Грибков И.В. Издательская деятельность Православной Церкви на оккупированных территориях в 1941-1945 гг.

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 271.22-732

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
НА ОККУПИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В 1941-1945 ГГ.

Грибков И.В.

Статья посвящена миссионерской деятельности различных православных структур, оппозиционных Московской Патриархии на оккупированных территориях СССР в 1941-45 гг. Автор подробно рассматривает основные издательские центры и структуру публикуемых материалов, книг и периодических изданий. Важной чертой издательской деятельности являлся просветительский, образовательный, а не пропагандистский характер. Даже в условиях войны значительное внимание уделялось детской литературе.

Ключевые слова: Православие, периодическая печать, история России, оккупация, эмиграция, миссионерская деятельность, книгоиздание, молодежь, образование, журналистика.

 

PUBLISHING ACTIVITY OF THE ORTHODOX CHURCH 
ON THE OCCUPIED TERRITORIES OF THE USSR IN 1941-1945

Gribkov I.V.

The article is devoted to the missionary activities of various Orthodox structures, the opposition of the Moscow Patriarchate in the occupied territories of the USSR in the 1941-1945. The author examines in detail the major publishing centers and structure of published materials, books and periodicals. An important feature of this work is an enlightening, educational, but not the propaganda. Even in war, considerable attention was paid to children's literature.

Keywords: Orthodoxy, the periodical press, Russian history, occupation, emigration, missionary activity, book publishing, youth, education, journalism.

 

В настоящее время по-прежнему актуальным остается исторический опыт миссионерской и просветительской деятельности Церкви, в том числе в экстремальных и неблагоприятных условиях, в условиях целенаправленного противодействия. Одним из таких периодов был период церковного возрождения на оккупированных территориях СССР в годы Второй Мировой войны. Православная Церковь была не только одной из важнейших, но и одной из самых активных издательских структур в условиях оккупации. Если не учитывать антисоветскую пропагандистскую печать, издававшуюся немецкими структурами пропаганды, то православные издания были наиболее массовыми, как по количеству наименований, так и по своему тиражу [1].

Независимо от юрисдикции и довоенных взаимоотношений различные церковные структуры предприняли широкие усилия по православному просвещению населения, в том числе, путем активной издательской деятельности. В этот период существовало несколько крупных издательских центров, некоторые из которых были созданы в период Второй Мировой войны специально для православной миссионерской деятельности среди населения на оккупированных Германией и ее союзниками территориях.

Крупнейшим из них было издательство и типография монастыря преподобного Иова Почаевского, расположенного в селе Ладомирово в Словакии, которое в своей деятельности следовало славным традициям Почаевской Лавры. Руководивший обителью в это время архимандрит Серафим и его помощники архимандрит Нафанаил и игумен Савва придавали огромное значение миссионерской работе, важнейшим направлением которой считали именно издательское дело [3, с. 215]. Уже осенью 1941 г. братству удалось переправить на оккупированные территории первую партию литературы. Братство издавало газету «Православная Русь», журнал «Детство во Христе», книги псалмов, религиозные листки, апологетические и антиатеистические брошюры, краткие молитвенники, Евангелие от Иоанна, требник в 4-х частях и многое другое. Большая часть этой литературы распространялась среди военнопленных и в оккупации, в том числе с помощью структур Румынской Православной Миссии. Практически во всех церквях Украины, Белоруссии и Смоленска использовались антиминсы, несколько тысяч которых было изготовлено в Ладомирово.

С началом войны, в которой Венгрия выступала активным союзником Германии, активизировалась русская православная община в этой стране [5, с. 117]. В городе Уйвидек (Нови Сад) уже в 1941 г. было создано Миссионерское издательство, Русский православный миссионерский совет во главе с епископом Бачским Иринеем и курсы для подготовки священников. Издательство за короткое время выпустило Евангелие, молитвослов, картонные иконки Христа Спасителя, Владимирской Божией Матери, краткое толкование Молитвы Господней с образом Спасителя, листки с молитвами. Большая часть из этой продукции была направлена с венгерскими военными священниками на оккупированные территории.

Помимо этого, Русской православной церковью за границей в конце 1943 г. удалось, преодолев сопротивление нацистов, создать в Варшаве издательство «Добро», но оно успело выпустить только одно издание – «Церковный народный календарь на 1944 год».

