культура

Меджидова Н.Г. Антропология инноваций

Антропология инноваций изучает новшества с точки зрения их воздействия на человеческое существование – как индивидуальное, так и коллективное. Этот подход рассматривает инновации как ключевой аспект взаимодействия людей, а также их последствия для человеческой личности и культуры. Антропология инноваций занимается вопросами, касающимися того, как инновации влияют на самосознание, идентичность и целостность человека. Такой научный подход объединяет элементы философии инноваций, аксиологии и прогнозирования, стараясь понять, какие ценности и убеждения формируются в эпоху быстрого технологического прогресса. Главный объект изучения антропологии инноваций – это человек: его физическая природа, культурные и духовные аспекты, а также его взгляд на будущее. В условиях постоянных инноваций особое внимание уделяется тому, как человек воспринимает себя в контексте этих изменений, и как они влияют на его мировоззрение и ценности. Иными словами, антропология инноваций рассматривает человека как активного участника и одновременно объект инновационных процессов, стремясь понять, как эти процессы влияют на его жизнь и сознание.

Муроди Н. Уйгуры и ирано-китайская цивилизация

Исследование вопросов влияния персидско-таджикской литературы на уйгурскую поэзию и прозу выявляет удивительные факты и интересные материалы, свидетельствующие о могуществе таджикского и дари, и о значимости литературы на этом языке. Уйгуры смогли посредством своего алфавита дать вторую жизнь не только буддийскому, но и древнехристианскому письменному наследию. Более того, они совместно с тибетцами перевели с санскрита на свой язык индийские и буддийские произведения. Другой их заслугой является перевод произведений с китайского и тохарского языков. Очевидно, что культуры и цивилизации развивались параллельно. Например, благодаря Великому Шелковому пути не только ощущалось влияние согдийской культуры, но также происходил и диалог культур. В особенности, изучение северной и северо-западной частей Китая выявляет связь с иранской цивилизацией и тюркской культурой. Шелковый путь находился и под контролем согдийцев, что в VII-VIII вв. обеспечивало проживание персоязычного и тюркоязычного населения в регионах Китая. Данное обстоятельство впоследствии послужило причиной появления персов в Китае. На протяжении сотни лет уйгурский народ, проживая в Западном Китае, вносил огромный вклад в проникновении персидской культуры и литературы.

Хруль С. Концепт «брат» в русском языке и культуре

К наиболее влиятельным и общепонятным концептам в славянских языках и культурах относится концепт «брат», который обладает рядом специфических свойств как лингвистического, так и нелингвистического характера. Данная статья основана на анализе концепта «брат» и представляет его эволюцию в более широком контексте русской культуры. Автор предлагает когнитивное определение концепта «брат», которое состоит из 14 фасет. К особенностям этого концепта стоит отнести универсализм, широкий синонимический ряд и стилевое разнообразие (от высокого стиля церковных проповедей до уголовно-блатного жаргона), а также значимую ценностную позицию (брат и братство дороже любых материальных благ). В качестве причин эволюции концепта брат автор рассматривает принудительную секуляризацию общества в советское время, эрозию семейных ценностей и криминализацию жизни в СССР и России.

Пиляк С.А. К вопросу о формировании ряда принципов интерпретации объектов культурного наследия

По результатам проведенного анализа автором сформулированы следующие принципы интерпретации культурного наследия, определяющие ее специфику: принцип осовременивания предмета интерпретации, принцип идентичности, принцип цифрового воплощения материального культурного наследия, принцип актуализации культурного наследия, принцип деконструкции, принцип темпоральности интерпретации культурного наследия и принцип семиотической природы культурного наследия. Примеры объектов архитектурного наследия, приведенные в статье, позволяют наглядно представить специфику интерпретации культурного наследия. Действие сформулированных принципов возможно распространить на интерпретацию всего культурного наследия.

Мельков А.С. Церковнославянский язык как lingua sacra в Церкви и культуре славянских народов

В статье обстоятельно излагается история моравской миссии святых Кирилла и Мефодия и создания славянской азбуки, а также очерчены основные вехи становления славянской письменности в Болгарии, Польше, Чехии и на Руси. Автором выдвигается тезис о том, что созданный солунскими братьями священный язык с самого начала стал языком богослужения и проповеди, а также языком богословия, философии и агиографии. История распространения кирилло-мефодиевской традиции у западных, южных и восточных славян представлена автором на основе анализа древнейших житий святых братьев, а также болгарских, польских, чешских и древнерусских рукописных памятников и свидетельств средневековых хронистов. Отдельно рассмотрена история церковнославянского языка русского извода. Проанализирована языковая ситуация в Древней Руси с учетом рассмотрения проблемы соотношения древнерусского и церковнославянского языков. Подробно исследован вопрос развития и функционирования церковнославянского языка в Юго-Западной и Московской Руси, а также образования единого общерусского извода данного языка во второй половине XVII века.

Костюченкова Н.В. Когнитивная аксиология восприятия пространства носителями норвежского языка

В фокусе рассмотрения статьи находятся особенности ментальной проекции восприятия реалий физического пространства в сознании носителей норвежского языка и культуры и их языковое воплощение. Подвергается анализу степень значимости горизонтальной и вертикальной осей при описании локализации и взаиморасположения объектов в объективном пространстве. Выявляются основополагающие параметры, категории и факторы, оказывающие влияние на формирование когнитивного образа пространства у норвежцев. Разграничиваются понятия «универсального», «культурного», «языкового», «ментального» концептов.

Норкина Е.С. Сионизм в еврейских общинах северного Кавказа в начале ХХ в.: идеи и практика

Статья посвящена проблеме практической реализации идеологии сионизма в Российской империи начала ХХ в. на примере еврейских (ашкеназских) общин Северного Кавказа. Успех работы сионистов в провинциальных еврейских общинах Российской империи зависел от многих факторов. Официальная риторика сионизма, выработанная на сионистских конгрессах, преломлялась, сталкивалась с некоторыми локальными ситуациями и приобретала новые смыслы, отвечающие проблемам общин в стране. В этом ключе исследование сионизма в отдельном регионе полезно для осмысления эволюции различных сторон внутренней жизни еврейского населения в Российской империи. Основными источниками, проливающими свет на возникновение и воплощение сионистского движения на Северном Кавказе и отражающими внутриобщинную жизнь, являются письма сионистов, адресованные М. Усышкину – члену исполнительного комитета Всемирной сионистской организации, ответственному за сионистскую деятельность на юге России.

Руско Н.М. Кризис духовной культуры в современном обществе

В статье рассматривается понятие «духовность» как целостного феномена. Охарактеризовано современное состояние духовности в Украине и раскрыты основные пути формирования духовной культуры с помощью философского, культурологического, теологического, языковедческого, педагогического и психологического подходов. В статье проанализированы кризисные явления, имеющие место в современной духовной культуре, и рассмотрены детерминанты негативных процессов в современном обществе. Можно констатировать, что приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе является развитие духовной культуры личности.

Горохолинская И.В. Пути религии в современной культуре: аксиологический выбор как экзистенциональный акт

Автор осуществляет анализ концепции современной культуры как эпохи секуляризации, а также проблемы идентичности современного человека, системы выбора им ценностных ориентаций. Поддается рефлексии смысл основных матриц аксиологических поисков в условиях секулярного и/или постсекулярного общества. В материалах статьи изучается вопрос не только уровня религиозного сознания, но и его специфических форм в эпоху постмодерна, соотношения с формами современной культуры.

Страницы