Бурейко Н.Н. К вопросу об американской национальной идентичности (политико-идеологические факторы ее становления)

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 323(73)

К ВОПРОСУ ОБ АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 
(ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ)

Бурейко Н.Н.

В статье автор рассматривает ключевые политико-идеологические факторы становления американской национальной идентичности, анализируя основные отличительные черты формирования национального характера.  

Ключевые слова: национальная идентичность, национальный характер, нация, национальное сознание, единство.

 

TOWARDS THE ISSUE OF AMERICAN NATIONAL IDENTITY
(POLITICAL AND IDEOLOGICAL FACTORS OF ITS ESTABLISHING)

Bureiko N.M.

In the article, the author considers the key political and ideological factors of American national identity establishing, analyzing the main distinguishing features of American national character formation.

Keywords: national identity, national character, nation, national consciousness, unity.

 

В научных дискуссиях понятие «идентичность» до 50-х годов ХХ века практически не фигурировало и как научная проблема не обсуждалось. Хотя необходимо признать, что с возникновением новых государственных образований, встававших на путь национального создания, феномен идентичности начал привлекать немалый интерес. Именно в связи с этим, вопрос идентичности в различных ее проявлениях со временем стал занимать важное место в научных дебатах. Автор представленного исследования, в первую очередь, пытается определить факторы становления национальной идентичности в США, где к данному феномену обратились едва ли не впервые. Исходя из этого, объектом исследования является национальная идентичность, а предметом – политико-идеологические факторы становления национальной идентичности в Соединенных Штатах Америки.

Cамо понятие «идентичность» используется для «воссоздания восприятия (понимания) самого себя как сложного, особенного существа с теми или иными социальными, культурными, этническими маркерами»; национальная идентичность – это осознание своей принадлежности к той или иной нации (политической, нации-государства) [2, с. 81-82]. Впервые к феномену идентичности как к значительному элементу общественной жизни в 1950 году обратился в своем известном труде «Детство и общество» Э. Эриксон [7].

Исследователь утверждал, что представление о сущности идентичности и интерес к ней начинает формироваться тогда, когда она образует проблему в обществе, следовательно, становится центральной проблемой научных исследований. Э. Эриксон полагал, что первые попытки сформулировать и концептуально оформить представление про содержание и понятие идентичности были сделаны в стране иммигрантов – Соединенных Штатах Америки. Понятие американской идентичности часто является взаимозаменяемым понятию «американская нация», «американский национальный характер», поскольку именно с момента осознания особенностей американского национального характера и того, что же означает – быть американцем, связывают возникновение, а позже и утверждение американской национальной идентичности. Современные ученые достаточно часто склонны считать, что «нация, национальная идея, национальное сознание много в чем сложно поддаются классификации и определени» [1, с. 3]. Расхождение в сущности этих понятий – американская идентичность, американская нация, американский национальный характер – зачастую является полностью неясным, различия между ними – размытые, а в общем использовании эти выражения так или иначе выступают синонимами.

Говоря о национальной идентичности США, можно утверждать, что первые истоки американской самобытности достигают периода окончания колониальной зависимости штатов. В подобной констатации мы исходим из того, что акт провозглашения суверенитета/независимости является тем моментом, когда в новообразованном политическом образовании формируется идентичность общества, проблематика которой относится «к процессам становления и развития культурной (языковой, этнической, религиозной) однородности» [4, c. 38-39].

4 июля 1776 года Соединенные Штаты Америки приняли Декларацию о Независимости и тем самым избавились от британской зависимости. В этой связи ощутимо возникла потребность самоидентификации и самосознания американцами себя как духовной составляющей части образовавшегося нового политического единства. Поколение, инициировавшее революционные преобразования в Штатах и ставшее их движущей силой, четко осознавало не только необходимость функционирования новых политических институтов, но также и формирования американской нации. Развитие чувства национального сознания происходило с сохранением всех ценностей, философии и мировоззрения, отображением которых стала Конституция США и все принятые законодательные акты. Так вопрос «Являемся ли мы [американцы – Н.Б.] нацией?» – был сформулирован сразу же по окончании Гражданской войны [6, с. 3].

