Бурейко Н.М. Особенности этнического компонента иммиграции в США в конце ХХ – начале ХХI века

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 323(73)

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ИММИГРАЦИИ В США

В КОНЦЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА

Бурейко Н.Н.

В исследовании анализируется этнический компонент иммиграции в США, которая характеризируется особенным интенсивным ростом в конце ХХ – начале ХХІ вв. Изменения объемов и структуры иммиграции стали результатом действия «Закона про иммиграцию» 1965 года, который стал основой либерализации иммиграционной политики Соединенных Штатов Америки. В статье предложен анализ иммиграционных потоков в зависимости от региона их происхождения.

Ключевые слова: иммиграция, иммиграционные потоки, этнический состав, этническое происхождение, иммиграционная реформа, иммиграционная политика.

 

PECULIARITIES OF THE ETHNIC COMPONENT OF IMMIGRATION IN THE USA

IN THE LATE XX – THE EARLY XXI CENTURY

Bureiko N.M.

The research analyzes the ethnic component of immigration to the USA that is characterized with the particular intensive growth IN the late XX – the early XXI century. The changes in the scope and structure of immigration were caused by the 1965 Immigration and Nationality Act that became the basis for the US immigration policy liberalization. The article studies the immigration flows depending on the region of their origin.

Keywords: immigration, immigration flows, ethnic composition, ethnic origin, immigration reform, immigration policy.

 

Реформа иммиграционной политики Соединенных Штатов Америки второй половины ХХ века и последующая ее либерализация, связанная с действием «Закона про иммиграцию» 1965 года, привели к существенным изменениям структуры иммиграционных потоков в страну, а особенно их  качественного состава. Вскоре за принятием данного закона к «золотым вратам», к которым призывают строки Э. Лазарус на пьедестале статуи Свободы, начали прибывать иммигранты из тех регионов, въезд из которых прежде был существенно органичен существующей квотной системой (речь идет  об ограничении доступа иммигрантов в страну по национальному признаку согласно «Закону про иммиграцию» Маккарена – Уолтера 1952 года). Основы реформированной иммиграционной политики США второй половины ХХ века, а именно положения вышеупомянутого закона, предусматривали упразднение подобной системы. Это повлекло за собой существенные изменения структуры иммиграции, в частности, этнической ее составляющей, что не вполне было предусмотрено и учтено. Целью представленного исследования является анализ иммиграции в Соединенные Штаты Америки конца ХХ – начала ХХІ века. Подобный интерес именно к этническим показателям иммиграционных потоков в США связан с тем, что в последнее время в научно-экспертных, политических, общественных кругах все чаще ведутся дискуссии о влиянии иммигрантов на национальную идентичность США и изменения облика американского национального характера [15]. Это и обуславливает актуальность темы нашей работы.

Главными источниками для анализа иммиграционных потоков послужили национальные законодательные акты США, которые составляют нормативно-правовую базу иммиграционной политики страны. Также следует назвать статистические данные и ежегодные обзоры, подготовленные Бюро переписи населения Соединенных Штатов Америки, и ежегодники иммиграционной статистики (до 2002 года – статистический ежегодник Службы иммиграции и натурализации). Примечательно, что подобная статистика ведется в США с 1820 года, что позволяет также провести компаративный анализ структуры иммиграции зависимо от проводимых в стране реформ, влияния внутре- и внешнеполитических процессов. 

Среди зарубежных исследователей иммиграционную политику США и структуру иммиграции изучали В. Бригс, Р. Дженкс, А. Камарота, А. Портес, Б. Хинг, Р. Уейс, Ч. Шанкс и др. Среди российских исследователей выделяем работы Ж. Зайончковской,  М. Иванова, О. Иванова, Л. Лебедевой, В. Супяна, В. Тена, С. Филипова, С. Червонной, И. Цапенко. Большой вклад в изучение иммиграции в США и ее влияния на этнорасовую реструктуризацию американского общества сделала украинский исследователь В. Евтух.  

В результате действия «Закона про иммиграцию» 1965 года [3], начиная со второй половины ХХ века, количество иммигрантов, которые прибывают в Соединенные Штаты Америки, постоянно возрастает. Это приводит к росту населения страны в целом. Как показано в таблице, количество прибывших иммигрантов в США возросло с 3 млн. 322 тыс. в 1961-1970 гг. до 4 млн. 493 тыс. в 1971 – 1980 гг. и продолжало расти – с 7 млн. 338 тыс. в 1981-1990 гг. до более 9 млн. в 1991 – 2000 гг. С 2001 по 2008 г. в Соединенные Штаты прибыло 8 млн. 328 тыс. 

