Дмитриева М.И., Кулешова Е.В. Специфика преподавания дисциплин «История средних веков» и «Культура средних веков» в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

DOI: 10.24411/2308-8079-2019-00016

УДК 94(4):37.8

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» И «КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ»

В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Дмитриева М.И., Кулешова Е.В.

Статья посвящена осмыслению многолетнего авторского опыта преподавания дисциплины «История средних веков» для студентов, специализирующихся по направлению «История искусств» и раздела, посвященного средневековой культуре, в рамках курса «История мировой культуры» для обучающихся по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Материалы статьи знакомят с особенностями преподавания названных курсов в контексте приобретения студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: обучение, методика преподавания, история средних веков, средневековая культура, история искусства, музейное дело.

 

THE SPECIFICS OF TEACHING DISCIPLINES HISTORY OF THE MIDDLE AGES”

AND “CULTURE OF THE MIDDLE AGES” IN THE INSTITUTE OF HISTORY

OF SAINT PETERSBURG STATE UNIVERSITY

Dmitrieva M.I., Kuleshova E.V.

The article considers the assessment of a long-term personal experience of teaching “History of the Middle Ages” for students specializing in the history of art, and a part of the course devoted to the Middle Ages in the “History of world culture” for students, whose specialisation is “Museology and protection of cultural and natural heritage”. The authors describe the specifics of teaching these courses in the context of students’ acquisition in general, cultural and professional competence.

Keywords: teaching, teaching methodology, history of the Middle Ages, medieval culture, history of art, museum studies.

 

История и культура средних веков является неотъемлемой частью мировой истории и культуры. В эпоху Средневековья возникла христианская цивилизация, составившая основу современной Европы. Дисциплины, посвященные изучению средневековой истории и культуры, традиционно входят в компетентностно-ориентированные учебные планы, реализуемые в Институте истории Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Эти дисциплины преподаются не только студентам, обучающимся по направлению (специальности) «История» (по уровню бакалавриат), по профилям «Отечественная история», «Всеобщая история», «Археология», «Этнология», «История западноевропейской и русской культуры», но и тем учащимся, кто выбирает обучение по направлениям: «История искусств», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

Изучение истории и культуры средних веков ориентировано на приобретение студентами целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Базовыми из них являются: понимание закономерности исторического процесса; знание основных этапов и ключевых событий средневековой истории, направлений, теорий и методов ее изучения; важнейших достижений средневековой культуры и сложившейся в ходе ее исторического развития системы ценностей; а также умение применять полученные знания в будущей профессиональной и социально значимой деятельности.

Специфика преподавания истории и культуры средних веков для будущих искусствоведов и музеологов, с нашей точки зрения, заключается в объективном существовании и успешном решении организационно-методических и содержательных проблем.

В первую очередь обозначим наличиеорганизационно-методических проблем.

Традиционно курс «История средних веков» читается студентам 2 курса бакалавриата по направлению (специальности) «История» в течение двух семестров учебного года. Для студентов-историков разных профилей, таких как «Отечественная история», «Всеобщая история», «Археология», «Этнология», «История западноевропейской и русской культуры» – это еженедельные «поточные» лекции по 2 академических часа, которые сопровождаются еженедельными семинарскими занятиями также по 2 академических часа. Такой подход удобен с точки зрения организации обучения, когда лекционная теоретическая, проблемная часть дополняется на семинарах чтением и комментированием источников, заслушиванием и обсуждением студенческих докладов и, наконец, дополнительным рассмотрением основных вопросов средневековой истории и культуры.

Учебная дисциплина «История средних веков» предусмотрена также и компетентностно-ориентированным учебным планом по направлению «История искусств». Главная особенность организации изучения данной учебной дисциплины искусствоведами состоит в том, что учебный план этой специальности не предусматривает проведения семинарских занятий, соответственно, аудиторное время, посвящаемое, изучению истории средних веков сокращается вдвое. Лекционное (аудиторное) время, отводимое на изучение данной дисциплины, составляет: 30 академических часов в первом семестре и 26 академических часов – во втором. Поэтому для лектора важно не только успеть дать фактический материал, «осветить» главные проблемы данного периода всеобщей истории, но и постараться ознакомить слушателей с основными источниками и историографией, особенно с ее современным состоянием. Эти особенности, в свою очередь, определяют методику: читать курс «проблемно», выделяя основные и второстепенные вопросы, закладывая ту «систему координат», с помощью которой студенты смогут работать с учебником самостоятельно [9]. Довольно много часов вышеназванный учебный план отводит на самостоятельную работу студентов-искусствоведов, поэтому важно ориентировать их на чтение источников [2; 8], а также основной и дополнительной литературы по курсу [3; 4] .

