Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Минеев А.И. Непрерывное гуманитарное образование в системе подготовки бакалавров технических направлений

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 378

НЕПРЕРЫВНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Минеев А.И.

Статья посвящена проблеме гуманитаризации высшего технического образования. Подробно анализируя историю данного вопроса, авторы статьи обосновывают системообразующую роль гуманитарных знаний, прежде всего, литературы и истории, в процессе формирования компетенций бакалавров технических направлений. Особый акцент сделан на роли общекультурных и нравственных ценностей в подготовке научно-технической интеллигенции. В статье предлагается ввести в процесс обучения ряд интегрированных дисциплин, имеющих прикладной характер и преследующих цель развития как профессионального мышления, так и универсальных способностей обучающихся. Опираясь на собственный опыт преподавания интегрированных дисциплин и теоретическое осмысление поставленного вопроса, авторы статьи выделяют принципиальные особенности системной концепции непрерывного гуманитарного образования бакалавров технических направлений, позволяющей не только обеспечить овладение требуемыми в образовательных стандартах общекультурными компетенциями, но и сформировать устойчивые личностные качества, понимаемые в российском обществе как интеллигентность.

Ключевые слова: бакалавры технических направлений, гуманитарное знание, литература, история, концепция.

 

LIFELONG LEARNING OF HUMANITARIAN IN THE TRAINING SYSTEM

FOR BACHELORS IN HIGHER TECHNICAL EDUCATION

Gorbunov V.I., Evdokimova O.K., Mineev A.I.

The article is devoted to the problem of the humanitarisation of higher technical education. In detail, analysing the history of this issue, the authors of the article substantiate the system-forming role of humanitarian knowledge, primarily literature and history, in the process of forming the competencies of bachelors in technical specialty. Particular emphasis is placed on the role of general cultural and moral values in the training of scientific and technical intelligentsia. The article proposes the introduction into the learning process a number of integrated disciplines that are of applied nature and are aimed at the development of both professional thinking and the universal abilities of students. Based on their own experience in teaching integrated disciplines and theoretical understanding of the question posed, the authors of the article singled out the fundamental features of the systemic concept of lifelong learning of humanitarian in the training system for bachelors in higher technical education, that not only enable them to master the general cultural competencies required in educational standards, but also develop stable personal qualities understood in Russian society as intelligence.

Keywords: bachelors of technical schools, humanitarian knowledge, literature, history, conception.

 

Образование – это та сфера жизни общества, которая является значимой и знаковой во все времена, вне зависимости от больших и малых событий, происходящих в стране и за её пределами. Подходы к образованию, качественный уровень одного из принципиально важных общественных институтов, внимание со стороны власти – всё это позволяет судить о том, насколько состоятельно то или иное государство с точки зрения перспектив своего развития. 

В последние полтора-два десятилетия система образования России не раз подвергалась реформированию, особенно средняя и высшая школы. Можно привести немало доводов «за» и «против» в этой связи, можно говорить о более, чем пристальном внимании широкой общественности к проводимым реформам, можно принимать или не принимать тенденцию ориентировать российское образование на западноевропейские образцы, однако нельзя не согласиться с тем, что в самой системе отечественного образования заложены фундаментальные принципы, которые должны оставаться незыблемыми при любых условиях. Один из них – непрерывное гуманитарное образование в системе «школа – вуз» независимо от выбираемой профессии. 

Общеизвестно, что именно гуманитарное образование в совокупности с такими факторами, как семья, школа, ближайшее окружение, наконец, СМИ, обеспечивают формирование личностных качеств и представлений о морали, что, в конечном счёте, отражается на духовном развитии общества, на его менталитете и нравственном самочувствии. Вообще, литература, история и другие дисциплины гуманитарного цикла – это те скрепы, по которым определяется культура общества в целом. Неслучайно преподавательское сообщество и широкая общественность проявляют повышенный, неподдельный интерес именно к этим предметам школьной программы – литературе и отечественной истории. Однако если школа в этом отношении находится в поле зрения общественных организаций и власти (вспомним введение в 2014 году итогового сочинения по литературе в 11-м классе, в последние два-три года серьёзный пересмотр школьных учебников по отечественной истории), то вуз, как правило, сохраняет определённую независимость в этом вопросе. 

