Крылова М.Н. Мифы об инопланетянах в современном информационном пространстве: симулякры и фейки

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 001.94

МИФЫ ОБ ИНОПЛАНЕТЯНАХ В СОВРЕМЕННОМ

ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СИМУЛЯКРЫ И ФЕЙКИ

Крылова М.Н.

В статье рассматривается миф об инопланетянах в структуре современных мифов, участвующих в мифологизации сознания человека. Внимание автора обращено на то, в каких симулякрах реализуется данный миф, и каковы инструменты его внедрения в сознание. Проведённый анализ показал, что мифы об инопланетянах занимают устойчивое положение в системе современных мифов. Они реализуются во множестве хорошо проработанных симулякров, для утверждения которых в общественном сознании используются многочисленные механизмы, в числе которых особую роль играют фейки. Отмечается большое значение СМИ, в том числе новых медиа, для распространения мифа о пришельцах. Установлено, что миф об инопланетянах интенсивно внедряется в сознание россиян в течение нескольких последних десятилетий. Авторство данного мифа и адресанта, в чьих интересах он внедряется, сложно установить. Автором высказывается предположение, что речь идёт о мифологизации как способе заполнения религиозного и идеологического вакуума в сознании современного человека. Также установлено, что у данного мифа могут быть скрытые, неосознанные адресанты и мотиваторы, которым выгодно ослаблять у современного человека критическое видение мира, делать его психику более податливой для разного рода внушений.

Ключевые слова: миф, мифологизация, информационное пространство, инопланетяне, НЛО, симулякр, фейк.

 

MYTHS ABOUT ALIENS IN THE MODERN

 INFORMATION SPACE: SIMULACRA AND FAKES

Krylova M.N.

The article considers the myth about aliens in the structure of modern myths participating in the mythologization of human consciousness. Author’s attention is drawn to what kind of simulacra this myth is realized and what are the tools for its introduction into consciousness. The analysis showed that myths about aliens occupy a stable position in the system of modern myths. They are implemented in a multitude of well-developed simulacra, for the approval of which in the public consciousness numerous mechanisms are used, among which fakes play a special role. The great importance of the media, including new media, for the spread of the myth of the aliens is noted. It was revealed that the myth about aliens has been intensively implanted in the minds of Russians over the past few decades. The authorship of this myth and the addressee, in whose interests it is being implemented, is difficult to establish. The author suggests that we are talking about mythologization as a way to fill the religious and ideological vacuum in the consciousness of a modern person. It is also established that this myth may have hidden, unconscious addressees and motivators, who benefit from weakening a modern person’s critical vision of the world, making it the psyche is more malleable for all kinds of suggestions.

Keywords: myth, mythologization, information space, aliens, UFO, simulacrum, fake.

 

Существование человека в современном обществе с каждым годом становится всё более открытым внешне: мы соглашаемся с тем и привыкаем к тому, что информация о нас известна практически каждой государственной структуре и доступна почти для каждой организации или личности. Одновременно мы и сами привыкли в любой момент получать необходимую информацию о любом интересующем нас человеке, событии, организации и т.п. В то же время существование человека и человечества парадоксальным образом окутано множеством тайн и с каждым годом приобретает всё меньше ясности и однозначности. Одно из проявлений «таинственности» нашего существования – мифологизация сознания, то есть внедрение в него определённой системы мифов. О.Б. Гладков определяет мифологизацию общественного сознания как «процесс порождения мифов, мифологем на базе происходивших и происходящих событий, постепенное укоренение их в общественном сознании, характеризующемся доминированием неосознанного восприятия социальной действительности и акцентированием бессознательных инстинктов, влечений, потребностей, а также отсутствием должного рационального начала в суждениях и последующих поведенческих актах» [2, с. 20].

Миф в данном случае является «средством формирования картины мира, основанном на бессознательном начале скорее, чем на личном опыте и осознанном осмыслении окружающей реальности» [15, с. 13]. Мифологизация является следствием действия «тенденции к преобладанию мифологических представлений в массовом сознании на современном этапе развития общества» [14, с. 48].

Для общества всегда были важны мифы, с помощью которых человек пытался объяснить что-то непонятное в окружающем мире, что-то, для постижения чего ему не хватало знаний. Так появлялись религии, с помощью которых объяснялись небесные явления (молнии, солнечные затмения), климатические изменения (смена времён года, изменение температуры воздуха, стихийные бедствия и др.), периодические явления (день – ночь, зима – лето и др.) и т.д. Так появлялись и собственно мифы, многие из которых прочно вошли в структуру мировой художественной литературы: мифы Древней Греции, Древнего Рима, скандинавские, славянские мифы и т.п. Как отмечает А.Ф. Лосев, миф «всегда является выражением тех или иных жизненных, или насущных потребностей и стремлений» [6, с. 398].

