Нгуен Тхи Нгок Хоа, Ву Тхи Хыонг. Современная многосторонняя внешняя политика Вьетнама в рамках АСЕАН

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 327(597)

СОВРЕМЕННАЯ МНОГОСТОРОННЯЯ

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЬЕТНАМА В РАМКАХ АСЕАН

Нгуен Тхи Нгок Хоа, Ву Тхи Хыонг

Статья посвящена разъяснению теоретических основ многосторонней дипломатии и анализу реализации внешней политики Вьетнама в рамках АСЕАН с момента официального вступления в организацию в 1995 г. Особое внимание уделяется оценке достижений и сохраняющихся ограничений в этом процессе. Помимо обзора литературы и анализа политики, в статье также используются данные опроса, отражающие восприятие и позиции соответствующих экспертов относительно роли многосторонней дипломатии в экономическом развитии и международном положении Вьетнама. На этой основе в статье представлен ряд рекомендаций по укреплению многостороннего сотрудничества в рамках АСЕАН и на международном уровне.

Ключевые слова: Вьетнам, АСЕАН, внешняя политика, многосторонняя дипломатия, региональное сотрудничество.

 

VIETNAM’S CONTEMPORARY

MULTILATERAL FOREIGN POLICY WITHIN ASEAN

Nguyen Thi Ngoc Hoa, Vu Thi Huong

The article clarifies the theoretical foundations of multilateral diplomacy and analyses the implementation of Vietnam’s foreign policy within the framework of ASEAN since its official accession to the organization in 1995. Special attention is paid to assessing the achievements and the persisting limitations in this process. In addition to literature review and policy analysis, the article also employs survey data reflecting the perceptions and views of relevant experts regarding the role of multilateral diplomacy in Vietnam’s economic development and international standing. On this basis the article presents a set of recommendations aimed at strengthening multilateral cooperation within ASEAN and at the international level.

Keywords: Vietnam, ASEAN, foreign policy, multilateral diplomacy, regional cooperation.

 

Концепция многостороннего сотрудничества, понимаемого как координация действий многих стран для решения общей проблемы, появилась в XVII в. в связи с формированием системы международных отношений между государствами (Вестфальской системы) [2, c. 356]. Целью этой системы является регулирование отношений, поддержание баланса сил и предотвращение войн между государствами. Однако лишь в конце XIX в. формы многостороннего сотрудничества окончательно сформировались и получили бурное развитие в XX в.

В целом, многосторонность понимается как форма коллективных действий для решения общих проблем, а многосторонняя дипломатия – как способ реализации этих действий. На протяжении десятилетий многосторонняя дипломатия постоянно расширяла своё содержание и масштабы, становясь важным фактором внешней политики стран.

В процессе присоединения и участия в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Вьетнам постепенно обновлял своё внешнеполитическое мышление: от принципа «больше друзей, меньше врагов», диверсификации и многосторонности международных отношений, от конфронтации к диалогу, к тому, чтобы стать инициативным, активным и ответственным членом организации. В настоящее время Вьетнам реализует девиз инициативного и активного сотрудничества со странами АСЕАН для создания сильного Сообщества.

С момента официального вступления в АСЕАН 28 июля 1995 г. внешняя политика в отношении АСЕАН стала важной частью внешней политики Вьетнама и четко выражена в партийных документах и ​​резолюциях.

XII съезд Коммунистической партии Вьетнама (январь 2016 г.) определил направление сотрудничества в рамках АСЕАН как проактивное, позитивное и ответственное по отношению к странам-членам для создания сильного Сообщества при активном участии и продвижении роли в многосторонних механизмах, особенно в АСЕАН и Организации Объединенных Наций [1, c. 640].

XIII съезд Коммунистической партии Вьетнама подчеркнул необходимость развития и повышения эффективности многосторонних международных отношений, укрепления роли Вьетнама в многосторонних механизмах, особенно в рамках АСЕАН и других форматах сотрудничества, а также в важных стратегических вопросах, в соответствии с потребностями, возможностями и условиями страны [3].

Вьетнам всегда проявлял активность и инициативу в участии в многосторонних институтах, стремясь содействовать формированию справедливого и демократического политического и экономического порядка, предотвращению войн и конфликтов, укреплению мира и развитию взаимовыгодного сотрудничества. Содействие международной интеграции и расширение участия в многосторонних механизмах помогли Вьетнаму переориентироваться в международных отношениях, дополняя и формируя новую национальную идентичность. Членство Вьетнама в Организации Объединенных Наций (1977), АСЕАН (1995) и Всемирной торговой организации (2007) стало важным этапом, открывшим новый этап во внешней политике в целом и многостороннем сотрудничестве в частности, способствуя процессу глубокой интеграции в мировую экономику [см.: 4].