Количество прибывших иммигрантов с учетом региона их последнего проживания, 1960-2008  гг.

Кроме того, необходимо учитывать тех иммигрантов, последний регион проживания которых незафиксированный (в целом, от 1 до 42 тысяч).

Источник: [12, с. 20-21], [2, с. 12]

Таким образом, в конце ХХ – в начале ХХІ века иммиграция обеспечила 41 % прироста населения США [18, с. 3]. По данным на 2007 год на 8 граждан Соединенных Штатов Америки был зафиксирован один иммигрант, в то время как еще в 1990 году статистика была иной – 1 иммигрант на 13 граждан США, в 1980 г. – на 16, в 1970 г. – на 21 [10, c. 1]. Соответственно, возросла доля населения, родившегося за пределами США. В 2000 году количество населения, родившегося за пределами Соединенных Штатов, составляла 28,4 млн. [11, с. 9].

Примечательно, что в 1970 году, через пять лет с момента введения в действие нового «Закона про иммиграцию», его демографические последствия еще не ощущались столь явно. Выходцы из Европы составляли 87,3 %, представители других рас насчитывали 12,6%. Однако уже в начале 90-х годов ХХ века эти показатели составили 76,2% и 23,8% соответственно [21, с. 5]. Подобная тенденция сохранялась и в дальнейшем.

В конце ХХ века иммиграция с Европы резко сократилась. Резко упали показатели иммиграции из традиционных для США европейских стран-доноров – Великобритании, Германии, Италии. В 90-ые годы в структуре иммиграционных потоков в Соединенные Штаты Америки наблюдается новая тенденция – среди иммигрантов начали доминировать выходцы из Латинской Америки (всего 47,9%, из них 23,7%  – мексиканцы), а также из стран Азии (35,2%). Иммигранты из Европы и Канады составили только 13,8% от общего количества прибывших иммигрантов [9, с. 132-133]. По данным за 2003 год выходцы из Мексики составили почти 30 % от общего количества иммигрантов, прибывших в США [20, с. 28]. Важно понимать, что такое процентное соотношение предложено, не учитывая нелегальных иммигрантов, точное количество которых высчитать невозможно и по различным данным оно колеблется в достаточно широком диапазоне. 

Анализируя более детально структуру иммиграции, согласно выше поданной таблице, в период 1961-1970 гг. количество иммигрантов из Европы, Азии и Латинской Америки в процентном соотношении составило – 33,8%, 12,9% і 38,6% соответственно (тут и далее все подсчеты процентного соотношения  автора на основе: [1, с. 10], [12, с. 20-21, 36-39]). Количество иммигрантов из Африки было незначительным и составляло 0,9 %. Но уже в следующем десятилетии незамедлительно очевидными стали результаты иммиграционной реформы. Так, в  1971-1980 гг. ситуация существенно изменилась и количество иммигрантов европейского происхождения снизилась до 17,8%. В то время, как количество иммигрантов из Азии увеличилось почти в три раза и достигла 35,3%. Практически не возросло  количество иммигрантов из Латинской Америки, иммиграция из этого региона составила 40,3%. Количество иммигрантов из Африки возросло в два раза, хотя в целом это не слишком повиляло на общие показатели иммиграции, поскольку данный регион дал  всего 1,8% иммигрантов от общего количества. 

Что же касается тенденции роста доли иммигрантов из стран Азии и Латинской Америки в результате действия «Закона про иммиграцию» 1965 года и спада количества иммигрантов европейского происхождения, то она суверенно и прочно сохранялась в дальнейшем. Так, в 1981-1990 гг. иммигранты из Европы составили всего лишь 10,4%, с Азии – 37,3%, из Латинской Америки – 47,1%. В 90-ые годы ХХ века в США иммигрировали преимущественно выходцы из Латинской Америки, иммиграция откуда составила 48%. В указанное десятилетие из стран Азии прибыло 31%, с Європы – 15% иммигрантов. Доля иммиграции из Африки в общей структуре составила 3,9%. 

