Красинский И.В. Постижение истории через рок-музыку: анализ эффективности педагогических стратегий
УДК 373:94+785
ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ РОК-МУЗЫКУ:
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ
Красинский И.В.
В статье изучена значимость использования рок-музыки в историческом образовании с целью развития интереса учащихся к учебному предмету. Анализ основан на эффективности педагогических стратегий, включающих музыкальные элементы, и демонстрирует их способность повышать учебную мотивацию, а также способствовать эмоциональному закреплению исторических событий. В исследовании особое внимание уделено влиянию рок-музыки на качество образования и учебные достижения учеников, а также представлены конкретные примеры вариативного применения рок-музыки на уроках истории. Приведены особенности и ограничения, рекомендации и советы по использованию рок-композиций на уроках истории.
Ключевые слова: рок-музыка, историческое образование, педагогические стратегии, учебная мотивация, запоминание исторических событий, уроки истории, методика преподавания истории.
HISTORY STUDYING THROUGH ROCK MUSIC:
ANALYSIS OF PEDAGOGICAL STRATEGIES EFFECTIVENESS
Krasinski I.V.
The article examines the importance of using rock music in historical education in order to develop students’ interest in the subject. The analysis is based on the effectiveness of pedagogical strategies that include musical elements, and it demonstrates their ability to increase educational motivation, as well as contribute to the emotional consolidation of historical events. Special attention is paid to the influence of rock music on the quality of education and educational achievements of students; specific examples of the variable use of rock music in history lessons are also presented. The features and limitations, recommendations and tips on using rock compositions during history lessons are given.
Keywords: rock music, historical education, pedagogical strategies, academic motivation, retention of historical events, history lessons, history teaching methodology.
Преподавание истории – это процесс, который играет важную роль в формировании понимания прошлого, настоящего и будущего учеников. Изучение истории позволяет учащимся получить ценные знания о культуре, обществе, исторических событиях и значимых личностях, которые сформировали наш мир. Важность этого предмета в образовании обусловлена его способностью учить критическому мышлению, анализу и принятию взвешенных решений [см.: 3].
Однако в современном образовательном контексте, преподавание истории сталкивается с вызовами. Несмотря на богатство материала, представленного в учебниках и программе курса, многие ученики испытывают трудности в понимании и заинтересованности в этом предмете. Стандартные методы преподавания могут оказаться неэффективными в привлечении внимания молодого поколения, которое привыкло к быстрому темпу жизни и современным технологиям [см.: 2; 6].
Поэтому актуальность новых методов преподавания истории становится необходимой для сохранения интереса учеников и их активного участия в образовательном процессе. Использование современных подходов, таких как интеграция рок-музыки, может стать эффективным решением, делающим уроки истории увлекательными и запоминающимися. Музыкальные элементы, в частности рок-музыка, обладают потрясающей силой воздействия на эмоции и восприятие учеников, что способствует углубленному осмыслению исторических фактов и событий [12].
В данной статье мы рассмотрим методику преподавания истории с применением рок-музыки и поразмышляем про ее эффективность в повышении интереса учащихся к прошлому. Мы также представим конкретные примеры возможных музыкальных стратегий, а также обсудим рекомендации для практического применения данных подходов в образовательном процессе. Надеемся, что результаты данного исследования внесут вклад в развитие современных методов преподавания и обогатят образовательный опыт учащихся, помогая им лучше понять и ценить историческое наследие человечества.
Рок-музыка – это музыкальный жанр, который возник в середине XX века и стал одним из наиболее влиятельных направлений музыкальной индустрии. Основные характеристики рок-музыки включают использование электрических гитар, бас-гитар, ударных инструментов и вокала. Рок-музыка отличается ритмами, энергичными мелодиями и сильными текстами, которые часто затрагивают социальные и культурные темы. Этот жанр разнообразен и включает в себя различные поджанры, такие как классический рок, хард-рок, панк-рок, метал, альтернативный рок и др. [14].
Рок-музыка стала сильным культурным феноменом, оказывающим влияние на образ жизни, моду, мировоззрение и искусство. Ее эмоциональная сила и способность выражать чувства и идеи делают рок-музыку привлекательной для миллионов людей по всему миру и делают ее мощным средством для выражения исторических событий и человеческих переживаний.
