№ 1, 2017

Обращение главного редактора

Дорогие друзья и коллеги! Вышел в свет очередной, пятнадцатый по счету, номер Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» (2017, № 1).

В номере опубликована двадцать одна статья. Материалы традиционно распределены по рубрикам, относящимся к разделам гуманитарных наук, открытых в нашем журнале – "История", "Педагогика", "Политология", "Психология", "Теология", "Филология" и "Философия".

Pavliuk O.I. The philosophical examination of war: origins of the concept

The article deals with philosophical examination of war. The author researches the dispute over the definition of the nature of war and distinguishes between the scientists that condemn war and those who defend it. Philosophers have been contemplating war and trying to unravel its nature for a long time. War assessments have differed by extreme diversity and constant contradictions. The author also gives the description of causes and factors of war, and explains their biological, psychological, social, economic and political nature.

Горбунов В.И., Евдокимова О.К., Минеев А.И. Непрерывное гуманитарное образование в системе подготовки бакалавров технических направлений

Статья посвящена проблеме гуманитаризации высшего технического образования. Подробно анализируя историю данного вопроса, авторы статьи обосновывают системообразующую роль гуманитарных знаний, прежде всего, литературы и истории, в процессе формирования компетенций бакалавров технических направлений. Особый акцент сделан на роли общекультурных и нравственных ценностей в подготовке научно-технической интеллигенции. В статье предлагается ввести в процесс обучения ряд интегрированных дисциплин, имеющих прикладной характер и преследующих цель развития как профессионального мышления, так и универсальных способностей обучающихся. Опираясь на собственный опыт преподавания интегрированных дисциплин и теоретическое осмысление поставленного вопроса, авторы статьи выделяют принципиальные особенности системной концепции непрерывного гуманитарного образования бакалавров технических направлений, позволяющей не только обеспечить овладение требуемыми в образовательных стандартах общекультурными компетенциями, но и сформировать устойчивые личностные качества, понимаемые в российском обществе как интеллигентность.

Карпчук Н.П. Роль публичной дипломатии в продвижении бренда Европейского Союза

В условиях современного политического и экономического кризиса эффективный брендинг способен улучшить репутацию ЕС, ведь в основе бренда ЕС – концепты мира, достатка, процветания, демократии, свободы. Продвижению бренда ЕС для внешней аудитории способствует публичная дипломатия. В статье проанализированы акторы и инструменты публичной дипломатии Европейского Союза, цель которых – усиление позитивного восприятия ЕС, корректировка ошибочных стереотипов, лоббирование интересов ЕС. Особое внимание сосредоточено на проектах EU Brand Centre, который создан именно для ребрендинга ЕС.

Калиниченко В.А. «Σχλαβηνίασ» и военная политика Болгарского государства в первой половине IX века

В статье автор анализирует сообщения письменных источников об участии славянского населения, так называемых «Σχλαβηνίας» или «Sklaviniis» в войнах Первого Болгарского государства в начале IX в. Во времена правления ханов Крума и Омуртага наблюдается политическое возвышение Первого Болгарского государства. Одним из определяющих факторов этого процесса стало завоевание новых территорий, на которых наиболее численно проживали племена славян – «Σχλαβηνίας». Являясь самой многочисленной этнической группой Первого Болгарского государства, они поддерживали тесные связи, как с другими народами, так и между собой, что приводило к взаимовлияниям в материальной и военной культурах. Подтверждением этого является участие «Σχλαβηνίας» во многих военных конфликтах на протяжении всего IX в.

Головашина О.В. Победа образа: идентификационные риски коммеморативных практик

В статье рассматриваются практики коммеморации Победы во Второй мировой войне и анализируются их возможные последствия. Интенсивная коммеморация Победы предполагала создание большого количества памятников и мемориальных комплексов, создающих определенный образ народа-победителя: сильного, несломленного, созидателя и миротворца. Памятники должны были, в первую очередь, вызывать гордость за Родину, а не скорбь о жертвах. Социологические опросы показывают, что современные россияне также считают этот образ эталонным. Образы Победы, не укладывающиеся в это представление, вызывает неприятие населения. Таким образом, образ Победы выступает не как проявление коммуникативной или культурной памяти, а как фундамент гражданской идентичности современного россиянина.

Геращенко А.И., Геращенко И.Г. Политико-правовая идеология в современной России

Анализ политико-правовой идеологии современной России является весьма актуальной задачей. В статье показана эволюция идеологических представлений на протяжении последних десятилетий. Обосновывается тезис о том, что современная российская политико-правовая идеология носит эклектический характер, поскольку она объединяет в себе, по меньшей мере, три вида идеологий: коммунистическую, западную и православную. Высказывается мысль о необходимости усиления научной составляющей российской идеологии.  

Венедиктов В.Ю. К проблеме этнофилетизма: исторический очерк. Часть III

На Святом и Великом Соборе-2016, состоявшемся на Крите, была поднята и заострена проблема этнофилетизма. Отсутствующие делегации арабов, русских, грузин и болгар на пленарном заседании были осуждены в этнофилетизме. Таким образом, ересь этнофилетизма, впервые провозглашенная на Константинопольском Соборе 1872 года, вновь стала актуальной. В настоящей статье мы исследуем два вопроса: каким образом и почему эта ересь появилась на свет и можно ли считать этнофилетизм ересью? В третьей части исследуется Константинопольский собор 1872 года. Автор затрагивает следующие проблемы. Каким образом была провозглашена схизма? Кто был заинтересован в греко-болгарской схизме? Какие политические, этнические и культурные последствия Собора 1872 года?

Била И.Н. Особенности творческого конструирования в дошкольном возрасте

Исследование посвящено изучению специфики конструкторского творчества в дошкольном возрасте. Определен подход к изучению, анализу и организации конструкторской деятельности дошкольников. Исследование проведено в русле парадигмы стратегиальной организации и регуляции творческих процессов. Выделены критерии оценки и показатели развития творческого конструирования у детей дошкольного возраста, определены характеристики личностных и процессуальных регуляторов конструкторского творчества дошкольников. Рассмотрена психологическая структура конструкторской деятельности дошкольников, выяснены ее особенности. В результате эмпирического исследования установлено, что в процессах понимания задач у дошкольников доминируют мыслительные действия аналогизирования. Их конструкторский замысел определяется направленностью на структурные и структурно-функциональные характеристики предметов. Всю структуру процесса решения дошкольниками творческих задач на конструирование интегрирует индивидуально-регулятивный аспект творческого конструирования, который проявляется в субъективных мыслительных действиях, тенденциях, практических операциях.

Балахтар В.В. Особенности формирования социально-психологического климата в учреждении социальной службы

В статье раскрыта сущность понятий «социально-психологический климат», «климат», «организационная культура». Проанализированы подходы к пониманию социально-психологического климата: общественно-психологический феномен, общий эмоционально-психологический настрой, стиль взаимоотношений людей при непосредственном контакте друг с другом, социальная и психологическая совместимость членов группы. Рассмотрены особенности формирования социально-психологического климата в учреждении социальной службы, факторы, влияющие на состояние социально-психологического климата в коллективе. 

Страницы