Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Методы, формы и средства формирования религиоведческой грамотности студентов

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 37:2-75

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ

РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ефимов В.Ф., Никольский Е.В.

В статье рассматривается спектр проблем, связанных с формированием религиоведческой грамотности у студентов. Авторы специально отмечают, что данный аспект формируется в мировоззренческом ключе и включает в себя понимание сущности и типологии религий, их исторического генеза и современного состояния, а также наличие толерантности по отношению к лицам с иными убеждениями и способности к плодотворному (без насилия над совестью кого-либо) сосуществованию и социальному взаимодействию. Для достижения поставленной цели используется детально описанный в данной статье методический инструментарий.

Ключевые слова: религиоведческая грамотность, подготовка, дидактика высшей школы, толерантность, студенчество, мировоззрение, религиозность, преподавательская этика, религиоведение, научный атеизм.

 

METHODS, FORMS AND MEANS OF FORMING 

THE RELIGIOUS LITERACY AMONG THE STUDENTS

Efimov V.F., Nikolsky E.V.

The article discusses the range of problems related to the formation of religious literacy among the students. The author specifically notes that this aspect is formed in an ideological key and includes understanding of the nature and typology of religions, their historical origins and current status, and the presence of tolerance towards persons with different beliefs, and ability to fruitful (without violence to conscience someone) coexistence and social interaction. To achieve this purpose the article presents and uses the described methodological tools. 

Keywords: religious literacy, training, didactics of higher school, tolerance, students, philosophy, religion, teaching ethics, religious studies, scientific atheism.

 

Одним из существенных недостатков современной системы образования является практически полное отсутствие в учебных программах предметов, знакомящих студентов с основами религиоведения и общими представлениями о Христианстве как наиболее распространённой на территории России религии. И, хотя, в последнее время предпринимаются серьёзные попытки заполнить данную нишу (вводятся курсы «Христианская этика», «Основы православной культуры», а в ВУЗах – «История религии»), – все же ситуация в этой области продолжает оставаться достаточно сложной.

Очень ревностным противникам введения преподавания предметов, знакомящих школьников и студентов с основами Христианской религии, можно указать на примеры европейского законодательства.

Греция. Конституция, статья 16: «… 2. Образование составляет основную задачу государства. Оно включает нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание греков, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан».

Республика Беларусь. Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», статья 8: «В особых случаях разрешается с познавательно-воспитательными целями по желанию родителей и по согласованию с органами народного образования, приглашение в школу представителей религиозных организаций».

Великобритания. В соответствии с Законом о реформе образования 1988 года в программе государственных школ «обязательно должно присутствовать религиозное образование, а также проводиться ежедневные молитвы. При этом Христианство должно пользоваться должным признанием. Родители имеют право отказаться от религиозного образования своих детей».

Федеративная Республика Германия. Конституция, статья 7: «…3. Религиозное обучение является в государственных школах обязательным предметом. С правом надзора государства религиозное обучение проводится в соответствии с основными положениями религиозных общин». «При этом родители или опекуны имеют право определять участие ребенка в религиозных занятиях». Конституции земель детализируют эти вопросы. Так, в статье 12 Конституции земли Северная Рейн-Вестфалия указывается, что «в школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих Христианских культурных и образовательных ценностей».

Опираясь на опыт зарубежных стран, необходимо формирование у будущих молодых специалистов религиоведческой грамотности. Мы специально отмечаем, что данный аспект формируется в мировоззренческом ключе и включает в себя понимание сущности и типологии религий, их исторического генеза и современного состояния, конструктивной и деструктивной религиозности, соотношения религии и культуры, религии и политики, а также наличие толерантности по отношению к лицам с иными убеждениями и способности к плодотворному (без насилия над совестью кого-либо) сосуществованию и социальному взаимодействию.

Второй проблемой было и остается смысловое содержание предполагаемых программ обучения. Не всегда программы обучения настолько содержательны, что могли бы дать ученикам правильные понятия о мире религий, и в первую очередь Христианства. А ведь никто не агитирует, не упрашивает, а просто свидетельствует о красоте подлинного Христианства. На сегодня, вузы не стремятся формировать мировоззрение, а дают просто определенный набор знаний. В итоге «… мировоззрение студентов формирует: телевизор, видео, клубы, интернет. В отроческом и юношеском возрасте развитие человека в основном зависит от того, кого он встретит. Этими отдельными встречами, в значительной мере, и определяется жизнь и мировоззрение. В школе когда-то объяснялось, что такое "хорошо", что такое "плохо"; что "можно", а чего "нельзя". Сейчас понятие "нельзя" почти сведено к нулю. Хаос вседозволенности заполонил внешний мир. Если говорить о содержании религиозного образования и воспитания в вузах, то рано или поздно мы должны будем дать студенту (повзрослевшему ребенку) ответ на вопрос: почему это хорошо, а это плохо. Если мы верим в Бога, то постараемся жить не, как хочется, а как Он учит, для нашего же блага. И еще очень важно: воспитать иммунитет к лихим соблазнам; успеть вложить в ребенка эту способность сопротивляться злу» [9, с. 16].