Нельзя сказать, что высшая школа полностью игнорирует принцип непрерывности гуманитарного образования. Так, в частности, русский язык, преподается на первом курсе подавляющего большинства современных профильных вузов. В некоторых региональных университетах в качестве обязательного предмета вводится, хотя и с ограниченным количеством часов, история родного края. Что же касается литературы, то её область распространения в высшем образовании не выходит за пределы специальных факультетов, между тем именно литература «отвечает» за то, что в российском обществе понимается как интеллигентность, человеческая и нравственная состоятельность личности. И если школа в этом отношении только закладывает фундамент, то вузу отводится роль, образно говоря, строителя, завершающего возведение здания. Действительно, где, как не в вузе, все эти качества должны приобрести окончательную завершённость в результате ассимиляции опыта, полученного в семье, школе, университетской среде, и опыта, формируемого обращением к непреходящим ценностям русской классической литературы?

Уже давно стало аксиомой высказывание о том, что литература – это учебник жизни. Учебник, который имеет характерное отличие от всех других учебников и учебных пособий: его невозможно выучить, потому что каждый раз он будет открываться заново, а знания, почерпнутые из него, никогда не устареют. В этой связи вспомним роман Е. Замятина «Мы» (1920), в котором ещё на заре научно-технического прогресса прозвучало грозное предостережение: общество, где техническая мысль вытеснила всё и, прежде всего, книги, а вместе с ними фантазию и творчество, лишено будущего. Или приведем другой, не менее любопытный пример, философская антиутопия Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» (1953), воссоздающая печальную картину постиндустриального общества, дошедшего до той черты, когда наличие книги в доме преследуется по закону: мир без книг, хранящих память о культуре и истории своего государства, обречён на самоуничтожение. 

Но литература – это лишь отражение реальной жизни. Ярчайший и одновременно трагический пример из истории XX века – это нацистская Германия, где вначале 1930-х гг. демонстративно и показательно сжигались книги, произведения тех, кто всегда был гордостью немецкой нации, – учёных и философов, писателей и поэтов. Как видим, литература и история, которые вообще не могут изучаться раздельно, лишний раз убеждают в том, что игнорирование этих предметов на любом этапе обучения может привести к тяжёлым, а в будущем – и непоправимым последствиям.

Современные исследования по проблемам образования [1; 2; 7; 8; 12], а также профессиональная общественность и СМИ обращают внимание на то, что в отечественной высшей технической школе преобладает технократизм. Как показывает история становления и развития системы образования в нашей стране, традиционное классическое образование немыслимо без гуманитарной составляющей, однако в настоящее время её удельный вес в вузах с технической направленностью, действительно, крайне невелик. Один из частных случаев данной закономерности – пренебрежение непрофильными гуманитарными дисциплинами в учебных планах технических вузов. Между тем, отказываясь от литературы и истории в системе высшего технического образования, мы тем самым отказываемся от неразрывно связанных с этими дисциплинами общекультурных и нравственных ценностей, без которых даже самый высокий профессионализм будет ущербным. Результаты такого узкого подхода, к сожалению, очевидны: ослабление образного мышления и связанного с ним творческого потенциала личности (последнее крайне важно в инженерных специальностях), безразличие к таким понятиям, как ответственность за совершённый поступок, совесть. Неудивительно, что в итоге мы наблюдаем заметное снижение познавательной активности студентов и полное равнодушие к результатам своей деятельности, без чего невозможно сформировать у выпускника вуза необходимые профессиональные компетенции. 

Технократически ориентированная система образования способна обеспечить подготовку интеллектуалов, что характерно для западноевропейской системы. Если же обратиться к российским реалиям, то можно отметить, что современное общество, переживающее серьёзный всплеск интереса к техническим специальностям, в то же время испытывает явный дефицит тех качеств, которые в совокупности понимаются как интеллигентность, где нравственная составляющая играет определяющую роль. В этой связи значение, например, литературы, как своеобразного учебника жизни, неизмеримо возрастает, а её место в образовательных программах разной профессиональной направленности должно стать постоянным. Неслучайно в «Основных положениях концепции преподавания литературы…» сказано, что «качественное литературное образование необходимо каждому гражданину России и должно стать государственным делом» [11].

Мировой опыт, накопленный в образовательных системах, убеждает в том, что высокий уровень профессиональной подготовки немыслим вне широкой культуры личности. Так, в системе высшего образования США известна программа «Назад к истокам», в соответствии с которой учебные планы для негуманитарных специальностей включают в себя десять обязательных гуманитарных дисциплин. Согласно этой программе, во всех американских вузах есть курс, состоящий из трёх предметов: чтение, письмо и риторика [13, с. 15]. Наличие такой программы имеет принципиальное значение: общество нуждается не просто в технических специалистах, а в технических специалистах, в совершенстве владеющих родным языком. В Европе, так же, как и в США, обязательной составляющей высшего образования является определённая филологическая подготовка: студент должен освоить основы общения и профессиональную терминологию, кроме родного, ещё на двух языках – английском и языке по выбору. 

