Бурмакина Н.А., Галиева М.Р. Риторический анализ лекции протоиерея Геннадия Фаста «Путь греха и погибели»

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 27-475 

РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКЦИИ 

ПРОТОИЕРЕЯ ГЕННАДИЯ ФАСТА «ПУТЬ ГРЕХА И ПОГИБЕЛИ»

Бурмакина Н.А., Галиева М.Р.

В статье выявляются содержательные и стилистические аспекты современной диатрибы на примере лекции богослова и проповедника отца Геннадия Фаста. Определены черты, характерные для жанра публичной проповеди, которая включает в себя элементы беседы. 

Ключевые слова: риторика, лингвистический анализ текста, филологический анализ текста, стилистика.

 

THE RHETORICAL ANALYSIS OF LECTURES OF 

ARCHPRIEST GENNADY FAST THE PATH OF SIN AND DEATH

Burmakina N.A., Galiyevа M.R.

The article is devoted to the detection of substantial and formal aspects of modern diatribe on the example of the lecture of the theologian and preacher Father Gennady Fast. Defined features that are typical for the genre of public preaching that includes elements of the conversation.

Keywords: rhetoric, linguistic analysis of text, philological analysis of the text, the style.

 

Источником риторического анализа послужила одна из лекций известного теолога, проповедника, протоиерея Геннадия Фаста, который неоднократно подвергался гонениям со стороны властей, но продолжал своё пастырское служение, работу над книгами богословского, исторического, духовно-просветительского содержания. В 1994 году он первым в Красноярско-Енисейской епархии и вторым в России открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия [5]. 

Рассматриваемая лекция предназначена не только для тех, кто является сторонником Православия, но и для тех, кто интересуется основами православной веры и хочет приобщиться к ней. Публичная проповедь ведется в форме диатрибы, в которой присутствуют личные обращения к читателю-адресату, возражения самому себе и ответы на эти возражения. Кроме того, часто используются сравнения, аналогии, притчи, сентенции, раскрывающие и объясняющие доказываемый философский тезис: Каин ушел от лица Господня [1, с. 24] // Бог – есть свет // И если человек отворачивается от света / то лицо его становится темным// <…> Представьте  того пацаненка / который впервые закурил «Как это круто / Как это классно / » и т.д. / и того же сорокалетнего мужика / которому это уже  ничего не доставляет / это уже болезнь// [2].

Главенствующую роль диатрибы в речи Геннадия Фаста играет обличительный пафос (сочетание серьезности и насмешки). Это особенно видно в описании второго шага на пути к греху – помысла: Вот мысль пришла / она ведь завуалирована // Ведь змей не сказал: «Слушай / я Сатана, вот я к тебе пришел / вот я хочу / чтоб тебя выгнали из рая/ выставили отсюда прочь!» / он же ничего этого не говорил// [2].

Лекция реализует одну из разновидностей диатрибы – сократическую беседу, и это вполне понятно, так как в процессе речи, мы пытаемся обнаружить истину и заставить слушателя задуматься о ней. Но главная особенность беседы состоит в том, что она не переходит за рамки аморального поведения, в ней нет перебранок и личных выпадов, что оставляет лишь положительный отпечаток и благоговейное отношение к лектору, который старается помочь нам возродиться: А для чего нужны Десять Заповедей? // А для того/ чтобы увидеть себя грешным! // <..> Мы уже совершили этот грех/ мы его попробовали/ мы его вкусили/ мы его съели/ мы знаем его вкус/ знаем/  как это бывает/ знаем/ как это делается! // [2].

Ритор вводит слушателя в курс дела, приводит ему примеры из Библии и жизни обычных людей, также знакомит с историями из личного опыта, это необходимо для более легкого усвоения и понимания темы:  Я помню/  как в детстве ребята взяли кошку/ и решили закидать ее до смерти// Я пошел смотреть/ я же знал/ что не буду в этом участвовать/ я знал/ что не буду кидать// Спрашивается/ зачем пошел смотреть?// [2].