При преподавании религиоведческих дисциплин, прежде всего, следует обратить внимание студентов на то, что мы имеем дело с научной сферой знания. Ведь, в нашей стране, к сожалению «традиционно науку и религию рассматривают как непримиримых противников, и данное суждение имеет основание. Однако стоит заметить, что зачастую противоположность интересов научного и религиозного сообществ искусственно абсолютизируется, а возможности их взаимодействия признаются бесперспективными. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что человек науки может являться верующим, одновременно причисляя себя в какой-либо конфессии и производя изыскания в области своих научных интересов. Как представляется, именно религиоведческое образование является той сферой, где могут быть консолидированы усилия как светского, так и духовного образования. Важно предоставить человеку возможность выбора, в каком ракурсе и с каких позиций он может узнать о том или ином явлении» [7, c. 135].

Религиоведение – сложная гуманитарная наука, в которой борьба школ и направлений проистекает значительно острее, чем в иных социально-философских дисциплинах. Мы порой наблюдаем колебания между Сциллой клерикального похода и Харибдой атеистических интерпретаций. К примеру, «в высших учебных заведениях преподавался предмет "научный атеизм", а большая часть исторически-этнографической литературы оперировала такими понятиями как "кризис клерикальной идеологии", "религиозные пережитки". С подачи официальной пропаганды было принято считать, что "религиозные предубеждения" – это явление, уходящее в прошлое с естественной сменой поколений. В свою очередь, религиозные объединения, находясь «на осадном положении», для сохранения своего и без того шаткого положения отказывались от какого-либо изменения взглядов на возможность достижения компромиссов со светским обществом» [7, c. 134]. 

Научный атеизм вообще снимает проблему актуальности науки о религии, так как религия не является для него объектом научного исследования. В рамках научного атеизма религиозный феномен является объектом критики, отвергается его сущность, духовные основания религии. В целом и богословие, и научный атеизм имеют иную проблематику и иные, отличные от научного изучения религии в рамках религиоведения, цели. Они не столько сообщают информацию о предмете, сколько стараются сформировать позитивное (в рамках богословия) или негативное (в рамках научного атеизма) отношение к религиозному феномену, доказать превосходство одной мировоззренческой системы над другой.

Поскольку аудитория в светских учебных заведениях не является «мономировоззренческой» (есть как верующие, так и неверующие; среди верующих есть студенты, принадлежащие к разным конфессиям), то преподавание либо теологии, либо научного атеизма неизбежно приведет к конфронтации, отчуждению, неприязни, даже вражде между сторонниками разных мировоззрений.

В этом контексте следует отметить, что религиоведение ориентировано на принцип мировоззренческого нейтрализма. Целью данной дисциплины является научное, объективное, беспристрастное изучение религиозного феномена. Современное религиоведение избегает оценочных, идеологических, апологетических суждений. Оно рассматривает религию как культурно-исторический феномен и ориентирует на изучение специфики различных религиозных традиций во всем их многообразии.

В то же время религиоведение не исключает анализ истинности или ложности тех или иных религиозных или атеистических идей. Но эти суждения рассматриваются не как абсолютная истина, а как знакомство с разными подходами к изучению определенного феномена. Наука о религии не преступает границ своей компетентности, не вторгается в пределы веры, не пытается при помощи рациональных методов познания исследовать сверхъестественные явления. Академическое религиоведение рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества; анализирует причины возникновения, становления, развития религий в контексте социокультурного пространства.

Однако наиболее распространённым в мировом научном пространстве является разработанный румынским ученым Мирчей Элиаде историко-фенологический подход. Суть его сводится к следующему: не вдаваясь в неразрешимую проблему подлинности-неподлинности религиозных феноменов, изучать их специфику, динамику и влияние на культуру и мораль. Данное обстоятельство позволяет не затрагивать болезненные для молодых людей личные моменты, не давить на их совесть, спокойно чувствовать себя преподавателю, исповедующему христианство. Однако и таит в себе первое «подводное течение», а именно смещение в культурологическое направление. Порой рассматриваемые в ходе преподавания Христианские традиции и праздники отождествляются с кулинарными или национально-этническими обычаями, то часто сводятся к чему-то приятному, но не очень понятному. И в целом формирует ложное представление о религии как о чем-то красивом, но несерьезном, а также нивелирует методологические аспекты преподаваемых дисциплин.