Использование рок-музыки в образовательном процессе на уроках истории – довольно специфическое явление, которое может принести немало пользы учащимся [см.: 12]:
1. Привлечение внимания и мотивация. Рок-музыка обладает энергией и динамикой, которые могут привлечь внимание учащихся и поддержать их интерес к изучению истории. Музыкальные элементы, ритм и мелодии создают эмоционально насыщенную атмосферу на уроке, что способствует повышению мотивации учеников к активному участию в образовательном процессе.
2. Создание ассоциаций и эмоциональных связей. Рок-музыка, особенно песни с текстами, отражающими исторические события или культурные аспекты, помогает учащимся лучше усвоить материал. Музыка может стать ассоциативным связующим звеном между абстрактными событиями и эмоциональными состояниями, делая уроки истории более запоминающимися и понятными.
3. Культурный контекст. Рок-музыка является важным элементом культурного наследия различных эпох и поколений. Включение рок-композиций, соответствующих историческому периоду, позволяет учащимся ощутить дух времени и понять социокультурный контекст прошлого. Это помогает более полно воспринимать исторические события и образы, формируя целостное представление о прошлом.
4. Стимулирование творческого мышления. Рок-музыка часто обладает сложной структурой и глубоким содержанием. Анализ текстов и музыкальных композиций позволяет развивать критическое мышление, а также способствует творческому подходу к изучению истории. Учащиеся могут создавать собственные проекты, основанные на рок-музыке, что помогает углубить их понимание истории.
5. Улучшение коммуникации и общения. Обсуждение и анализ рок-песен, связанных с историческими событиями, стимулирует общение и дискуссии в классе. Ученики могут выражать свои мнения, делиться эмоциями и взглядами на прошлое, что развивает навыки коммуникации и способствует более глубокому взаимопониманию.
6. Содействие междисциплинарности. Использование рок-музыки способствует интеграции исторического материала с другими дисциплинами, такими как литература, искусство, политология, религиоведение, социология, философия и др. Это помогает учащимся понимать, как различные аспекты культуры и общества взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В этой статье будут рассмотрены примеры возможного использования рок-композиций таких групп, как «Iron Maiden», «Sabaton», «Петля Пристрастия» и «Radiohead» в контексте преподавания истории. Каждая из этих групп представляет различные стили и эпохи, и их песни охватывают широкий спектр исторических событий и персоналий.
У группы «Iron Maiden» есть несколько песен на историческую тематику [7; 8; 9; 10; 11]. Группа известна своими текстами, которые часто основаны на исторических событиях, литературных произведениях или мифологии. Песня «Alexander the Great» рассказывает об исторической личности, великом военачальнике и завоевателе, Александре Македонском; композиция «The Trooper», вдохновленная событиями Крымской войны, рассказывает о знаменитой атаке легкой бригады кавалерии британской армии под командованием лорда Кардигана; песня «Run to the Hills» основана на исторических событиях взаимодействия европейских колонистов с индейцами Северной Америки; композиция «The Clansman» повествует о войне за независимость Шотландии и исторической фигуре Уильяма Уоллеса; Песня «Powerslave» представляет собой размышления фараона об утрате власти после смерти. «Iron Maiden» смело сочетает рок-музыку и образование, делая свою музыку уникальной и интересной для фанатов истории.
Песня «Alexander the Great» имеет значительную образовательную ценность, так как она знакомит слушателей с личностью Александра Македонского и его значимыми военными подвигами. Текст песни содержит описания исторических событий, что делает ее прекрасным инструментом для стимулирования интереса учащихся к изучению древних цивилизаций и военной истории [7].
Преподаватели истории могут использовать песню «Alexander the Great» в учебных целях следующим образом:
1. Актуализация учебного материала, введение в тему. Песня может служить отличным введением в изучение периода древней истории, особенно в отношении завоевательных походов Александра Македонского и его влияния на мир того времени.
2. Расширение понимания событий. Слушая песню и обращая внимание на текст, учащиеся смогут лучше понять контекст и суть исторических событий, связанных с Александром Македонским.
3. Создание исторического настроения. Музыка и текст композиции «Alexander the Great» передают эпический характер событий, что помогает воссоздать атмосферу того времени и создать интерес и вовлеченность у учащихся.
Приведем некоторые цитаты из текста данной песни в качестве примеров: «At the age of nineteen he became the Macedon King / And he swore to free all of Asia Minor»; «Alexander the Great / His name struck fear into hearts of men / Alexander the Great / He died of fever in Babylon» [7].
