patriotic education

Красинский И.В., Полещук Е.Д. Изучение и популяризация историко-культурного наследия малой родины учащимися Ратомской школы (вторая половина XX – первая четверть XXI вв.)

В статье подробно рассмотрен опыт многолетней работы ратомских школьников по изучению и популяризации историко-культурного наследия своей малой родины. На основе анализа широкого корпуса источников авторы подробно описывают основные этапы этой работы с 1940-х гг. до наших дней. Особое внимание уделяется современным методам и практикам (создание видеороликов, QR-кодирование, использование социальных сетей, организация экскурсий и историко-экологических троп). В статье также отмечено расширение тематического спектра исследовательской работы (изучение истории конного спорта, организация экскурсий и создание экскурсионных маршрутов).

Буранок С.О., Токмакова П.Д. Подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе

В статье исследуются проблемы формирования гражданской идентичности у молодого поколения россиян. Особое внимание исследователи уделяют методам и способам воспитания школьников в условиях современного развития общества, прорабатывая возможные результаты освоения педагогами новых учебных курсов. Авторами определены педагогические задачи в преподавании истории и обществознания: воспитание у школьников гражданской идентичности, изучение традиций, культур и ценностей народов Российской Федерации, сплочение общества для благоприятного развития страны. Важнейшей задачей является формирование у учащихся гражданской позиции, ответственности, социальной культуры и социализации. В ходе изучения теоретического материала как российских, так и советских педагогов выявлены базовые принципы формирования гражданской идентичности. На основе принципов самоактуализации, персонализации и неделимости процессов воспитания и обучения авторами формируется комплекс соответствующих педагогических методов. Анализ теоретико-методологической литературы показал существенное разнообразие педагогических методов, приемов и технологий.