Еще один важный момент, с которым приходится считаться, заключается в том, что «История средних веков» для студентов-искусствоведов относится не к базовой, а к вариативной части учебных дисциплин. Следовательно, важно изначально мотивировать искусствоведов, обучающихся на бакалавриате, на то, чтобы они почувствовали важность и необходимость изучения данной дисциплины для глубинного понимания основ современной западной цивилизации, ее отличий от русской истории. Такое знание и понимание, в свою очередь, поможет студентам-искусствоведам осознать специфику западноевропейского искусства, как в целом, так и на отдельных этапах его развития.

Второй комплекс проблем в преподавании истории и культуры средних веков связан с содержанием курса. Целью курса «История средних веков» является усвоение студентами важнейших проблем истории стран Западной Европы в эпоху раннего, классического и позднего Средневековья, а также раннего Нового времени. Хронологически курс охватывает значительный исторический период, начиная с эпохи поздней античности и начала Средневековья (IV-V вв.) до раннего Нового времени (XVI – первой половины XVII вв.) – эпохи, связанной с возникновением и развитием в Западной Европе идей гуманизма, складыванием идеологии Реформации, развитием движения Контрреформации.

К основным задачам дисциплины относятся:

1. Ознакомление слушателей с истоками средневековой Европы, путями и формами становления средневекового сообщества.

2. Формирование представлений о типичных для средневековой цивилизации явлениях в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, путях и формах развития общественной жизни в эпоху Средневековья.

3. Формирование представлений о проблемах трансформации социальных институтов в периоды перехода от античности к средневековью и от Средневековья к Новому времени.

4. Ознакомление учащихся с современным состоянием историографии по основным проблемам, рассматриваемым в рамках курса [1; 5; 6; 7; 9].

Итак, для успешного усвоения студентами довольно обширного и сложного материала, лекции по истории средних веков для искусствоведов должны отвечать поставленным в рабочей программе задачам по содержанию дисциплины, четко ориентировать слушателей на изучение основных проблем средневековой истории Западной Европы, являться главным залогом успешного освоения студентами содержания дисциплины.

Раздел, посвященный культуре средних веков, является неотъемлемой частью курса «История мировой культуры», который занимает важное место в современном социально-гуманитарном знании и реализуется согласно компетентностно-ориентированному учебному плану основной образовательной программы высшего образования «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» на бакалавриате. Курс «История мировой культуры» (общий объем лекционных занятий – 46 академических часов, семинаров – 56 академических часов) входит в базовую часть периода обучения и читается во втором и третьем семестрах.

Целью изучения раздела «Средневековая культура» является получение студентами знаний о содержании, специфике и основных направлениях развития западноевропейской культуры эпохи Средневековья и ее месте в истории мировой культуры. В задачи раздела входит изучение исторической обусловленности средневековых культурных процессов, получение представлений об этапах развития средневековой культуры в общеисторическом контексте, усвоение знаний о средневековой научной мысли, философии, литературе, архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и театре, а также ознакомление с основными тенденциями исследования культуры средних веков в историографии.

Хронологически данный раздел охватывает период с V по начало XVII вв., что заставляет преподавателя задуматься, прежде всего, о содержании, структуре и систематизации излагаемого материала. Прежде, чем приступить к изучению основных этапов развития западноевропейской средневековой культуры, необходимо затронуть вопросы о роли античной традиции в культуре Средневековья, о формировании основ средневекового мировоззрения и связанных с ним представлений о времени, христианской хронологии и периодизации истории.

Тема, посвященная культуре раннего Средневековья, предполагает изучение культуры варварских королевств, каролингского и оттоновского возрождений, особенностей архаического эпоса.

Тема «Культура высокого Средневековья» распадается на подтемы, изучающие развитие средневековой философской мысли, светской культуры. В рамках этой темы рассматриваются становление рыцарской, куртуазной, городской культур и связанных с ними западноевропейского героического эпоса, рыцарского романа, театра, музыки, а также развитие средневековой архитектуры и изобразительного искусства.

Тема, посвященная культуре позднего Средневековья, на наш взгляд, обладает особой спецификой, поскольку включает в себя проблемы зарождения ренессансной культуры в Италии, гуманизма и раннего итальянского Возрождения, рассказывает о влиянии идей гуманизма на европейскую культуру и затрагивает роль Реформации и Контрреформации в истории культуры. В рамках изучения данной темы следует особо подчеркнуть, что культурные процессы эпохи позднего Средневековья и Возрождения заложили основу для мощного прорыва, который произошел во всех сферах человеческой деятельности в Новое время.