Вьетнам активно и целенаправленно участвует в обширной сети многосторонних механизмов сотрудничества и экономической интеграции – от глобального, межрегионального и регионального уровней до соглашений о свободной торговле с большинством ведущих экономико-торговых центров мира. Вьетнам зарекомендовал себя как динамичная и влиятельная страна в АСЕАН, трижды занимая председательское место: в 1998, 2010 и 2020 гг. В этой роли Вьетнам содействовал укреплению внутриблоковой солидарности и повышению международного статуса АСЕАН. В 2010 г. Вьетнам содействовал расширению Восточноазиатского саммита (ВАС) с участием США и России, а также успешно провёл Совещание министров обороны АСЕАН (СМОА+). В частности, в непростом 2020 г, связанном с пандемией COVID-19, Вьетнам не только сохранил свою лидирующую роль, но и внедрил инновационные методы организации онлайн-встреч, запуска Фонда реагирования на COVID-19 и оказания совместной медицинской помощи странам АСЕАН.

В экономической сфере с момента вступления в АСЕАН в 1995 г. Вьетнам добился значительных изменений в региональной торговле. Общий двусторонний товарооборот между Вьетнамом и АСЕАН увеличился с примерно 3,26 млрд. долларов США в 1995 году до 83,6-83,9 млрд. долларов США в 2024-2025 гг., т.е. вырос более чем в 25 раз. В частности, если посмотреть на первые 11 месяцев 2024 г., товарооборот достиг 76,3 млрд. долларов США, из которых экспорт – 33,8 млрд. долларов США, импорт – 42,4 млрд. долларов США. С точки зрения инвестиций, АСЕАН инвестировала 9,52 млрд. долларов США во Вьетнам за первые 11 месяцев 2024 г., что на 51,1% больше, чем за тот же период предыдущего года. В числе инвесторов лидирует Сингапур с 9,13 млрд. долларов США, за ним следуют Таиланд (178,52 млн. долларов США) и Малайзия (159,98 млн. долларов США) [6].

Вьетнам активно способствует построению Сообщества АСЕАН по всем трём направлениям: политика и безопасность, экономика и социокультура. В частности, Вьетнам инициировал «Видение Сообщества АСЕАН 2045», которое было принято на 46-м саммите АСЕАН в 2025 г. на основе предложения Вьетнама, поданного в 2020 г. [5].

В области нетрадиционной безопасности Вьетнам активно участвует в инициативах по сотрудничеству в борьбе с транснациональной преступностью, стихийными бедствиями, защите морской среды, борьбе с изменением климата и реагировании на чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранения.

В области охраны окружающей среды Вьетнам участвует в рабочей группе АСЕАН по экологически устойчивым городам (AWGCW и AWGCME), а также в инновационном проекте «Синяя экономика».

Вьетнам все больше утверждает свою роль председателя и лидера в региональных и международных механизмах сотрудничества. Помимо принятия на себя роли председателя АСЕАН, Вьетнам также играет координирующую роль в отношениях между АСЕАН и многими важными партнерами, такими как Китай, США, Россия, Япония и Южная Корея, а с 2024 г. координирует сотрудничество с Новой Зеландией и Великобританией.

Вьетнам активно участвует в международных организациях, связанных с АСЕАН, занимая важные позиции, такие как: вице-президент 77-й Генеральной Ассамблеи ООН, член Совета ООН по правам человека (2023-2025 гг.), Комитет ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию (2022-2026 гг.) и Совет управляющих МАГАТЭ (2021-2023 гг.). Кроме того, Вьетнам всегда был пионером в выполнении международных интеграционных обязательств, таких как CPTPP, EVFTA и RCEP.

Вьетнам также является сопредседателем многих структур сотрудничества, в частности Комитета по сотрудничеству АСЕАН-Корея, реализующего 20 проектов общей стоимостью 56 миллионов долларов США в области образования, охраны окружающей среды, экономического восстановления, культуры и здравоохранения. Ещё один потенциальный проект – CASA («Чистый воздух для устойчивого развития АСЕАН») стоимостью 11 миллионов долларов США, который в настоящее время находится на стадии утверждения.

Многосторонние дипломатические усилия Вьетнама в рамках АСЕАН в настоящее время носят содержательный и глубокий характер. От лидерства, экономического участия, строительства сообществ до ведущей роли на международных форумах – Вьетнам всё активнее заявляет о своей активной, творческой и влиятельной роли в формировании будущего региона.