Цитаты позволяют учащимся прочувствовать героизм и славу Александра Македонского и понять его влияние на историю Древнего мира. Анализ текста, сопоставление с историческими источниками и обсуждение песни на уроке могут усилить понимание периода и вызвать интерес к изучению древних цивилизаций и военных конфликтов.
Другая музыкальная группа – «Петля Пристрастия» – пишет более сложные тексты и вдумчивые музыкальные композиции. Анализ композиции «Минотавр» позволяет выявить присутствие метафорических образов и аллюзий, связанных с древнегреческой мифологией, что делает ее интересным объектом для образовательных целей [5].
Ключевые аспекты текста песни проявляются в повторяющемся припеве, который гласит: «Где веселье, там и я». Интересно заметить, что в тексте присутствуют элементы, которые отсылают к древнегреческой мифологии. В частности, во втором куплете упоминается лабиринт, а также персонаж с бычьей головой – Минотавр. Цитата из текста: «Вокруг лабиринт, и, само собой, в нем ждет индивид с бычьей головой» [5].
В бридже песни присутствует метафора утопического мира с гармонией и благовониями, а фраза «лабиринт и Минотавр – вот сейчас мои друзья» указывает на сопутствующие сложности и вызовы, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Цитата: «Вот бы жить в утопии, где царит гармония, с благовонием в руке, с третьим глазом на спине, но лабиринт и Минотавр – вот сейчас мои друзья» [5].
Текст песни «Минотавр» группы «Петля Пристрастия» демонстрирует явное вдохновение древнегреческой мифологией и ее символами. Анализ данной композиции способствует более глубокому пониманию культурных и исторических аспектов, связанных с древнегреческой мифологией, а также может подвигнуть на обсуждение темы сложностей и жизненных вызовов, с которыми сталкивается каждый человек. Также отметим, что данная композиция довольно красноречиво отражает иную сторону интерпретации мифа о Минотавре, которую в своё время представил в рассказе «Дом Астерия» аргентинский писатель Х.Л. Борхес [см.: 1]. Здесь, как и в песне группы «Петля Пристрастия», минотавр выступает не в качестве злого чудовища, а как существо, которое с горечью осознаёт всё бремя своей жизни, что вынуждает читателя/слушателя сочувствовать Астерию.
Композиция «Минотавр» и тематика группы «Петля Пристрастия» представляют собой сложные и философские темы, которые могут быть более подходящими для обсуждения в старших классах. Текст песни содержит аллюзии на древнегреческую мифологию и символы, что предоставляет возможность для обучения о культурных и исторических аспектах древней Греции. Однако такие темы также могут быть сложными для младших учащихся и требуют более взрослого уровня понимания. Кроме того, группа «Петля Пристрастия» известна большим количеством исторических композиций, которые могут быть интересными для использования в образовательных целях. Также следует обратить внимание на то, что часть данных песен содержит обсценную лексику, что делает их неподходящими для использования на уроках истории или в классной обстановке. Использование таких композиций требует специфического и осмотрительного подхода, и они могут быть рекомендованы только для специальных форматов или образовательных событий, ориентированных на старшеклассников с соответствующим уровнем зрелости и понимания.
Шведская пауэр-метал-группа «Sabaton», известна своим уникальным стилем, посвященным историческим темам и военной истории [15; 16; 17]. Лирика этих песен часто основана на реальных исторических событиях, битвах, героях и военных кампаниях. Группа активно использует мощные и «грозные» мелодии, чтобы передать эпический характер исторических сюжетов, что делает их композиции уникальными и увлекательными для аматоров истории.
Некоторые песни группы «Sabaton», связаны с историческими событиями: «Primo Victoria» (посвящена Второй мировой войне, операции «Оверлорд»), «The Art of War» (основана на книге Сунь Цзы «Искусство войны»), «To Hell and Back» (посвящена жизни американского военного героя Оди Мерфи, получившим много наград) и др. Эти композиции отражают богатую историческую палитру и могут служить интересным материалом для обучения и обсуждения исторических событий на уроках.