У студентов не формируется представление о специфике гуманитарных дисциплин, их дифференциации, основных проблемах. Религиоведение растворяется в культурологии, истории и философии. А между тем религия – это самостоятельная сфера человеческого духа, в определённой мере автономная от культуры и философии.

Следующие выявляемые нами трудности связаны уже не с содержанием предмета, а с социально-психологическими аспектами, которые возникали и возникают во время его активного преподавания. Одним из таких моментов является категоричность некоторых священнослужителей и педагогов; и сведение преподавания к некой искусственной системе запретов и долженствований. Бывают случаи, когда священники, приходя в высшие учебные заведения, не понимая трудностей жизни подростков и молодых людей, предъявляют к ним неоправданный ригоризм (неприятие) в отношении одежды, бритья бороды и усов, прически и т.п. А ведь в Христианстве главное – душа человека, а не его внешность. Это приводит к формированию не только отрицательной мотивации для дальнейшего изучения религиозных феноменов, но и неоправданного отрицательного отношения к традиционным религиям, явно не способствует утолению информационного голода и не устраняет тех опасностей, которые молодой человек может встретить на своем жизненном пути.

При разработке лекционного курса «Религиоведение» представляется необходимым учитывать конкретную специализацию студентов. Например, если курс «Религиоведение» слушают студенты-юристы, то они «будут заинтересованы в получении информации по криминологии религии (религия и право как формы регулирования общественных отношений; религиозное право; понятие, причины и профилактика религиозных преступлений; система государственно-правового регулирования религиозных процессов; основные формы взаимоотношений религиозных организаций и государств)» [11]  

Этой цели служат учебные пособия по религиоведению, написанные специально для юридических вузов. Мы имеем ввиду книги Бажан Т.А. и Старкова О.В. «Религиоведение для юристов» [1] и «Религия и право: учебник по религиоведению для юристов» (под редакцией В.В. Балахонского, В.А Кудриной и А.А. Артемовой) [2]. 

В них помимо общих аспектов религиоведения (типология и история религий, специфика направлений христианства, своеобразия новых религиозных течений) рассматриваются соотношение религиозной и юридической сторон общественного сознания, проблемы регулирования религиозной деятельности в соответствии с законодательством РФ и мотивация преступлений, совершаемых на религиозной почве.

Но содержательные аспекты преподавания религиоведения следует сопрягать с собственно методическими. Первой научной книгой по религиоведению для студента является учебник, в связи с этим именно с него необходимо начать обучение основным умениям самостоятельной работы. Учебник может использоваться на всех этапах занятия и выполняет многие функции. Он является одним из основных источников новых знаний, служит эффективным средством закрепления изложенного преподавателем материала, средством воспитания познавательной самостоятельности и развития творческих способностей студентов. Научить студента приемам работы с учебником, с книгой - это значит научить его учиться. 

Формирование умения работать с учебной книгой предполагает, прежде всего, формирование умения выделять главное в прочитанном.

Целесообразно последовательность в формировании умений работать с учебной книгой: 

– анализ структуры текста, выделение главного;

– составление плана;

– составление конспекта, перевод текста в таблицы и схемы;

– работа по нескольким источникам.

Обучаемые работают «с различными источниками информации: базовыми текстами, дополнительной литературой по проблематике вопроса, справочной литературой, собирают нужные сведения на сайтах Интернета. На аудиторных занятиях студенты отчитываются о проделанной работе на каждом этапе проекта; отрабатывают и совершенствуют речевые навыки, необходимые для презентации результатов проектов; решают проблемы, возникавшие в процессе выполнения проектных заданий; получают необходимые консультации преподавателя. Роль преподавателя на основном этапе работы сводится к координации учебно-познавательной деятельности групп, установлению благоприятного психологического климата в минигруппах, что способствует повышению эффективности выполнения заданий и мотивации студентов» [8, c. 116].

Формирование умения выделять главное проводится в три этапа. На первом студентам предлагаются вопросы в соответствии со структурой текста: каковы исходные положения текста, какие предложения выдвигаются в тексте, какой описан опыт, какие выводы сформулированы. После беседы по вопросам студенты группируют текст вокруг основных структурных элементов текста. На втором этапе преподаватель сообщает тип текста и ставит вопросы к части элементов структуры. Остальную работу студенты выполняют самостоятельно. На третьем этапе формирования умения работать с текстом всю работу по определению типа текста, разбору структуры и группировки текста вокруг его структурных элементов студенты выполняют самостоятельно. На всех этапах разбор структуры текста становится для студентов средством его понимания.