Нельзя сказать, что отечественная система образования не знает подобных тенденций. Проблема гуманизации и гуманитаризации отечественного образования стала интенсивно обсуждаться в российском обществе в связи с Перестройкой, начавшейся в нашей стране в середине 1980-х годов. Своеобразным подведением итогов первого этапа Перестройки в этом отношении, можно сказать, качественным скачком стало письмо Госкомвуза от 9 января 1991 г. В этом документе был сделан акцент на двух принципиально значимых положениях. Во-первых, отмечалось отсутствие системных связей между естественнонаучной, технической и гуманитарной составляющими высшего образования, следствием чего стало выхолащивание профессионально-нравственного кодекса специалиста, обеднение гуманитарного потенциала науки и производства, снижение творческого и культурного уровня специалиста. Во-вторых, подчеркивалась важность задач гуманитаризации образования: формирование системы научных знаний о человеке, обществе, истории культуры и цивилизации; обучение методологии познания, творчества, практической деятельности и социального поведения как решающих условий достижения успеха в новой социальной обстановке. Таким образом, в документе фактически была обозначена мысль о необходимости коренного изменения содержания, организации, форм и методов высшего образования, и даже формулировались принципы его гуманитаризации [2].

Однако идеи гуманизации и гуманитаризации образования, и прежде всего технического, так и остались не реализованными. Так, в конце 1990 – начале 2000-х гг. в педагогических исследованиях отмечалось, что в деле общегуманитарной подготовки в технических вузах результатов нет [1, с. 79], российская культурология в контексте закрытия [7], тенденция дегуманитаризации усиливается [12, с. 6]. Удивительно, но ситуация фактически остаётся без изменений и по сей день. В научной литературе последних лет рассматриваются лишь отдельные аспекты гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки специалиста [8]. В результате, несмотря на давний интерес к этой серьёзной проблеме, до сих пор говорить о сложившейся концепции в этом отношении вряд ли возможно. Между тем, необходима именно концепция, имеющая наиболее общий характер и действующая на постоянной основе. 

Как известно, нравственные ценности складываются в большей степени под воздействием гуманитарного знания, которое в перспективе могло бы стать системообразующим компонентом в процессе обучения в высшей школе независимо от направления подготовки. Именно гуманитарное знание формирует у студенческой молодёжи систему взглядов и нравственных ценностей, жизненную позицию, эмоционально-чувственную сферу, креативность подходов к различным видам деятельности. С учётом названных особенностей считаем необходимым предложить для бакалавров технической подготовки включить в учебный план гуманитарный блок, состоящий из интегрированных дисциплин: словесность (современный русский язык, литература XIX – начала XXI вв., риторика), история (история отечественная и региональная), психология, педагогика и конкурентология. Разумеется, изучение этих дисциплин, во-первых, не может превышать пределы заложенного в образовательных стандартах объема, во-вторых, оно должно быть взаимосвязанным внутри самого блока, и, в-третьих, самое главное – оно не должно становиться самоцелью, а иметь прикладной характер по отношению к основной специализации.

Учебные программы данных гуманитарных блоков в разных вузах могут варьироваться, тогда как сама концепция, по всей видимости, должна быть единой: гуманитарное знание – обязательная составляющая высшего образования независимо от направления подготовки. Подчеркнём, что все предметы гуманитарного цикла по значимости равны между собой и что эффективность их воздействия на будущего бакалавра во многом зависит от установления разумных, с точки зрения содержания обучения, межпредметных связей. Так, в словесности лидерство, на наш взгляд, должно принадлежать русскому языку, «отвечающему» за формирование навыков устного и письменного изложения информации. Однако совершенствовать язык без обращения к литературе как образцу эталонной речи практически невозможно. Важно и то, что именно литература является одним из немногих средств развития творческого воображения и эмоциональной сферы человека, благодаря литературе мы познаём жизнь в широком смысле этого слова. 