Появление мифов можно назвать явлением закономерным, естественным, прочно связанным с психологией человека и историей развития человеческого общества. Мифологизация представляет собой явление иного рода: кто-либо, осознанно или безотчетно, внедряет в сознание людей то или иное мифологическое представление. На современном этапе мифологизация стала особенно часто наблюдаемым процессом, поскольку в сознании людей образовались лакуны, которые ранее заполняли религиозные или идеологические мифы.

Цель настоящего исследования – проанализировать внедрение в общественное сознание мифов об инопланетянах, использование для этого симулякров и фейков. В ходе исследования применялись методы анализа и синтеза, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов, анкетирования.

Мифологизация предполагает внедрение в сознание людей определённого мифа. Широко распространённой является политическая мифологизация, в ходе которой в сознании людей укрепляются те или иные политические мифы. Например, «миф о… геополитическом противостоянии Запада и России; миф о противоречиях между "патриотами" и "бандитами"; миф о "мессии", то есть о том, что достаточно "выгнать олигархов и поставить нормального президента" для решения всех проблем в стране» и т.д. [11, с. 179]. Брендовая мифологизация имеет своей целью формирование мифа об определённом бренде, с помощью которого будут повышены продажи данного товара, будут достигнуты «успех бренда и необходимые факторы усиления его имиджа» [13, с. 163]. Мифологизация мест лишения свободы может выступать как средство популяризации тюремной субкультуры в России, как «экспансия тюремной субкультуры» [17, с. 63]. Широко распространены мифы о магии, мистике, колдунах, экстрасенсах, оккультистах, существование которых подаётся людям как несомненное. Глубоко внедрены в сознание современного жителя России также мифы о сверхъестественных существах – «барабашке», «чупакабре», духах, привидениях, а также о существах, которых никто не видел, но которые объявляются реальными, – полтергейсте, снежном человеке и др.

В трансляции мифа в настоящий момент используются такие инструменты, как симулякры и фейки. Симулякр трактуется в философской энциклопедии как «понятие философского дискурса, введенное в античной мысли для характеристики наряду с образами-копиями вещей таких образов, которые далеки от подобия вещам и выражают душевное состояние, фантазмы, химеры, фантомы, призраки, галлюцинации, репрезентации снов, страхов, бреда» [8, с. 542]. А.В. Панкратова характеризует миф и симулякр как противоположные категории, поскольку «миф – это сообщение о бытии, а симулякр – это сообщение о небытии» [10, с. 283], чего нельзя сказать о мифологизации и симулякре, поскольку мифологизация изначально нацелена на внедрение в сознание человека представления именно о небытийных явлениях.

С заведомо нереальной, неточной, выдуманной, фантазийной информацией связаны и фейки (от англ. fake – подделка), которые всё шире распространяются в современном информационном пространстве. Фейки представляют собой «любые непроверенные или заведомо ложные сведения о чем-либо в интернете или иных средствах массовой информации» [3, с. 133]. При этом фейк подаётся под видом проверенной информации, может включать ссылки на какие-то авторитетные источники.

Мифы о пришельцах не являются в информационном пространстве России чем-то совершенно новым. С.И. Дмитриева говорит об их существовании в фольклоре, например, в жанрах былички и побывальщины. Причём данные жанры стали сегодня не просто устными, существующими для передачи рассказов друг другу в непринуждённой обстановке, но и утвердились в прессе и на телевидении [4, с. 135]. Исследовательница называет мифы об инопланетянах «самой обширной областью, связанной с "чудесами ХХ века"» [4, с. 146]. В.И. Санаров связывает миф о пришельцах с традиционными народными верованиями: «…Среди населения различных стран распространяется вера в НЛО, пришедшая на смену вере в другие образы народных верований» [12, с. 166].

Сознание россиян за время бытования данного мифа пополнилось рядом симулякров, связанных с инопланетянами:

– Многие люди якобы видели инопланетные летательные аппараты (неопознанные летательные объекты – НЛО), стали свидетелями контактов с инопланетянами и даже сами участвовали в этих контактах (являются контактёрами).

– Инопланетяне похищают землян, чтобы изучать их, проводить над ними опыты. Иногда после этого они возвращают похищенных обратно и те могут частично вспомнить своё пребывание на кораблях пришельцев.