В начале ХХІ века в общей структуре иммиграции наблюдаем сокращение разрыва между количеством иммигрантов из Латинской Америки и Азии. Иммиграция из стран Европы остается практически на прежнем уровне – 13%.

Анализируя детально иммиграцию из стран Европы, отметим, что в исследуемый нами период она в значительной степени зависела от геополитических изменений в регионе. Так, например, в 90-ые годы ХХ века наибольшее количество иммигрантов европейского происхождения прибыло в США из стран бывшего Советского Союза, больше половины из них приходилось на выходцев с России и Украины. Следующей страной по количеству эмигрантов, выехавших в США, была Польша. Существенной была и иммиграция из бывшей Югославии. В 2000-ые годы европейскими странами-лидерами по количеству иммигрантов в США были Великобритания, Россия, Германия, Польша. Иммиграция из указанных стран преимущественно была на основе трудоустройства – 65%, иммиграция на основе родственных связей составила 35%. 

Количество всех иммигрантов европейского происхождения превышало количество иммигрантов из Мексики как в 80-ые, так и в 90-ые годы. Высокий уровень иммиграции из Мексики объясняется стремлением части мексиканцев переехать на постоянное место проживания в Соединенные Штаты с целью найти более оплачиваемую работу. Такой интенсивный рост количества иммигрантов из Мексики, особенно в 90-ые годы (и рост иммиграции из региона Латинской Америки в целом, что четко просматривается с предложенной автором таблицы), объясняется реализацией положений «Закона про иммиграционную реформу и контроль» 1986 года [13]. Данный закон предоставлял возможность легализации тех нелегальных иммигрантов, которые пребывали на территории США с 1982 года. Под легализацию попали, в основном, нелегальные иммигранты из Латинской Америки, в первую очередь с Мексики (мексиканцы составили 2/3 всех нелегальных иммигрантов, которые попали под амнистию) [17, с. 122]. Такие показатели значительным образом влияют на демографическую структуру конкретных штатов, а также страны в целом. Это подтверждается следующим – количество жителей испано-мексиканского происхождения в Соединенных Штатах Америки в течение 90-ых годов увеличилось на 50% и к 2000-ому году достигло 21 млн. Высокий уровень рождаемости выходцев из Латинской Америки стал причиной того, что подобная тенденция наблюдается и далее [6, с. 140]. В 2000-ые годы иммиграция из Мексики немного сократилась в результате законодательных инициатив конца ХХ – начала ХХІ века. Так, например, в первое десятилетие ХХІ века иммиграция из Мексики составила всего лишь 16,5%. В целом, иммиграция с Мексики – это иммиграция на основе родственных связей (88%). Иммиграция на основе трудоустройства составляет 12%.

Второй страной из региона Латинской Америки по количеству иммигрантов в США является Доминиканская республика. На четыре страны – Доминиканская республика, Куба, Гаити, Ямайка – приходится 88% иммигрантов из стран Карибского бассейна. Если основной причиной иммиграции из Кубы был авторитарный режим Кастро, то для трех остальных стран основной причиной иммиграции стали проблемы экономической характера и стремление населения повысить уровень жизни и своего материального благополучия. Разумеется, влияет территориальная близость США и показатели развития государства в целом. Для всех стран Карибского бассейна характерна семейная иммиграция – 94,2%. 

Наибольшее количество иммигрантов из Центральной Америки прибывает в США из Сальвадора, что объясняется, в первую очередь, внутренней ситуацией в государстве. Гражданская война, которая длилась в Сальвадоре десять лет, привела к существенным потерям – как человеческим, там и экономическим. Именно гражданам Сальвадора впервые был предоставлен статус временной защиты согласно «Закону про иммиграцию» 1990 года [8]. В целом, иммиграция из Сальвадора составляет 41% от общей иммиграции из Центральной Америки, еще 50% – это иммигранты из трех стран региона – Гватемалы, Никарагуа и Гондураса. В структуре иммиграции доминирует семейная – 74%. 

Из Южной Америки больше всего иммигрантов в США приезжает из Колумбии – 24% от общего количества выходцев из данного региона. Достаточно высокими являются показатели иммиграции из Эквадора, Перу, Бразилии. Примечательно, что значительная часть иммигрантов из Колумбии и Бразилии получили статус постоянного жителя Соединенных Штатов Америки на основе трудоустройства, что в целом, нехарактерно для этого региона, из которого преобладает в целом семейная иммиграция (66%).

