Хараберюш И.Ф. Специальные средства в правоохранительной деятельности: понятие и система

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

DOI: 10.24412/2308-8079-2020-4-10

УДК 351.74

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА

Хараберюш И.Ф.

В статье исследуется значение специальных средств защиты, применяемых в правоохранительной деятельности. Выдвинута гипотеза, на основе которой рассматриваются вопросы определения и системы специальных средств защиты. Автором рассматриваются различные подходы к определению понятия специальных средств. Определен критерий, по которому происходит формирование системы специальных средств защиты.

Ключевые слова: специальные средства, защита, гипотеза, правоохранительная деятельность, система.

 

SPECIAL EQUIPMENT IN LAW ENFORCEMENT:

CONCEPT AND SYSTEM

Haraberjush I.F.

The article studies the value of special means of protection used in law enforcement. A highlighted hypothesis becomes the basis of the definition discussion and system of special protective equipment consideration. The author describes various approaches to the concept of special means definition. The criterion of formation of the system of special protective equipment is determined.

Keywords: special means, protection, hypothesis, law enforcement, system.

 

В современных условиях нестабильности международной обстановки и особенно внутриполитической напряженности в украинском обществе, наиболее актуальным становится обеспечение публичной безопасности и порядка. Особенности реализации этого обеспечения должны соответствовать требованиям принципа верховенства праваосновополагающего принципа деятельности правоохранительных органов, согласно которому человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства и его правовых институтов [7, ст. 6].

С учетом такого подхода государства к обеспечению прав и свобод человека, а также, зная специфику работы правоохранителей, используемые средства должны максимально уменьшать опасность для жизни и здоровья окружающих и работников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей. Такой подход обеспечит возможность избежать увечий и жертв как со стороны работников правоохранительных органов, обычных граждан, так и среди самих правонарушителей. Этому способствует использование работниками правоохранительных органов отдельного вида специальной техники ‒ специальных средств защиты.

Вопросы, касающиеся понятия и системы специальных средств защиты, до сих пор являются дискуссионными в научном сообществе и требуют нового осмысления с учетом современных концепций обеспечения публичной безопасности и порядка, а также личной безопасности участников правоохранительной деятельности. Этим вопросам в своих работах уделяли должное внимание В.Н. Баранов, Е.Н. Быстряков, А.А. Ганжа, Ю.В. Гнусов, В.А. Кемпф, А.С. Марченко, А.В. Мовчан, В.В. Молдован, А.Ю. Молянов, Ю.М. Онищенко, В.А. Свитличный, В.В. Селиванов, А.В. Шкиль и другие. Однако актуальными остаются вопросы определения понятия «специальные средства защиты» и системы этой дефиниции.

Цель статьи ‒ определить место специальных средств защиты в системе специальной техники правоохранительных органов, учитывая изменения в законодательстве и включение в состав специальных средств новых образцов техники, уточнить понятие «специальные средства защиты» и концептуально решить проблему с определением системы этих средств.

Наши рассуждения будут базироваться на следующей научной гипотезе:

1. Специальная техника правоохранительных органов является базовым понятием, имеющим свою систему, состоящую из подсистем, и структуру [10; 11; 12].

2. Специальные средства защиты являются подсистемой одной из составляющих базового понятия [8].

Кроме этого, мы должны учитывать, что деятельность полиции и других правоохранительных органов осуществляется в тесном сотрудничестве и взаимодействии с населением, территориальными общинами и общественными объединениями на принципах партнерства и направлена на удовлетворение их потребностей [7, п.1, ст. 11].

Такой подход, в свою очередь, требует переосмысления устоявшихся понятий и определений в системе средств специальной техники правоохранительных органов вообще и специальных средств защиты в частности.

Мы полностью поддерживаем тезис о том, что одним из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, исследовании, споре, является определение или дефиниция. Несмотря на то, что роль определений в прояснении и уточнении нашего мышления немаловажна, они встречаются в рассуждениях не так часто, как бы того хотелось и как этого требуют интересы ясности проводимых рассуждений. Поэтому цель определения ‒ уточнить содержание используемых понятий [6, с. 334].

Рассмотрим и проанализируем несколько наиболее характерных определений специальных средств и подходов к обозначению их места и роли в правоохранительной системе:

1. В Законе Украины «О Национальной полиции» специальные средства рассматриваются как полицейские меры принуждения. Это – совокупность устройств, приборов и предметов, специально изготовленных, конструктивно предназначенных и технически пригодных для защиты людей от поражения различными предметами (в том числе от оружия), временного (обратимого) поражения человека (правонарушителя, противника), подавление или ограничение свободы человека (психологической или физической) путем оказания влияния на нее или окружающие предметы с четким регулированием оснований и правил применения таких средств и служебных животных [7, п. 3, ст. 42]. Это, по нашему мнению, усеченное определение специальных средств, которое не полностью раскрывает их предназначение исходя из принципов деятельности правоохранительных органов.

