Анкудинова Е.В. Базовая концепция продвижения психолого-педагогической науки в непрерывном педагогическом образовании (от подготовки в психолого-педагогических классах до непрерывного образования педагогов)

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 37:159.9+378:377

БАЗОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В НЕПРЕРЫВНОМ

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (ОТ ПОДГОТОВКИ В

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ ДО НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ)

Анкудинова Е.В.

В статье рассматривается значимое направление деятельности педагогического университета – популяризация психолого-педагогической науки. Показана специфика популяризации этой науки в непрерывном педагогическом образовании: от подготовки обучающихся в психолого-педагогических классах до непрерывного образования педагогов. Автором раскрывается цель популяризации психолого-педагогической науки, значимость ее популяризации не только в подготовке будущих педагогов, но и в повышении качества общего образования в целом.

Ключевые слова: психолого-педагогическая наука, популяризация, непрерывное педагогическое образование, качество общего образования, подготовка педагогических кадров, профильные психолого-педагогические классы.

 

BASIC POPULARIZATION CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL AND

PEDAGOGICAL SCIENCE IN CONTINUOUS TEACHER EDUCATION

(THROUGH THE PREPARATION IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CLASSES AND

CONTINUOUS TEACHERS TRAINING)

Ankudinova E.V.

The article discusses a significant area of activity of the pedagogical University – the popularization of psychological and pedagogical science. The specifics of this science popularization in continuous pedagogical education are shown: from the training of students in psychological and pedagogical classes to the continuous education of teachers. The author reveals the purpose of psychological and pedagogical science popularization, the importance of its popularization not only in the training of future teachers, but also in improving the quality of general education in general.

Keywords: psychological and pedagogical science, popularization, continuous pedagogical education, quality of general education, training of teaching staff, specialized psychological and pedagogical classes.

 

Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания на проведение прикладного научного исследования по теме «Популяризация психолого-педагогической науки в системе непрерывного образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «АмГПГУ» № 073-03-2023-031/3 от 19 июня 2023 г.).

 

Деятельность по популяризации научных знаний существует давно, появление и распространение этого явления сыграло важную роль в процессе развития и науки, и общества в целом. Однако до сих пор распространена практика ироничного отношения к данному процессу, когда его связывают с массовой культурой и термином «low culture» (низкая культура). Вместе с тем популяризация науки является важной и многоаспектной задачей. Психолого-педагогическая наука играет значимую роль в решении глобальных проблем современности, в этой связи актуализируются вопросы применения научных знаний для обогащения современной педагогической практики. Чрезвычайно важными являются вопросы о том, как представлена наука в общественном сознании, в процессе непрерывного образования (от общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования), при помощи каких инструментов можно корректировать ее образ, внедрять педагогические инновации в профессиональную педагогическую деятельность, противодействуя распространению недостоверных знаний и ложных представлений.

Следует отметить, что основными целями разработанной в 2018 г. Министерством экономического развития совместно с Министерством науки и высшего образования и рядом других министерств Программе популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности (на 2019-2024 гг.) заявлено:

– вовлечение молодежи в научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

– рост информированности общества о значимых достижениях науки, выдающихся ученых, инженерах, технологических предпринимателях;

– рост интереса к науке и технике, повышение престижа научной, научно-технической и инновационной деятельности в обществе [6].

В образовании сейчас складывается ситуация, когда существует разрыв между научными представлениями о реализации образовательного процесса и реальной образовательной практикой, когда до 70% будущих педагогов высоко оценивают владение инструментами исследовательской работы для профессионального и карьерного роста, успешной педагогической практики в современной школе. Но вместе с тем 50% из них высказывают затруднения в том, каким образом внедрять результаты исследований и научно-методических разработок в образовательную практику, а 46% демонстрируют низкую осведомленность о современных достижениях и приоритетных исследованиях в науке, а большинство абитуриентов педагогических вузов имеют отдаленное представление о специфике психолого-педагогической науки.