В качестве разбора конкретной песни рассмотрим композицию «Primo Victoria». Эта песня посвящена высадке союзных войск в Нормандии во время Второй мировой войны. В тексте песни переданы масштаб и героизм события. Цитата: «Through the gates of Hell, as we make our way to Heaven Through the Nazi lines – Primo Victoria!» [15]. Эта фраза передает решимость и бесстрашие союзных солдат в борьбе против нацистских сил. Изучив детально текст композиции, учащиеся могут осознать, насколько тяжела ноша солдата, который вынужден, несмотря на борьбу против врага, идти на убийство другого человека. «Primo Victoria» может быть использована в старших классах при изучении событий и битв Второй мировой войны. Урок, основанный на этой песне, поможет учащимся углубить свое понимание о том, как события «D-Day» повлияли на ход войны и победу союзников, а также эмоционально прочувствовать эти события.
Таким образом, группа «Sabaton» предоставляет интересный и увлекательный материал для преподавания исторических тем через музыку. Песни этого коллектива на исторические темы позволяют учащимся лучше понять исторические события, персонажей и битвы, сделав обучение истории более захватывающим. При этом использование некоторых песен может требовать осторожности из-за возможного присутствия в них языка или образов, не соответствующих образовательной среде. С учетом этого, группа «Sabaton» может стать ценным источником образовательных материалов, способствующих углубленному изучению истории и военных событий.
«Radiohead» – британская альтернативная рок-группа, образованная в 1985 г., чье творчество отличается экспериментальным звучанием, глубокими текстами и обращением к разнообразным темам, включая исторические события. Одной из песен группы, которая затрагивает историческую тематику, является «2 + 2 = 5». В этой композиции передано критическое отношение к политическим режимам и общественным нормам. Текст песни содержит следующие цитаты: «You have not been paying attention / Paying attention, paying attention / You have not been paying attention / Paying attention, paying attention» [13].
Текст песни «2 + 2 = 5» учителя могут использовать на уроках истории или обществознания для обсуждения политических систем и авторитарных режимов, важных социальных и политических вопросов. Песня может послужить основой для обсуждения проблем манипуляции информацией и контролем над обществом, а также при анализе темы протеста и революционных движений. Данная композиция подходит для обсуждения с учащимися различных аспектов истории и современности, побуждая их задуматься над влиянием политики и власти на общество и индивидов.
Стоит отметить, что песня «2 + 2 = 5» имеет и другое название – «The Lukewarm» (англ. – тёплый, равнодушный), что является своеобразной отсылкой к творчеству Джорджа Оруэлла (роман «1984) [4] и деятеля эпохи Возрождения Данте Алигьери [18].
Подводя итог, следует отметить, что в мире существуют множество композиций разных рок-коллективов и исполнителей, которые затрагивают историческую тематику и могут быть интегрированы в образовательный процесс. Мы кратко описали, каким образом при изучении истории и обществоведения можно применять творчество вышеописанных коллективов.
Подводя итог, выделим общие педагогические стратегии, относящиеся к теме статьи:
1. Музыкальные реконструкции исторических событий. Этот метод основывается на использовании песен рок и метал-групп, которые освещают ключевые моменты истории. Путем анализа текстов и мелодий учащиеся могут более глубоко погрузиться в прошлое и лучше осмыслить события и персонажей. Например, изучение композиции «Primo Victoria» группы «Sabaton», вдохновленной событиями Второй мировой войны, поможет ученикам визуализировать операцию «D-Day» и обсудить ее историческую значимость.
2. Анализ текстов песен как исторических источников. В данной стратегии акцент делается на рассмотрении песен рок и метал-групп как уникальных исторических источников. Учащиеся могут анализировать тексты песен, выявляя скрытые социокультурные и политические контексты и понимая мнения и чувства людей своего времени. Например, изучение песни «Electric Eye» группы «Judas Priest» позволит обсудить тему массового наблюдения и сбора данных в контексте технологического прогресса и личной свободы.
3. Музыкальные творческие проекты. Эта стратегия предполагает активное участие учащихся в создании собственных текстов песен или музыкальных композиций, отражающих исторические события или личные переживания. Ученики могут использовать свои творческие способности, чтобы создать музыкальные работы, которые отразят их понимание прошлого и позволят им выразить свои мысли и эмоции.
4. Интерактивные музыкальные уроки. В данной стратегии музыка рок и метал-групп используется для создания интерактивных уроков и игр. Преподаватель может разработать задания, где ученики должны идентифицировать исторические персонажи или события, основываясь на текстах песен. Такие уроки способствуют активному участию учеников и стимулируют их критическое мышление.
5. Роль музыки в формировании идентичности. Эта стратегия фокусируется на роли музыки рок и метал-групп в формировании идентичности различных социокультурных групп. Учащиеся могут изучить, как определенные песни и жанры могут стать символами определенных эпох и движений, и как музыкальные группы становятся культурными представителями своего времени.