Общая цель лекции «Путь греха и погибели» состоит в том, чтобы заставить слушателя задуматься о нравственных проблемах, а именно о присутствии греха в нашей жизни. Конкретная цель лекции – убедить слушателя в том, что грех ведет к смерти духовной, внутренней, и только своевременное осознание греха и покаяние смогут избавить нас от страшной смерти, потому что смерть духовная страшнее, чем смерть физическая: Не то велико / когда ангелов видят / а когда грехи свои видят// [2].

По словам Геннадия Фаста, «у современного человека слабое чувствование греха». Это очевидно, так как современное общество уже не замечает за собой те поступки, которые приводят к плачевному состоянию. Оно готово придумать этому состоянию множество оправданий. Например, сейчас в России неуклонно ухудшается состояние здоровья беременных женщин, вызывает тревогу растущее число женщин с гинекологической и экстрагенитальной заболеваемостью, увеличивается женское бесплодие, в основе которого, как и во многих случаях материнской смертности, лежат аборты. 

Аборт – вот он грех. Грех, совершая который женщина или девушка отворачивается от лица Господня. В программах по медико-социальному планированию семьи есть аспекты, где описано, что аборт – это процедура, которую должен проводить врач. И Российское законодательство разрешает искусственное прерывание беременности по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности. Прерывание беременности по социальным показаниям проводиться в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 11.08.03 № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» [3]. Да, с какой-то стороны это лучше чем, пойти к знакомой бабушке. Нужно обратить внимание на то, что аборт воспринимается обществом как операция по удалению бородавки, то есть общество ничего не вкладывает в это понятие. В то время как аборт – это убийство собственного ребенка, то есть, совершая аборт, девушка или женщина отказывается от дара Божьего, потому что ребенок – это дар свыше, дар, подаренный нам Богом. И о каком здоровом, и самое главное духовно развитом обществе мы можем говорить, если само государство наделяет женщин и девушек правом решать судьбы и жизни новых членов этого общества, правом, которое не давал им сам Господь! Вот это пример, который показывает, что чувство греха у человека атрофировано. Но человек не может совершить грех на пустом месте! Он ведь проходит какой-то определенный путь, чтобы совершить его?! И путь этот – Путь греха!

В своей лекции Геннадий Фаст утверждает, что все начинается с «маленькой»,  «ни в чем неповинной мысли», рожденной не самим человеком, а посланной ему демонами или бесами. И мысль эта еще не является грехом. Это первый шаг. Второй шаг – помысел. Это, когда мы отвечаем на мысль, присланную услужниками Сатаны. Мы можем лишь спросить имя греха, но не разговаривать с ним. А если ответил? Далее идет «одобрение». Когда проматерь наша Ева посмотрела на плод, она знала, что никогда не съест его. Но зачем же она тогда подняла глаза, чтобы посмотреть на него? (И увидела жена / что древо вожделенно//). Если мы одобряем грех, то мы начинаем его желать, то есть появляется страсть. Желание появилось, но я знаю, что не сделаю этого. А шаг сделан.

Вслед за желанием, в сердце человека рождается намерение. «И взяла Ева плодов его» – ведь Бог не запрещал брать в руки плодов. Но в голове уже строится план, как вкусить этот запретный плод! Ступень намерения – страшная стадия. Мы намерены. И мы отошли от лица Господня. Шестой шаг, непосредственно и есть совершение греха. В Библии говорится: «И ела» [1, с. 21]. Происходит вкушение греха. На этом внутренний путь закончен. И теперь вы можете назвать себя грешником. Внутренняя жизнь закончилась, а путь продолжается, но уже на поверхности. Все, что так нещадно терзало нас и мучило, отошло от нас, потому что выплеснулось наружу. Это сравнимо с поездом, который долгое время находился в тоннеле, а потом наконец-то вырвался на свет, а в этом поезде мы, и едем в том же вагоне. Путь не заканчивается на поступке.

