Патлашинская И.В. Институциональные аспекты миротворческой деятельности

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 327.56

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Патлашинская И.В.

В статье проанализированы основные подходы и тенденции к пониманию концепции миротворчества и миротворческой деятельности и их эволюция. Рассмотрены основные элементы миротворческой деятельности как института международного права. Изучены полномочия международных и региональных организаций в сфере миротворчества. 

Ключевые слова: международные отношения, миротворчество, миротворческая деятельность, ООН, вооруженный конфликт, война, государство, институционный механизм.

 

INSTITUTIONAL ASPECTS OF PEACEMAKING

Patlashynska I.V.

The article analyzes the main trends and approaches to the understanding of the concept of peacemaking and peacekeeping activities and their evolution. The main specific elements of peacemaking are outlined as an institution of international law. The powers of international and regional organizations in peacekeeping are studied.

Keywords: international relations, peacemaking, peacekeeping, UN, armed conflict, war, state, institutional arrangements.

 

Большое количество вооруженных конфликтов и локальных войн, к сожалению, стали одной из особенностей международной жизни в конце XX –  начале XXI века. Реалиями сегодняшнего времени стали национальные, политические, территориальные, этнические и другие вооруженные конфликты, которые несут угрозу, как глобальному миру, так и региональной стабильности и безопасности. Эти конфликты охватывают интересы многих стран и народов и наносят большой социальный, политический, психологический, экологический и другой ущерб. По данным ООН в период с 1945 года в мире произошло более 100 военных конфликтов, в которых погибли более 20 миллионов человек. Согласно данным иностранных СМИ в Первой мировой войне из 10 миллионов погибших 95% составляли военнослужащие и только 5% – гражданское население, а уже во Второй мировой войне эти показатели составляли 52% и 48% соответственно.

В последнее время наблюдается постоянный повышенный интерес международного сообщества к поддержанию общемирового правопорядка, которого должны придерживаться все субъекты международных отношений для господства международного мира и безопасности в мире. Инструментарием урегулирования конфликтных ситуаций стала миротворческая деятельность.

Концепция миротворчества берет свое начало из теории конфликта. Поскольку существование конфликта в обществе требует поиска путей его урегулирования. Непосредственно описывается в трудах И. Канта «О вечном мире» и Г. Гегеля «О войне» [6].

Именно с созданием в Гарвардском университете департамента социологии и изучения войны под руководством известного социолога Питирима Сорокина связывают начало доктринального изучения миротворчества. В дальнейшем развитие теории миротворчества шло параллельно с развитием концепции международных отношений в целом. 

Как отдельная доктрина теория миротворчества была сформирована в 1950 году. Это было вызвано проведением первой классической миротворческой операции 1948 года, которая была осуществлена во время арабо-израильского конфликта и называлась «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия» (ОСВУП) и началом противостояния двух супердержав – США и СССР.

В 1995 году Кеннет Боулдинг и Анатоль Рапорт начали серию публикаций по проблемам решением конфликтов, а несколько позже организовали Центр по исследованию и разрешению конфликтов. Основная идея К. Боулдинга и А. Рапопорта заключалась в создании и дальнейшем исследовании «общей идеи конфликта», суть которого заключается в анализе целого ряда факторов, таких как: эволюция наций, роль международных организаций, распределение мировых богатств и т.д. Авторству К. Боулдинга принадлежит и концепция интегративной помощи, которая предполагает возможность контроля, убеждения и замораживания конфликта на более длительный срок [1].

В 1964 году в Осло Йоханом Галтунгом – одним из самых известных теоретиков миротворчества был основан Институт исследований мира. Именно И. Галтунг сформулировал такие понятия как миротворческие операции (peacemaking), операции по поддержанию мира (peacekeeping) и миростроительство (peacebuilding). Этим терминам он предоставляет следующее определение. Миротворчество – мирное разрешение конфликтов, которое направлено на ограничение открытого конфликтного противостояния сторон, на прекращение конфликтных действий, деэскалацию напряжения, снижение уровня вражды, переход участников конфликта к поиску совместного решения проблемы. Операции по поддержанию мира – разъединение противоборствующих сторон, предупреждение военных столкновений между ними, контроль над военными действиями противоборствующих сторон. Миростроительство – деятельность по закреплению мира, которая ориентирована на мирное урегулирование противоречий путем создания и развития совместных проектов экономического, социального, культурного развития, проведения просветительской работы, формирование принципов ненасильственного разрешения конфликта с использованием СМИ [2]. 