Американская идентичность в истоках своего образования была, в основном, воплощением и олицетворением идей, которые сводились к пониманию того, что же означает быть американцем. «В отличие от практически всех остальных обществ, уникальность американского определяется тем, что оно основано на идеях, а не на национальной культуре и этнической солидарности» [11, с. 45]. Именно поэтому с самого начала формирования национальной идентичности в США отмечали ее идеологическую природу [13, с. 10].

Одним из первых, кто сделал акцент на политико-идеологических факторах образования американской нации и американской национальной идентичности более чем два века назад, был Г. Кон. Он подчеркивал, что ощущение принадлежности к определенной общности может быть отображено только в идеях. Исходя из такого подхода к пониманию национальной идентичности, в основе осознания принадлежности к определенной нации лежит, прежде всего, политический принцип, идея политического единства [10]. Т.е. именно осознание принадлежности к общему, единому политическому образованию, а не язык, литература, религиозные убеждения являются определяющими при формировании национальной идентичности.

Такое понимание сути американской идентичности исходит из того, что, имея общие с Великобританией язык, культуру, религию, население Штатов все равно восстало в борьбе против нее за собственную независимость, тем самым отделяя себя от прародины в качестве отдельной политической целостности. При этом сыграла роль территориальная отдаленность от Великобритании. Большинство американцев были осведомлены о своей прародине исключительно из рассказов, книг и прессы, но для них самих путешествия за океан редко были привычным делом. А поэтому Штаты воспринимались отдельной от Великобритании страной, которая отличалась не только своим территориальным расположением, но и особенностями внутреннеполитического и общественного уклада. Сложно было идентифицировать себя со страной, которая находилась на другом континенте, откуда новости всегда приходили запоздало. В то время как своя собственная страна, пусть и колония, развивалась интенсивными темпами и имела все основания заявить о своей обособленности. Ведь человек склонен всегда скорее проникаться и беспокоиться делами ближайшего окружения, чем тем, что происходит далеко за пределами ареола его пребывания. Именно поэтому политическая идеология оказалась сильнее, чем убеждения британских лоялистов. Естественно, важную роль сыграл тут и экономический фактор.

Что касается роли идеологического фактора в формировании национальной идентичности, то Соединенные Штаты называют себя нацией, придерживаясь принципов свободы, равенства и самоуправления на основе согласия, а также права на счастье, безопасность и собственность. И только следуя этим принципам, американцы начала осознавать себя отдельным политическим образованием [5]. Идеей свободы, которая была развита на основе английской философской мысли, в США пытались объяснить борьбу за независимость от Великобритании. Однако когда стало ясным, что эти аргументы оказались не слишком действующими и эффективными, а король и парламент Великобритании отнюдь не позитивно на них реагировали, было решено перейти к иному, вполне убедительному доводу. Стремление к независимости Штатов и создание отдельного политического образования начали отстаивать, руководствуясь универсальными идеями европейских мыслителей-философов, вдохновленных английской традицией свободы. Таким образом, можно считать, что идейным наполнением американской национальной идентичности стали традиции английского институализма и свободы, распространенные европейскими мыслителями. Быть ли американцем, как утверждал Ф. Рузвельт, – это «вопрос ума и сердца», ведь «хороший американец – тот, кто верен своей стране и ее кредо свободы и демократии» [12, с. 43].

Однако важно отметить то, что американские патриоты в значительной степени ссылались на традицию британских политических учений середины XVII века, вовсе не означало, что идейная основа американской национальной идентичности сводилась только к европейским взглядам. На ее формирование, естественно, имела большое влияние американская республиканская мысль. Мыслители американской республиканской школы продемонстрировали, что революционные политические идеи несли в себе глубокую моральность. Они выступали за предоставление благ тем гражданам, которые могли повернуть свое стремление к личной выгоде на пользу благоустройства государства. Республиканцы призывали воспринимать политические недоразумения как отображение добра и зла в чертах человеческого характера (именно этим они объясняли совершения преступлений, коррупции и т.д.) В простоте же видели все добродетели, которые служили защитой всей нации [см.: 9].

Все идеи, положенные в основу формирования национальной идентичности, дали свой результат – население Соединенных Штатов Америки достигло немалого уровня осознания себя отдельной нацией и особенностей своего национального характера. Об этом свидетельствуют взгляды в исследованиях тех авторов, которые американский национальный характер рассматривали как факт, который уже состоялся [8, с. 32]. С определенного момента американцы начали воспринимать себя нацией с высоким уровнем сознания, с которым они подошли к построению собственной государственности, несмотря на все противоречия страны иммигрантов.

