Барабась Д.А., Набокова Т.С. Направления внедрения инновационных образовательных технологий при формировании компетенций учащихся

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 378.147

НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Барабась Д.А., Набокова Т.С.

В статье обобщены важные для современного специалиста компетенции. Охарактеризованы приоритетные направления внедрения инновационных методов обучения в университете. Данные направления увязаны с основными компетенциями учащихся, которые каждое направление позволяет формировать. Конкретизирован инструментарий реализации данных направлений.

Ключевые слова: компетенции, высшее образование, инновационные методы обучения, проектирование учебного процесса.

 

DIRECTIONS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IMPLEMENTED

IN FORMATION OF THE STUDENTS’ COMPETENCES

Barabas D.O., Nabokova T.S.

The article summarizes important competences for the modern specialist. It characterises prior directions in introduction of innovative methods of training at universities. These directions are linked to the core competences of students each direction allows to form. The tools for implementing these directions are specified in the article.

Keywords: competences, higher education, innovative teaching methods, designing of educational process.

 

В современном образовательном пространстве продолжают актуализироваться различные аспекты внедрения инновационных образовательных технологий при формировании компетенций учащихся. В аналитическом докладе ЮНЕСКО «Устойчивое развитие после 2015 года» указано, что в новую информационную эпоху именно высшее образование должно стать основополагающим элементом в направлении прогресса, а инновации в различных сферах общественной деятельности должны содержать в себе высокий динамизм, быстрое изменение знаний, информации, технологий [10]. Обобщению опыта внедрения инновационного инструментария в высшем образовании посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов. Изучением компетентностного подхода в разное время занимались такие исследователи, как В.И. Байденко [1], А.А. Вербицкий [3], А.Н. Дахин [5], И.А. Зимняя [6], А. Каспржак [8], Дж. Равен [11], Ю.Г. Татур [12], А.В. Хуторской [13] и др. При этом согласование приоритетных направлений внедрения инновационных методов обучения в университете с возможностями формирования актуальных компетенций учащихся на сегодняшний день крайне перспективно.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в  цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [4]. Иными словами, образовательной инновацией является внедрение новых (в данный период времени и для данной территории) методов, форм и подходов к передаче знаний, формированию умений и навыков у студентов [2, с. 38]. Таким образом, основной целью внедрения образовательных инноваций в высшей школе является развитие у студентов необходимых компетенций. Компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной [9, с. 499].

Среди важных для современного специалиста компетенций следует выделить:

– способность к творческому и критическому мышлению;

– способность проявлять инициативу и предприимчивость;

– умение работать в команде;

– навыки профессиональной коммуникации родным и иностранными языками;

– навыки адаптации и действий в нестандартной ситуации;

– способность самостоятельно выявлять и анализировать проблемы;

– навыки поиска, обработки и использования информации;

– навыки использования современных информационных и коммуникационных технологий;

– способность принимать обоснованные решения;

– навыки самооценки;

– способность действовать сознательно и ответственно по отношению к обществу, на основе этических соображений.

Согласно компетентностно-ориентированному подходу проектирование и изменение процесса обучения (в том числе, внедрение инновационных образовательных технологий) должны ориентироваться на пять основных элементов:

1. Содержание учебного материала определяется экспертами по профессии.

2. Организация учебного процесса и учебная программа позволяют каждому учащемуся развиваться и проходить оценивание полученных компетенций.

3. Оценка компетентности основана не только на знаниях и отношении, но прежде всего на фактической демонстрации сформированных навыков.

4. В качестве основы для оценки достижений должны использоваться профессиональные стандарты или стандарты компетентности подразделений, и учащиеся должны быть осведомлены о них.

5. Студенты проходят обучение, формируя определенные компетенции [14].

Инновационные технологии в образовании позволяют трансформировать учебный процесс, направляя его в русло формирования компетенций. В данный момент система высшего образования в постсоветских странах ориентирована на определенный тип специалистов, необходимый государству, что ограничивает возможности индивидуального развития студента. Эта образовательная модель устарела, и поэтому имплементацию инновационного педагогического инструментария в высшей школе целесообразно проводить по следующим направлениям [7]:

 Первое – демократизация образования, что подразумевает предоставление учащимся большего "права голоса" в вопросах идентификации целей образования, его содержания и используемых методов обучения. Имеется в виду определение образовательных нужд учащихся с помощью опросов, конкретизация учебной мотивации студентов, а так же использование результатов таких исследований в совершенствовании обучения. Внедрение регулярных опросов студентов помогает формированию у них навыков критического мышления, инициативы, выявления и анализа проблем, и, частично, самооценки.

