Митяшкина И.С. Методология экспериментального исследования коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
УДК 376
МЕТОДОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Митяшкина И.С.
В статье рассматриваются методы экспериментального исследования коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Акцентируется внимание на специфике взаимодействия таких детей, анализируя как вербальные, так и невербальные аспекты их общения. По результатам проведенного экспериментального исследования были получены значимые данные, позволяющие оценить уровень коммуникативного поведения и выявить основные трудности, с которыми сталкиваются дети с такой нозологией. Представленные результаты не только обогащают существующие знания в области психологии и педагогики, но и открывают новые горизонты для разработки эффективных методик диагностики и построения дальнейшей коррекционной работы с данной группой детей.
Ключевые слова: коммуникативное поведение, экспериментальное исследование, задержка психического развития, мотивационный параметр, когнитивный параметр, функциональный параметр, методики.
METHODOLOGY OF COMMUNICATIVE BEHAVIOUR
EXPERIMENTAL STUDY OF PRESCHOOL CHILDREN
WITH MENTAL RETARDATION
Mityashkina I.S.
The paper examines the methods of communicative behaviour experimental study of preschool children with mental retardation. The focus is on the specifics of the interaction of such children, analysing both verbal and non-verbal aspects of their communication. Significant data that allow us to assess the level of communicative behaviour and identify the main difficulties faced by children with this nosology were obtained based on the results of the experimental study. The presented results not only enrich the existing knowledge in the field of psychology and pedagogy, but also open up new horizons for the development of effective diagnostic methods and the construction of further correctional work with this group of children.
Keywords: communicative behaviour, experimental study, mental retardation, motivational parameter, cognitive parameter, functional parameter, methods.
Коммуникативное поведение детей дошкольного возраста представляет собой ключевой аспект их общего развития и социальной интеграции. Под термином «коммуникативное поведение» понимается поведение человека (вербальное и невербальное) в процессе общения, регулируемое коммуникативными нормами и традициями, которых он придерживается как личность [8, с. 9]. У детей с задержкой психического развития наблюдаются специфические трудности в сфере коммуникативного взаимодействия, что требует внимательного изучения и применения соответствующих методик для оценки и коррекции коммуникативного поведения. Без правильно подобранных исследовательских инструментов невозможно выявить особенности их развития.
В исследовании актуального уровня развития коммуникативного поведения выделяются три основных параметра: мотивационный, когнитивный и функциональный [3, с. 393]. Для анализа каждого из этих параметров необходимо использовать специальные методики.
Мотивационный параметр определяется коммуникативными потребностями и играет центральную роль в структуре коммуникативной личности. Потребность в обмене информацией или в получении необходимых сведений является мощным стимулом для активной коммуникативной деятельности. Для оценки данного параметра была выбрана методика «Диагностика развития общения со сверстниками», разработанная И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой [5, с. 13-17]. Цель этой методики заключается в выявлении уровня сформированности коммуникативного поведения детей дошкольного возраста во взаимодействии с их сверстниками. В процессе диагностики необходимо фиксировать следующие параметры общения:
– Интерес к сверстнику: обращает ли ребенок внимание на сверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе, изучает одежду, лицо, фигуру).
– Инициативность: стремление привлечь внимание сверстника к своим действиям через зрительный контакт, улыбки, демонстрацию своих умений и вовлечение в совместные занятия.
– Чувствительность (активность): желание взаимодействовать со сверстником, способность реагировать на его действия, подстраиваться под них и подражать.
– Просоциальные действия: умение учитывать желания сверстника, делиться, помогать и совместно действовать.
– Средства общения: действия, с помощью которых ребенок пытается привлечь внимание сверстника и вовлечь его в совместные занятия.
К показателям данного параметра относятся: экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окраска действий детей и раскованность сверстников) и активная речь, под этим подразумеваются предречевые вокализации, лепет, отдельные слова и фразы.
Адаптация методики для детей с задержкой психического развития включают проведение диагностики через наблюдение за игровой ситуацией, где ребенок общается со сверстниками. Важным моментом в процессе наблюдения является фиксирование эмоционального и психофизического состояние ребенка, а также его трудности в общении [2, с. 369].