Представленные в широком доступе эмпирические данные указывают на то, что педагоги общеобразовательных организаций либо не применяют психолого-педагогические знания в своей профессиональной деятельности, либо испытывают при этом значительные трудности и лишь 36% педагогов в той или иной степени постоянства участвуют в различных видах исследовательских работ. Вместе с тем установлена непосредственная связь между использованием научных знаний и успешностью педагогов общеобразовательных организаций в профессиональной деятельности. Научные знания чрезвычайно ценны в непрерывном образовании, когда они используются профессионально, без искажения.

Решение проблемы популяризации психолого-педагогической науки именно в системе непрерывного образования (от общего, среднего профессионального, высшего до послевузовского и дополнительного профессионального) позволяет ответить на следующие вызовы:

– наличие дефицита опережающих научных исследованийв сфере образования для формирования современного содержания подготовки педагогических кадров;

– отсутствие устойчивой преемственности в научно-исследовательской работе между разными уровнями системы непрерывного образования;

– недостаток комплексных мер по ранней профориентации школьников на педагогические профессии через включение в психолого-педагогические исследования.

Проблема исследования заключается в следующем:какие системные решения позволят, во-первых, повысить эффективность популяризации, распространения и внедрения в образовательную практику передовых психолого-педагогических исследований и разработок; во-вторых, усилить интерес и вовлеченность педагогических работников и педагогически ориентированной молодежи (обучающихся психолого-педагогических классов, студентов организаций среднего профессионального и высшего образования) в научное творчество и прикладные исследования и разработки для сферы образования.

Основной концепт исследования состоит в следующем:

1. Описание подходов к популяризации психолого-педагогической науки, обеспечивающих повышение престижа психолого-педагогической науки на всех уровнях системы непрерывного образования, совершенствование системы подготовки научно-педагогических кадров.

2. Популяризация психолого-педагогической науки не как попытки внедрения в сознание людей некой суммы научных знаний в упрощенном для массового понимания формате, а как способе формирования научного психолого-педагогического мышления и научного подхода к организации профессиональной педагогической деятельности.

Популяризация науки в современных исследованиях рассматривается как процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации). Популяризация науки – доступное, рассчитанное на широкую аудиторию, изложение фундаментальных научных знаний, является важным компонентом образовательного процесса [2, с. 46-51].

Следует отметить, что в нашем исследовании не рассматривается популяризация науки как процесс представления научных знаний и исследований широкой аудитории без использования сложного аппарата науки и специального языка. Результатом популяризации рассматривается рост профессиональной компетентности через приобретение навыков именно научно-исследовательской работы теми субъектами, кто включен в процесс непрерывного педагогического образования: от занятий в профильном психолого-педагогическом классе до профессиональной педагогической деятельности [4, с. 18-22].

Между научным сообществом, обучающимися и кураторами профильных психолого-педагогических классов, студентами учреждений среднего профессионального и высшего образования (получающих педагогическую профессию), учительской общественностью существует существенный раскол, когда данные субъекты не понимают, а также не интересуются достижениями психолого-педагогической науки:

1. К работе в профильных психолого-педагогических классах не привлекаются специалисты-ученые из высшей школы; обучающиеся не привлекаются к научным исследованиям.

2. Студенты учреждений среднего профессионального и высшего образования на этапе выбора и приобретения профессии не рассматривают важность научных исследований, зачастую их научно-исследовательская деятельность ограничивается выполнением учебных исследований низкого качества (что показывают проверки на уникальность текстов данных работ).

3. Результаты научных исследований, выполняемых преподавателями вузов, не находят свое применение в реальном образовательном процессе.

4. Школьные педагоги практически перестали заниматься самообразовательной научной работой, не рассматривая данный вид профессиональной деятельности важным; пользуются зачастую устаревшими знаниями, полученными ранее в процессе профессиональной подготовки или найденными в сети Интернет.