В 1970-1980 годах Гене Шарп и Пол Веллер выдвинули идею трансформации отношений между противоборствующими сторонами, и указанная идея стала основой для новой парадигмы в теории миротворчества – парадигмы трансформации конфликта. Ученые И. Галтунг и Адам Керл поддержали такое предложение, подчеркивая важность таких аспектов миротворческой деятельности, как поиска корня конфликта и субъектов конфликта. Для А. Керла решения конфликта, прежде всего, это социальные и структурные изменения, где мир – особая стадия эволюции человеческого сознания. Соответственно, важную роль в миротворчестве будет играть пара дипломатия, которая позволит проявить внимание к неофициальным участникам переговоров. Таким образом, основными элементами миротворчества выступают: исследования, примирения, уступка, переговоры, компромисс и другие способы мирного разрешения споров.

Эти изменения коснулись многих аспектов проведения миротворческой деятельности, а именно – менялись подходы к пониманию, видоизменялись контингенты миротворцев, менялись и задачи, которые на них возлагались. Несмотря на многолетнюю историю обеспечения мира, единого международного определения терминов «миротворческая деятельность» и «миротворчество» не существует.

По моему мнению, достаточно четким и структурированным является следующее определение миротворчества – это действия, направленные на достижение соглашения между конфликтующими сторонами, главным образом с помощью мирных средств, предусмотренных Уставом ООН. Миротворчество не исключает и принудительных мер (экономических санкций, дипломатического и политического давления), но без применения силы. С помощью миротворчества были решены конфликты между Ливией и Чадом, Нигерией и Камеруном, Эфиопией и Эритреей.

Миротворческая деятельность – понятие значительно шире по содержанию. Оно представляет собой политическую, дипломатическую, правовую, гуманитарную, экономическую, военную деятельность гражданского и военного персонала, контингентов вооруженных сил, которая осуществляется в соответствии с мандатом международной или региональной организации и направлена на урегулирование межгосударственных и внутренних конфликтов (споров) и обеспечения поддержания или восстановления мира и безопасности.

Современная миротворческая деятельность базируется на идее тесной координации политических (невоенных) мероприятий с военными, наращивании международным сообществом возможностей участия в регулировании конфликтов. Главной целью миротворческой деятельности в современных условиях является предотвращение, решение конфликта с помощью совокупности мероприятий, проведенных последовательно или в другом порядке (в зависимости от ситуации) с помощью информационно-психологических, политических, дипломатических, правовых и, в крайнем случае, военных средств [4]. 

Влияние миротворческих операций на международную политику подтверждается впечатляющими данными. Только под эгидой ООН было проведено 69 миротворческих операций, причем 56 из них только за последние 20 лет [8]. За это время в этих операциях приняли участие сотни тысяч военнослужащих, десятки тысяч полицейских и другой гражданский персонал ООН из более, чем 120 стран мира.  

Эти цифры говорят об опыте и налаженную практику развертывания и проведения миротворческих операций, поэтому логично утверждать, что это, хотя и новый, но достаточно институционализированный вид деятельности международного сообщества. Он институционализирован в том смысле, что в настоящее время уже четко определен круг субъектов, которые участвуют в миротворческой деятельности. Проведение данных операций происходит по четкому алгоритму и на основе определенных принципов, обязательным элементом является мандат на проведение миротворческой операции. Хорошо отработаны разнообразные модели миротворческих миссий и соответствующая процедура принятия решений по их развертыванию, базирующаяся на определенных международных документах.

Институциональный механизм миротворческой деятельности представляет собой явление достаточно сложное в силу особого места этих операций в международной нормативной системе. Перед непосредственным рассмотрением конкретных элементов институционального механизма миротворческой деятельности следует отметить, что под этим понятием рассматривается система субъектов миротворческой деятельности, система их координированных действий и способы осуществления этих операций.

Субъективную сторону институционального механизма миротворческих операций составляют следующие участники миротворческой деятельности: Совет Безопасности ООН, Генеральная Ассамблея ООН, Генеральный секретарь и возглавляемый им Секретариат ООН, Департамент операций по поддержанию мира ООН.