Когнитивный параметр в контексте изучения коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития включает в себя множество характеристик, формирующих внутренний мир индивида. Эти характеристики касаются как интеллектуального, так и эмоционального аспектов познавательного опыта. Важнейшими из них являются способность адекватного восприятия информации, влияние на других и оценка ситуации на основе личного опыта [4, с. 4].
Для полноценного исследования когнитивных способностей детей в рамках коммуникативной деятельности предлагается использовать три методики:
Одна из методик: «Закончи историю» (в обработке Р. Р. Калининой) [5, с. 10-11], её целью является исследование понимания детьми нравственных норм (доброта, злость, щедрость, жадность и т.д.). Исследование происходит в процессе индивидуальной беседы, ребенку предлагается закончить историю и ответить на вопросы, что позволяет выявить уровень понимания нравственных норм и их соотнесение с реальными жизненными ситуациями. Исследование проводится в спокойной, поддерживающей обстановке, желательно в первой половине дня, при наименьшем утомлении ребенка.
Методика «Неоконченный рассказ» (в обработке Т.П. Гавриловой) [7, с. 20] преследует цель диагностики знаний нравственных способов выхода из конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается завершить рассказ, что позволяет выявить уровень эмпатии и гуманистического поведения (важно учитывать, насколько предложенные ребенком варианты поведения соответствуют социально одобряемым образцам).
В методике «Понимание эмоциональных состояний» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [9, с. 90-91] целью является оценка сформированности когнитивных умений определять эмоциональное состояние другого человека и объяснять его причины. Исследование проводится в два этапа с использованием картинок, изображающих людей с ярко выраженными эмоциями. Ребенку задаются вопросы о том, что происходит на картинках и какие эмоции испытывают персонажи. По итогу подсчитывается количество верных ответов, что позволяет выявить уровень понимания детьми эмоциональных состояний сверстников и взрослых, а также зависимость этих показателей от возраста.
Применение указанных методик позволит глубже понять когнитивные аспекты коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление уровня понимания нравственных норм и эмоциональных состояний поможет в дальнейшем разработать эффективные коррекционные программы, направленные на развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации таких детей.
Исследование коммуникативного поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития представляет собой важный шаг к пониманию их потребностей и созданию условий для успешной социализации. Применение комплексной методологии позволит выявить ключевые аспекты, требующие внимания, и разработать эффективные стратегии для поддержки этих детей в их развитии.
В состав функционального параметра, согласно В.П. Конецкой, входят характеристики, отражающие личностные качества, такие как умение использовать индивидуальный запас вербальных и невербальных средств для активизации функций коммуникации, способность адаптировать коммуникативные средства в зависимости от условий общения, а также построение дискурсов в соответствии с нормами выбранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета [см.: 10].
Для диагностики данного параметра была выбрана методика А.М. Щетининой «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» [5, с. 33-34]. Целью методики является изучение особенностей партнерского диалога и общения со сверстниками и взрослыми. В рамках способности к партнерскому диалогу выделяются три ключевых компонента: способность слушать партнера, способность договариваться и способность к эмоционально-экспрессивной настройке, то есть умение «заражаться» чувствами партнера, эмоционально подстраиваться под его состояние и чувствительность к изменениям в его переживаниях [1, с. 43]. Для реализации диагностики используется метод наблюдения, который предполагает, что педагог в течение 2-3 недель фиксирует проявления этих показателей у детей в спонтанно возникающих ситуациях.
Выбранные диагностические методики были применены к детям подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет) с задержкой психического развития. В исследовании участвовали 10 детей. Обработка результатов констатирующего эксперимента проводилась по бальной системе, результаты заносились в специальные протоколы.
В исследовании по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» участвовали 10 детей (100%). На каждого был заполнен индивидуальный протокол, определен общий балл и уровень сформированности коммуникативного поведения в совместной деятельности дошкольников. 20% детей (2 ребенка) продемонстрировали высокую степень общения со сверстниками – Ю. и И. Они внимательно следят за действиями партнера и активно помогают, позитивно оценивая действия сверстников, например, дают советы и хвалят. Они готовы с радостью помочь сверстникам, например, собрать игрушки или надеть обувь.