Следующим моментом, на котором нам хотелось бы остановиться – это слабые межпредметные связи между дисциплиной «История религий» и другими социально-гуманитарными курсами. Для студентов технических специальностей – это принципиально новый предмет, на занятия по которому они приходят без багажа базовых знаний, что при сокращении часов приводит к ухудшению качества в освоении дисциплины. На гуманитарном факультете ситуация складывается незначительно лучше: студенты-юристы слушают в большем объеме лекции по истории Отечества, философии, психологии, истории искусства, что подготавливает их к изучению религиоведения. Кроме того, названные гуманитарные предметы включают в себя сведения из мира религий. Например, феномен средневековой схоластики, или русской религиозной философии, различие между философией и теологией, история Русской Православной Церкви в контексте истории России, мотивация деятельности религиозного человека и так далее. Все данные аспекты являются своего рода пропедевтикой к изучению религиоведения, однако проблема по-прежнему остается довольно острой.

Другой момент-это то, что из школы студенты не выносят из школы необходимых базовых знаний, что усложняет процесс преподавания религиоведения и понуждает совершенствовать арсенал методов и методик.

При проведении занятий по религиоведению современный преподаватель становится перед дилеммой: идти давно проторенным и привычным монологическим способом общения с молодыми людьми или, наперекор установившимся традиционным формам (лекция, семинар-опрос), идти творческим путем диалогического общения, пытаясь внедрить интерактивные методы, делать так, чтобы студенты не были пассивной слушающей массой.

В этой связи хотелось бы вспомнить рассуждения православного психолога Т.А. Флоренской о преимуществах диалогичности в обучении. Эта система характеризуется обращенностью к каждому студенту как неповторимой индивидуальности. Преподаватель «занимает позицию собеседника, заинтересованного личным мнением каждого и уважающего это мнение, что располагает к свободе высказываний, рождению новых проблем и открытий… Диалогическое общение индивидуализировано, и чем меньше учитель стремиться повлиять на ученика, оказать на него свое воздействие, тем сильнее его реальное влияние, поскольку оно сливается с внутренним голосом собеседника, входит в его внутренний диалог и становится личным достоянием… Знания, полученные диалогически в собеседовании, становятся личными убеждениями, они не нуждаются в заучивании» [10, c. 93-94].

Поэтому сами пути формирования религиоведческой грамотности могут быть различными. Это и внедрение данной проблематики в курсы истории, философии и психологии раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. В методической литературе описаны различные формы использования религиоведческой сведений в процессе вузовского преподавания: простые (монологическая лекция преподавателя, беседа, короткие сообщения студентов на заданную тему); сложные – тематическая конференция, защита рефератов по вопросам истории религий. Так же формы представления религиоведческого материала могут быть классифицированы исходя из используемых средств обучения:

– методические (беседа, справка, сообщение, проект и пр.);

– материальные (портреты, рисунки, презентации, тематические видеофильмы);

– содержательные (исторический очерк; аналитическая справка).

Рассмотрим подробнее формы представления религиоведческого материала. 

Лекция как важнейшая форма изложения и усвоения учебного материала по религиоведению. Изложение новой темы начинается с вводной части, которая возбуждает интерес и внимание студентов. Там, где это оправдано программой, такой вводной частью может быть короткий рассказ, эвристическая беседа, связанные с историей религий. Сообщение сведений из данной сферы вызывает интерес у студентов, а кроме того способствует формированию научного мировоззрения, так как имеют познавательный характер. 

Особое место отводится слову преподавателя, которое для сообщений отдельных важных исторических сведений применяется чаще. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если студент глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в становлении его мировоззрения. Важную роль в формировании общекультурных компетенций играют рассказы об истории изучения религий, как исследователями-этнологами, так и миссионерами, о ходе научных поисков, об эстетике научного познания. Большинство студентов не знакомы с биографиями ведущих религиоведов, которые своим примером показывают, как начинается истина, каково движение человеческой мысли.

 Наиболее ценным методическим приемом является проблемное изложение в ходе лекции, когда «преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний» [6, c. 7]. В частности, такими могут быть и являются лекции о роли религий и атеизма в социуме (особенно в эпоху глобальных социальных экспериментов XX столетия), соотношении конструктивной и деструктивной религиозности в современную эпоху, истории инквизиции в ренессансной Европе и гонений на старообрядцев и сектантов в Российской империи, политике Ватикана в годы Второй Мировой войны и противодействии Римской курии социализму в Италии при понтификатах Пия XII и Иоанна XXIII.

В таком случае объяснение нового материала можно начинать с постановки проблемы, которая логически вытекает из ранее пройденного и ведет к необходимости более высокой ступени освоения преподаваемой дисциплины. Такой подход к подаче исторического материала, как правило, вызывает большой интерес студентов к религиоведению.

В ходе преподавания религиоведения трудностью может быть необходимость преодоления формального (сформированного социальными предрассудками о роли и месте религии в культуре) подхода к нему. Когда научные знания прошлого просто описываются или используются как иллюстрации, а новые идеи трактуются так, как будто они возникли независимо от предшествующих и вне всякой связи между ними. Такому подходу противостоит понимание истории религии как важной и неотъемлемой части цивилизации. 