Издательское направление было ведущим для действовавшей на юго-западе Украины и в Молдавии Румынской Православной Миссии [2]. В период расцвета Миссия располагала четырьмя издательствами – в Яссах, Кишиневе, Тирасполе и Одессе. В ее ведении помимо православной печати и литературы находилось издание учебников и материалов для детей. Газеты Миссии отличались разнообразием и дифференцированным подходом: «Детский листок» – для детей и подростков; издававшийся огромным тиражом «Миссионерский листок» – массовое издание для горожан и интеллигенции; «Православная жизнь» – официозное издание; «Христианский вестник» и «Христианская жизнь» – бесплатное издание для сельского населения. Эти издания отличают также завидные тиражи – десятки и сотни тысяч экземпляров.

Совместно с издательством «Одесской газеты» Миссия в начале 1942 г. выпустила первый на оккупированных территориях учебник Закона Божьего тиражом 5000 экземпляров, который будет впоследствии переиздан. Одновременно массовым тиражом была выпущена «Молитвенная книжечка для учеников начальных классов» и молитвослов (репринт Киевского синодального издания 1912 г.). Для бесплатной раздачи населению была отпечатана книжка для молитв. Просвещение населения было продолжено изданием «популярной» брошюры «Земное житие Спасителя» (Одесса, 1943) и рядом популярных брошюр, направленных против атеизма и религиозной политики большевиков.

Крайне любопытным представляется, что при содействии Румынской Миссии были изданы также полемические брошюры известного публициста-старообрядца Ф.Е. Мельникова, который в простой и доступной форме разоблачал аргументы «научного атеизма». Помимо этого, единственным старообрядческим изданием стал «Старообрядческий церковный календарь на 1943 год» под редакцией Л.С. Мурникова и Н.У. Ваконья (Рига, 1943).

Самым известным центром «возрождающегося Православия» считается Псковская Православная Миссия [4]. По различным причинам издательская деятельность для данной Миссии основной не была. Тем не менее, в 1941-1944 гг. были изданы православные открытки и иконы, молитвенники, молитвослов, три Церковных календаря (тиражом по 300000 экземпляров каждый), церковные песнопения с нотами, подготовлен учебник Закона Божьего.

Крайне интересным явлением было создание приходской печати. В условиях войны, когда даже официозные подконтрольные оккупантам массовые издательства сталкивались с дефицитом бумаги и типографских ресурсов, ряд приходов пытались, тем не менее, наладить просветительскую работу среди населения.

В Одессе при Кирилло-Мефодиевской церкви выходила ежемесячная газета «Церковный листок» (редакторы – протоиереи Петрович и Чеменя). В январе 1943 г. и январе 1944 г. организованный при церкви Кружок ревнителей просвещения (позже – Кружок ревнителей православия) выпускал «Святочный листок для учащихся», восстановив, таким образом, дореволюционную традицию разовых однодневных изданий.

С октября 1942 г. по январь 1943 г. при одной из вновь открытых церквей оккупированного Краснодара выходил еженедельный листок «Церковь и жизнь».

Наиболее серьезным приходским изданием была «Газета возрождающегося на Руси Христианства» – «Церковный Благовест» (впоследствии – «Благовест»). Газета два раза в месяц выходила в Бобруйске под редакцией благочинного православных церквей Бобруйского округа и настоятеля Николаевского собора Бобруйска священника Николая Ясинского.

Таким образом, по нашим подсчетам на временно оккупированных территориях в 1941-1945 гг. выходило не менее 17 полноценных газет: 8 газет издавала Румынская православная церковь (в том числе 2 детских); 1 газету для военнопленных издавала Финляндская православная церковь; 4 газеты Русской православной церкви за границей; 4 газеты местных церковных приходов.

Кроме того, несмотря на тяжелые условия, удавалось создавать и издания журнального формата. По подписке на оккупированных территориях распространялись «Бюллетень Представительства Высокопреосвященного Серафима, Митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского округа для православных русских приходов в Королевстве Венгрия» (Уйвидек [Нови Сад]; доставлялся полулегально под видом «венгерской» печати) [5, с.118] и «Сообщения и распоряжения Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа» (Берлин; пять экземпляров выписывались в Минск, а далее тиражировались и распространялись по приходам) [6, с. 9]. Собственные «Распоряжения и сообщения Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Литовского и Виленского, Экзарха Латвии и Эстонии» вышли в Риге в начале 1944 г.