30% детей (3 ребенка) находятся на среднем уровне. Эти дети периодически наблюдают за сверстником и задают отдельные вопросы. Преобладают демонстративные оценки действий напарника (сравнивают с собой), могут негативно оценивать сверстника (ругать). Они согласны с оценками действий сверстника, как положительными, так и отрицательными (взрослый для них на первом месте). Неохотно помогают сверстникам, в основном по просьбе педагога.
50% детей (5 детей) находятся на низком уровне – не оценивают действия сверстника, не проявляют интереса и инициативности в деятельности, не всегда делятся игрушками.
В исследовании знаний правил и норм общения по методике «Закончи историю» также принимали участие 10 детей (100%). На каждого был заполнен индивидуальный протокол, определен общий балл и уровень понимания детьми дошкольного возраста нравственных норм, таких как доброта – злость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Высокий уровень продемонстрировали только 30% (3 ребенка) – Ю., П. и И., которые без проблем продолжают историю, обосновывая свои решения с общепринятой нравственной точки зрения.
На среднем уровне оказались 20% (2 ребенка). Эти дети могут назвать нравственную норму и правильно оценить поведение других, но не мотивируют свою оценку.
50% детей (5 детей) имеют низкий уровень понимания норм и правил общения. Они либо не могут оценить поступки других детей, либо оценивают их поведение как положительное или отрицательное (правильное или неправильное), но не мотивируют свою оценку и не формулируют нравственную норму.
Результаты данной методики позволили выявить, какие нравственные нормы освоены детьми и как они понимают чувства окружающих. Методика оказалась информативной и показала, что у большинства детей отсутствует понимание нравственных норм.
В исследовании, посвященном знанию нравственных способов разрешения конфликтов, использовалась методика «Неоконченный рассказ». В исследовании участвовали 10 детей (100%), для каждого был составлен индивидуальный протокол, определены общий балл и уровень эмпатии: эгоцентрической и гуманистической.
30% детей (3 ребенка) – Ю., П. и И. – продемонстрировали высокий уровень, почти во всех рассказах они самостоятельно находят решения в пользу других персонажей (собаки, бабушки, Васи), что свидетельствует о гуманистическом характере их эмпатии.
10% детей (1 ребенок) имеют средний уровень; этот ребенок завершает все рассказы в пользу персонажей с помощью педагога и наводящих вопросов, что также указывает на гуманистический характер эмпатии.
Остальные 60% детей (6 человек) заканчивают большинство рассказов, не проявляя сочувствия к персонажам, и решают ситуации в свою пользу, что говорит об эгоцентрическом характере их эмпатии.
Следующая методика была направлена на изучение дифференциации эмоций другого человека с помощью «Понимания эмоциональных состояний». В ходе диагностики было выявлено, что 40% детей (4 ребенка) обладают высоким уровнем понимания эмоциональных состояний.
50% детей (5 человек) имеют средний уровень: они способны считывать эмоции, но иногда не могут объяснить некоторые эмоциональные состояния.
10% детей (1 ребенок) находятся на низком уровне – Е., который с трудом распознает эмоции как детей, так и взрослых.
Важно отметить, что у детей наблюдается недостаточное понимание эмоциональных состояний как у взрослых, так и у сверстников, в основном они лучше понимают эмоции других детей, но иногда не могут их охарактеризовать. В большинстве случаев ответы дети могли сформулировать только благодаря наводящим вопросам.
В исследовании «Методика диагностики способностей детей к партнерскому диалогу» также участвовали 10 детей (100%). Для каждого был заполнен индивидуальный протокол, определены общий балл и уровень сформированности коммуникативных умений в диалоге.
При диагностике 20% детей (2 ребенка) показали высокий уровень формирования коммуникативных навыков – они умеют спокойно и внимательно слушать партнера, легко договариваться и адекватно эмоционально реагировать. Они с удовольствием инициируют диалог.
40% детей (4 ребенка) имеют средний уровень: они способны внимательно слушать и договариваться, но не могут эмоционально настроиться на партнера. В некоторых ситуациях им не хватает терпения при слушании, и они испытывают трудности с договоренностью. Они редко инициируют диалог.
