Беликова Е.А. Представления о сакральной территории в античном городе

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 255+114

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САКРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ В АНТИЧНОМ ГОРОДЕ

Беликова Е.А.

Статья посвящена исследованию сакральных структур на территории греческого и римского городов. В работе анализируются религиозные предпосылки возникновения и функционирования античного города, а также влияние мифологии на построение городского пространства. Определены ключевые объекты городской среды, отражающие культурные представления горожанина о вселенной.

Ключевые слова: городское пространство, сакрализация городской среды, мифологизация, античная религия.

 

REPRESENTATIONS OF A SACRED TERRITORY IN AN ANCIENT CITY

Bielikova K.A.

The article is devoted to the study of sacred structures in Greek and Roman cities. The article examines religious background of an ancient city, and influence of mythology on the construction of urban space. The key objects of the urban environment are identified to show the reflection of cultural representations of a citizen about the universe.

Keywords: urban space, sacralization of the urban environment, mythologizing, ancient religion.

 

Тема городского пространства никогда не оставалась без внимания мировых исследователей – в истории и философии, социологии и культурологии регулярно предпринимались попытки определить уникальность городских процессов, изучить структуру города и его внутреннюю организацию. Подобный междисциплинарный интерес легко объясним: европейский город всегда рассматривался в оппозиции к миру аграрному, но и являл собой особую социальную организацию, центр инновационной и социо-культурной активности. 

Цель данного исследования – обратиться к «истокам» западной урбанистической цивилизации, к греко-римскому фундаменту, на основе которого был сформирован каркас европейской культуры, которая и на сегодняшний день определяет направление развития современной цивилизации. Интересующий нас аспект – феномен сакрализации пространства античного города, особенности формирования его особого «священного пространства». Именно в создаваемой человеком сакральной среде представляется возможным выделить не только фундаментальные представления народа, но и наиболее значимые смысловые взаимосвязи исторического и культового характеров.

Независимо от того, как трактовалось сакральное начало в мифологическом или философском мировоззрениях греков и римлян, в мышлении этих народов священное означало реальность существования как такового. Как отмечает В.М. Шелюто, «в Риме слово религия происходит от индоевропейского корня saс, что выражает наиболее интенсивную присутствие в своей полной форме… Корень saс позволяет нам понять, какой смысл вкладывался в понятие сакрального в индоевропейской традиции: соответствие космоса, фундаментальная структура вещей, существующая реальность» [6, с. 206].

Согласно античным представлениям, «венцом человеческого сосуществования являлось государство – точнее, город-государство, независимый и самодостаточный polis» [2, с. 18]. Возникновение в архаический период греческих полисов было следствием отделения ремесла от земледелия и рост товарно-денежных отношений. Этот процесс сопровождался усилением противоречий между рабами и рабовладельцами, а также обострением борьбы свободного, но малоимущего населения (крестьян, торговцев, ремесленников) с родовой знатью [3, с. 17]. Как правило, греческие города состояли из укрепленного акрополя и расположенного у его подножия нижнего города с рыночной и общественной площадью – агорой. В VIII-VII вв. до н.э. города не имели внешних крепостных стен, которые появились в более поздний период, а все городское и сельское население находило защиту на территории акрополя [4, с. 22]. История показывает, греческий город существовал под покровительством религии. При этом наравне с «официальной» религией существовали и локальные культы – каждая семья создавала своих богов и хранила их для себя как заместителей, милостями которых не желала делиться с посторонними. Между этим множеством местных культов возникала естественная для политеизма борьба богов, одновременно воплощенная в противостояние между семьями, общинами или городами. Со временем божество какой-либо семьи приобретало настолько очевидное влияние, что становилось общегородским. Сам процесс появления городов также был непосредственно связан с религиозной составляющей. Так же, как несколько фратрий могли объединиться в одну трибу, так и трибы объединялись в союзы – при условии уважительного отношения к религии каждой из триб. При объединении каждая триба сохраняла свои верования, одновременно признавая и общий для всех культ. В политических отношениях каждая семья сохранила за собой своих глав, судей, право на собрания, однако над местными органами управления теперь главенствовало центральное правительство города [5, с. 130].

Появление античного города не было связано с критерием постепенного прироста населения – семьи, фратрии и трибы решив объединиться, сразу основывали город как святилище для отправления общего культа; поэтому основания города всегда было религиозным актом. Окруженный священной оградой, которая раскинулась вокруг алтаря, город был священным обиталищем богов и людей. Тит Ливий пишет о Рим: «В этом городе нет места, что не было бы наполнено религии и не было занятым каким-то божеством. Его населяют боги» [5, с. 140]. Каждый город был святилищем; каждый город можно было бы назвать святым, а его размещение на любой территории должно было повторять античную космогонию. 

И греки, и римляне считали, что именно боги должны выбирать место для города и указывать на него человеку. Решив основать новый город, греки обращались за советом к Дельфийскому оракулу. Геродот считает поступок спартанца Дориэя, который осмелился возводить город, «даже не спросив Дельфийского оракула, в какой земле ему стоит поселиться и не выполнив никаких обычаев, установленных в таких случаях», нечестивым или сумасшедшим [5, с. 139].

Не было ни одного античного города, где бы ни знали имя основателя и дату основания. Согласно свидетельству мифа, когда-то боги, собравшись в Сикионе, поделили между собой человеческие города – Гера «возглавила» Аргос, Арес – Фивы, а Афина Паллада стала покровительницей Афин [2, с. 46]. Однако в этом нет ничего удивительного, поскольку из человеческой памяти не могли исчезнуть воспоминания о священной церемонии по случаю основания города. В городе ежегодно отмечалась годовщина основания с ритуалом жертвоприношений. Рим, как и Афины, праздновали день своего основания. 