В таком аспекте при разработке содержания курса «история религий» он не сводится к переписыванию того, что было исследовано и описано ранее и требует не столько изложения фактологического материала, сколько выявления связей науки со всеобщей историей и философией, с историей культуры и особенностями социального развития. 

Психологический «аспект связан с активизацией внимания и интереса студентов к религиоведческим вопросам. Основное внимание уделяется опоре на наличное знание и поиску способов получения и применения нового философского знания. Дидактический аспект раскрывается в методиках проведения лекционных и семинарских занятий» [4, c. 88]. На лекционных занятиях предлагается выявлять суть проблемы и ее актуальность через проникновение в мироощущение и миропонимание эпохи, раскрывать социокультурные предпосылки. Преподаватель должен отслеживать логику изложения материала в лекции, контролировать усвоение темы студентами с помощью заданий. Для этого может строиться схема развития проблемы. Она должна включать лаконично сформулированные проблемы и подпроблемы, поле предложенных решений-концепций. Текущий контроль успеваемости может включать творческие задания. На семинарских занятиях эта же методика используется в виде заданий по рисованию разветвленных схем, иллюстрирующих генезис и типологию религий.

Однако в большинстве отечественных учебников преобладает повествовательный метод подачи материала. И даже многие вопросы и задания в конце параграфов направлены лишь на закрепление материала. 

История религии неизбежно оказывается связанной с вопросами общегуманитарной методологии, поскольку данная дисциплина занимается вопросами познания, выяснением того, как сочетались между собой в разные времена разные способы постижения мира, чем отличаются творческие способности современного человека от творческих способностей людей иных эпох. Последний вопрос еще недостаточно изучен и требует особенного внимания при разработке содержания соответствующих разделов программы.

Одним из средств достижения данной цели может стать так называемая "лекция вдвоем" – вместе с приглашенным специалистом, или адекватным представителем той или иной конфессии. Данный тип лекционного занятия «представляет собой работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией» [6, c. 7].

Следует отметить, что в связи с развитием информационных технологий и клиповым типом мышления современных студентов необходимо вводить в предметное обучение и новые технологии. Для преподавания религиоведения и истории религий таковым может стать лекция-визуализация. В данном типе лекции передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т.п. с помощью технических средств обучения, компьютера и т.д.) [6, c. 8].

В качестве дополнительной возможности для визуализации можно использовать тематические фильмы, которые повествуют о религиозных традициях, памятниках живописи, скульптуры и зодчества, быта монастырей, деятельности известных лиц. Продолжение данного аспекта может стать семинарское занятие в виде экскурсии c целью изучения типичных образцов православного зодчества, рассмотрением вживую устройства храма с рассказом о символике православной иконописи. Этот вид работы, по нашим наблюдениям, вызываем максимальный отклик у студентов.

Помимо этого, также крайне важно контролировать, насколько студенты поняли логику лекции. Эффективным методом контроля являются задания на построение схемы развития проблемы. Такая схема должна включать лаконично сформулированные проблемы и подпроблемы и поле предложенных решений религиоведческих вопросов. В то же время, текущий контроль успеваемости может включать творческие задания на построение религиоведческих схем. В частности, о соотношении Православия и Католичества, разницы между традиционными религиями и сектами, культами святых в Христианстве и Исламе в сопоставлении с пантеонами в языческих религиях; а также по той или иной проблеме курса, рассматриваемой в широкой хронологической перспективе. 

На семинарских занятиях эта «методика может быть использована в другом варианте, для активизации мышления студентов, когда дается задание нарисовать на доске как можно более разветвленную схему философских вопросов по избранной теме. При необходимости это задание можно выполнять, используя метод мозгового штурма, эффективность которого на 70% выше, нежели, чем индивидуальном опросе» [4, c. 91]. Данный метод является одним из возможных путей организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов. Ведь, сама работа выполняется студентами самостоятельно, контроль правильности выполнения осуществляется преподавателем во время семинара. Использование данного приема развивает у студентов способность ориентироваться в содержании религиоведческих проблем, дает возможность показать образцы более точных формулировок. 

Научившись выделять главное в тексте, составлять планы, конспекты, студенты легче справляются с переводом текста в таблицы и схемы. Составление таблиц и схем является важной формой работы с текстом. При выполнении этой работы студенты выделяют существенные признаки изучаемых явлений, процессов, находят в них черты сходства и различия, определяют свойства веществ и сравнивают их со свойствами изученных ранее веществ и т.д. Работа по анализу и составлению таблиц имеет большое значение для развития мыслительной деятельности студентов.

