Иванова Е.А. Адаптация и интеграция мигрантов в современном российском обществе на примере Смоленской области

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 314.7(470.332)

АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Иванова Е.А.

Статья раскрывает основные направления деятельности органов государственной власти Смоленской области в сфере адаптации и интеграции мигрантов на региональном уровне. Приводятся примеры реализации межнациональной политики в Смоленской области в рамках областной государственной программы «Укрепление единства российской нации, гармонизация межнациональных отношений и развития казачества в Смоленской области» на 2016-2020 годы. В конце статьи делается вывод что предпосылок к обострению социально-политической обстановки в регионе на национальной и религиозной почве не выявлено.

Ключевые слова: межнациональные отношения, межнациональная политика, межнациональное согласие, адаптация и интеграция мигрантов. 

 

ADAPTATION AND INTEGRATION OF MIGRANTS

IN MODERN RUSSIAN SOCIETY AS EXEMPLIFIED

BY THE EXAMPLE OF SMOLENSK OBLAST

Ivanova E.A.

The article reveals the basic directions of the activity of the public authority in Smolensk Oblast in the sphere of adaptation and integration of migrants on the regional level. The author presents examples of the international policy implementation within the framework of the provincial state program “Strengthening the unity of Russian nation, harmonization of international relations and development of Cossacks in Smolensk Oblast” for 2016-2020. In conclusion, prerequisites for the aggravation of the socio-political situation in the region on the national and religious soil are not revealed.

Keywords: interethnic relations, interethnic policy, interethnic harmony, adaptation and integration of migrants.

 

Для Российской Федерации с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур, межнациональное согласие является неотъемлемой чертой демократического общества и одним из важнейших приоритетов государственной политики. Еще в 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил в статье «Россия: национальный вопрос»: «Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчёт в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие» [5].

Развитие межнациональных отношений в постсоветской России прошло в своем становлении и развитии несколько этапов.

Первый из них связан с возникновением центробежных тенденций еще на стадии распада Советского Союза и охватывает период 1989-1993 гг. Он может быть охарактеризован как период отрицания возможной консолидации российской нации, формирования национально-культурных обществ, декларирующих задачи возрождения этнокультурной самобытности народов России, в том числе путем повышения статуса языков титульных народов. Для данного этапа характерна суверенизация внутригосударственных автономий, приобретающих статус самостоятельных республик в составе Российской Федерации, законодательное оформление государственного статуса языка народов России. Этнокультурные общества на данном этапе оформляются в качестве общественно-политических движений, съездов народов, активно обсуждающих проблемы формирования этнократической формы государственности в субъектах федерации.

Ключевыми событиями данного этапа в части урегулирования проблем межнационального взаимодействия стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора и принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. 

На втором этапе развития межнациональных отношений (1993-2000 гг.) начинает формироваться договорной порядок взаимоотношения власти в центре и на местах. В регионах продолжают функционировать этнократические режимы при попустительстве федерального центра. При этом урегулирование межэтнических противоречий происходит преимущественно на внутриреспубликанском уровне. На данном этапе встает вопрос о необходимости разработки стратегии национальной политики Российской Федерации и оптимизации пути федерализации страны. 

Третий этап (2000-2014 гг.) ознаменовался формированием центростремительного вектора в межнациональных отношениях, сопровождавшегося демонтажем конструкций приоритета региональных властей этнокультурного характера. В то же время в этот период наблюдается определенный рост социальной напряженности, в том числе в сфере межнациональных отношений, что связано в первую очередь с возрастанием миграционных потоков в рамках внутренней и внешней миграции. 

С 2014 г. можно говорить о вступлении межнациональных отношений в очередной этап своего развития, для которого характерна патриотическая консолидация народов России.

Смоленская область является многонациональным и многоконфессиональным регионом. На ее территории проживают лица более 100 национальностей и народностей, что обусловлено исторически и географически. Национальный состав региона (народы общей численностью более 1 тыс. чел., процент от общей численности субъекта) представлен следующим образом: русские – 94%; украинцы – 1,3%; белорусы – 1,3%; армяне – 0,5%; цыгане – 0,3 %; азербайджанцы – 0,3%; татары – 0,2%; узбеки – 0,1%; молдаване – 0,1% [6]. Национальный состав населения Смоленской области способствует обеспечению стабильной ситуации на территории субъекта, предотвращению межнациональных и религиозных конфликтов.

В настоящее время в Смоленской области зарегистрированы 18 общественных национальных организаций, деятельность которых осуществляется по следующим направлениям:

– содействие в защите и реализации гражданских прав и социального культурного развития народов, проживающих на территории Смоленской области;

– содействие сохранению самобытности национальных языков, удовлетворение национальных и культурных потребностей, возрождение и развитие национальных традиций и культуры, развитие и укрепление межнациональных связей и дружбы между всеми народами, проживающими на территории региона;

– содействие в борьбе с расизмом, национализмом во всех формах и проявлениях, минимизация в Смоленской области количества конфликтов на международной почве.

