composition

Шпак Э.Р. Сказка о Семруге в романе Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза»: особенности межтекстовых связей

В статье исследуются особенности сюжетных, композиционных, образных и лексических перекличек между романом «Зулейха открывает глаза» Г.Ш. Яхиной и вставной сказкой о птице Семруг. При этом текст сказки рассматривается обособленно, в качестве самостоятельной художественной единицы. В процессе сопоставительного анализа указанных произведений выявляются их многочисленные точки соприкосновения на различных структурных уровнях текста. Сделан вывод о значении установленных межтекстовых связей в раскрытии идейного содержания романа.

Демченко Ю.О. Влияние Пушкина на Пушкина (Сильвио и Сальери. Гении и злодеи)

В данной статье делается попытка рубрикации маркеров, констатирующих сходство персонажей А.С. Пушкина – Сильвио и Сальери. Сопоставляются ситуативно, хронологически и структурно близкие примеры из хрестоматийных текстов. Повесть «Выстрел» и маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» были написаны Пушкиным в знаменитый период «Болдинской осени» (1830 г.). Соответственно, анализируемый материал позволяет рассмотреть, как во время творческого процесса происходит взаимовлияние текстов одного и того же автора, во многом раскрывая природу интертекстуальности.

Никишов Ю.М. Как формировался «Герой нашего времени»

Предлагается новая версия творческой истории книги Лермонтова «Герой нашего времени». Первоначально (автономно) еще в конце 1837 года была создана повесть (новелла) «Тамань». Творческая удача стимулировала продолжение работы в жанре записок, что отражено в подзаголовке журнальной публикации «Бэлы»: «Из записок офицера на Кавказе». Но новая повесть видоизменила замысел: теперь циклообразующей опорой стала фигура героя. Книга обладает целостностью, которую обеспечил не первоначальный строгий замысел, а диалогическая связь повестей цикла.