Анализ иммиграции из стран Азии дает возможность утверждать, что первое место среди региона по количеству иммигрирующих в США занимает Китай, включая Гонконг и Тайвань (19% от иммиграции региона в целом). Однако необходимо отметить, что Гонконг и Тайвань имеют свои иммиграционные квоты. Переход Гонконга под юрисдикцию Китая в 1997 года способствовал росту эмиграции. Способствовал иммиграции в США из Китая «Закон про защиту китайских студентов» от 9 октября 1992 года, согласно которому статус постоянного жителя как иммигранту на основе трудоустройства предоставлялся тем гражданам Китайской Народной Республики, которые находились в США в период с 4 июня 1989 года по 11 апреля 1990 года. Немало китайских специалистов иммигрирует в Соединенные Штаты как сотрудники наукоемких отраслей.

В 90-ые годы 18% иммигрантов из региона прибывали в США из Филиппин (в 2000-ые годы их количество практически не изменилось). Количество иммигрантов с Индии из региона Азии составляло 13% в 90-ые годы и 17% в 2000-ые. Иммиграция из Индии характеризируется примерно одинаковым объемом на основе трудоустройства и родственных связей с незначительным преобладанием первой (52% и 48% соответственно).  Следующей страной по количеству иммигрантов в США является Вьетнам (10% в 90-ые годы, 8% в 2000-ые), иммиграция из которого носит сугубо семейный характер (99%). 

Анализируя иммиграцию из Африки, важно помнить, что поскольку африканские страны длительный период были колониальными владениями европейских государств, то иммиграционная квота на них выделялась незначительная, а иммиграция не была существенной. Однако, начиная со второй половины ХХ века в результате действия «Закона про иммиграцию» от 1965 года она постепенно начинает возрастать. По сравнению же с остальными регионами иммиграция из Африки остается не на столько значимой и численной в силу отдаленности континента от США (что касается и региона Океании), а также учитывая материальные сложности – затраты в связи с иммиграцией (если речь идет об экономически отсталых странах). 

Говоря об африканском континенте, больше всего иммигрантов прибывает в США из таких стран региона, как Нигерия, Эфиопия, Египет, Гана, ПАР, Сомали, Марокко, Либерия, Кения, Судан. Условно эти страны можно поделить следующим образом: страны с более высоким уровнем развития, иммигранты из которых – люди с высшим образованием, преимущественно технические специалисты, а также страны с низким уровнем развития, в которых ведутся военные конфликты, гражданские войны, зачастую на этническом поприще. Очень часто иммигранты со второй группы стран сначала выступают в роли беженцев. Иммиграция на основе трудоустройства и родственных связей с данного региона распределена равномерно – 50%  и 50% соответственно. 

В целом, иммиграция исследуемого нами периода, начиная с 1968 года («Закон про иммиграцию» от 1965 года вступил в действие 1 июля 1968 года), была названа «новая новая иммиграция». Впервые этот термин был предложен в «Гарвардской энциклопедии американских этнических групп», изданной в 1980 году [22, с. 30], [7, с. 254]. Исследователь В. Бриггс назвал этот период иммиграции «новой эрой массовой иммиграции», полагая, что она не только будет продолжаться, но и, скорее всего, будет характеризоваться все более высокой интенсивностью иммиграционных потоков [5].

Показательно, что уже к середине 80-ых годов ХХ века Великобритания – страна, из которой Соединенные Штаты Америки традиционно принимали наибольшее количество иммигрантов –  занимала всего лишь 12 место после Мексики, Филиппин, Кореи, Кубы, Индии, Китая, Доминиканской Республики, Вьетнама, Ямайки, Гаити и Ирана [9, с. 133]. Таким образом, очевидно, что в первой десятке стран-доноров не было ни одной европейской станы, которые прежде относились к традиционным источникам иммигрантов в США. Это был момент фиксации этнической рекомпозиции иммиграционных потоков в Соединенные Штаты. Кроме того, важен и тот факт, что среди первой десятки стран-доноров не было ни одной страны с продолжительной демократической традицией. 

