеческие гуманистические ценности вытекают все-таки из религиозных догматов). Данный вакуум неизбежно будет заполняться ценностями другой религии, осуществляющей свою экспансию на данной территории, а национальная культура данной страны будет размываться или даже аннигилироваться.

Имеются две альтернативы. Первый вариант: национальная религия отсутствует в социокультурном поле страны, что образует духовный вакуум. В результате культурное, духовное, ценностное поле страны заполняется элементами чужой культуры, чужой религии. Второй вариант: национальная религия присутствует, заполняя собой социокультурное поле страны. Это способствует сдерживанию экспансии чужой религии и культуры. Возникает феномен, когда две религии (или две основные конфессии данного государства) вынуждены искать пути мирного сосуществования. 

Здесь можно вспомнить теорию баланса сил, как парадигму выстраивания международных отношений. Данную теорию баланса сил можно экстраполировать и на сферу деятельности религиозных институтов.

Баланс сил – это политика, направленная на уравновешивание силы всех существующих религиозных институтов. В основе политической, социальной и духовной стабильности общества лежит баланс сил между ведущими религиозными институтами.

Баланс сил – это система распределения сфер влияния в обществе ведущих религиозных институтов мирными способами.

Правительство в силах найти политические и технические инструменты, а также использовать опыт других мультинациональных и поликонфессиональных стран, например, России, чтобы обеспечить их мирное сосуществование.

Теория баланса сил подтверждается опытом мирного сосуществования конфессий в России.

Вывод. Таким образом, присутствие религиозных институтов обеспечивает:

– сохранение национальной идентичности, и, следовательно,

– разнообразие культур и цивилизаций в глобальном мире.

Церковь и гуманитарная активность

Вопрос: Do religious institutions play a positive role in supporting humanitarian activities?

1. Одна из функций Церкви – общественное служение.

Церковь призывает своих членов к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности.

Церковь через своих членов участвует во всей полноте жизни окружающего мира.

Члены Церкви, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар служения всем. Свое служение они осуществляются на основе не одного, а разных даров её членов.

2. Это, прежде всего, служение во имя спасения человека и помощь страждущим.

Патернализм является важной чертой деятельности религиозных институтов. Это деятельность, направленная на попечительство бедным и страждущим со стороны религиозных институтов. Сегодня как никогда стала актуальной концепция сильной социальной политики религиозных институтов как базовой ценности. Церковь, как главный религиозный институт олицетворяет собой образ матери нации и обязана по-матерински заботиться о своем народе. На практике эта помощь и покровительство выражаются в широкой экономической и политической поддержке людей, социальных общин, регионов и национальных окраин России (через помощь местным приходам), в предоставлении им материальных и политических возможностей для существования и развития.

3. Церковь считает, что жизненная позиция православного христианина должна быть действенной и проявляться, в том числе, путем участия в делах государственного управления.

4. Экологическое движение. 

 Религиозные институты могут инициировать и поддерживать экологическое движение как внутри страны, так и на глобальном уровне.

Религиозные институты развивают новую стратегию взаимодействия человека с окружающим миром, при которой взаимодействие человека с окружающей его средой  строится не на преобразовании этой среды, а на сотрудничестве с ней. Это такая стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, когда решение жизненных проблем происходит не за счет насилия над природой и потребления её ресурсов, а в основном за счет внутренних, духовных усилий.

Влияние политики на религиозные организации

Вопрос: How does the changing political climate influence the work of faith-based organizations?

Глобальный уровень. Международные отношения и Церковь.

Ресекуляризация мира стала реальным, неоспоримым фактом, который способствует возрастанию роли религиозного фактора в международной системе политических отношений.

Активное присутствие религиозного фактора в современной системе международных отношений в последнее время стало уже признанным явлением.

Религия обладает значительным потенциалом, особенно в области межэтнических отношений. Именно поэтому там, где сохраняются напряженность или существует открытый конфликт, представители религий, являющихся традиционными для большинства народов, вовлеченных в таковые конфликты, призываются к решительным и срочным совместных действиям. Там, где существует прямая угроза применения силы, должно быть особенно энергичным взаимодействие и сотрудничество Церкви и государства, направленное на скорейшее мирное и справедливое разрешение существующих проблем.

Уровень государственной политики.

Современный контекст политических событий влияет на деятельность религиозных институтов. Политическая действительность прямым образом влияет на наши  представления о роли религиозных институтов в политических процессах и их субъектах. Политическая практика, реальное, непосредственное участие человека в политических событиях формируют у граждан желание или нежелание поддерживать религиозные институты или участвовать в их деятельности, а также корректируют формы проявления религиозной активности. 

Политические перспективы, политический прогноз и деятельность власти в решении важнейших внутренних и внешнеполитических задач, при условии их прагматического и реалистического характера, способны влиять на функции и содержание деятельности религиозных институтов. В современном политическом контексте доминируют ожидания деятельности религиозных институтов в рамках патернализма, как ответ на общественные потребности в гарантированной защите, стабильности, социальной справедливости, готовности взять на себя ответственность и обеспечить порядок.

Социальные экспектации (ожидания) людей, которые формируются на базе несоответствия «того, что есть» с «тем, что хотелось бы иметь». Так, когда у населения в оценке политической реальности и своего политического бытия доминируют сильные страхи и опасения, тогда его политические ожидания связаны с желанием иметь сильную духовную власть, призванную защитить и утвердить нравственный порядок.

В случае политического кризиса общества происходит усиление оппозиционных настроений, возрастает негативное отношение к деятельности официальной власти, падает легитимность правящей элиты. Следствием этих процессов является повышение интереса к религиозным институтам, повышение их авторитета, рост активности их членов. 