Вообще литература, с нашей точки зрения, должна рассматриваться как обязательная дисциплина в вузовском образовании по многим причинам. Во-первых, русская классическая литература всегда выражала духовное самочувствие общества, являясь отражением его чувствований и верований, это менталитет русского человека, показанный в его становлении и развитии. Во-вторых, необходимость введения литературы объясняется тем, что никакой другой предмет гуманитарного цикла не способен развить творческий потенциал и креативность личности, поскольку художественная литература как один из видов искусства, в большей степени, чем русский язык и риторика, активизирует образное мышление [5]. На примерах из литературных произведений развиваются способность к рефлексии, умение понимать внутренний мир человека, воспитываются патриотизм и альтруизм, формируется представление о совести как субъективной норме поведения, а в результате всё это создаёт необходимые условия для успешной социализации выпускника вуза. В-третьих, в литературе мы находим образцы самых разных психологических типов и моделей общественного поведения, которые, так или иначе, реализуются в жизни. Во многом благодаря литературе, мы учимся видеть в жизни не только чёрное и белое, но полутона и оттенки, которые обогащают наше знание о нравственной природе человека, и, возможно, на подсознательном уровне позволяют составить собственную поведенческую модель. 

Евгений Онегин, Григорий Александрович Печорин, Евгений Базаров, Илья Ильич Обломов, Родион Раскольников, Андрей Болконский или Татьяна Ларина, Сонечка Мармеладова, Наташа Ростова, Анна Каренина – это литературные герои, однако это одновременно и определённый тип поведения, в котором представление о человеке и окружающем мире наполняется так важной для каждого из нас конкретикой. Литература в образной форме «позволяет использовать имеющиеся в содержании художественных произведений поведенческие модели, в которых амбивалентно представлены добро и зло, вера и безверие, нравственная состоятельность и беспринципность и т.д.» [6, с. 65]. 

Изучение языка и литературы вольно или невольно, но предполагает обращение к риторике. Как известно, умение убедительно, правильно и вместе с тем красиво говорить составляет основу делового общения и является одной из главных компетенций в любой профессии. Сочетание этих трёх предметов – традиционный классический вариант, как бы узаконенный ещё в XVIII веке великим М.В. Ломоносовым, который, будучи сам поэтом, написал первые в России системные учебники по грамматике и риторике, тем самым показав, как тесно связаны между собой язык, поэзия и риторика. Следует подчеркнуть, что русский язык, литература и риторика – это обязательные предметы, которые именно во взаимосвязи позволяют сформировать предусмотренные образовательным стандартом общекультурные компетенции, активно влияют на развитие универсальных способностей и профессионального мышления.

Личный опыт преподавания дисциплины «Русский язык и основы креативного письма» на факультете информатики и вычислительной техники Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова показывает, что есть очевидная необходимость в совершенствовании устной и письменной речи студентов даже с высоким рейтингом. Грамотно, понятно и доступно изложить свои мысли может, к сожалению, далеко не каждый. Как показывает практика, развитие в этом направлении имеет для студента принципиальное значение, поскольку в противном случае он фактически лишается возможности заявить о себе и уровне своих знаний. 

Однако это всего лишь часть проблемы, которую призвана решить данная дисциплина. Другая её часть, более значимая, состоит в том, чтобы с помощью русского языка, литературы и риторики обеспечить формирование навыков эвристического подхода к изучаемому материалу, умения выйти за рамки традиционных решений. Студенты прекрасно понимают, что их профессионализм и конкурентоспособность по окончании вуза во многом зависят от того, насколько они смогут нестандартно и творчески организовать свою деятельность. С этой точки зрения у большинства первокурсников технического факультета появилась заинтересованность в «креативном письме», а самое главное – понимание необходимости данной дисциплины наряду со специальными предметами.

Показательным стало и желание студентов при выполнении отдельных творческих работ преодолеть неизбежное давление Интернета и навязываемых им стереотипов. Выполнение таких заданий, как составление правил креативного письма, анализ текста (аннотация и ключевые слова), написание конкурсного сочинения, центон и синквейн на заданную тему, – всё это позволило студентам активизировать свои знания по разным предметам, но что гораздо важнее, явилось импульсом для поиска нестандартных, оригинальных, по-настоящему творческих решений. Обратим внимание на то, что номинально литературы в дисциплине «Русский язык и основы креативного письма» нет, однако вопрос о необходимости обращения к литературе оказался неизбежным, причём, что любопытно, вопрос этот был поставлен самими студентами. По-видимому, в понимании вчерашних школьников именно с литературой связано представление о творчестве и именно в литературе они находят подтверждение или опровержение того, что называется «собственный жизненный опыт». 