Псковская Миссия в 1942-1944 издавала самый известный православный журнал того времени – «Православный Христианин». Журнал выходил весьма значительным тиражом (30000 экземпляров) под общей редакцией руководителя канцелярии Экзархата профессора И.Д. Гримма. Редакторами журнала последовательно были протоиерей Николай Перехвальский, священник Николай Трубецкой, В.К. Завалишин и профессор И.П. Четвериков [4, с. 203-210].

Румынская Миссия наиболее приоритетным направлением считала просвещение молодежи, на что и направляла основные издательские усилия. При поддержке Миссии в Одессе выходили журналы «Детский мир» и «Колокол». Планировалось издание журналов «Наша молодежь» и «Трудящийся», но после занятия Одессы советскими войсками работа Миссии была прекращена. Также по инициативе митрополита Антима (Ника) в 1944 г. планировалось издавать на русском языке официальный орган Миссии «Христианская Транснистрия» вместо выходившего на румынском языке журнала «Missionarul».

Единственным в своем роде было издание массовым тиражом пасхальных «Журнала для детей», «Журнала для юношества» и «Христос Воскресе!» в 1943 г. под редакцией известного просветителя протоиерея Феодора Рудяну, а также рождественских журналов «Христова нива» в 1943 г. и 1944 г. Последние выходили тиражом 43000 экземпляров.

Уникальным примером местной инициативы было издание рукописного религиозно-просветительского журнала «Отечество». Его в нескольких экземплярах создавал священник деревни Кузьмичи Волковысского района Белостокской области Михаил Гапоник. Священник с осени 1939 г. по июнь 1944 г. выпустил 22 номера журнала, в котором резко выступал против атеистической политики советского правительства, обличал преступления режима, а также помещал просветительские и исторические статьи [6, с. 34].

Известно немало разовых изданий, созданных по собственной инициативе в различных оккупированных городах. Например, сборник молитв протоиерея Константина из Могилева (1942, тираж 5000 экз.). Священник Николай Виеглайс в Риге в 1944 г. выпустил Акафист Пресвятой Богородицы, «Богослужение в день Святой Троицы» и несколько брошюр. Своеобразной «инициативой снизу» стало возникновение в Смоленске кружка интеллигенции при Успенском соборе. По его инициативе были изданы молитвослов (1942, тираж 15000 экз.) и сборник «О таинствах Святой Православной Церкви» (1943).

Таким образом, период 1941-1944 можно признать временем бурного развития издательской деятельности Церкви. Особое внимание стоит обратить на то, что православные издательства, не сосредотачиваясь на выпуске исключительно богослужебной литературы, печатали также полемические, просветительские материалы и учебную литературу. Значительная роль отводилась газетам и журналам – ведущим средствам массовой информации того времени.

 

Список литературы:

1. Грибков И.В. Коллаборационистская пресса на оккупированных территориях СССР // Отечественные архивы. 2007. № 6. С. 60-70.

2. Грибков И.В. Миссионерская деятельность Румынской Православной Миссии в 1941-1944 гг. на оккупированных территориях (по материалам газет) // На ниве Христовой: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: Материалы Всерос. науч.-богосл. конф. «IV Свято_Филаретовские чтения», 10-11 дек. 2008. М.-Ярославль: Ремдер, 2009. 232 с. С. 158-163.

3. Колупаев В.Е. Православная книга Русского Зарубежья первой половины ХХ века: Из истории типографского братства Иова Почаевского, Волынь-Карпаты, 1903-1944. М.: Пашков дом, 2010. 280 с.

4. Обозный К.П. История Псковской Православной Миссии 1941-1944 гг. М.: Изд-во Крут. Патр. подворья; Об-во любителей церк. ист-и; 2008. 607 с.

5. Российская белая эмиграция в Венгрии (1920-1940-е годы). М.: ПРОБЕЛ-2000, 2012. 220 с.

6. Силова С.В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Гродно: ГрГУ, 2003. 105 с.

 

Сведения об авторе:

Грибков Иван Владимирович – старший преподаватель Московского финансово-юридического университета (Москва, Россия).

Data about the author:

Gribkov Ivan Vladimirovich – senior lecturer of Moscow Finance and Law University (Moscow, Russia).

E-mail: gribkovivan@rambler.ru.