Основным звеном в институциональном механизме проведения миротворческих операций является Совет Безопасности ООН. Именно в этот орган Устав ООН возлагает исключительные полномочия по поддержанию мира и международной безопасности. В статье 24 Устава указано, что «для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание мира и безопасности» [7]. Следует отметить, что члены ООН не признали действующими от их имени ни один другой орган  Организации: ни Генеральную Ассамблею ООН, ни Генерального секретаря. 

Совет Безопасности является единственным органом ООН, уполномоченным принимать решения о проведении миротворческих действий, а также осуществлять управление ими. В сферу исключительных полномочий СБ ООН относятся такие аспекты миротворческой деятельности как:

– определение существования угрозы миру;

–  создание операций по поддержанию мира;

– определение объема мандата каждой конкретной операции;

– установление продолжительности операции;

– решение вопроса о продлении срока мандата миротворцев;

– санкционирование применения силы контингентом ООН;

– прекращение операций.

Важную роль в осуществлении миротворческой деятельности играет Генеральная Ассамблея ООН. По Уставу ООН Генеральная Ассамблея уполномочена осуществлять следующую деятельность по проблемам международного мира и безопасности:

1. Обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности (ст. 11 п. 2). 

2. Обращать внимание совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности (ст. 11 п. 3).

3. Рекомендовать мирные средства разрешения споров (ст. 14) [7].

Также на Генеральную Ассамблею возложена ответственность за решение финансового аспекта миротворческой деятельности.

Важными функциями в сфере проведения миротворческих операций наделен Генеральный секретарь ООН. Он – своего рода администратор, ответственный за выполнение принятых Советом Безопасности решений. Как отмечал в «Приложении к повестке дня мира для мира» Бутрос Бутрос Гали, роль Генерального секретаря в проведении операций по поддержанию мира заключается в том, что на него возложена обязанность осуществлять административное управление и командовать этими операциями [9]. Статья 99 Устава уполномочила Генерального секретаря на самостоятельные действия, предоставляя ему право доводить до сведения СБ ООН о любых факторах, которые, по его мнению, могут угрожать международному миру и безопасности. 

Кроме того, международные миротворческие операции проходят под эгидой таких международных организаций, как НАТО и ОБСЕ. Миссии ОБСЕ работают в Албании, Республике Босния и Герцеговина, Грузии, Эстонии, Латвии, Македонии, Молдове, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Хорватии, СРЮ (Косово). В общем, постоянные миссии ОБСЕ на местах были задействованы в 25 различных операциях [3]. В поддержку деятельности ООН в вопросах мира и безопасности активно действует в зонах конфликта Североатлантический Альянс. Примером является участие НАТО в Боснии, Герцеговине, Косово, Македонии, Дарфуре, Ираке. Международные силы содействия безопасности действуют в Афганистане.

Можно говорить о том, что современные миротворческие операции свидетельствуют о дальнейшем изменении системы международных отношений. Это можно видеть на примере стран-членов НАТО. В течение последних десятилетий произошла трансформация Альянса, начало чего было положено включением в него стран Восточной Европы. Последние миротворческие операции и участие в них НАТО доказывают, что Альянс сегодня действует за пределами традиционной зоны ответственности. В конце в 2010 года была принята очередная стратегическая концепция, в которой НАТО изменило акцент, считая теперь, что основным приоритетом деятельности организации является не локальная, а глобальная безопасность. Так важным аспектом для НАТО является стабилизация ситуации в Афганистане, а также развитие этой страны демократическим путем [5]. Эксперты утверждают, что сегодня Североатлантический Альянс претендует на глобальную роль в вопросах коллективной безопасности.

Особым субъектом миротворческой деятельности выступают государства. В более общем смысле они являются субъектами этого вида деятельности ООН уже потому, что они являются членами Организации. В статье 1 пункта 1 Устава ООН определено, что первоочередной целью деятельности является поддержание международного мира и безопасности, а дальше, в статье 25 государства-члены берут на себя обязательства выполнять решения Совета Безопасности, на который они возлагают основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Для того чтобы обеспечить как можно более эффективный механизм комплектования миротворческих операций и обеспечения их необходимыми ресурсами, в рамках ООН действует Система Соглашений Standby (United Nations Standby Arrangements System). Эта система состоит из условных обязательств государств-членов оказывать соответствующие ресурсы в определенный срок и на определенных условиях. Все эти ресурсы могут быть использованы исключительно для проведения миротворческих операций. Систему Соглашений Standby образуют предварительные договоренности между отдельными государствами-членами и ООН. Такие соглашения преимущественно заключаются в форме «меморандумов взаимопонимания» (МВ), в которых детализируются виды ресурсов, срок их предоставления и условия труда персонала. К МВ прилагается документ «Отчет взносов», в котором изложены технические данные и требования к ресурсам.