Следствием этого раскола является снижение качества как профессионального педагогического, так и общего образования. Популяризация науки может рассматриваться как инструмент, призванный сокращать раскол между наукой и педагогической деятельностью [1].

Представляемая концепция популяризации психолого-педагогической науки в непрерывном педагогическом образовании (от подготовки в психолого-педагогических классах до непрерывного образования педагогов) ориентирована на следующую целевую аудиторию: обучающихся профильных психолого-педагогических классов, студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования, педагогов (дошкольного и общего образования), педагогов-психологов, преподавателей и научных работников вузов.

Целями популяризации психолого-педагогической науки являются:

– во-первых, вовлечение педагогически ориентированной молодежи в научную и инновационную деятельность;

– во-вторых, рост информированности педагогического сообщества о новейших достижениях отечественной психолого-педагогической науки, выдающихся ученых;

– в-третьих, увеличение интереса к психолого-педагогической науке, повышение престижа научно-педагогической и педагогической деятельности в обществе;

– в-четвертых, повышение уровня восприимчивости педагогического сообщества к достижениям психолого-педагогической науке, их реализации в профессиональной педагогической деятельности.

Задачи популяризации психолого-педагогической науки в непрерывном педагогическом образовании:

1) развитие всех востребованных форм и способов информирования педагогической общественности о достижениях психолого-педагогической науки;

2) повышение уровня участия педагогически ориентированной молодежи в научно-исследовательской и проектной деятельности психолого-педагогической направленности;

3) выявление и поддержка наиболее результативных практик популяризации психолого-педагогической науки;

4) развитие современной системы коммуникаций между научными и образовательными организациями, научно-образовательным сообществом;

5) поддержка кружкового движения и дополнительного образования детей и молодежи в сфере психолого-педагогической науки.

В контексте нашего исследования популяризация психолого-педагогической науки – это процесс распространения научных знаний в современной и доступной, но научной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации), это не просто распространите научных знаний, а формирование:

1) у школьников и студентов интереса к науке как основе для получения педагогического образования, формирования профессионально-важных качеств личности;

2) у педагогов (дошкольного и общего образования), педагогов-психологов интереса к науке как значимого фактора успешности осуществления педагогической деятельности и как необходимого условия развития модернизационных тенденций в образовании, инноваций в образовании;

3) у преподавателей и научных работников высшей школы стремления активно внедрять собственные исследования в реальную практику.

Основные направления деятельности в области популяризации психолого-педагогической науки:

организация эффективного научного просвещения в среде обучающихся и педагогов с использованием современных форм и методов представления научно-популярной информации во взаимодействии с педагогическими университетами и институтами развития образования, научно-образовательным и научно-просветительским сообществом, общественными организациями, государственными и общественными фондами;

широкое вовлечение обучающихся и педагогов в научно-популярные и научно-развлекательные мероприятия;

поддержка в молодежной педагогически ориентированной среде представления о престижности занятия психолого-педагогической наукой;

поддержка представления о психолого-педагогической науке как важнейшем факторе модернизации и развития педагогического процесса;

организация взаимодействия представителей научно-образовательного и научно-просветительского сообщества с целью организации и проведения совместных научно-просветительских проектов.

Следует отметить, что именно организации высшего педагогического образования должны быть активно включены в процессы популяризации психолого-педагогической науки, т.к. там сосредоточены основные научные и кадровые потенциалы, студенты делают первые шаги в области научных психолого-педагогических исследованиях, именно там осуществляется подготовка школьных учителей (психологов, воспитателей).

Необходимо вести речь о популяризации науки не как попытки внедрить в сознание участников непрерывного педагогического образования некую сумму научных знаний в упрощенном для массового понимания формате, а как способе формирования научного мышления и научного подхода к решению производственных проблем (вопросов), привлечь в психолого-педагогическую науку талантливую молодежь и повысить вовлеченность педагогов в реализацию стратегии научно-технологического развития России.