6. Рефлексия и обсуждение. Важной стратегией является обсуждение и рефлексия учащихся о том, как музыкальный материал повлиял на их восприятие и понимание истории. Ученики могут делиться своими мыслями и эмоциями, обсуждать схождения и расхождения с историческими источниками и выдвигать собственные гипотезы.
7. Музыкальные презентации. Учащиеся могут создавать презентации, в которых музыкальные композиции рок и метал-групп используются в качестве иллюстраций к определенным историческим событиям или персонажам. Это способствует визуализации исторических данных и усиливает усвоение материала.
8. Музыкальная ассоциация. Преподаватель может использовать музыку рок и метал-групп для ассоциации с определенными историческими периодами или культурными явлениями. Это помогает учащимся запомнить важные события и факты через связь с музыкальными образами.
9. Виртуальные экскурсии. Песни рок и метал-групп, основанные на исторических событиях или персонажах, могут быть использованы виртуальных экскурсиях или исторических проектах. Учащиеся могут путешествовать во времени и пространстве, слушая песни и изучая исторические моменты на музыкальных «экскурсиях».
10. Сравнительный анализ. Предоставить учащимся возможность сравнивать исторические события, персонажей или культурные тенденции, представленные в песнях различных рок и метал-групп, с данными из учебников и исторических источников. Это позволяет развивать критическое мышление и аналитические навыки.
Использование рок и метал-музыки в образовательной практике предоставляет ценные возможности для привлечения внимания учащихся и углубления их понимания прошлого. Педагогические стратегии, базирующиеся на музыке, способствуют эффективной передаче знаний, активному участию учеников и стимулируют их интерес к предмету. При этом важно учитывать содержание и контекст песен, чтобы обеспечить образовательный опыт, соответствующий целям и принципам образования.
Применение рок-музыки на уроках истории может быть полезным и эффективным, но существуют определенные проблемы, ограничения, особенности и правила, которые следует учитывать:
Проблемы и ограничения:
1. Соответствие контента. Некоторые песни рок и метал-групп могут содержать обсценную лексику, насилие или контент, не подходящий для учебной среды. Педагоги должны внимательно отбирать композиции, чтобы они соответствовали целям и содержанию урока, а также были приемлемы для возраста учеников.
2. Разнообразие вкусов. Учащиеся могут иметь разнообразные музыкальные предпочтения, и не все из них могут быть заинтересованы в рок или метал-музыке. Педагогам необходимо быть готовыми предложить альтернативные подходы, чтобы привлечь и заинтересовать всех учащихся.
3. Перевод текстов. Некоторые песни могут исполняться на иностранных языках, что может создать трудности с пониманием. Перед использованием таких композиций необходимо предоставить адекватные переводы или объяснения.
4. Чувствительность к культурным различиям. Некоторые песни и музыкальные жанры могут иметь специфические культурные контексты, которые могут быть непонятны или вызывать неприятие у некоторых учеников или их родителей. Педагогам следует быть внимательными к чувствам и культурным особенностям своих учеников.
Особенности и правила:
1. Подготовка и анализ. Педагогам необходимо тщательно подготовить песни и анализировать тексты и музыкальные образы, чтобы обеспечить соответствие содержания уроку и его учебным целям.
2. Адаптация уровня сложности. Песни рок и метал-групп могут иметь разную степень сложности текста и музыкальной композиции. Педагоги должны адаптировать материал к уровню своих учеников, чтобы обеспечить понимание и усвоение информации.
3. Контекст и объяснения. При использовании песен с исторической тематикой, педагогам следует предоставить контекст и объяснения о событиях и персонажах, чтобы ученики полностью понимали их значение и значение для истории.
4. Открытость и диалог. Важно создать открытую и доверительную обстановку, где учащиеся могут выражать свои мысли, эмоции и впечатления от музыкального материала. Диалог с учениками поможет лучше понять их восприятие и понимание прошлого.
Рекомендации и советы:
1. Разнообразие жанров. Разнообразие музыкальных жанров поможет привлечь внимание различных учеников и обогатит образовательный опыт. Важно использовать не только рок и метал-музыку, но и другие жанры, чтобы сделать уроки более интересными и доступными.
2. Определение целей. Педагоги должны определить ясные учебные цели и задачи для использования рок-музыки на уроках истории. Это поможет обеспечить целенаправленное и эффективное использование музыки в образовательном процессе.