В начале ХХІ века подобная тенденция сохранялась. Основными странами-источниками иммиграции в США были Мексика, Китай, Филиппины, Индия, Куба, Вьетнам, Сальвадор, Корея, Доминиканская Республика. Десятое место заняла Канада [11, с. 12]. Однако анализ иммиграции из последней показал, что через Канаду достаточно часто в США въезжают представители из других регионов, пытаясь найти более легкий путь пересечения границы. Как видим, ни одна страна Западной Европы в первую десятку вновь не попала. Что касается европейского региона в целом, в первой десятке в определенные годы находим страны постсоветского пространства, которые в статистических данных обозначены как страны бывшего СССР. Это объясняется реализацией так называемой «поправки Лаутенберга», которая была инициирована сенатором-демократом от штата Нью-Джерси Ф. Лаутенбергом и одобрена Конгрессом [19, с. 128]. Поправка значительно упростила требования к определенным категориям потенциальных иммигрантов (в первую очередь, евреев, активных членов украинской православной и католической церкви, христиан-евангелистов и т.д.), которые проживали на территории СССР. Вначале данный закон был принят на один финансовый год, но его действие продлевалось с определенной вариацией квоты. Повлиял на иммиграцию из постсоветского пространства и «Закон про иммиграцию советских ученых» от 10 октября 1992 года, который предоставлял статус постоянного жителя, как иммигранту на основе трудоустройства, ученым наукоемких отраслей в сфере биологии, химии, высоких технологий с независимых стран, которые образовались на территории бывшего Советского Союза. 

Когда принимался «Закон про иммиграцию» 1965 года подобные существенные изменения в этнической композиции иммиграции предусмотрены не были. Ожидания были сведены к тому, что реализация положений закона принесет выгоды, прежде всего, европейцам, а иммигранты с других регионов не прибудут в таком количестве, чтобы кардинально изменить этническую палитру иммиграционных потоков в США. Об этом четко свидетельствуют заявления американских государственных чиновников. Так, министр юстиции Соединенных Штатов Америки Р. Кеннеди заявлял, что после наплыва иммигрантов из азиатско-тихоокеанского региона, иммиграция составит примерно 5 тысяч в первый год после вступления закона в действие, данные показатели пойдут на спад и не будут в последующем оказывать сильное влияние на состав иммиграционных потоков [15]. Сенатор Е. Кеннеди в свою очередь убеждал, что закон не приведет к тому, что американские города ежегодно будут наполняться иммигрантами, а этническая картина американского общества, по мнению сенатора, не будет изменена [15]. Однако, как свидетельствует предложенный нами анализ статистических данных, в действительности «Закон про иммиграцию» 1965 года привел к основоположным изменениям, в первую очередь, в этнической структуре иммиграционных потоков. Открыв дорогу для иммиграции в США из тех регионов, откуда прежде потоки не характеризировались интенсивностью и масштабностью, американское общество столкнулось со многими, неизвестными раньше, проблемами и вызовами – языковая проблема (ведь далеко не все иммигранты владели/владеют английским языком), уровень квалификации, культуры и т.д., что в свою очередь приводит к сложностям адаптации иммигрантов в новом для них обществе и восприятием их как угрозы безопасности, национальной идентичности, источником социального напряжения. 

Кроме того, согласно отдельной квоте для беженцев, которую вводил «Закон про иммиграцию» 1965 года, изменение этнорасовой структуры иммиграции в США было усилено и под наплывом данной категории. Хотя «Закон про беженцев» 1980 года [14] для данной категории и предусматривал  постоянную систематическую процедуру приема и эффективного расселения, таким образом, четко разграничивая понятия «иммигрант» и «беженец», на этнорасовую картину американского общества беженцы тоже имели немалое влияние.

Таким образом, анализируя иммиграцию в США указанного нами периода, необходимо отметить, что уже в начале ХХІ века по сравнению с 60-ыми годами ХХ века количество иммигрантов из Европы сократилось в три раза, а количество иммигрантов из Азии, наоборот, в три раза выросло. Иммиграция из Латинской Америки больше, чем в три раза, превысила иммиграцию из Европы. В результате проанализированных трансформаций этнического компонента иммиграционных потоков в Соединенных Штатах Америки происходят изменения в демографической ситуации. Это в свою очередь привело к неминуемым переосмыслениям ориентиров и взглядов на этнонациональное развитие США как на этнически плюралистическое общество, на сущность американской национальной идентичности и особенности дальнейшего развития американской нации.

Список литературы: 

1. 2010 Yearbook of Immigration Statistics. – Washington, D.C.: US Government Printing Office, 2011. – 104 p.

