Гришукова С.В., Свечаревская С.А., Степанченко В.Г. Применение межпредметных связей в учебном процессе как способ повышения мотивации и интереса к изучению английского языка

Выпуск журнала: 

УДК 37:81.111.1

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ И ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Гришукова С.В., Свечаревская С.А., Степанченко В.Г.

В статье рассмотрен вопрос использования межпредметных связей на уроках английского языка в качестве стимулирующего фактора. Интеграция содержания различных предметов с учебной программой по английскому языку может улучшить усвоение материала и стимулировать мотивацию учеников. Авторами подчеркнута важность применения межпредметных связей на уроках английского языка и предложены педагогические рекомендации для преподавателей по созданию стимулирующей и интегрированной учебной среде. В частности, авторы предлагают использовать межпредметные связи с такими дисциплинами как музыка, литература или труд для изучения грамматики, лексики и фонетики английского языка. Это поможет ученикам лучше понять и запомнить материал, а также развить интерес к изучаемому предмету.

Ключевые слова: английский язык, межпредметные связи, педагогические рекомендации, стимулирующая среда, интегрированное обучение.

 

THE USE OF INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS

IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS A WAY TO INCREASE

MOTIVATION AND INTEREST IN LEARNING ENGLISH

Grishukova S.V., Svecharevskaya S.A., Stepanchenko V.G.

The paper considers the use of interdisciplinary connections in the lessons of English as a stimulating factor in learning. The authors explore how the integration of the content of various subjects with the English language curriculum can improve the learning of the material and stimulate the motivation of students. The article emphasizes the importance of using interdisciplinary connections in English lessons and offers pedagogical recommendations for teachers to help create a stimulating and integrated learning environment. In particular, the authors suggest using interdisciplinary connections to study grammar, vocabulary and phonetics of the English language through the context of other subjects such as music, literature or the shop class. This will lead to better understanding and memorising the material as well as develop an interest in the subject.

Keywords: English, interdisciplinary connections, pedagogical recommendations, stimulating environment, integrated learning.

 

Сегодня иностранные языки стали неотъемлемой частью культурного взаимодействия между людьми. Поэтому в современной школе развитие у учеников навыков использования иностранного языка как средства общения в межкультурном диалоге является важнейшей задачей. Общество ожидает от школы воспитания мыслящих, инициативных и творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. В условиях модернизации системы образования школа ищет способы достичь этой цели. Обучение сегодня направлено на всестороннее развитие личности ученика, раскрытие его творческого потенциала и интеллектуальной свободы.

Современные образовательные стандарты ориентированы на формирование у учеников универсальных, метапредметных знаний, навыков и учебных действий, благодаря которым и формируется общая картина мира, а также умение ориентироваться в потоке информации. Актуальность обусловлена стремительным увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения. Знания учащихся разрозненны и расчленены по предметным признакам. Именно поэтому возникла необходимость дать учащимся целостное представление об окружающем мире и показать неразрывную связь между школьными дисциплинами [4, с. 224].

Реализация межпредметных связей на уроке иностранного языка – это одна из наиболее сложных задач, которые ставятся перед учителем, поскольку она требует знания содержания образовательных программ по другим учебным предметам и умения грамотно интегрировать эти знания в материал по иностранному языку. Кроме того, реализация межпредметных связей предполагает совместную работу учителя иностранных языков с учителями других предметов, ведь такое сотрудничество в планировании уроков принесет большие плоды, чем разобщенная работа учителей [3, с. 35]. Учитель иностранного языка, опираясь на общешкольный план учебно-методической работы, разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в курсе иностранного языка. Методика работы учителя включает ряд этапов:

1. Изучение раздела «Межпредметные связи» по каждому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.

2. Поурочное планирование реализации межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов.

3. Разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4. Разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения.

5. Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Возможные пути реализации межпредметных связей на уроке иностранного языка − вопросы межпредметного содержания. В данную группу входят вопросы, направленные на использование школьниками ранее изученного материала по другим предметам при усвоении новой темы. Подразумевается, что уже сформированные знания облегчат восприятие и понимание нового учебного материала на иностранном языке и упростят его усвоение. Выполнение творческих заданий подразумевает воспроизведение и использование знаний из других предметов. В качестве творческих заданий может выступать: подготовка докладов или рефератов по теме другого предмета, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, также требующих знаний межпредметного характера; межпредметные наглядные пособия [5, с. 65]. Учебные материалы, позволяющие обобщить и наглядно продемонстрировать совокупность взаимосвязанных знаний по различным учебным предметам. В роли таких материалов могут выступать обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, диаграммы и модели.

Следует отметить, что грамотный подбор материалов соответственно возрасту, знаниям и интересам учащихся, способствует формированию у них эстетического вкуса, а также появлению интереса к литературе в целом, что положительно скажется при изучении родной литературы. Намного интересней читать произведения зарубежных классиков на языке оригинала, нежели готовый перевод этих произведений. Поэтому хорошо, когда учащиеся самостоятельно пробуют переводить стихотворения, короткие рассказы, а также отдельные главы более крупных произведений, поскольку это способствует развитию языковых способностей, мышления, стимулированию речемыслительной деятельности и, кроме того – пробуждению у части учеников творческого мышления. [2, с. 68].

Обращение к музыкальным произведениям также может оказать положительное влияние на мотивацию и заинтересованность учащихся, так как музыка является достаточно распространенным увлечением среди учеников разного возраста. При этом перед учителем открывается широкий выбор музыкальных направлений, эпох и жанров, что облегчает подбор произведения для каждой конкретной ситуации. Например, фольклорная музыка станет прекрасным дополнением к уроку, посвященному изучению народных обычаев, традиций, праздников или фестивалей страны изучаемого языка.

Обращение к современной музыке различных стилей приблизит учащихся к современной культуре страны, к носителям языка, а также благоприятно скажется на формировании эстетического вкуса. Следует также отметить тот факт, что использование в учебном процессе песенного материала способствует развитию у учащихся музыкального слуха, а это в свою очередь благотворно влияет на развитие фонематического слуха, необходимого при изучении иностранных языков. Особую роль в процессе обучения любой дисциплине играют творческие задания межпредметного характера, которые способствуют привлечению не только фоновых знаний учащихся, но также знаний из той области, которая наиболее интересна для ученика (это могут быть знания из другой учебной дисциплины). Помимо этого, подобные задания содействуют раскрытию творческого потенциала учащихся, что является для них сильной положительной мотивацией.

Связь английского языка и математики уникальна и многогранна. Учителя мастерски используют знания математики для изучения цифр, дат, годов, а также при чтении подлинных текстов об известных математических открытиях и пионерах математической науки. Такие уроки включают в себя лекции, тематические дискуссии, ролевые игры, уроки решения и доказательства математических формул. В ходе таких занятий дети не только осваивают новую лексику и грамматику, но и получают ценные знания из истории развития этих наук, их современного состояния и делают обоснованные прогнозы на будущее.

Уроки, сочетающие английский язык и математику, могут быть дополнены демонстрацией тематических фильмов, слайдов, а также работой учащихся с компьютерами, калькуляторами и другими техническими средствами. Это позволяет учителю совмещать традиционные уроки с инновационными, интегрированными форматами, делая обучение более увлекательным и результативным для самого учителя, как и для учащихся. Например, при изучении числительных в 3-м классе по учебнику «Enjoy English-3» учитель может предложить для этапа активизации лексического материала вычислительные задания. Используя имеющиеся знания по математике, учащиеся закрепляют изученный лексический материал и формируют общепредметные расчётно-измерительные умения. В результате, учащиеся осознают практическую значимость получаемых ими математических знаний и умений, что способствует развитию научного мировоззрения и представлений о математическом моделировании как общем методе познания мира [1, с. 67].

Каждый урок технологии превращается в праздник хорошего настроения и творческого вдохновения, где раскрываются секреты мастерства. Эти занятия вызывают у детей искренний интерес, развивают волевые качества и стимулируют аналитическое и синтетическое мышление, побуждая их к самовыражению. Уроки, наполненные продуктивной деятельностью, создают уникальные условия для самореализации, где ученики могут проявить свои навыки, заслужить одобрение и признание за усердие и настойчивость. Именно здесь формируются основы трудолюбия, способности к самовыражению, социально значимые практические умения и творческие навыки.