– Контакты могут иметь сексуальную сторону, то есть инопланетяне используют людей (в первую очередь женщин) как сексуальные объекты. От таких связей могут рождаться дети с необычными способностями.

– Инопланетяне, пришельцы давно живут на Земле или время от времени прилетают сюда.

– Все правительства знают о существовании инопланетян и их контактах с людьми, но скрывают эту информацию от своих граждан. В каждой стране есть тайные правительственные организации, которые занимаются изучением инопланетян и сокрытием от людей их деятельности.

– Инопланетяне более развиты технически.

– Контакты с инопланетянами происходят с глубокой древности. Скорее всего, именно пришельцы принесли на Землю культуру, дали толчок для развития цивилизации.

Каким же образом поддерживаются в сознании людей данные симулякры?

Во-первых, существует множество формальных и неформальных организаций, изучающих появление инопланетян на земле и их контакты с людьми. В России одна из наиболее известных таких организаций – «Космопоиск» (Spacesearch) – была создана в 1980 году и насчитывает в настоящий момент около 2500 активных членов. Наличие подобных организаций в разных странах, упоминание об их деятельности в СМИ служат убеждению людей в серьёзности проблемы.

Во-вторых, существует исследовательская дисциплина – уфология, представители которой, уфологи, изучают всё, что связано с НЛО и инопланетянами. Для учёных несомненно, что уфология – это лженаука (квазинаука, псевдонаука) [16, с. 25], однако для обычных людей само существование такой науки является доказательством реальности инопланетян.

В-третьих, большую роль в распространении мифов об инопланетянах сыграли художественная литература, кино и телесериалы. Первые книги о пришельцах и внеземных цивилизациях стали распространяться с начала ХХ века. Данной тематике посвящены произведения Г. Уэллса «Война миров» (1897), Д. Линдсея «Путешествие к Арктуру» (1920), О. Стэплдона «Создатель звёзд» (1937), Э.Э. «Док» Смита «Космический жаворонок» (1946) и многие другие. В русской литературе большой вклад в становление научной фантастики о пришельцах внесли К.Э. Циолковский и сборник его очерков «Грезы о Земле и небе» (1895), А.Н. Толстой и его роман «Аэлита» (1923), А.Р. Беляев и его роман «Звезда КЭЦ» (1936), И.А. Ефремов и его произведения «Туманность Андромеды» (1957), «Сердце Змеи» (1958), «Час Быка» (1969) и др., братья Стругацкие и их книги «Трудно быть богом» (1963), «Пикник на обочине» (1972) и др. В настоящий момент ежегодно издаются тысячи фантастических книг, в которых фигурируют пришельцы. Контакты с инопланетянами описываются также во множестве художественных фильмов и телесериалов.

Конечно, читатели и зрители, являющиеся потребителями литературы, кино и телесериалов о пришельцах, понимают, что перед ними художественный вымысел, однако обилие данных текстов, формирование на их основе научно-фантастического дискурса как «особого типа художественно-литературного дискурса, доминирующая черта которого – репрезентация фантастической реальности в целях адекватной передачи этоса, логоса и пафоса литературной личности для воплощения ее идеалов и ценностей в причудливых и неожиданных формах "возможных миров" с целью художественного воздействия на читателя» [9, с. 167-168] расшатывают представление людей о невозможности существования инопланетян. Кроме того, в книгах, кино и сериалах постоянно повторяются определённые сюжеты, например, о войне с пришельцами, о том, как инопланетяне покоряют Землю, что тоже служит формированию определённых представлений у читателей и зрителей.

В-четвертых, на распространение мифов об инопланетянах значительное воздействие оказывают СМИ, что заставляет задуматься о том, каковы истоки данного мифа и кому он выгоден.

Когда речь идёт о мифологизации, возникает вопрос о том, кому она выгодна. Обычно мифологизация является осознанным процессом, организуемым определёнными силами с определёнными целями. Это особенно отчётливо видно на примере политического мифа: например, распространение в современном информационном пространстве мифа о том, что будто бы все либеральные политики финансируются Западом, выгодно правящей политической силе для обеспечения собственных высоких рейтингов и черного пиара своих конкурентов. В мифе об инопланетянах адресант, то есть сторона, инициирующая мифологизацию и пожинающая её плоды, не столь ясна.