Наша задача заключается в том, чтобы развивать у студентов такие качества, как ответственность, умение планировать свое время, потребность в самообучении. Ведь практическая деятельность специалиста ставит перед ними бесчисленное множество проблем, разрешить которые можно лишь при умении самостоятельно работать над приобретением новых знаний. Гуманитарным дисциплинам и религиоведению в частности отводится особое место. Они призваны развивать у студентов навыки свободной, правильной и красивой речи, способствовать развитию мышления и эстетических чувств, обогащать знаниями русской и мировой истории и литературы, формировать понимание красоты, знакомить с элементарными приемами научно-критического исследования.

Хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает развитие у студентов таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели, а также приобретение высокой культуры умственного труда, то есть тех профессиональных качеств, которые необходимы современному специалисту.

Цель любого семинара является осмысление лекционного материала, проработка первоисточников, ознакомление с достижениями отечественной и зарубежной культуры превращение студента в активного участника решения религиоведческих проблем, а также разбор религиоведческого понятийного аппарата, вычленение актуальных научных проблем. Проблемным «называется обучение, предполагающее использование или целенаправленную постановку последовательно создаваемых проблемных ситуаций, поиск и выбор путей и способов решения проблемы и нахождение наиболее оптимального решения. Проблемная ситуация – это такое более или менее осознаваемое затруднение, которое возникает из-за несоответствия между наличным знанием и тем, которое необходимо для решения возникшей или предложенной задачи (собственно проблемы). Важными принципами проблемного обучения являются принцип множественности возможных путей решения проблемы и принцип опоры на имеющиеся знания» [4, c. 90]. С этой целью нами активно проводятся дискуссии, то есть публичные обсуждения, включающие в себя «свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций» [6, c. 8]. Проблемный метод обучения религиоведению и философии «также предполагает широкое использование дискуссий. Каждому студенту – участнику дискуссионной группы дается домашнее задание подготовить, допустим, пять аргументов в защиту собственной позиции по намеченному вопросу» [4, c. 91].

Без предварительной подготовки дискуссия не может быть проведена на должном методологическом уровне. В ходе семинаров происходит обсуждение острых проблем общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом, роли религии и религиозных организаций в межконфессиональных и политических отношениях в России и за рубежом. 

Активное использование разбора конкретных ситуаций (Case-study) «проводится в аудитории, но дополнительные сведения студенты получают из специально подобранной литературы или кейсов, подготовленных преподавателем. Форма работы обучающихся – групповая (микрогруппами по 4-6 человек). Принятие решений осуществляется после общегрупповой дискуссии» [6, c. 8]. Некоторые темы из курса истории религий, «в рамках которых важно усвоить определенные мировоззренческие позиции, можно прорабатывать на семинарах в виде свободно ролевых игр… Ролевые игры сближаются с дискуссиями, однако две эти интерактивные формы обучения отличаются своей конечной целью. В случае дискуссии цель – нахождение ответа на поставленную философскую проблему. В случае ролевой игры – это "вживание" в заданное мировоззрение и мироощущение эпохи» [4, c. 92]. В ходе такой дискуссий и ролевых игр студенты рассматривают миропонимание древних христиан при их столкновении с языческими властями Римской империей, своеобразие мироощущения старообрядцев в эпоху никоновских реформ, а также специфику деструктивной религиозности, пытаются прогнозировать развитие тех, или иных конфессий и деноминаций на территории России.

Развивая мышление студентов, преподавателю «важно уметь ставить разнообразные вопросы, направленные на раскрытие проблемы, а также при совместном поиске решений и формулировании выводов опираться на развернутые оценки рассматриваемых концепций и теорий, стараясь проследить дальнейшие (или возможные) мировоззренческие и социокультурные последствия философских идей и проектов. Эффективной методикой является подготовка мини-сообщений (на пять минут), основой которых становятся отдельные вопросы рассматриваемых философских тем. В этом случае студент должен уметь сформулировать философскую проблему, раскрыть ее суть, дать собственную оценку и сделать выводы. Прибегать к печатному тексту не разрешается» [4, c. 93].

С этим моментом связан другой аспект в преподавании религиоведения – это формирования общеметодологической культуры, включающей в себя и благоговейное отношение и к самому научному познанию и памяти выдающихся ученых. Нами для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого (религиоведа или этнографа) или миссионера привлекаются сами студенты. Из биографий известных религиоведов мы обращаем их внимание на такие личности как Вильгельм Шмидт, Эндрю Ленг, Александр Мень, Мирча Элиаде, Сергей Токарев, анализируем отдельные фрагменты из выступлений А.Б. Зубова. Особенно любимы студентами миссионеры (что мы связываем с романтическим настроением юности) такие как, королева Клотильда, мать Христианства во Франции, а также святитель Филофей (кн. Лещинский, родственник династии Бурбонов), апостол Сибири святитель Николай (Касаткин), просветитель Японии митрополит Нестор (Анисимов), трудившейся на Камчатке. Также студентам им интересен опыт священника Даниила Сысоева, и, как ни странно, Альберта Швейцера и матери Терезы. 