В римском городе находит отражение и идея значимости Центра: римский mundus или круглый ров, вырытый при основании города. Образованный им круг разделялся на четыре сектора, являясь одновременно и отражением Космоса и образцом для строительства жилья. Римский мундус выступал отражением греческого omphalos, омфала – Пупа Земли, каменной глыбой, которая по легенде была брошена Зевсом для обозначения центра мироздания [7, с. 37]. 

Священной чертой, отделяющей римский город от «не города» был так называемый помериум. Юридически Рим существовал только в пределах этой границы, за которой располагалась лишь земля, принадлежавшая Риму. Помериум не представлял собой реальные стены или фортификационные сооружения, он был символической чертой, представляющей собой вкопанные в землю с определенными интервалами столбы. Обычай помериума римляне позаимствовали у этруссков, которые вокруг своих городов вскапывали борозду, образуя тем самым своеобразный холм. Сакральная линия римского помериума не препятствовала застройкам, однако следовало сохранять некоторое пространство по обе стороны помериума, чтобы не осквернить линию профанным использованием. С изменением размеров города перемещалась и линия помериума [8].

Поскольку боги были навечно связаны с городом, люди не должны были покидать место, где обосновались их боги. Существовало взаимное обязательство, своего рода договор между богами и людьми [5, с. 142]. У каждого города были свои боги, которые «принадлежали» только ему. Эти боги по своей природе были такими же, как божества первоначальной семейной религии – под названиями пенаты, гении, герои (то есть души людей, получивших признание до и после смерти). Умерших хоронили или в самом городе, или на земле, принадлежащей городу, часто вдоль главных дорог и магистралей. Согласно античным верованиям, душа не оставляла тело, поэтому обожествленные мертвецы оставались связаны с землей, в которой были захоронены их останки. 

Некрополь («мертвый город») играл важную роль в формировании сакрального пространства города, обозначая совокупность захоронений как в пределах кладбища, так и в масштабах города. Из своих могил почившие выдающиеся личности «наблюдали» за городом; они же охраняли территорию города и были в каком-то смысле его вождями и хранителями, определяя бытие города своим небытием. Для города было большой удачей обладать именитыми покойниками – исторические факты подтверждают, что, как только Афины достигли могущества, они сразу же завладели прахом Тесея, похороненного на острове Скирос, а потом построили ему в городе храм, чтобы увеличить число своих богов-покровителей [4, с.149]. Родная земля считалась священной, поскольку в ней были похоронены предки. Покидая дом, человек был обязан взять с собой горсть земли – прах своих предков.

Как уже было отмечено, в каждом доме помимо общих богов фратрии и рода, к которым принадлежала семья, пользовались особым уважением боги – покровители дома и живущих в нем. Наиболее сакральными местами считались очаг, как алтарь богини Гестии, а также ограда во дворе, как алтарь Зевсу (Zeus Herkeios), отмечает Ф.Ф. Зелинский [1, с. 157]. В масштабах города-государства встречались аналогичные сакральные пространства. Как дом ассоциировался с  мужским началом, Зевсом-Оградителем, так и город почитал своего Зевса-Градодержца. Именно Зевсу, Гестии и Афине посвящает акрополь своего идеального города Платон в «Законах», именно акрополь («верхний город») был центром, вокруг которого развивался город, в нем находились святилища древнейших и наиболее уважаемых богов-покровителей. Акрополь приобретает исключительное культовое значение.

Факты свидетельствуют, что в древние времена связующим элементом любого общества был культ. Сакральное в пространстве античного города было связано со спецификой религиозных убеждений. Город представлялся как община, защищенная богами, которые, в свою очередь, определяли уровень и направление сакрализации полиса. Подобно тому, как домашний алтарь объединял вокруг себя членов семьи, так и город являлся общностью людей, поклоняющихся общим богам-покровителям и проводивших религиозные церемонии у общего алтаря.

Город был подобен храму, где поклонялись своим богам, город имел свои догматы, свой культ и своих героев, благодаря которым формировались его сакральные структуры. Античный город представлял собой своеобразную модель, которая была сформирована в соответствии с реальной картиной мира и выступала средством для ее фиксации и ретрансляции потомкам. Выбор места для основания города не был случайным действием – территория сакрализировалась и связывалась с легендой, которая объясняла выбор именно этой точки пространства. Таким образом, место основания города изначально «отгораживалось» от окружающего мира, и мифологизировалось. Город приобретал особый статус гаранта сохранения традиций и воспроизведения миропорядка.

 

Список литературы:

1. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. М.: Экономпресс, 2003. 330 с. 

2. Королев К., Лактионов А. Античная мифология. М.: Эксмо Мидгард, 2004. 362 с. 

3. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. М.: Стройиздат, 1984. 376 с. 

4. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. М.: Архитектура-С, 2004.  420 с. 

5. Фюстель де Куланж Н.Д. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. 414 с. 

6. Шелюто В.М. Сакральное и красота в античной эстетике // Філософські дослідження. Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету. 2009. № 10. С. 205-213

7. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство МГУ, 1994. 144 с. 

8. Platner S.B. A Topographical Dictionary of Ancient Rome [Электронный ресурс] // A Topographical Dictionary of Ancient Rome [сайт]. 2014. URL: http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Gazetteer/Places/Europe/Italy/Lazi... (дата обращения 24.04.2014).

 

Сведения об авторе:

Беликова Екатерина Александровна – аспирант кафедры философских и правовых дисциплин Донецкого национального университета экономики и торговли им. М. Туган-Барановского (Донецк, Украина). 

Data about the author:

Bielikova Kateryna Olexandrivna – graduate student, Department of Philosophical and Law Sciences, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mykhail Tugan-Baranovsky (Donetsk, Ukraine).

E-mail: naranxito@mail.ru.