motif

Rahimova E.R. Oriental motifs in the novel “Eugene Onegin” by Alexander Pushkin

It is known that the East and the Eastern literature were in the centre of constant attention of Russian readers during the Golden Age of Russian poetry. The researchers of the oriental theme in Alexander Pushkin’s works have noted his deep awareness of the Eastern literature and culture. Pushkin’s novel in verse started by him after his first trip to the North Caucasus was completed after the trip to Turkish Arzurum. Oriental motifs in the novel “Eugene Onegin” by Pushkin are analysed in the article. These motives occupies a certain place in the ideological and artistic structure of the novel in verse, which turned to be a kind of connecting link in Pushkin’s creative comprehension of the East, an important niche between his romantic and realistic works.

Ким Ю.А., Мехтиев В.Г. Динамизация традиционных мотивов в юношеских поэмах М.Ю. Лермонтова «Азраил» и «Ангел смерти»

В статье рассмотрены проблемы, связанные с функционированием традиционных мотивов в юношеской поэзии М.Ю. Лермонтова, постепенно и с настойчивостью подвергающихся изменениям и подчиняющихся индивидуальному авторскому заданию автора. Известные в романтической поэзии мотивы страдания, странничества, судьбы, жизни и смерти, включаясь в ассоциативное поле словесного контекста, обретают новые значения, подчиняются принципу динамизма, понятные и продуктивные лишь в художественном мире русского поэта. Для подтверждения тезиса предпринимается структурно-семантический анализ поэм «Азраил» и «Ангел смерти», построенных вокруг универсальной оппозиции "жизнь и смерть", которую Лермонтов творчески преломляет.

Мехтиев В.Г., Редько Д.В. Чело – человек – челнок в юношеской лирике М.Ю. Лермонтова

В статье исследуется связь мотивных слов «чело» – «человек» – «челнок» в юношеской лирике М.Ю. Лермонтова. Эти лексические единицы обладают сильной смысловой и эмоциональной заряженностью в стихотворениях юного поэта. Показывается, что слова «чело», «человек», «челнок», рассматриваемые в их единстве, составляют важный компонент поэтического образа мира классика. Изучается связь слов «чело», «человек», «челнок» с ведущими мотивами лирики Лермонтова.