2. Н.В. Багуцкий специальные средства определяет как технические устройства и приспособления, животные, химические вещества, допущенные в установленном государством порядке и применяемые сотрудниками полиции в соответствии с законодательством с целью принудительного силового воздействия в отношении правонарушителей и на материальные объекты для пресечения противоправных действий в сфере охраны общественного порядка, а также применяемые для пресечения, выявления, раскрытия преступлений [1, с. 36]. В данном определении специальные средства также рассматриваются как средства принуждения, что не соответствует их назначению, и не учтены иные субъекты правоохранительной деятельности, которые применяют эти средства.

3. А.Ю. Молянов считает, что специальные средства ‒ это состоящие на вооружении полиции и внутренних войск и применяемые ими в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические средства, вещества и служебные животные, предназначенные для нелетального, иммобилизующего воздействия на человека, без нанесения ущерба его здоровью, а также для физического воздействия на материальные объекты [6, с. 339]. Автор ограничивается применением специальных средств, как и в предыдущих случаях, лишь для принудительного воздействия на правонарушителей и материальные объекты, не учитывая их защитную функцию.

4. В.А. Войтенко, И.П. Данилов и С.С. Миронов под специальными средствами понимают предусмотренную соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами совокупность устройств, приспособлений, а также приемов, способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия [2, с. 7]. Здесь авторы подошли шире к рассмотрению роли и места специальных средств в правоохранительной деятельности, но также отводят им роль только средств принудительного воздействия, что ограничивает их реальное предназначение.

5. Т.И. Шапочка рассматривает специальные средства, которые находятся на вооружении полиции, как оружие нелетального действия, применяемое для пресечения правонарушений с минимальным причинением вреда здоровью правонарушителя [13, с. 122]. В данном случае мы солидарны с авторами, которые считают невозможным проводить аналогию между специальными средствами и оружием несмертельного действия, что приводит к терминологической путанице [5, с. 165-166].

Для устранения такой путаницы необходимо термин «специальные средства защиты» использовать для специальных средств, применяемых правоохранительными органами и гражданскими формированиями, выполняющими правоохранительные функции, а термин «оружие нелетального (несмертельного) действия» ‒ для обозначения соответствующих средств активного воздействия, применяемых вооружёнными силами. Это также должно найти свое отражение в законодательных актах.

Мы считаем, что специальные средства защиты – это комплекс технических средств, веществ и соответствующих приемов и правил их применения правоохранительными органами и гражданскими формированиями, выполняющими правоохранительные функции, определенных законом, и предназначенных для обеспечения защиты гражданского населения, материальных объектов от противоправных действий, а также сотрудников правоохранительных органов, выполняющих свои функциональные обязанности по противодействию правонарушениям, обеспечению общественной безопасности и порядка.

Возвращаясь к выдвинутой гипотезе, можем констатировать, что систему специальной техники правоохранительных органов составляют элементы, включающие общие положения и отрасли специальной техники правоохранительных органов. Общие положения определяют основные понятия, систему, принципы использования, задачи специальной техники, общие характеристики средств специальной техники, приемов и способов их применения, правовая регламентация при решении задач правоохранительной деятельности.

Отрасли специальной техники правоохранительных органов состоят из основных направлений ее использования в правоохранительной деятельности. По направлениям использования они могут рассматриваться относительно следственной деятельности ‒ криминалистическая техника, оперативно-розыскной деятельности ‒ оперативная техника, административно-управленческой деятельности ‒ организационная техника.

В свою очередь организационная техника имеет свою систему, отрасли которой состоят из основных направлений ее использования в административной деятельности, а именно: управление деятельностью правоохранительных органов осуществляет техника управления, охрану и обеспечение общественной безопасности ‒ техника безопасности, охрану собственности ‒ охранная техника.

К технике безопасности мы относим: специальные средства защиты, средства фиксации и наблюдения, средства поиска [10, с. 164-206], средства контроля безопасности дорожного движения [3, с. 244-346].

Определив место специальных средств защиты в системе специальной техники правоохранительных органов, мы можем сконцентрировать свое внимание на системе этих средств.

Если обратиться к недавней истории, то можем вспомнить, что до принятия в Украине Закона «О Национальной полиции» концептуально система специальных средств защиты формировалась по критерию «назначение специальных средств»: средства активной обороны, средства индивидуальной защиты, средства обеспечения специальных операций, устройства для открытия помещений, захваченных правонарушителями [4, с. 228-229; 9, с. 33].

С принятием Закона Украины «О Национальной полиции» изменился перечень типов специальных средств, которые могут использоваться полицейскими (и работниками других правоохранительных органов) для выполнения своих полномочий, а именно:

1) резиновые и пластиковые палки;

2) электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанцийнного действия;

3) средства ограничения подвижности (наручники, сетки для связывания и т.п.);

4) средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия;

5) средства принудительной остановки транспорта;

6) специальные маркировочные и красящие средства;

7) служебные собаки и служебные лошади;

8) устройства, гранаты и боеприпасы светозвукового действия;

9) средства акустического и микроволнового воздействия;

10) устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открывания помещений;

11) устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия;

12) средства, оснащенные безопасными дымообразующими препаратами;

13) водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства [7, п. 4, ст. 42].