Определяющей чертой американской нации была ее новизна, что определяло и новизну американской национальной идентичности. Несмотря на длительное колониальное прошлое, собственно образование американской нации, как мы уже отмечали, можно связывать с революцией и провозглашением независимости в 1776 году и формированием собственного правительства в 1780-х годах, когда начался новый этап в истории Соединенных Штатов Америки. А символами американской нации стали День независимости, Декларация, Конституция и Билль о правах. Общие символы, которые несли в себе общую идею, разделяемую населением США, также служили объединяющим фактором, который усиливал восприятие американцами себя отдельной нацией.

Универсальность характера американской нации делало ее открытой для всех, кто желал стать американцем. Это особенно подтверждается тем, что «американцем становились по выбору, а не по происхождению» [13, с. 10]. Таким образом, явно просматривается еще одно свойство американской нации в истоках ее создания – открытость.

В то же время появление новой нации и самосознание своей самобытности формировало новые задания. Ведь полное осознание национальной идентичности становится возможным только со временем. Исходя из этого, называют еще одну определяющую черту американской нации в начале ее существования – ориентированность в будущее. Так, например, в начале ХХІ века, в 2001 году президент Дж. Буш-младший в своей иннаугурационной речи отметил, что «Америка никогда не держалась на единстве рода или территории: мы [американцы – Н.Б.] сплоченные вокруг идеалов, которые выводят нас за пределы наших устоев, превозносят нас над нашими же интересами и вкладывают в нас понимание того, что означает быть гражданином» [3, c. 32]. Таким образом, можно отметить, что и по истечению веков идеологическое содержание национальной идентичности США не утратило своего значения, оправдав одну из своих черт – ориентацию в будущее.

При этом следует подчеркнуть, что рассматриваемые нами политико-идеологические идеи также имели определенные ограничения – они исключали, оставляя за пределами американской нации, афроамериканское население и индианцев. Это, разумеется, шло в разрез с принципом универсальности идеологических истоков американской национальной идентичности. Решающие шаги к практическому утверждению теоретического универсализма были сделаны уже гораздо позже первых этапов образования американской нации (во второй половине ХХ века, когда был принят целый ряд законов, которые гарантировали равенства в правах без ограничений по расово-этническому признаку).

 

Список литературы:

1. Гаджиев К. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. 240 с.

2. Євтух В. Етнічність: глосарій. Київ: Вид-во НПУ імені М.П. Драгоманова, 2009. 170 с.

3. Иноземцев В. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 29-38.

4. Малахов В. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М.: КДУ, 2005. 320 с.

5. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 296 с.

6. Червонная С. Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идентичности) // США – Канада: экономика, политика, идеология. 1997. № 10. С. 3-16.

7. Erikson E. Childhood and Society. Norton, 1993. 445 р.

8. Gleason P. American identity and Americanization // Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups  / Ed. By S. Thernstrom, A. Orlov, O. Handlin. Belknap Press, 1980. P. 31-58.

9. Jefferson T. Notes on the State of Virginia. Richmond: J.W. Randolph, 1853. 275 p.

10. Kohn H. American nationalism: an interpretative essay. New York: The Macmillan Company, 1957. 272 p.

11. Luttwak E. The endangered American dream: how to stop the Unites States from Becoming a Third-World Country and how to win a geo-economic struggle for industrial supremacy. New York: Simon & Schuster, 1993. 365 p.

12. Schlesinger A. The disuniting of America. Reflections on a multicultural society. New York, London: W.W. Norton & Co., 1998. 208 p.

13. Vecoli R. The significance of immigration in the formation of an American identity // The History Teacher. 1996. Vol. 30. No 1. P. 9-27.

 

Сведенияобавторе:

Бурейко Надежда Николаевна – кандидат политических наук, кафедра международных отношений факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (Черновцы, Украина).

Data about the author:

Bureiko Nadiya Mykolaivna – Candidate of Political Sciences, Chair of International Relations, Department of History, Political Science and International Relations, Yurii Fedkovych Chernivtsi National University (Chernivtsi, Ukraine).

E-mail: hope1@yandex.ua.