Для оценки эффективности многосторонней дипломатической деятельности Вьетнама в рамках АСЕАН и определения степени её влияния на экономику страны нами был проведён углублённый опрос с участием ведущих экспертов в области внешней экономики, международной интеграции и торговой политики (объем выборочной совокупности – 20 экспертов). Опрос проводился с целью сбора мнений о прямых и косвенных преимуществах многосторонней дипломатии для экономического роста, расширения экспортных рынков, привлечения иностранных инвестиций и повышения конкурентоспособности Вьетнама в регионе.

Результаты исследования демонстрируют важность многосторонней дипломатии для экономического развития Вьетнама. Большинство респондентов (84%) заявили, что многосторонняя дипломатия играет чрезвычайно важную роль в экономическом развитии Вьетнама. Если добавить группу «важных» (12%), то 96% респондентов высоко оценили роль многосторонней дипломатии. Средний балл составил всего 4%, и не было ни одного мнения о том, что этот фактор менее важен или неважен. Это свидетельствует о распространённом восприятии респондентами многосторонней дипломатии как ключевого, практически незаменимого фактора для содействия экономическому росту, расширения экспортных рынков, привлечения иностранных инвестиций и повышения конкурентоспособности Вьетнама в регионе.

Результаты опроса о наиболее очевидном влиянии сотрудничества в рамках АСЕАН на экономику Вьетнама следующие: 41% респондентов отметили, что наиболее очевидным влиянием является рост импортно-экспортного оборота, 30% высоко оценили роль АСЕАН в привлечении прямых иностранных инвестиций (ПИИ), 15% отметили, что сотрудничество с АСЕАН способствует участию вьетнамских предприятий в региональных цепочках создания стоимости, 14% подчеркнули фактор передачи технологий и знаний, и никто не выбрал вариант «другое». Эти результаты показывают, что сотрудничество в рамках АСЕАН оказывает разнообразное экономическое влияние на Вьетнам, наиболее значимым из которого является содействие международной торговле (импорту и экспорту), а также создание условий для привлечения ПИИ. Несмотря на более низкий процент ответов, такие аспекты, как поддержка более активного участия вьетнамских предприятий в региональных цепочках создания стоимости и передача технологий и знаний, также рассматриваются как существенные преимущества. Это отражает общее мнение экспертов, участвовавших в опросе, что АСЕАН играет ключевую роль не только в расширении торговли и инвестиций, но и в создании основы для более глубокой интеграции, повышении конкурентоспособности и технологических инноваций вьетнамской экономики

Интересны результаты опроса об уровне эффективности выполнения экономических обязательств Вьетнама в рамках АСЕАН (например, АФТА, ВРЭП, ВПТП): 62% респондентов оценили эффективность как очень высокую, 38% – как высокую, и ни один из них не дал положительного ответа на вопрос о среднем или неэффективном уровне выполнения. Результаты показывают, что большинство респондентов считают, что Вьетнам выполнил экономические обязательства в рамках АСЕАН и связанных с ним соглашений качественно и эффективно. Тот факт, что до 100% респондентов склоняются к уровню «эффективности» и «очень эффективно», свидетельствует о прочном консенсусе и отражает позитивную веру в способность Вьетнама интегрироваться и выполнять международные обязательства.

Результаты опроса, посвященного основным трудностям, с которыми Вьетнам сталкивается в процессе региональной экономической интеграции, показывают, что основные проблемы сосредоточены в инфраструктуре и человеческих ресурсах. Несинхронизированная система логистики (36%) и нехватка высококвалифицированной рабочей силы (28%) определены как два самых больших барьера, напрямую ограничивающих способность использовать возможности, предоставляемые региональным сотрудничеством. Кроме того, ограниченная конкурентоспособность отечественных предприятий (24%) и сложность политики и административных процедур (12%) также считаются факторами, снижающими эффективность интеграции. Это отражает то, что для улучшения своих позиций в процессе интеграции в АСЕАН и международной интеграции Вьетнаму необходимо уделять первоочередное внимание совершенствованию логистической инфраструктуры, развитию высококачественных человеческих ресурсов, одновременному повышению конкурентоспособности предприятий и реформированию административных процедур.

 Таким образом, результаты опроса показывают, что многосторонняя дипломатия и сотрудничество, особенно в рамках АСЕАН и международных экономических соглашений, считаются ключевыми факторами экономического развития Вьетнама. Большинство респондентов подтвердили, что многосторонняя дипломатия не только способствует росту импорта-экспорта и привлечению прямых иностранных инвестиций, но и создает условия для более глубокого участия вьетнамских предприятий в региональной цепочке создания стоимости и приобретения новых знаний и технологий. В то же время результаты опроса также указывают на то, что Вьетнам, по оценкам, эффективно выполнил международные экономические обязательства в рамках АСЕАН и связанных с ней соглашений. Тем не менее, внутренние проблемы все еще существуют, они в основном сосредоточены на несинхронизированной логистической инфраструктуре, нехватке высококачественных человеческих ресурсов, ограниченной конкурентоспособности отечественных предприятий, а также сложности административных процедур.