Влияние религиозных организаций на политику

Вопрос: How is the work of faith-based organizations influencing the political climate?

Глобальный уровень.

Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления извне.  

Традиционные религиозные организации России прикладывают все усилия к тому, чтобы сдержать разрастание терроризма.

Важным фактором, сдерживающим столкновение цивилизаций, становится общая миротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций, которая выработалась благодаря развивающемуся диалогу религий.

Большое значение для реализации целей международной политики имеет разработка Русской Православной Церковью концепции глобализации и стратегия поведения христианской страны в этом процессе.

Например, РПЦ стремится к созданию таких международных отношений, которые служили бы благу и удовлетворению законных интересов своего народа, сопредельных наций и всего человечества. РПЦ считает, что взаимоотношения между странами и народами должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству и призывает разрешать конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений.

РПЦ обладает большим потенциалом в разрешении проблем в области межэтнических, межконфессиональных отношений и борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Уровень государственной политики.

Люди могут участвовать в политической жизни на основе ценностей, воспринятых ими от религиозных институтов; проповедуемых религиозными деятелями. Элементы политического сознания и политической культуры зачастую формируются путем эмоционального приобщения к деятельности религиозных институтов, а значит, к вере в справедливость и необходимость определенных политических идеалов, традиций и норм.

Однако некоторые недобросовестные религиозные институты и организации могут использовать приемы манипулирования сознанием людей, как мы видим на примере широкого распространения международного терроризма.

Некоторые религиозные институты могут манипулировать политическим сознанием и поведением граждан. Люди могут участвовать в политической жизни на основе ценностей, навязанных им экстремистскими религиозными лидерами через средства массовой информации; подсказанных религиозной элитой или лидерами мнений данной религиозной группы; или на основе управляемого извне эмоционального восприятия сложных политических явлений и процессов.

В секулярном социуме, каковым является российской общество, христианский дискурс занимает не центральное место и не играет ведущей ролей. Вместе с тем в настоящее время его нельзя считать чем-то периферийным, сугубо эзотерическим. Его положение может быть наиболее точно охарактеризовано в терминах поступательной динамики и даже определенного вызова. Двухтысячелетний опыт христианского социального служения – значимая социокультурная реалия, с которой не могут не считаться представители иных политических практик.

Современный мировой опыт свидетельствует: не имея властных полномочий, религиозные организации оказывают весьма значительное влияние на социальные процессы во многих странах. 

В России Церковь имеет значительное влияние на общую идеологическую и внутриполитическую обстановку. Религиозные ценности вошли составной частью в российскую цивилизацию и образуют как бы рамки общественного сознания и государственной политики. Церковь продолжает определять политические и социально-экономические взгляды огромных масс населения, их отношение к идеям, политическим лидерам и электоральные предпочтения. Церковная позиция по социально-экономическим вопросам оказывает большое воздействие на социальное законодательство.

Механизм воздействия церковных институтов на общество и политику можно описать следующим образом. Будучи «не от мира сего» и существуя ради вечного спасения, признавая вторичным всякое государственное и национальное устроение жизни, религия воздействует на внутреннее состояние людей, их жизненные представления, понятия о справедливости. Священники, служа в храме и призывая к вечному спасению, к очищению души от греха и соединению с Богом, во многом формируют видение того, что нравственно, что безнравственно, что справедливо или несправедливо. Воздействие Церкви на политическую, экономическую и социальную жизнь осуществляется не через внешнее давление, не в форме власти и принуждения, а изнутри, через воздействие на совесть. Тем самым Церковь в целом воздействует на общественные процессы и политику. Ведя борьбу за духовное и нравственное здоровье людей, она участвует тем самым в общественной  политической жизни. Базовые принципы нравственности, утверждаемые христианством, оказываются той системой ценностей, без которой общество никогда не выйдет из системного кризиса. Заповедь «не хлебом единым будет жить человек» (Лк. 4, 4), утверждает, что экономическая и политическая целесообразность не могут нарушать границы нравственно дозволенного. 

Церковь является одним из источников общественной стабильности, т.к. утверждает   те социально значимые ценности, которые необходимы для развития экономики, сохранения культурного наследия, исторических традиций и норм жизни.

Церковь есть духовный институт, ответственный за сохранение нравственных ценностей политической жизни народа, современного общества основных аспектов его развития. По существу она формирует богословский взгляд на мир в целом и политику в частности.

Религиозные институты предлагают свою ценностную мотивацию политической, экономической и социальной деятельности на благо Отечества. Проблема мотивации такой деятельности – это проблема национального масштаба, от разрешения которой зависит судьба каждой страны. 

Церковь является хранительницей фундаментальных ценностей, поэтому с её помощью могут быть решены важные социальные и духовно-нравственные проблемы.

Государство не только заинтересовано в социальной работе Церкви, но и не может без неё обойтись. В современной ситуации, когда государство сняло с себя почти все социальные обязательства, его партнерство с религиозными организациями, закрепленное в особом договоре, может смягчить социальные последствия такой политики.

Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие является частью её земной миссии. Церковь старается принимать участие  в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующе усилия с представителями светской власти.  

Государство со своей стороны заинтересовано в социальной работе Церкви, т.к. его партнерство с религиозными организациями может смягчить социальные последствия реформ.

 

Сведения об авторе:

Леонова Ольга Георгиевна – доктор политических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).

Data about the author:

Leonova Ol'ga Georgiyevna – Doctor of Political Sciences, Professor of Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia).

E-mail: politolga@gmail.com