В списке типичных видов ресурсов находятся следующие:

– воинские части и подразделения;

– специалисты для выполнения сложных специфических функций;

– материальное оборудование;

– средства сферы обслуживания [10].

Как показала практика, система соглашений Standby нашла поддержку среди государств-членов и была действительно позитивом в совершенствовании институциональной механизма проведения миротворческих операций. С момента создания системы в 1994 году 80 государств-членов изъявили желание участвовать в этой системе, 59 предоставили список их потенциальных ресурсных взносов, а 20 подписали Меморандум взаимопонимания относительно участия в Соглашении Standby.

Участие государств в миротворческих операциях имеет и внутригосударственный аспект. Государства, как правило, обеспечивают национально-правовые основы участия их военного и гражданского персонала в миротворческих операциях. Так, например, Верховной Радой Украины 23 апреля 1999 года был принят Закон Украины «Об участии Украины в международных миротворческих операциях». Этот закон определяет правовые, организационные и финансовые основы участия Украины в международных миротворческих операциях, а также направление Украины военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Очевидно, что в целях упорядочения процесса участия в миротворческих операциях другие государства тоже соответствующим образом регулируют эти вопросы на национально-правовом уровне.

Таким образом, наряду с несомненными успехами и заслуженным авторитетом института миротворческих операций можно сказать, что накопилось много проблем системного характера, от решения которых зависят миротворческие перспективы международного сообщества. Среди этих проблем можно выделить  длительность процедуры принятия решений как международным сообществом на уровне конкретных организаций, так и  независимыми государствами относительно предоставления своего миротворческого контингента в каждой конкретной ситуации.

 

Список литературы:

1. Алешин В.В. особенности вооруженного конфликта немеждународного характера: теоретически-правовой анализ // Государство и право. – 2006. – Вып. 2. – С. 100-104.  

2. Галтунг Й. Культурное насилие //Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. – М., 1995. – Вып. 8. – С. 34-38.

3. Каляев А. Збройні сили України у миротворчих операціях ООН і ОБСЄ [Электронный ресурс] // Національна бібліотека України імені В.І. Вернадського. 2016. URL: http://goo.gl/1r1Xym (дата обращения: 09.04.2016).

4. Ольховая Ю.І. Методологічні аспекти миротворчої діяльності України/ / Збірник наук. праць Військового інституту Київського нац. унів. імені Тараса Шевченка. – 2013. – Вип. 43. – С. 313 – 317.

5. Перепелиця Г. Втрачати парасольку НАТО ніхто не хоче [Электронный ресурс] // Портал "Європейський простір" [сайт]. 19.10.2010. URL: https://clck.ru/9rcH6 (дата обращения: 09.04.2016).

6. Рубанов Б.Л.  Философия лимитизма К.Ф. Жакова //  Социологические исследования. – 2003. – № 7. – С. 107-109.

7. Статут ООН [Электронный ресурс] // Представництво ООН в Україні [сайт]. 2016. URL: http://goo.gl/vZSfYL (дата обращения: 10.03.2016).

8. List of Peacekeeping Operations 1948-2013 [Электронный ресурс] // United Nations [сайт]. 2016. URL: http://goo.gl/Ht8HGm (дата обращения: 10.03.2016).

9. Report of the Secretary General. Supplement to An Agenda for Peace [Электронный ресурс] // UN Documents: Gathering a Body of Global Agreements [сайт]. 2016. URL: http://goo.gl/cMLSJh (дата обращения: 10.03.2016).

10. United Nations Stand-by Arrangements System [Электронный ресурс] // UN Force Link [сайт]. 2016. URL: https://goo.gl/N76nq1 (дата обращения: 18.03.2016).

 

Сведения об авторе: 

Патлашинская Ирина Викторовна – ассистент кафедры международной информации, аспирант кафедры политологии Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки (Луцк, Украина).

Data about the author: 

Patlashynska Iryna Viktorivna – Assistant Lecturer of International Information Department, graduate student of Politology Department, Lesya Ukrainka Eastern European National University (Lutsk, Ukraine). 

E-mail: eleonora.777@hotmail.com.