№ 1, 2022

Мельков А.С. Журнал «Studia Humanitatis» в 35 выпусках: история и современный этап развития

Тридцать пятый выпуск Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» (2022, № 1) вышел в свет. За девять лет, прошедших с основания в 2013 году, издание проделало серьезный путь становления и поступательного развития. За это время в журнале было опубликовано 764 статьи и рецензии по гуманитарным дисциплинам – истории, педагогике и методике преподавания, политологии и праву, психологии, теологии, филологии, философии. Основной целью издания журнала является содействие развитию гуманитарного образования и науки в России и за рубежом. Одна из главных задач «Studia Humanitatis» – реализация международного обмена научными знаниями, сотрудничество с отечественными и зарубежными академическими и образовательными центрами с целью развития дальнейшей интеграции в области гуманитарных исследований. Международный электронный научный журнал «Studia Humanitatis» представляет собой интерактивную площадку для обсуждения актуальных проблем, связанных с развитием современной гуманитарной науки. Издание открыто для интеллектуальных дискуссий и обмена мнениями между авторами по широкому кругу научных вопросов.

Зенченко Е.О., Шушмарченко Е.А. Эмотивная составляющая речевого портрета Николая Коляды

В статье рассматриваются вербальные и невербальные проявления эмоций в речи современного российского драматурга Николая Коляды. Представлены различные примеры эмотивной лексики, невербальное выражение эмоций проиллюстрировано кадрами из видеоинтервью. Научная новизна исследования заключается в систематизации взаимосвязи вербальной и невербальной составляющей эмоций Николая Коляды. Полученные результаты показали, что речь драматурга содержит большое число эмотивных слов и выражений, которые играют большую роль в формировании речевого портрета и помогают сформировать целостный образ и представление о творческом человеке.

Власова О.Ю. Феномен общественной поддержки насилия через призму концепции справедливого мира

В условиях переизбытка информационных потоков встает вопрос о возможностях формирования отношения человека и гражданина к общественно-значимым событиям. Если в предыдущем веке оправдание насилия в обществе часто сводилось к пропаганде как к единственному источнику информации для граждан, то на сегодняшний день количество источников информации заставляет задаться вопросом, почему пропаганда до сих пор не потеряла своей актуальности и почему люди по-прежнему оправдывают несправедливое насилие, несмотря на доступ к альтернативным источникам информации? В данной статье особое внимание уделяется психологической концепции «справедливого мира», которая наряду с анализом деятельности авторитарного правительства способна объяснить феномены поведения гражданина в условиях государственного и общественного насилия. Насколько человеческая психика готова к осознанию несправедливых и нелогичных мировых обстоятельств, и какие факторы способствуют этому процессу? Ответы на эти вопросы автор попытался найти в данной статье.

Любушкин А.Д. «На тощей лошаденке в скверную погоду…»: проблема доступности земской медицинской помощи в России на рубеже XIX-XX вв. (по данным Тульской губернии)

В статье рассматривается эволюция понятия «доступность» в земской медицине на рубеже XIX-XX вв. Анализируются основные теоретические подходы к определению данного понятия на разных стадиях развития медицинской мысли. В ходе исследования выделены этапы проработки данного вопроса медицинской интеллигенцией на рубеже веков. На примере земской медицины Тульской губернии (типичной губернии центральной России) показано насколько неоднозначно теоретические положения реализовывались в земской практике.

Christensen C.S. Wassily Kandinsky and birth of abstract art in Munich in the 1910s

Wassily Kandinsky (1866-1944) is credited as one of the pioneers of abstraction in western art. His creation of abstract work followed a long period of development of creative thought, based on his artistic experiences. Kandinsky was a pioneer, and all forms of abstract painting there is scarcely one that he himself did not initiate and experiment with. Wassily Kandinsky was progressing from lyrical outbursts of colour, a symbiosis of poems and paintings to a simple flawless architectural organization and a rigorous form. Kandinsky’s work steadily and harmoniously gathered and spiritual power until it rose at last to a great cosmic synthesis. In this article we will analyse the emergence of abstract art in the period 1910-1914 and Wassily Kandinsky’s influence on that process. Among other things through an analysis of a group of artists “Der Blaue Reiter” (The Blue Rider) including Wassily Kandinsky, August Macke, Paul Klee, and Franz Marc. Wassily Kandinsky was a kind of original source and inspiration for modern art, and he never felt himself bound by a rigid discipline, but aimed at extending the field of art to include all orders of knowledge.

Леоненко Е.Г., Москаленко М.Р., Юдин И.В. Территориальный филиал вуза как центр развития классического образования в малых городах

В статье рассматривается специфика образовательной деятельности территориального филиала вуза в малом городе как центра развития классического образования. Изучается место и роль вузов в развитии малых городов. Территориальные филиалы вузов могут выступать своеобразными «точками роста» их развития, выполняя важные социальные задачи: повышение культурного и образовательного уровня населения, подготовка кадров, привлечение социально активной молодежи, сохранение культурного наследия города и т.д. Также такие филиалы могут создавать и поддерживать своеобразную социально-психологическую среду классического университета с ее ценностями научного познания и интеллектуального творчества. Подводя итог исследованию, авторы предлагают свои варианты по совершенствованию образовательного процесса в территориальных филиалах вузов.

Дворниченко Г.В., Лошадкин Д.А., Темкин И.М., Якунин Н.И. Взаимосвязь уровня физической подготовленности и квалификационного уровня военнослужащих радиотехнических специальностей

Проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о том, что у специалистов радиотехнических специальностей воинских частей противовоздушной и противоракетной обороны преобладает смешанный вид физической активности и военно-профессиональной деятельности. На основе анализа динамики уровня развития силовых показателей у специалистов указанного профиля, окончивших факультет стартового, технологического и энергетического оборудования военного вуза противовоздушной обороны установлено, что у военнослужащих до тридцатилетнего возраста результаты достаточно стабильны, а в дальнейшем начинают снижаться. Авторами сделаны выводы о том, что построение оптимального вектора физической подготовки в условиях учебно-боевой деятельности, проводимой в рамках стажировки, способствует повышению уровня военно-профессиональной и физической подготовленности военнослужащих.

Beshenich C. Teaching philosophy in modern times: an approach based on Hugh St. Victor

Teaching is always difficult no matter what the subject. So finding a wise and effective teaching method may be challenging for any teacher. Thus, the medieval method of Hugh St. Victor (1096-1141) could be interesting for modern teachers of philosophy who want to demonstrate to their students that philosophy is applicable to their lives and remains relevant. Hugh St. Victor’s method focused on studying how “to read well” and how to practice what was read. And from this idea the philosopher strove to form the student intellectually to re-discover the knowledge humans lost after the fall in the Garden of Eden.

Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Проблема профессионального благополучия работников образования

В статье анализируется проблема профессионального благополучия работников образования в условиях современной рыночной экономики. Авторами выявлены экономические предпосылки профессионального благополучия профессорско-преподавательского состава вузов. Акцент сделан на росте конкуренции в профессиональной среде и интенсификации труда. Рассмотрены также вопросы, связанные с инфляцией профессиональных знаний и навыков, постоянной модернизацией, учебной и административной загруженностью преподавателей и др.

Страницы