Для исследователей несомненна огромная роль средств массовой информации и в особенности телевидения в мифологизации массового сознания. Д.Г. Маркосян отмечает, что «с появлением средств массовой коммуникации влияние мифов на общественное мнение и поведение стало поистине грандиозным» [7, с. 88]. Воздействие телевидения на человека имеет манипулятивный характер, С.Г. Кара-Мурза так характеризует его влияние на сознание: «Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение программ» [5, с. 313]. В такой расслабленный мозг можно внедрить любой миф. М.А. Антипов говорит о таком средстве мифологизации сознания, как экран, имея в виду не только и даже не столько телевидение, сколько множество мониторов и дисплеев, которые окружают человека и посылают ему массу импульсов (информационных, эмоциональных, ценностных и др.), под влиянием которых строится его мышление [1].

Мифы об инопланетянах активно распространяются именно посредством СМИ. Телеканалы Рен-ТВ, НТВ, ТВ-3 и другие выпускают передачи, и документальные фильмы, нередко объединённые в целые циклы, в которых рассказывается о пришельцах и контакте с внеземным разумом. В течение последних десятилетий в систему СМИ, распространяющих документальные фильмы и передачи об инопланетянах, включились новые медиа. В видеохостингах «YouTube», «Яндекс» и др. активно транслируются фильмы с названиями: «НЛО и пришельцы – реальные видеосъемки», «Теории НЛО», «Пришельцы. Самые шокирующие гипотезы» и т.п. В телепередачах и документальных фильмах выступают участники «контактов» с инопланетянами, «свидетели» приземлений НЛО, многочисленные «эксперты», среди которых фигурируют уфологи, «психологи» и другие специалисты. Посыл, который дают данные телепередачи и документальные фильмы, – пришельцы существуют, и это – несомненно.

Именно в связи с данными источниками встаёт вопрос о фейках как инструменте распространения информации об инопланетянах. Сферой распространения фейков становятся чаще всего Интернет-СМИ: здесь регулярно появляются видео с «допросами» инопланетян и рассказами «очевидцев», фотографии пришельцев и НЛО и т.д.

Широкое распространение фейковой информации об инопланетянах в СМИ заставляет предположить, что «заказчиком» мифологизации выступают некие общественные или государственные организации, контролирующие данные СМИ и нацеливающие их на публикацию материалов о пришельцах. Однако данное предположение, как видим, напоминает эпизод «теории заговоров». На самом деле, по нашему мнению, у мифа, симулякров и фейков о пришельцах нет конкретного заказчика, адресанта. В качестве их источника или мотиватора выступает мифологический вакуум, образовавшийся в сознании современного человека, а также готовность поверить любой информации, если она подана наукообразно. Низкий уровень образования, подверженность манипулятивным технологиям заставляют людей верить в инопланетян.

О.Б. Гладков отмечает, что распространение мифов в общественном сознании, прогресс их формирования и разнообразие на современном этапе развития общества свидетельствуют «об отходе многих наших современников от рационального постижения и осмысления окружающего мира» [2, с. 14]. По мнению исследователя, «в общественном сознании стала преобладать хаотичность над упорядоченностью, неразумное над разумным» [2, с. 17]. Разум перестаёт руководить поступками, и человек готов принять за правду любой миф, выгодно поданный ему, позволяющий квазирационально объяснить какие-то реалии окружающего мира.

Можно попытаться обозначить некоторые следствия мифологизации сознания мифами такого типа, какими являются мифы о пришельцах (то есть не имеющими явного адресанта и ярко выраженной цели). Лучшая управляемость человека, его оторванность от научного поля, повышение уровня тревожности, увеличение степени внушаемости – вот далеко не полный перечень качеств, которые развиваются в результате такой мифологизации. Явного адресанта (заказчика) у такого типа воздействия на сознание человека нет, но есть те, кому это может быть выгодно. Для современных властных структур гораздо удобнее иметь в своём распоряжении человека, готового поверить во всё, что подаётся с экрана, готового переключиться от реальных проблем жизни на надуманные проблемы инопланетного вторжения.

Адресат такой мифологизации – средний россиянин, причём воздействие идёт и на молодёжь, и на людей среднего возраста. Пожилые люди, воспитанные в материалистическом поле, получившие в своё время хорошее образование, готовы поверить в инопланетян в меньшей степени. Это подтверждают результаты нашего опроса, проведённого среди жителей города Зернограда Ростовской области в 2021 году. Уверены в существовании инопланетян 46% молодых людей от 18 до 25 лет, 28% людей в возрасте от 26 до 40 лет и лишь около 15% людей старше 40 лет. Радует реакция детей и подростков (опрошенных в возрасте от 10 до 17 лет), среди которых уверенность в существовании пришельцев высказали только около 7% опрошенных. В опросе приняли участие около 50 человек каждой возрастной группы.