Применение активных игр на уроках заметно усиливает интерес учащихся к предмету. На каждом занятии по английскому языку проводится физкультминутка, способствующая не только решению воспитательных и оздоровительных задач, но и привитию привычки к регулярным физическим упражнениям и спорту.

Межпредметные связи представляют собой сложное и многогранное явление, отражающее взаимосвязь различных предметов учебного процесса. Для полноценного развития личности учащегося и повышения интереса к обучению необходимо целенаправленное и системное использование межпредметных связей. Успешность их внедрения и применения напрямую влияет на эффективность обучения, как и воспитания школьников [6, с. 123].

Для учителя иностранного языка это означает, что цель не должна ограничиваться только обучением языку, а расширять спектр знаний, получаемых на уроках иностранного языка, до более широких областей. Межпредметные связи вызывают интерес к различным сферам деятельности, побуждают к углубленному изучению иностранного языка, расширяют кругозор и повышают общий уровень образованности учащихся. Они стимулируют развитие логического мышления, воображения и умения анализировать, а также создают целостную модель мира в процессе обучения. Кроме того, межпредметные связи помогают установить связь предмета с жизнью, что положительно влияет на мотивацию учащихся. В результате, урок становится более разнообразным и интересным, что приводит к повышению мотивации.

На данном этапе развития образования крайне важно практическое использование междисциплинарных связей. Учебные программы должны учитывать их значимость и базироваться на них.

Таким образом, можно сделать вывод, что такой уникальный предмет, как иностранный язык, предоставляет множество путей и возможностей для реализации межпредметных связей с предметами самых разных циклов. При этом связи могут основываться как на межпредметных вопросах, так и на навыках и умениях, полученных при изучении другой дисциплины. Особую роль в реализации межпредметных связей играет творческая, проектная деятельность учащихся, в ходе которой раскрывается весь потенциал иностранного языка, как межпредметной дисциплины.

 

Список литературы:

1. Биболетова М.З. Английский язык: Английский язык с удовольствием / Enjoy English: Учеб. для 3 кл. общеобраз. учрежд. Обнинск: Титул, 2012. 144 с.

2. Буланова-Топоркова М.В., Кукушин В.С. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пос. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 67-69

3. Гончарук О.В. Межпредметные связи как средство учебной деятельности учащихся в начальной школе (информатика и иностранный язык) // Иностранные языки в школе. 2013. № 1. С. 33-39.

4. Жукова Дарья Алексеевна История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учеб. пос. для педагогических учебных заведений / Под ред. акад. РАО Л.И. Пискунова. 2-е изд. исп. и доп. М.: ТИ Сфера, 2001. 512 с.

5. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. М.: Просвещение, 1981. 96 с.

6. Левченко В.В. Интеграционные процессы в педагогической науке // Вестник СамГУ. 2007. № 5. С. 157-165.

 

Сведения об авторах:

Гришукова Софья Владимировна – методист Белгородского института развития образования (ОГАОУ ДПО «БелИРО») (Белгород, Россия).

Свечаревская Светлана Александровна – заведующая центром непрерывного повышения педагогического мастерства Белгородского института развития образования (ОГАОУ ДПО «БелИРО») (Белгород, Россия).

Степанченко Виолетта Григорьевна – проректор Белгородского института развития образования (ОГАОУ ДПО «БелИРО») (Белгород, Россия).

Data about the authors:

Grishukova Sofya Vladimirovna – methodologist of Belgorod Institute of Education Development (Belgorod, Russia).

Svecharevskaya Svetlana Alexandrovna – Head of the Center for Continuous Improvement of Pedagogical Skills, Belgorod Institute of Educational Development (Belgorod, Russia).

Stepanchenko Violetta Grigoryenva – Vice-rector of Belgorod Institute of Education Development (Belgorod, Russia).

E-mail: grishukova_sv@beliro.ru.