3. Сотрудничество с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс может помочь разъяснить и объяснить использование рок-музыки на уроках истории, и дать родителям возможность выразить свои мнения и предпочтения.
4. Оценка и обратная связь. Педагоги должны оценивать эффективность использования рок-музыки на уроках истории и получать обратную связь от учеников. Это поможет оптимизировать образовательный процесс и улучшить методы преподавания.
Мы привели лишь некоторые примеры и стратегии, а также группы и их композиции, которые можно интегрировать в образовательную среду. Основные механизмы и вариации подобной интеграции зависят от разных факторов – желания и знаний учителя, подготовленности учащихся, развитости тех или иных умений и навыков, интересов и музыкальных пристрастий и т.д. В целом, использование рок-музыки на уроках истории может быть весьма полезным и стимулирующим для учеников. Соблюдение правил, чувствительность к культурным различиям и адекватный подход к выбору контента помогут сделать образовательный процесс более интересным и эффективным. Рок-музыка является ценным ресурсом в образовательном процессе, благодаря своим текстам, основанным на исторических сюжетах, и способности обогатить учебный материал. Музыкальные элементы способствуют эмоциональной связи с прошлым и улучшают усвоение и запоминание исторических событий.
Для успешной реализации вышеописанных педагогических стратегий рекомендуется обеспечить профессиональную подготовку преподавателей и создание специальных методических материалов, которые помогут эффективно интегрировать рок-музыку в учебный процесс. В целом, использование рок-музыки в преподавании истории представляет перспективный и интересный подход, способствующий активному вовлечению учащихся в изучение прошлого и развитию их исторического мышления.
Список литературы:
1. Борхес Х.Л. Дом Астерия [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Bookscafe.Net [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/3riIPR8 (дата обращения: 03.08.2023).
2. Бутов А.Ю. Традиционная модель образования и вызовы современной эпохи // Традиционное прикладное искусство и образование. 2019. № 3 (29). С. 72-90.
3. Козик Л.А., Кудрявцева С.А. Выкладанне гісторыі ў школе: тэорыя і практыка: вучэбна-метадычны дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання. Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2021. 214 с.
4. Оруэлл Дж. 1984: роман / Пер. В. Голышева. СПб: Азбука, 2003. 315 с.
5. Петля Пристрастия. Минотавр [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 13.10.2017. URL: https://bit.ly/3ryByMV (дата обращения: 03.08.2023).
6. Саплина Е.В. Проблемы исторического образования // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 173-185.
7. Iron Maiden. Alexander the Great [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/46luOB0 (дата обращения: 03.08.2023).
8. Iron Maiden Powerslave [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/3Pt0c9F (дата обращения: 03.08.2023).
9. Iron Maiden. Run to the Hills [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/3PNAkqy (дата обращения: 03.08.2023).
10. Iron Maiden. The Clansman [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/469icNK (дата обращения: 03.08.2023).
11. Iron Maiden. The Trooper [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/44YT9vn (дата обращения: 03.08.2023).
12. Zukas A. Different drummers: using music to teach history [Электронный ресурс] // Perspectives on History [сайт]. 01.09.1996. URL: https://bit.ly/462qO8J (дата обращения: 03.08.2023).
13. Radiohead. 2 + 2 = 5 [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/46pZReH (дата обращения: 03.08.2023).
14. Rock-music [Электронный ресурс] // Britannica [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/3ERiPQ0 (дата обращения: 03.08.2023).
15. Sabaton. Primo Victoria [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/3t5rED3 (дата обращения: 03.08.2023).
16. Sabaton. The Art of War [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/456MEX8 (дата обращения: 03.08.2023).
17. Sabaton. To Hell and Back [Электронный ресурс] // Genius [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/454RHaN (дата обращения: 03.08.2023).
18. Thom Yorke on “Hail To The Thief” [Электронный ресурс] // Xfm.co.uk [сайт]. 20.08.2003. URL: https://bit.ly/458ly1U (дата обращения: 03.08.2023).
Сведения об авторе:
Красинский Иван Викторович – магистр истории, учитель истории и обществоведения Ратомской средней школы (Ратомка, Беларусь).
Data about the author:
Krasinski Ivan Viktorovich – Master of History, History and Social Studies Teacher of Ratomka Secondary School (Ratomka, Belarus).
E-mail: iankrasinski@gmail.com.