В ближайшее время мировая и региональная обстановка, по прогнозам, будет продолжать развиваться сложно и непредсказуемо, оказывая значительное влияние на международные отношения, многосторонность, а также на среду безопасности и глобального развития. Такие важные тенденции, как стратегическое соперничество между ведущими странами, рост нетрадиционных вызовов, процесс цифровой экономической трансформации и четвёртая промышленная революция, одновременно открывают множество возможностей и создают множество проблем для процесса международной интеграции Вьетнама. Для выполнения этой задачи необходимо чётко определить направления и решения для реализации многосторонней дипломатии в предстоящий период в соответствии с новым контекстом и стратегией развития страны.

Во-первых, продолжать утверждать многостороннюю дипломатию как стратегический столп внешней политики. Многосторонняя дипломатия – это не только канал сотрудничества, но и средство укрепления позиций Вьетнама на международной арене. Следование этому курсу помогает Вьетнаму максимально эффективно использовать многосторонние механизмы (АСЕАН, ООН, АТЭС, ВРЭП, ВСТП и т.д.) для защиты национальных интересов.

Во-вторых, следует активно участвовать, формировать и возглавлять ряд повесток в многосторонних механизмах. Вьетнаму необходимо перейти от «участия» к «активному участию» и сосредоточиться на областях с преимуществами, таких как нетрадиционные аспекты безопасности (изменение климата, энергетическая безопасность, продовольственная безопасность), зеленая экономика, цифровая экономика и т.д. Это может стать подходящим направлением для утверждения его лидирующей роли.

В-третьих, нужно тесно увязывать многостороннюю дипломатию с экономическим развитием. Вьетнамскому правительству необходимо использовать преимущества соглашений о свободной торговле нового поколения (ВСТП, ВСТП, ВРЭП) для расширения рынка, привлечения прямых иностранных инвестиций, повышения конкурентоспособности и обеспечения отражения и защиты экономических выгод на многосторонних форумах.

В-четвёртых, необходимо содействовать развитию внутреннего потенциала для поддержки многосторонней интеграции. Правительству необходимо сосредоточиться на улучшении логистической инфраструктуры, развитии высококвалифицированных кадровых ресурсов, институциональных реформах и повышении конкурентоспособности бизнеса. Это основа для эффективного использования Вьетнамом возможностей многостороннего сотрудничества. Без внутреннего потенциала способность Вьетнама извлекать выгоду из международных обязательств будет ограничена.

Для получения максимальной выгоды и эффективного реагирования на вызовы международной обстановки Вьетнаму необходимо ориентировать многостороннюю дипломатию в проактивном, творческом и практическом направлении, тесно связанном с интересами социально-экономического развития и укрепления внутренней мощи страны.

 

Список литературы:

1. Коммунистическая партия Вьетнама. Документы XII Национального съезда. Ханой: Национальное политическое издательство «Правда», 2016. 640 с.

2. Нгуен Хонг Тхао. Международные отношения: учебник. Ханой: Политическое национальное издательство, 2010. 356 с.

3. Чапмэн Н. XIII съезд КПВ об успехах многосторонней внешней политики Вьетнама: вызовы и возможности // // Вьетнамские исследования. Сер. 2. 2021. № 3. С. 6-26.

4. ASEAN and Member States: Transformation and Integration / Ed. Ponciano Intal, Jr., Lurong Chen [Электронный ресурс] // Economic Research Institute for ASEAN and East Asia [сайт]. 2017. URL: https://goo.su/gKTxws (дата обращения: 25.08.2025).

5. Inclusivity and sustainability – ASEAN’s new strategic path: Vietnamese Ambassador [Электронный ресурс] // VietnamPlus [сайт]. 25.05.2025. URL: https://goo.su/fYSoJ (дата обращения: 25.08.2025).

6. Viet Nam enjoys double-digit trade growth with ASEAN [Электронный ресурс] // Wtocenter.vn [сайт]. 2025. URL: https://goo.su/hsIF (дата обращения: 25.08.2025).

 

Сведения об авторах:

Нгуен Тхи Нгок Хоа – доктор политических наук, доцент Академии журналистики и пропаганды (Ханой, Вьетнам).

Ву Тхи Хыонг – преподаватель Академии журналистики и пропаганды (Ханой, Вьетнам).

Data about the authors:

Nguyen Thi Ngoc Hoa – Doctor of Political Sciences, Associate Professor of Academy of Journalism and Communication (Hanoi, Vietnam).

Vu Thi Huong – Lecturer of Academy of Journalism and Communication (Hanoi, Vietnam).

E-mail: vuhuong231092@gmail.com.