В Апокалипсисе есть такое изречение: «которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени» [4, с. 1917]. Многие думают, что хоть один раз, но согрешить нужно. К этому высказыванию блуждающего человека апеллирует Геннадий Фаст: Не согрешишь / не покаешься / не покаешься / не спасешься!// Один раз, чтобы познать// [2].

 Вспомним, что путь греха – это дорога сверху вниз. Что происходит, когда мы решаем согрешить раз, чтобы просто познать? Начинается переход от поступков к привычке. Когда человек приобретает привычку, он не замечает, что она вредна для него. Люди не хотят признать, что они больны грехом, как не хотят признать алкоголики, что они пьяны. Или как курящие, не хотят признать, что повышенное артериальное давление, постоянный кашель, постоянное нервное и психическое напряжение – это последствия их вредной привычки, потому что самое трудное – признать себя грешным. 

Проанализировав речь Геннадия Фаста, мы неоднократно убеждаемся в том, что текст  богат различными художественными приемами (чаще антитетичного и метафорического характера), которые действительно оказывают положительное влияние на слушателя и заставляют его задуматься над темой лекции: Евангелие - Благая Весть - радостная весть// В наше время сначала нужно внести злую весть// <…> Мы становимся для греха всехпроводниками <…>// Есть духовные мертвецы … Есть вторая смерть, это то состояние, когда человек окончательно ушёл от лица Господня/ не мне описывать это состояние// <…> Господь сказал/ «Мёртвых воскрешайте»/ это бывает в общественном и личном отношениях// [2].

 Геннадий Фаст не единожды рассказывает нам истории из собственной жизни, о ее постоянных соблазнах и искушениях, которые представляли собой определенные испытания для священнослужителя, но он как истинный православный человек и служитель Господа, не раз справлялся с ними, являя собой живой пример для других православных христиан: Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял/ что только в нем могу обрести спасение своей души// Передо мной открылся новый удивительный мир свято–отеческого учения/ чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных// Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви// Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки// Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу// Поэтому после второго изгнания из университета я/ оставив мир сей/ пошел служить в Русскую Православную Церковь…// [2].

Лекция отца Геннадия наполнена радостью жизни (нам иногда кажется, что уже эти кости не оживут/ но Господь вдохнул дыхание жизни <…> но мы христиане празднуем Пасху/ мы верим в воскресение из мертых/ и это чудо возможно) [2]; слушатель-собеседник ощущает возможность преодоления греха, чтобы не просто продолжать жить, а продолжать жить с верой в Бога.

 

Список литературы:

1. Бытие // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. М.: Российское Библейское общество, 2010. С. 17-87.

2. Лекции протоиерея Геннадия Фаста [Электронный ресурс] // Предание: православный портал. URL: http://predanie.ru/audio/lekcii/gennadiy-fast/ (дата обращения: 24.05.2013).

3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы прерывания беременности в РФ  [Электронный ресурс] // ПЕНТКРОФТ ФАРМА: [сайт]. URL: http://www.ru486.ru/pravo.htm (дата обращения: 24.05.2013).

4. Откровение Иоанна Богослова // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. М.: Российское Библейское общество, 2010. С. 1913-1944.

5. Протоиерей Геннадий Фаст [Электронный ресурс] // Православие и мир: ежедневное Интернет-СМИ. 15.07.2008. URL: http://www.pravmir.ru/protoierej-gennadij-fast/ (дата обращения: 24.05.2013).

 

Сведения об авторах:

Бурмакина Наталья Алексеевна – кандидат филологических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Красноярск, Россия).

Галиева Мария Рустамовна –  студентка Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России (Красноярск, Россия).

Data about the authors:

Burmakina Natalya Alekseyevna – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafev’s (Krasnoyarsk, Russia).

Galiyevа Maria Rustamovna –  1st year student of Faculty of Fundamental Medical Education, Krasnoyarsk State Medical University Professor V.F. Voyno-Yasenetsky’s (Krasnoyarsk, Russia).

E-mail: nata-burmakina@yandex.ru.

E-mail: yamaha.galieva@yandex.ru.