Безусловно, успешное освоение студентами рассмотренного выше теоретического материала из раздела посвященного средневековой культуре невозможно в рамках одной только аудиторной работы. Немаловажное значение в данном случае приобретает систематическая самостоятельная работа студентов под руководством и контролем со стороны преподавателя. Организуется данная работа с помощью подготовленных преподавателем учебно-методических материалов, списка источников основной и дополнительной литературы по изучаемой дисциплине [3; 4; 10; 11; 12], списка примерных тем докладов, перечня контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов.

С методической точки зрения курсы по культуре средних веков требуют подготовки преподавателем соответствующего визуального сопровождения, то есть презентаций, которые расширяют представления студентов о средневековом культурном наследии и помогают закрепить изученный материал. Следовательно, аудитории, в которых проводятся занятия, должны быть оборудованы аудиовизуальной техникой, мультимедиа проектором, компьютером с доступом в сеть Интернет. Поскольку наличие визуального сопровождения является важным условием успешного освоения курсов в особенности посвященных изучению проблемам культуры, то актуальным компонентом преподавания на современном этапе становятся регулярно обновляемые и дополняемые презентации.

В заключение подчеркнем, что содержание и методика преподавания истории и культуры средних веков для будущих искусствоведов и музеологов, на наш взгляд, определяются характером проблематики, теоретическими и методологическими основаниями, а также прикладными аспектами теории и практики современного искусствоведения и музейного дела.

При изучении истории и культуры средних веков студентами данных специальностей усиливается значение таких компетенций, как: способность анализировать философские, мировоззренческие, социальные и личностно значимые проблемы, понимать значение культуры как формы человеческого существования и исповедовать принципы толерантности, уважительного межкультурного диалога и бережного отношения к историческому и культурному наследию.

 

Список литературы:

1. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М. – Л.: Наука, 1964. 463 с.

2. Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада [Электронный ресурс] // Восточная литература [сайт]. 2019. URL: http://www.vostlit.info (дата обращения: 01.12.2019).

3. Всемирная история в 6-ти томах. Т. 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока / Отв. ред. П.Ю. Уваров. М.: Наука, 2012. 894 с.

4. Всемирная история в 6-ти томах. Т. 3: Мир в раннее Новое время / Отв. ред. В.А. Ведюшкин, М.А. Юсим. М.: Наука, 2013. 854 с.

5. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков: Учебник для студентов, обучающихся по специальности «История». М.: Высшая школа, 1985. 479 с.

6. Дмитриева М.И. История Италии в средние века. Учебно-методическое пособие. СПб.: Исторический факультет, 2012. 82 с.

7. Дмитриева М.И. Сиенская коммуна в XII-XIV вв.: Особенности развития итальянского города в эпоху Средневековья. Учебно-методическое пособие. СПб.: Исторический факультет. 2013. 54 с.

8. Историописание и историческая мысль западноевропейского средневековья: Практикум-хрестоматия в 3 кн. / Авт.-сост.: М.С. Бобкова [и др.]. СПб.: Нестор-История, 2011. Кн. 1. 321 с.; Кн. 2. 285 с.; Кн. 3. 373 с.

9. История средних веков: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "История": в 2 т. / Под ред. С.П. Карпова. М.: Изд-во МГУ: Наука, 2008. Т. 1. 678 с.; Т. 2. 428 с.

10. Культура Возрождения. Энциклопедия в 2 т. Т. 1. / Под ред. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. М.: РОССПЭН, 2007. 863 с.

11. Культура Возрождения. Энциклопедия в 2 т. Т. 2. Кн. 1-2. / Под ред. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. М.: РОССПЭН, 2011. Кн. 1. 662 с.; Кн. 2. 709 с.

12. Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 624 с.

 

Сведения об авторах:

Дмитриева Марина Игоревна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории средних веков Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия).

Кулешова Елена Владимировна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории средних веков Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия).

Data about the authors:

Dmitrieva Marina Igorevna – Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of Medieval History Department, Institute of History, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia).

Kuleshova Elena Vladimirovna – Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor of Medieval History Department, Institute of History, Saint Petersburg State University (Saint Petersburg, Russia).

E-mail: m.dmitrieva@spbu.ru.

E-mail: e.kuleshova@spbu.ru.