Если подытожить эту часть наших рассуждений, то хотелось бы подчеркнуть, что литература в составе блока гуманитарных дисциплин будет мотивировать студента к устойчивой потребности соответствовать тому уровню общей культуры, гражданских качеств и нравственных норм, которые воспринимаются и оцениваются в современном российском обществе как креативность, успешность, интеллигентность и которые, безусловно, повышают конкурентоспособность личности при прочих равных условиях. Не будем забывать и о том, что литература всем своим огромным потенциалом противодействует тем негативным стереотипам общественного поведения, которые вольно или невольно пропагандируются с помощью СМИ. С нашей точки зрения, есть все основания считать предмет «литература» не только одной из возможных дисциплин гуманитарного цикла, но и одной из обязательных в системе высшего образования.

Что касается преподавания истории, то необходимость обращения к этой дисциплине продиктована самим временем. Неслучайно звучат предложения сделать ЕГЭ по отечественной истории наряду с русским языком и математикой обязательным для выпускников школы. Вопрос этот, по-видимому, непростой и многоаспектный, однако не вызывает сомнения тот факт, что гуманитарное знание без знания истории всегда будет недостаточным. В наше время, в условиях глобализации всех процессов общественной и международной жизни, без элементарного представления об отечественной и всемирной истории вряд ли возможно сформировать профессионала в любой сфере деятельности. Широкое обращение к истории позволяет понять закономерности, определяющие пути развития российского общества и государства в целом. В рамках данной дисциплины особая роль принадлежит региональной истории [9] как части истории Отечества и как части той культуры, которая находит отражение в менталитете нации. В этой связи вполне закономерно в учебные планы многих вузов России вводится курс истории и культуры родного края, что особенно актуально для полиэтнических регионов нашей страны [10].

Многогранность интересов, общая культура и вместе с тем личностное мировосприятие важны для профессионала в любой специальности. Знание истории помогает выработать стратегический взгляд, умение видеть перспективу, без чего невозможно совершенствоваться и продвигаться вперёд в профессиональной сфере. Изучение прошлого не только расширяет кругозор и совершенствует интеллект, но и прививает патриотические чувства, побуждает к определению своей гражданской позиции на примерах из жизни выдающихся государственных и общественных деятелей, полководцев, ученых и художников. Строго говоря, современный специалист любого профиля, интеллигент по своей сути, должен знать историю государства, в котором живёт, его традиции и обычаи, исторически сложившиеся и отражающие общественное сознание.

Назначение психологии, педагогики и конкурентологии – формирование интереса к самосовершенствованию личности (преодоление стрессов, развитие памяти, творческих способностей и пр.). Студент овладевает стилями общения и познавательной деятельности, наиболее соответствующими конкретной ситуации и личностным качествам; приёмами развития мышления, поисковой активности; учится поддерживать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, вырабатывает умение работать в команде; знакомится с методами и средствами учебно-познавательной деятельности, прежде всего, приёмами самостоятельной работы. Наш опыт показывает, что студенты на высоком эмоциональном фоне проходят психолого-педагогические тесты, особенно тест на интеллигентность [3; 4], что стимулирует их к более вдумчивому изучению соответствующего тестам теоретического материала.

Отдельное место занимают соционические тесты, позволяющие не просто осуществить взаимосвязь с литературой и историей в результате обращения к известным историческим и литературным именам, но и сформировать представление о системном единстве гуманитарного знания с личностными качествами. Конкурентология как раздел психолого-педагогических знаний способствует саморазвитию интеллектуальных и личностных качеств, имеющих отношение к учебной, а затем и профессиональной деятельности. Студент знакомится с эвристическими приемами решения творческих задач и методами активизации группового творчества; правилами делового общения (совещания, телефонные переговоры, переписка, интервью); приемами стимулирования внимания и интереса во время публичных выступлений; правилами ведения спора, разрешения конфликтов. Строго говоря, конкурентология в сочетании с психологией и педагогикой – это, по сути, учебная практика, позволяющая студенту овладеть приёмами социализации как неотъемлемой части общекультурных компетенций.