Одним из условий эффективности популяризации психолого-педагогической науки является тесное взаимодействие трех звеньев системы популяризации: педагогических вузов, региональных институтов развития образования и общеобразовательных учреждений, при ведущей роли именно педагогических вузов, как центров научной и образовательной деятельности.

Бирюков А.А. в своих исследованиях отмечает следующее:

- региональные институты развития образования реализуют практику научно-методического сопровождения педагогов, программы по научно-практической деятельности, оказывают помощь общеобразовательным учреждениям в организации и научно-методическом сопровождении научно-популярных мероприятий;

- образовательные организации организуют просветительские научно-популярные мероприятия;

- педагогические вузы в рамках сетевого взаимодействия привлекаются к сопровождению обучающихся (подготовка к конкурсам, олимпиадам), к участию в просветительских научно-популярных мероприятиях [1].

Реализуя концепцию популяризации психолого-педагогической науки, педагогические вузы способствуют повышению доступности информации о достижениях и перспективах российской психолого-педагогической науки через создание и распространения научно-популярного и научно-образовательного контента, формированию позитивного имиджа российской науки и ее достижений. В рамках рассматриваемой концепции популяризации психолого-педагогической науки необходимо вспомнить два основных тренда процесса продвижения научных знаний:

Во-первых, использование ресурсов российского сегмента сети Интернет, посвященных научным работам в области образования (Российский общеобразовательный портал, Школьное образование, Федеральный образовательный портал «Непрерывное образование преподавателей», сетевые сообщества педагогов, сайты электронных библиотек, сайты издательств, экспертные блоги и др.).

Во-вторых, реализация таких форм популяризацию науки, которые бы разрушали стереотип о якобы скучном характере научной деятельности (научные битвы, школы наук, НаучРок, SetUp-лекторий, Science Up, Science Slam,Универсариум и т.д.) [см.: 3; 4; 5; 7; 8].

Инновационность рассматриваемой концепции заключается в том, что процесс популяризации психолого-педагогической науки рассматривается в парадигме непрерывного педагогического образования. Реализация этой концепции будет способствовать повышению уровня осведомленности педагогов о результатах научной деятельности в сфере образования, инновационных продуктах и решениях, привлечению в профессию педагогически одаренных обучающихся.

 

Список литературы:

1. Бирюков А.А. Популяризация науки как направление работы в рамках национальной кластерной модели научного (научно-методического) взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 7 (84). URL: https://bit.ly/3Zqjxgp (дата обращения: 09.09.2023).

2. Злотникова Т.С. Образование в системе кодов массовой культуры // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. Т. I (Культурология). С. 46-51.

3. Кирилин К.А., Скрипченко М.М. Формы и методы популяризации науки в российских СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 439-441.

4. Макарова Е.Е. Популяризация науки в Интернете: содержание, формы, тенденции развития // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2013. № 2. С. 98-104.

5. Популяризация науки и научное мышление: куда двигаться дальше [Электронный ресурс] // Indicator [сайт]. 26.01.2022. URL: https://bit.ly/4623HLs (дата обращения: 09.09.2023).

6. Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/452h2lE (дата обращения: 10.09.2023).

7. Список образовательных и научных ресурсов Интернета [Электронный ресурс] // Научная библиотека ЧГПУ им. И.Я. Яковлева [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/3rf1TzK (дата обращения: 10.09.2023).

8. Сухенко Н.В. Специфика популяризации науки в России // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2016. № 4. С. 18-22.

 

Сведения об авторе:

Анкудинова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики профессионального образования Института педагогики и психологии Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (Комсомольск-на-Амуре, Россия).

Data about the author:

Ankudinova Elena Vladimirovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Pedagogy of Professional Education Department, Institute of Pedagogy and Psychology, Amur State University of Humanities and Pedagogy (Komsomolsk-on-Amur, Russia).

E-mail: eva_kna@bk.ru.