При этом, чтобы приучить учащихся к самостоятельности, материал необходимо постепенно усложнять. Так, сначала студенту-первокурснику может предлагаться готовый текст выступления, раздобытый им в Интернете, затем надо давать ему тему доклада и рекомендуемую литературу с указанием страниц в ней, а текст он должен написать сам. После проверки материала преподавателем студент выступает с подготовленным докладом в аудитории. 

Сегодняшний студент должен самостоятельно ориентироваться во всевозрастающем потоке научной информации, обладать стремлением к постоянному самосовершенствованию и творчеству. Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, снижения перегрузки студентов, воспитанию самостоятельности как черты личности является формирование умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой. 

В программах по религиоведению формирование умений самостоятельно приобретать знания выдвигается в качестве одной из важнейших задач обучения. Выполнение различных комплексных заданий требует умения работать по нескольким источникам, пользоваться справочной литературой.

Таким образом, будущие специалисты постепенно приучаются к самостоятельной работе со справочной и научной литературой. Помимо формирования методологических навыков и компетенций, изучение религиоведения способствует социализации студенчества. 

Современный этап развития высшего профессионального образования осуществляется в условиях коренных изменений в государственно-политическом и социально-экономическом развитии страны. Общество предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий профессионализм, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, возможности перемены трудовых функций в процессе деятельности. Поэтому задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Необходимо научить будущего специалиста успешно учиться всю жизнь. На занятиях по религиоведению эти задачи успешно реализуются.

На сегодняшний день также чрезвычайно актуальны вопросы историко-культурной преемственности в обучении и воспитании юных граждан нашей страны. С учетом того, что в обществе растет интерес к религии как неотъемлемой части нашей национальной культуры, в общеобразовательных учебных заведениях вводятся религиоведческие и религиозно-философские курсы, факультативы. Они способствуют нравственному становлению и самоопределению личности, уменьшению опасности насилия, экстремизма и дискриминации по религиозным основаниям.

В соответствии с Законом «Об образовании», согласно которому в учебных заведениях среднего и высшего уровня недопустимо религиозное или атеистическое воспитание, отношение к религии должно быть не вероучительным, а познавательным. Критерии отбора религиоведческого материала должны включать научность и объективность понимания роли религии в обществе и истории; убедительность и эмоциональность фактического материала; доступность вводимого учебного содержания мировоззренческого и теоретического характера; взаимосвязь учебного материала с другими учебными дисциплинами и реальным жизненным опытом студентов. Использование религиоведческих знаний в вузовских курсах истории России и дисциплин социально-гуманитарного цикла в их интеграции и связи с историческими социологическими, культурологическими, философскими, правовыми и другими знаниями в учебно-воспитательной деятельности университета позволяет оптимизировать процесс гражданского воспитания будущих специалистов. Это позволяет эффективнее формировать ценностное отношение учащихся к российскому обществу, его историческому и культурному наследию. Религия должна изучаться одна из форм общественного сознания и исторический фактор развития мировых цивилизаций.

Изменение социально-культурной ситуации и бурные перемены, которые более четверти века переживает российское общество, понуждают педагогов высшей школы не просто модифицировать читаемые курсы, но и разрабатывать новые методы и аспекты преподавания. Вполне закономерно, что «один из аспектов преодоления кризиса обществом – реорганизация системы образования на качественно иных принципах для того, чтобы получаемое образование и формируемые человеческие качества соответствовали эпохе и обозримым перспективам общественного развития. Чем более успешно общество в постановке и решении этой задачи, – тем более продолжительный период бескризисного развития ему гарантирован. При неспособности общества поставить и решить эту задачу, оно обречено не только на затяжной кризис, но имеет и перспективу полной деградации и гибели» [5, c. 30]. В связи с тем, что на длительное время была разорвана нравственно-интеллектуальная связь поколений, образовался разрыв в социальном опыте и ценностных основах. Одним из проявлений этой тенденции стало то, что при усилении религиозного фактора в жизни нашего общества, молодое поколение не ориентируется в мире религий. Наблюдаемые нами в ходе педагогической деятельности прецеденты порою диагностируют почти полное отсутствие знаний из этой сферы. 