Реализация межнациональной политики в Смоленской области осуществляется в рамках областной государственной программы «Укрепление единства российской нации, гармонизация межнациональных отношений и развития казачества в Смоленской области» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 28 января 2016 г. № 11 [4]. Эта программа предусматривает организацию и проведение социологических исследований, направленных на определение состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также выявления уровня конфликтогенности в регионе и конфликтогенных факторов; мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений; мероприятий, направленных на раскрытие многообразия национальных культур (областной фестиваль «Многонациональная семья Смоленщины», ежегодный фестиваль «День национальных культур в городе Смоленске», выставка «Национальные традиции на Смоленской земле»); мероприятий, посвященных традициям различных национальностей и этносов Смоленской области (дни национальных культур; международная просветительская акция «Большой этнографический диктант») и т.д.

Проблемы межнациональных отношений широко обсуждаются в рамках круглых столов, форумов, иных мероприятий регионального и межрегионального уровня. Так в 2017 году в рамках III Смоленского регионального социально-экономического форума «Территория развития» была организована работа тематической площадки по теме: «От многообразия культур к единству российской нации: региональный аспект», участники которой обсудили актуальные проблемы реализации государственной национальной политики в свете изменения нормативной базы, социальной адаптации и интеграции мигрантов, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в молодежной среде и другие.

Немаловажную роль в сохранении межнационального согласия на территории региона играют совещательные коллегиальные органы. Так в 2015 году в Смоленской области был создан Координационный совет по межнациональным отношениям при Администрации Смоленской области [3] к задачам которого относятся: координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и общественных объединений. 

В компетенцию деятельности Координационного совета входит содействие в определении основных направлений деятельности органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в сфере межнациональных отношений; участие в разработке и реализации национально-культурных программ и мероприятий, осуществляемых в Смоленской области; содействие укреплению межнационального согласия, взаимопонимания и мира в многонациональном сообществе Смоленской области, установлению и укреплению связей между общественными национальными объединениями; разработка предложений о сохранении и развитии национальной самобытности, развитии национальной культуры народов, проживающих на территории Смоленской области, общероссийской гражданской и духовной идентичности; содействие проведению научных исследований в сфере межнациональных отношений; организация совместно с органами исполнительной власти Смоленской области системного мониторинга межнациональных отношений на территории Смоленской области; содействие распространению информационных материалов в средствах массовой информации Смоленской области, способствующих закреплению в общественном сознании консолидирующих символов, идей и установок в сфере межнационального взаимопонимания и взаимодействия.

Во всех муниципальных образованиях Смоленской области действуют консультативные советы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений (далее – консультативные советы), определены должностные лица, ответственные за сферу межнациональных и межконфессиональных отношений. Консультативные советы осуществляют деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, недопущение экстремистских проявлений и раннее выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. 

На территории Смоленской области проживают на основании выданных разрешений на временное проживание и видов на жительство в Российской Федерации свыше 11 тысяч иностранных граждан, в том числе из Украины, Таджикистана, Республики Беларусь, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Грузии, Туркменистана, Латвии, Грузии, Туркменистана Латвии, Германии, Абхазии, США, Польши, Израиля, Турции, Болгарии, Сербии, Иордании, Сирии, Эстонии, Венгрии, Вьетнама, Индии, Италии, Монголии, Туниса, Австрии, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Ганы, Египта, Ирана, Испании, Колумбии, Непала, Нидерландов, Македонии, Румынии, Судана, Финляндии, Республики Чад, Чехии. 

С целью регулирования миграционных процессов и формирования эффективной модели социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов постановлением Администрации Смоленской области от 20 ноября 2013 года № 927 утверждена областная государственная программа «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2014-2020 годы [2]. В ее состав с января 2014 года включена подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом». Всего за период с начала действия программы по состоянию на 1 июня 2018 года численность соотечественников, переселившихся в Смоленскую область, составила 541 человек.

В целях информационного обеспечения реализации подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом» Администрацией Смоленской области осуществляется информирование соотечественников, проживающих за рубежом, о ее реализации через средства массовой информации, а также посредством изготовления видеороликов, информационных стендов, памяток, буклетов, справочников, брошюр, открыток, календарей, размещения информационных материалов на рекламных баннерах и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Регулярно обновляется информация для соотечественников на сайте Департамента государственной службы занятости Смоленской области [1], а также в автоматизированной информационной системе «Соотечественники». 

Всем прибывшим соотечественникам в полном объеме обеспечиваются социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством, в том числе компенсация дорожных расходов при переезде в Смоленскую область, выплата «подъемных». В рамках законодательства в областной государственной программе «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2014-2020 годы заложен механизм ускоренного получения гражданства Российской Федерации (6-8 месяцев). 