Всё сказанное выше относится к содержательным аспектам гуманитарного образования бакалавров технического профиля. Что же касается форм и методов обучения, то их эффективности будет способствовать создание условий, обеспечивающих студенту прогнозирование результатов своей работы, взаимосвязь логического и образного мышления, сочетание самоорганизации с внешним управлением (со стороны преподавателя и технических средств). Важно только, чтобы выполнение любого учебного задания не ограничивалось поверхностным отношением «от и до», а каждый раз подталкивало к большему проникновению в суть предмета. Известны разные способы достижения этой цели, однако наиболее эффективной, с нашей точки зрения, могла бы стать учебно-исследовательская работа по блоку гуманитарных дисциплин, которая, значительно расширяя кругозор и формируя творческое отношение к продукту труда, создаёт поле доминантной деятельности, что, собственно, и является её основным результатом. 

Таким образом, реализация всей совокупности компонентов предлагаемого подхода к гуманитарной составляющей в обучении студентов технического направления подготовки, на наш взгляд, соответствует концепции непрерывного образования в системе «школа – вуз» и позволяет преодолеть преобладающий технократизм в высшем техническом образовании. В заключении подчеркнём, что предлагаемый подход – это вполне реальный, серьёзный шаг к формированию единой концепции гуманитаризации высшего технического образования, необходимость которой продиктована временем. 

 

Список литературы:

1. Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. 1996. № 1. С. 79-84.

2. Возрождение и развитие гуманитарного образования в вузах России. Информационное письмо научно-методического центра по подготовке и переподготовке специалистов Госкомвуза от 09.01.91.

3. Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Ляпаева Л.В. Интеллигентность студентов регионального технического вуза: постановка вопроса, средства оценивания, пробные результаты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 1 (89). С. 82-90. 

4. Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Минеев А.И. Тест на интеллигентность для студентов технического профиля // Совершенствование системы высшего образования: опыт и перспективы: Материалы VIII Международн. учеб.-метод. конф. / Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2016. С. 258-263.

5. Евдокимова О.К., Горбунов В.И. Роль литературы как модели общества в современном образовании // Развитие системы непрерывного профессионального образования: содержание, проблемы, перспективы: матер. 4-й Международн. учеб.-метод. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ун-та, 2012. С. 160-165. 

6. Евдокимова О.К., Горбунов В.И. Возможности дисциплины «Литература» при подготовке бакалавров технических направлений // Никоновские чтения: сборник научных статей по материалам Международного культурологического форума «Никоновские чтения» (в память о Заслуженном работнике образования ЧР Г. Л. Никоновой): в 2 т. Т. 2. Актуальные вопросы педагогики, психологии, литературоведения и лингвистики / Под ред. М.С. Уколовой, А.В. Никитиной, А.Ю. Николаевой. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т., 2016. С. 62-68. 

7. Ерасов Б. Российская культурология в контексте закрытия // Alma mater. 2000. № 6. С. 6-11. 

8. Матухин Д.Л. Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. Вып. № 9 (137). С. 32-36.

9. Минеев А.И. Исторический портрет руководителей Чувашского совнархоза (1950-60-е гг.) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2012. Т. 23. № 3. С. 38-41.

10. Минеева Е.К. Чувашская диаспора в трудах исследователей конца XX – начала XXI веков // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 58-73.

11. Основные положения концепции преподавания литературы в непрерывной системе образования: школа – среднее специальное – высшее учебное заведение [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Учительская газета» [сайт]. 2013-2014. URL: https://goo.gl/rmEHEF (дата обращения: 12.03.2017).

12. Флиер А. Апология гуманистики // Alma mater. 2000. № 5. С. 3-6.

13. Шаклеин В. Лингвокультурологический фактор в современной системе образования (из опыта преподавания лингвокультурологических дисциплин в вузах США) // Alma mater. 1998. № 8. С. 14-16.

 

Сведения об авторах:

Горбунов Владимир Иванович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информатики в технических системах Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (Чебоксары, Россия).

Евдокимова Ольга Константиновна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (Чебоксары, Россия).

Минеев Алексей Игоревич – кандидат исторических наук, руководитель отдела по работе с образовательными организациями ООО «Лидер софт – внедренческий центр» (Чебоксары, Россия).

Data about the authors:

Gorbunov Vladimir Ivanovich – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Management and Informatics in Technical Systems Department, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (Cheboksary, Russia).

Evdokimova Olga Konstantinovna – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Russian Language and Literature Department, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov (Cheboksary, Russia).

Mineev Aleksey Igorevich – Candidate of Historical Sciences, Head of Department of Work with Educational Organizations, Leader Software Innovation Centre (Cheboksary, Russia).

E-mail: vigor21@mail.ru.

E-mail: evdokimova.ok@mail.ru

E-mail: minalig@inbox.ru