К последствиям многолетнего тоталитарного режима следует добавить те социально-психологические изменения, которые привели к идеологической дезориентации общества и к «апатизации» населения. Все эти перечисленные факторы стали хорошим подспорьем для недобросовестных «ловцов душ». Но, несмотря на многолетние старания советской власти, духовная жажда была все еще жива в народе. Однако религиозная невежественность, подпитанная общим ориентационным кризисом европейской цивилизации, выразившимся в попытках синтеза западной и восточной религиозных традиций, быстро дала свои негативные последствия в виде распространения сект. Об отрицательных последствиях этого явления не лишним будем напомнить и современным студентам.

Суммируя весь изложенный в работе материал, можно сделать следующие выводы, в соответствии с поставленными задачами.

Юность – возраст, в котором подавляющее большинство молодежи является студентами тех или иных высших средне-специальных учебных заведений. Молодой человек живет и совершенствуется как личность «в современном информационном пространстве, очень далеком от совершенства. Оно влияет на него зачастую сильнее, чем традиционные институты: семья, школа, вуз. В данной ситуации общество и система образования, прежде всего, должны не навязывать, а предлагать здоровую альтернативу высоких нравственных стандартов, чтобы у молодых людей было реальное представление о всех возможных вариантах выбора между добром и злом. Если мы хотим жить в здоровом обществе, то мы обязаны позаботиться, чтобы у каждого ищущего молодого человека был этот нравственный компас, способствующий становлению духовной личности» [5, c. 33]. Риски в жизни студента высоки, ему часто знакомо состояние нестабильности и релевантности мировоззренческих позиций. Определенное влияние на психологию восприятия студента оказывает и профессорско-преподавательская корпорация, и тот идейно-нравственный посыл, который она вкладывает в свои лекции. 

Причина этого весьма очевидна. С момента развала СССР, когда «нашим обществом была утрачена коммунистическая идеология, которая хоть каким-то образом регулировала духовно-нравственное воспитание молодежи, в обществе начали набирать силу разнообразные негативные тенденции (молодежные субкультуры, протестные настроения, алкоголизм, наркомания и т.д.). Весьма вероятно, что данные тенденции не носят случайный характер, тем не менее, чтобы успешно противостоять им, на уровне государства необходимо уделять воспитанию подрастающего поколения существенно большее внимание, чтобы процесс нравственной деградации и физического вырождения нации, сценарии революционных преобразований, активно продвигаемые Западом, обошли Российскую Федерацию стороной» [3].

Студент может легко менять взгляды на самые важные вещив течение всего срока обучения. Поэтому тут важно формирование у студентов религиоведческой грамотности, исходя из гуманистических интенций, с целью социальной адаптации, включающей в себя помимо всего прочего «вакцину» против деструктивной религиозности и сектантства. 

 

Список литературы:

1. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. М., 2007.

2. Балахонский В. В., Кудрина В. А, Артемовой А. А. Религия и право: учебник по религиоведению для юристов. СПб., 2013.

3. Белозеров О.И. Общекультурные компетенции ФГОС [Электронный ресурс] // Белозеров Олег Иванович [сайт]. 01.11.2012. URL: http://goo.gl/aucJpo (дата обращения: 10.01.2016).

4. Васильева Е.Н. Метод проблемного обучения в преподавании философии студентам вуза негуманитарного профиля // Образование и образованный человек в XXI веке. 2014. № 1. С. 85-93.

5. Ефимов В.А. Высшее образование и проблемы становления личности // Ректор вуза. 2009. № 10. С. 30-34.

6. Кузнецов А.В. Методические указания по организации активных и интерактивных форм проведения занятий. Тюмень, 2013.

7. Насонов А.А. Роль религиоведческих дисциплин в формировании толерантного отношения к поликонфессиональности российского общества // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 10. С. 131-142.

8. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. Т. 2. № 4. С. 115-117.

9. Поливанова А.К. За кем идти? // Нескучный сад. 2005. № 5. С. 14-19.

10. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. М., 1999.

11. Шубаро О. В. Актуальные проблемы преподавания религиоведения в высшей школе [Электронный ресурс] // Приход «Всех скорбящих Радость». Минская епархия БПЦ МП [сайт]. 2016. https://goo.gl/rjkXjs (дата обращения: 15.08.2016).

 

Сведения об авторах:

Ефимов Владимир Федорович (1953-2016) – доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, профессор Московского государственного областного гуманитарного института (Орехово-Зуево, Россия).

Никольский Евгений Владимирович – доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Института русистики Варшавского университета (Варшава, Польша).

Data about the authors:

Efimov Vladimir Fedorovich (1953-2016) – Doctor of Pedagogical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Natural History, Professor of Moscow State Regional Institute of Humanities (Orekhovo-Zuevo, Russia).

Nikolsky Evgeny Vladimirovich – Doctor of Philological Sciences, Professor of History of Russian Literature Department, Institute of Russian Studies, University of Warsaw (Warsaw, Poland).

E-mail: Eugenius-08@yandex.ru