Для указанной категории граждан предусмотрено предоставление следующих мер дополнительной поддержки:

– оказание содействия в трудоустройстве участников подпрограммы и членов их семей. Участники подпрограммы и члены их семей имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией в органах службы занятости, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

– обеспечение возможности получения образования, в том числе дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования;

– оказание участникам подпрограммы и членам их семей медицинской помощи в соответствии с областным законом от 28 декабря 2004 г. № 114-з «О здравоохранении в Смоленской области»;

– возмещение участникам подпрограммы и членам их семей расходов по добровольному медицинскому страхованию на срок до трех месяцев в период до получения ими разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

– предоставление финансовой поддержки участникам подпрограммы и трудоспособным членам их семей, направленным государственной службой занятости населения для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность;

– осуществление выплаты единовременной материальной помощи участникам подпрограммы, имеющим трех и более несовершеннолетних детей;

– реализация мероприятий, направленных на стимулирование культурной адаптации участников подпрограммы и членов их семей;

– возмещение оплаты найма (поднайма) жилья участникам подпрограммы, прибывшим из-за рубежа;

– предоставление единовременной выплаты участникам государственной программы и членам их семей, переселившимся в Смоленскую область.

В Смоленской области функционируют 3 центра тестирования, имеющие право на проведение комплексного экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации (далее – комплексный экзамен) на базе следующих организаций: 

– федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет»; 

– смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вяземский политехнический техникум»;

– частное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр делового образования Смоленской ТПП».

Указом Губернатора Смоленской области от 01 марта 2013 года № 15 утверждена Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013-2020 годы [7] (далее – Концепция). Основными задачами Концепции являются:

– оказание содействия повышению правовой грамотности иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на постоянное место жительства в Смоленскую область;

– усиление контроля за соблюдением законодательства сотрудниками миграционных служб;

– активизация работы по разъяснению миграционного законодательства в средствах массовой информации.

С целью своевременного выявления правонарушений, совершенных иностранными гражданами и представителями некоренной национальности, способствующих возникновению и развитию межнациональных конфликтов, и проведения оперативно-профилактических мероприятий с указанной категорией граждан в регионе на постоянной основе осуществляется мониторинг состояния межнациональных отношений, в том числе ежедневный мониторинг совершенных на территории Смоленской области преступлений и происшествий. В регионе сотрудниками УМВД России по Смоленской области регулярно проводятся встречи с представителями национальных диаспор, руководителями национальных общественных объединений, представителями религиозных конфессий по вопросам взаимодействия с национальными общественными организациями и религиозными объединениями по пресечению экстремистских проявлений в среде мигрантов. 

В настоящее время предпосылок к обострению социально-политической обстановки в регионе на национальной и религиозной почве не выявлено. Факты причастности национальных общественных организаций к распространению экстремистских идей с целью возбуждения религиозной или национальной розни, а также факты оказания финансовой, материальной или иной помощи экстремистским организациям в Смоленской области на текущий момент отсутствуют.

 

Список литературы:

1. Департамент государственной службы занятости Смоленской области [Электронный ресурс] // Государственная служба занятости [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/1Aq71j (дата обращения: 10.09.2018).

2. Постановление Администрации Смоленской области от 20 ноября 2013 года № 927 «Об утверждении областной государственной программы "Содействие занятости населения Смоленской области" на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/iPsWQv (дата обращения: 10.09.2018).

3. Постановление Администрации Смоленской области от 06 августа 2015 года № 481 «О создании Координационного совета по межнациональным отношениям при Администрации Смоленской области» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/rGZ7DN (дата обращения: 10.09.2018).

4. Постановление Администрации Смоленской области от 28 января 2016 года № 1 «Об утверждении областной государственной программы "Укрепление единства российской нации, гармонизация межнациональных отношений и развитие казачества в Смоленской области" на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/fgiLCs (дата обращения: 10.09.2018).

5. Путин В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс] // Независимая газета. 23.01.2012. URL: https://goo.gl/pTEz26 (дата обращения: 10.09.2018).

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/26d5je (дата обращения: 10.09.2018).

7. Указ Губернатора Смоленской Области от 01.03.2013 № 15 «О Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/SzXcqe (дата обращения: 10.09.2018).

 

Сведения об авторе:

Иванова Елена Александровна – кандидат исторических наук, заместитель начальника отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями Департамента Смоленской области по внутренней политике (Смоленск, Россия).

Data about the author:

Ivanova Elena Aleksandrovna – Candidate of Historical Sciences, Deputy Head of Public and Religious Organizations Department of Smolensk Oblast on Domestic Policy (Smolensk, Russia).

E-mail: elena-i-82@yandex.ru.