20% детей (2 человека) находятся на низком уровне: эти дети не проявляют инициативу в диалоге и не поддерживают его, иногда демонстрируя одно из вышеперечисленных качеств в редких случаях.
Также 20% детей (2 человека) – Д. и М. – не проявляют ни одного из компонентов способности к партнерскому диалогу.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что развитие коммуникативного поведения происходит неравномерно. Итоги данного исследования убеждают в необходимости повышения уровня развития коммуникативного поведения у детей исследуемой группы.
Проанализировав результаты исследования и изучив соответствующую научную литературу, можно выделить несколько ключевых психолого-педагогических условий, способствующих эффективному взаимодействию детей с задержкой психического развития:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы для общения детей, организация и обеспечение речевой̆ среды, создание в группе внимательного и дружеского отношения между детьми во время их совместной деятельности; позитивная атмосфера в семье.
Высокий уровень коммуникативных умений педагогов, связанный с доброжелательностью, гибкостью с отсутствием шаблонности в обращениях, аргументированностью его эмоционально-оценочных воздействий ведет за собой высокую степень доброжелательности во взаимных оценках детей, отсутствие конфликтности и положительный микроклимат в группе, снижение числа изолированных детей в ней.
2. Развитие у детей 6-7 лет с задержкой психического развития положительного отношения к себе и сверстникам через организацию групповых занятий и игр, где дети могут взаимодействовать друг с другом, развивать навыки коммуникации, учиться работать в коллективе. Через проведение занятий, направленных на развитие творческих способностей детей в группе, важно выявлять сильные стороны детей, поощрять достижения и поддерживать.
3. Формирование у детей умений вести себя в совместной деятельности и конструктивно взаимодействовать с окружающими [6, с. 67].
Чтобы взаимодействие детей складывалось успешно, педагогам необходимо организовывать формирование их субъектного взаимодействия: налаживать отношения между детьми, привлекать их внимание к субъектным качествам друг друга (демонстрировать достоинства сверстника, ласково называть по имени, хвалить партнера по игре, предлагать повторить его действия). При таком поведении педагога возрастет интерес детей друг к другу, появиться эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникнет эмоционально-практическое общение.
4. Обучение активному слушанию. Активное слушание является основой успешной коммуникации. Взрослые должны учить детей не просто ждать своей очереди для высказывания идей и суждений, но и слушать, что говорят другие участники беседы. Это важная составляющая любого общения.
5. Учет индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития.
6. Формирование у детей знаний о различных эмоциях, о способах выражения своих чувств эмоционального состояния сверстников.
В заключении следует отметить, что, безусловно, ребенок с задержкой психического развития, имея проблемы в проявлении коммуникативного поведения, не сможет быстро разрешать ежедневно возникающие противоречия, гибко и умело находить выход в повседневных ситуациях общения, реализовывать намеченные планы и достигать поставленных целей во взаимодействии с окружающими на должном уровне. Поэтому специалистам так важно вовремя диагностировать детей и выявлять отклонения в коммуникативном поведении, чтобы помочь им в дальнейшем полноценном психическом развитии и успешной социализации.
Список литературы:
1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учеб. метод, пособие. СПб.: КАРО, 2005. 288 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
3. Кузнецова Е.В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 393-395.
4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
5. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / Сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017. 71 с.
6. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
7. Фатихова Л.Ф., Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. Уфа: Изд-во Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2010. 69 с.
8. Чернышова Е.Б., Стернин И.А. Коммуникативное поведение дошкольника. Воронеж: Истоки, 2004. 210 с.
9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, М.: Просвещение: Владос, 1995. С. 90 -91.
10. Конецкая, В.П. Социология коммуникации. М.: Междунар. ун-т бизнеса и упр. (Братья Карич), 1997. 302 с.
Сведения об авторе:
Митяшкина Ирина Сергеевна – студентка Самарского государственного социально-педагогического университета (Самара, Россия).
Data about the author:
Mityashkina Irina Sergeevna – student of Samara State Social and Pedagogical University (Samara, Russia).
E-mail: mityashkina.2003@mail.ru.