Итак, широкое распространение мифологизации общественного сознания в современной России говорит о том, что общество переживает глубокий кризис. Мифологизация лишает человека самостоятельности, препятствует его активной мыслительной деятельности, делает его управляемым, подверженным любым, в том числе деструктивным влияниям, увеличивает опасность развития разнообразных конфликтов. Человек, испытавший на себе мифологизацию однажды, обретает способность быть подверженным ей в дальнейшем, принимая на веру всё новые мифы. Такое явление мы наблюдаем в период пандемии коронавируса COVID-19 (2020-2021 гг.), когда огромное количество россиян поверило в «опасность», которую якобы несёт прививка от коронавируса, в том числе и в совершенно абсурдные версии, например, относительно «чипирования» под видом прививки. Мифологизация может внешне выглядеть невинно, но она наносит значимый удар по психике человека, усиливая внушаемость людей, открывая мозг для самых разных, не имеющих ничего общего с реальностью, способов объяснения происходящих событий.

Мифы об инопланетянах отличаются от других видов мифов отсутствием явного «заказчика», адресанта, которому выгодна будет мифологизация сознания людей с помощью данного мифа. При этом миф устраняет лакуны в сознании людей, ранее заполненном религиозными и/или идеологическими мифами. Человек становится более управляемым, его сознание – открытым любому воздействию.

На массовое сознание гораздо проще оказывать влияние, чем на сознание отдельного человека. Сливаясь с толпой, человек утрачивает многие качества своей личности, свою индивидуальность, даже разумность, поскольку мифы не имеют ничего общего с разумом. Именно таково воздействие мифологизации, всегда являющееся манипулятивным и делающее людей гораздо более управляемыми.

 

Список литературы:

1. Антипов М.А. Экран как средство мифологизации сознания // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 12. С. 161-164.

2. Гладков О.Б. Мифологизация общественного сознания в России конца XX – начала XXI века // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 1 (22). С. 14-20.

3. Головкин Р.Б., Зыбин Д.Г. «Фейк» как правовое явление // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2018. № 4. С. 132-138.

4. Дмитриева С.И. Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (Былички и рассказы об НЛО) // Современная российская мифология / Сост. М.В. Ахметова. М.: РГГУ, 2005. С. 133-158.

5. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2008. 864 с.

6. Лосев А.Ф. Из ранних произведений / Сост. и подгот. текста И.И. Маханькова; вступ. ст. А.А. Тахо-Годи и Л.А. Гоготишвили; Примеч. Л.А. Гоготишвили и др. М.: Правда, 1990. 655 с.

7. Маркосян Д.Г. Роль телевидения в мифологизации массового сознания // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 87-91.

8. Огурцов А.П. Симулякр // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 2010. С. 542-544.

9. Олянич А.В. Научно-фантастический дискурс // Дискурс-Пи. 2015. № 2 (19). С. 167-170.

10. Панкратова А.В. Миф и симулякр как противоположные категории // Манускрипт. 2018. № 11-2 (97). С. 283-288.

11. Рочняк Е.В. К вопросу о мифологизации массового сознания // Гуманитарный вестник (Горловка). 2017. № 3 (1). С. 174-182.

12. Санаров В.И. НЛО и НЛОнавты в свете фольклористики Современная российская мифология / Сост. М. В. Ахметова. М.: РГГУ, 2005. С. 159-172.

13. Сарилова О.А., Сарилов М.Ю. Мифологизация как основа имиджа бренда // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 5. Ч. 1. С. 159-165.

14. Филиппова И.Ю. Мифологизация массового сознания российского общества // Общество и культура. Ставрополь: Изд-во СГХ, 2001. С. 48-56.

15. Хубутия М.В. Мифологизация массового сознания в условиях демократизации современного российского общества: дис. … канд. филос. наук: спец. 09.00.11 – социальная философия. Ростов-на-Дону, 2013. 135 с.

16. Хуршед З. Элементы суеверий и лженауки в современной философии // Современная таджикская философия: проблемы, перспективы и пути развития: Мат. науч.-практ. конф. Душанбе, 2021. С. 25-33.

17. Черкасова Ю.Ю. Мифологизация мест лишения свободы как средство распространения влияния тюремной субкультуры в России // Альманах современной науки и образования. 2010. № 11-2. С. 63-65.

 

Сведения об авторе:

Крылова Мария Николаевна – кандидат филологических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института (Зерноград, Россия).

Data about the author:

Krylova Maria Nikolaevna – Candidate of Philological Sciences, Professor of Humanitarian Disciplines and Foreign Languages Department, Azov-Black Sea Engineering Institute (Zernograd, Russia).

E-mailkrylovamn@inbox.ru.