Проанализировав этот перечень, мы считаем, что общий подход к структурированию системы можно оставить прежним, проведя ее небольшую модернизацию с учетом включения в состав специальных средств новых устройств и изделий. Система специальных средств защиты, после учета особенностей применения каждого средства, выглядит так:

1. Специальные средства активной обороны:

– средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия и предназначенных для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия;

– резиновые и пластиковые палки;

– средства ограничения подвижности;

– электрошоковые устройства контактного и контактно-дистанционного действия.

2. Специальные средства индивидуальной защиты:

– средства защиты головы.

– средства защиты туловища.

– противоударные и броневые щиты.

– дополнительные средства индивидуальной защиты: средства защиты конечностей; защитные перчатки и обувь; средства защиты глаз; защитные комплекты.

3. Специальные средства обеспечения специальных операций, в том числе, подрывные устройства:

– средства, оснащенные веществами слезоточивого и раздражающего действия повышенной мощности и безопасными дымообразующей препаратами;

– средства принудительной остановки транспорта;

– устройства, гранаты и боеприпасы светозвукового действия;

– средства акустического и микроволнового воздействия;

– устройства, гранаты, боеприпасы и малогабаритные взрывные устройства для разрушения препятствий и принудительного открывания помещений;

– устройства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия;

– водометы, бронемашины и другие специальные транспортные средства.

4. Специальные маркировочные и красящие средства.

5. Служебные животные: собаки, лошади.

Входящие в каждую группу специальные средства также имеют свою систему, состоящую из конкретных изделий, имеющих определенное предназначение, технические характеристики и особенности применения.

Подводя итоги, следует сказать, что специальные средства защиты имеют определенное место в системе средств специальной техники правоохранительных органов и могут использоваться различными службами при выполнении своих полномочий, если это связанно с риском для жизни и здоровья.

Система специальной техники защиты и ее отрасли структурированы с учетом назначения специальных средств и тактико-технических особенностей их применения в правоохранительной деятельности. В своих рассуждениях и выводах мы не претендуем на истину в последней инстанции, а только лишь представляем свое видение этой проблемы.

 

Список литературы:

1. Багуцкий Н.В. К вопросу об определении понятий физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, применяемых сотрудниками полиции // Актуальные научные исследования в современном мир. 2018. № 5 (61). С. 34-38.

2. Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. 48 с.

3. Керницький І.С., Щур Б.В., Хараберюш І.Ф., Мовчан А.В., Слижук В.М. та ін. Спеціальна техніка: підручник. Львів: Львівський державний університет внутрішніх справ, 2010. 356 с.

4. Мовчан А.В., Мовчан М.А. Отдельные аспекты классификации специальных средств обеспечения общественного порядка // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2016. № 2 (32). С. 227-231.

5. Молянов А.Ю. Международно-правовые аспекты применения специальных средств // Полицейское право. 2015. № 2(86). С. 160-167.

6. Молянов А.Ю. Специальные средства полиции России: к вопросу об определении понятия: административно-правовой аспект // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 333-350.

7. Про Національну поліцію: закон від 02.07.2015 №580-VII // Відомості Верховної Ради України. 2015. № 40-41. Ст. 379.

8. Хараберюш І.Ф. Спеціальна техніка в адміністративній діяльності правоохоронних органів // Вісник Маріупольського державного університету. Серія: Право. 2020. Вип. 19. С. 42-51.

9. Хараберюш І.Ф. Спеціальна техніка в органах внутрішніх справ: навчальний посібник. Донецьк: ДЮІ МВС України, 2013. 284 с.

10. Хараберюш І.Ф. Спеціальна техніка в правоохоронній діяльності: навчальний посібник. Маріуполь: МарДУ, 2017. 311 с.

11. Хараберюш І.Ф. Спеціальна техніка правоохоронних органів як міждисциплінарна категорія юридичної науки [Электронный ресурс] // Часопис Національного університету «Острозька академія». Серія «Право». 2019. № 1(19). URL: https://bit.ly/38989LG (дата обращения: 12.12.2020).

12. Хараберюш І.Ф. Спеціальна техніка правоохоронних органів: поняття та система // Вісник Маріупольського державного університету. Серія: Право. 2019. Вип. 17. С. 32-40.

13. Шапочка Т.І. Спеціальні засоби нелетальної дії: тенденції та перспективи // Сучасна спеціальна техніка. 2018. № 2 (53). С. 120-124.

 

Сведения об авторе:

Хараберюш Иван Федорович – доктор юридических наук, профессор кафедры права и публичного администрирования Мариупольского государственного университета (Мариуполь, Украина).

Data about the author:

Haraberjush Ivan Fedorovych – Doctor of Legal Sciences, Professor of Law and Public Administration Department, Mariupol State University (Mariupol, Ukraine).

E-mail: hif52.04@gmail.com.