Второй способ – это обеспечение автономии учащихся. Имеется в виду постепенное превращение учебного процесса в самообразование, когда студент погружается в обучающую среду, стимулирующую приобретение знаний и навыков путем креативной самостоятельной деятельности. Развитие такой учебной автономии требует обеспеченности учебными материалами и литературой для самостоятельного обучения, возможностями постоянного использования студентами информационных технологий. Именно разработка методических материалов и обеспечение студентов учебными возможностями составляют наиболее значительную часть методической работы преподавателей университета. 

Пример инновации по второму направлению – внедрение дистанционного обучения Киевским национальным экономическим университетом им. В. Гетьмана, где с 2001 года используется интегрированная программная среда WebCT (разработано и эксплуатируется свыше 200 дистанционных курсов). В 2015 году в КНЭУ на нескольких специальностях открыта дистанционная форма обучения (на базе системы Moodle) с получением соискателями диплома о высшем образовании государственного образца. С другой стороны, общественный проект массовых открытых онлайн курсов «Prometheus» предоставляет бесплатный онлайн доступ к лучшим учебным курсам университетского уровня в Украине, что дает возможность студентам планировать учебный процесс [15]. Кроме использования современных информационных и коммуникационных технологий, данные учебные инновации способствуют формированию у студентов навыков поиска, обработки и использования информации, самоорганизации, принятия обоснованных решений, инициативы и предприимчивости, а порой – и профессиональной коммуникации.

Внедрение учебной автономии требует существенного изменения роли преподавателя в учебном процессе, что является третьим направлением трансформации высшего образования. Из человека, который дает знания и проверяет их усвоение студентами, преподаватель превращается в организатора их работы по самостоятельному поиску, творческому созданию и проработке этих знаний. Предназначение педагога – задать учащимся вектор учебного развития, предоставив консультативную поддержку при самообучении [4].

Все вышеизложенное реализуется при условии внедрения четвертого направления – индивидуализации процесса обучения, предполагающей необходимость учета личностных характеристик учащегося, специфики его психики и восприятия, учебных интересов, потребностей, целей и т.п. Преподаватели университета тщательно изучают личности своих студентов и приспосабливают к ним свои методы обучения. Только при таком условии можно раскрыть и использовать в учебных целях психологические резервы учащихся. Данный подход давно распространен в таких странах, как США, Франция, Бельгия, Швеция и показывает достаточно эффективные результаты. Он способствует формированию инициативы и предприимчивости, творческого мышления у студентов, способности действовать сознательно и ответственно по отношению к обществу.

Следующее, пятое, направление развития – кооперативное обучение. Оно базируется на совместной работе студентов над учебными задачами проблемного характера (например, при выполнении учебных проектов), когда решение достигается через объединение усилий, то есть кооперацию студентов. Кооперативное обучение способствует объединению знаний, навыков и умений студентов, их способностей и возможностей, создает условия для взаимообучения. Кооперативный подход требует такой организации учебного процесса, при которой как в аудитории, так и за ее пределами студенты систематически работают в парах и малых группах, отчитываясь о результатах работы как перед преподавателем, так и перед всей своей академической группой. Данные методики позволяют наладить сотрудничество и помочь взаимодействовать студентам в команде. 

Кооперативное обучение, а также необходимость развивать творческие подходы и творческий потенциал студентов, вызвало потребность во внедрении шестого направления. Это – имплементация проблемно-ориентированного дидактического подхода, который требует ставить учебные задачи для студентов так, чтобы их реализация обусловливала не просто воспроизведение полученных знаний, а их креативную эксплуатацию и трансформацию в процессе выполнения нестандартных заданий в новых ситуациях [2, с. 39]. Таким образом, выполняя учебные задания, студенты не только самостоятельно открывают новые знания, но и приобретают либо закрепляют важные для эффективной будущей профессиональной деятельности навыки: творческое и критическое мышление, умение работать в команде, самостоятельное выявление и анализ проблем, принятие решений в нестандартных ситуациях, а также самооценка.

Все ранее обсужденные направления тесно связаны и обусловливают необходимость еще одного, седьмого – интенсификации учебного процесса и максимальной активизации студентов в нем. Для этого в университетах используется много методов и подходов, среди которых [9, с. 500]:

1. Изменение структуры лекций, а именно: внедрение вопросительно-соответствующих собеседований со студентами в течение лекции; проведение коротких, подготовленных самостоятельно или под руководством преподавателя, презентаций студентов в ходе лекции, которые бы раскрывали один из лекционных вопросов; проведение короткого (до 5 мин.) тестирования на понимание студентами изложенного материала и т.п.

2. Преобразование практических занятий в интерактивные, где студенты в ходе дискуссий решают значимые проблемы специальности на основе собственных самостоятельных наработок. Эта методика учит самостоятельно анализировать информацию и принимать решения в нестандартных ситуациях.

3. Широкое внедрение в практические и семинарские занятия презентаций, ролевых и деловых игр, кейсов. Это позволяет студентам развить креативное и критическое мышление, а также помогает правильно находить и анализировать проблемы, готовя решать их в будущей профессиональной деятельности.

4. Включение в учебный процесс в качестве обязательной составляющей выполнения студентами индивидуальных и групповых краткосрочных или долгосрочных (протяженностью до одного семестра) учебных проектов, которые отражают практику работы по специальности.

5. Проведение практиками мастер-классов на лекциях, практических и семинарских занятиях.

6. Широкое использование мультимедиа при чтении лекций и проведении практических и семинарских занятий, электронных и различных видов опорных конспектов, предоставление студентам учебной информации на электронных носителях. Данные технологии помогут студентам легче воспринимать и запоминать учебный материал, разовьют навыки поиска, обработки и использования информации.

Успех внедрения семи названных направлений существенно зависит от реализации восьмого – информатизации учебного процесса, который должен быть насыщенным компьютерной техникой. Это необходимо для обеспечения каждому студенту круглосуточной возможности ведения поиска в сети, дистанционного получения заданий и консультаций педагога, обмена информацией с другими студентами и дистанционного выполнения совместных учебных проектов с сокурсниками и учащимися иных вузов, и даже со студентами из других городов и стран. Естественным результатом информатизации являются навыки использования современных информационных и коммуникационных технологий, поиска и использования информации, профессиональной коммуникации родным и иностранными языками, виртуальной командной работы.

Последним, девятым,  направлением является модернизация системы контроля приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков. Существующая в университете система контроля должна не только оценивать уровень теоретических знаний, но, главным образом, и то, как студент умеет их использовать при выполнении прикладных заданий.

Внедрение образовательных инноваций должно способствовать комплексному формированию у учащихся компетенций и, в конечном счете, повышению конкурентоспособности выпускников высшей школы. Для этого стоит изменить структуру учебного процесса, адаптировав его к условиям рынка. Модернизация системы образования связана, прежде всего, с введением инновационных технологий, в основу которых положены новые модели учебно-воспитательного процесса. Индивидуализация учебного процесса поможет определить способности каждого студента и развивать их. Кооперативное обучение научит работать в команде, а проблемный подход даст возможности для совершенствования творческого мышления студентов. Информатизация учебного процесса, внедрение дистанционных форм обучения значительно облегчат доступ к знаниям студентам из разных университетов и стран.

 

Список литературы:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. Москва, 2006. 54 с.

2. Барабась Д. Освітні інновації та їх імплементація в Україні // Науковий вісник Одеського національного економічного університету. Науки: економіка, політологія, історія. 2016. № 3 (235). С. 35-54.

3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

4. Гребенюк И.И. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России / И.И. Гребенюк, Н.В. Голубцов, В.А. Кожин и др. [Электронный ресурс] // Российская академия естествознания [сайт]. 2012. URL: https://goo.gl/vYx6uR (дата обращения: 09.09.2017).

5. Дахин А.Н. Технология реализации модели образовательной компетентности: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 202 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 20 с.

7. Інноваційні методи навчання [Электронный ресурс] // Дніпропетровський університет імені Альфреда Нобеля [сайт]. 2011. URL: https://goo.gl/QRvh6M (дата обращения: 09.09.2017).

8. Каспржак А. Исследования PISA как основания для принятия управленческих решений // Тенденции развития образования: проблемы управления. М.: Университетская книга, 2005. С. 244-253.

9. Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении // Молодой ученый. 2012. №12. С. 499-500.

10. Программа устойчивого развития после 2015 года [Электронный ресурс] // International Labour Organization [сайт]. 04.09.2013. URL: https://goo.gl/zveA8W (дата обращения: 09.09.2017).

11. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито-Центр, 1999. 139 с.

12. Татур Ю.Г., Медведев В.Е. Подготовка преподавателя высшей школы: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

13. Хуторской А. Образовательные компетенции в дидактике и методике личностно-ориентированного обучения // Известия МСАО. 2003. № 2. С. 167-171.

14. Competency-based education [Электронный ресурс] // UNESCO-UNEVOC International Centre [сайт]. 2006. URL: https://goo.gl/Pp33PP  (дата обращения: 09.09.2017).

15. Prometheus – масові безкоштовні онлайн курси [Электронный ресурс] // Prometheus [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/7otUkk (дата обращения: 12.04.2017).

 

Сведения об авторах:

Барабась Дмитрий Александрович – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана (Киев, Украина).

Набокова Татьяна Сергеевна – бакалавр менеджмента, Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана (Киев, Украина).

Data about the authors:

Barabas Dmytro Oleksandrovych – Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management Department, Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman (Kyiv, Ukraine).

Nabokova Tetyana Serhiyivna – Bachelor of Management, Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman (Kyiv, Ukraine).

E-mail: barabas@kneu.edu.ua.

E-mail: tatiana_nab@ukr.net.