2. 2009 Yearbook of Immigration Statistics. – Washington, D.C.: US Government Printing Office, 2010. – 105 p.

3. 1965 Immigration and Nationality Act, a.k.a. the Hart-Cellar Act (An Act to amend the Immigration and Nationality Act, and for other purposes) [Электронный ресурс] // Campus Library [сайт]. 2014. – URL: http://goo.gl/i39l4g (дата обращения: 10.05.2014).

4. 1952 Immigration and Nationality Act, a.k.a. the McCarran-Walter Act (An act to revise the laws relating to immigration, naturalization, and nationality; and for other purposes) [Электронный ресурс] // Campus Library [сайт]. 2014. – URL:  http://goo.gl/Iy3dtE (дата обращения: 10.05.2014).

5. Briggs V. Immigration Policy and the American Labour Force / Vernon M. Briggs Jr. – Baltimore: L. : Johns Hopkins Univ. Press, 1984. – XV. – 295 p.

6. Buchanan P. The Death of the West: How Dying Populations and Immigrant Invasions Imperil Our Country and Civilization / Patrick Buchanan. – NY : Thomas Dunne Books, 2001. – 320 p.

7. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups [Ed. By 

S. Thernstrom, A. Orlov, O. Handlin]. – Belknap Press, 1980. – 1104 p.

8. Immigration Act of 1990 [Электронный ресурс] // U.S. Citizenship and Immigration Services (USCIS) [сайт]. 2014. – URL: http://goo.gl/A4LlJq (дата обращения: 10.05.2014).

9. Lind M. The Next American Nation. The New Nationalism and the Fourth American Revolution / Michael Lind. – N.Y., L., Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore, 1995. – 448 p.

10. Profile of the Foreign-Born Population in the United States: 2007. – Washington, D.C.: US Government Printing Office, 2007. – P. 44.

11. Profile of the Foreign-Born Population in the United States: 2000 (Current Population Report. Special Studies). – Washington, D.C. : US Government Printing Office, 2001. – 70 р. 

12. Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 2000. –  Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 2002. – 299 p. 

13. The Immigration Reform and Control Act of 1986 [Электронный ресурс] // U.S. Citizenship and Immigration Services (USCIS) [сайт]. 2014. – URL: http://goo.gl/u0CNOf (дата обращения: 10.05.2014).

14. The Refugee Act [Электронный ресурс] // The Office of Refugee Resettlement (ORR) [сайт]. 2014. – URL: http://goo.gl/9aIKme (дата обращения: 10.05.2014).

15. Three Decades of Mass Immigration. The Legacy of the 1965 Immigration Act [Электронный ресурс] // The Center for Immigration Studies [сайт]. 2014. – URL: http://www.cis.org/articles/1995/back395.html (дата обращения: 10.05.2014).

16. Бурейко Н.Н. Влияние иммиграции на процесс становления американской национальной идентичности [Электронный ресурс] / Н.Н. Бурейко // Studia Humanitatis. – № 3. – 2013. – URL: http://st-hum.ru/node/56 (дата обращения: 10.05.2014).

17. Иванов О. Иммиграция в США в последнем десятилетии ХХ – начале ХХІ века / Олег Иванов // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2005. – № 6. – С. 114-127.

18. Супян В. Иммиграция и экономика / Виктор Супян // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2006. – № 5. – С. 3-14.

19. Тиндик Н. Досвід адміністративно-правового забезпечення імміграційного процесу в США / Надія Тиндик // Південноукраїнський правничий часопис. –2008. – № 1. – С. 126-129. 

20. Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран / Ирина Цапенко // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – № 5. – С. 27-39.

21. Червонная С. Возможно ли единство во множестве? (К проблеме американской идентичности) / Светлана Червонная // США – Канада: экономика, политика, идеология. – 1997. – № 10. – С. 3-16.

22. Шлепаков А. Иммиграционная проблема: новые тенденции / Арнольд Шлепаков, Олег Шамшур // США: экономика, политика, идеология. – 1984. – № 3. – С. 15-30. 

 

Сведения об авторе:

Бурейко Надежда Николаевна – кандидат политических наук, кафедра международных отношений факультета истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (Черновцы, Украина).

Data about the author:

Bureiko Nadiya Mykolaivna – Candidate of Political Sciences, Chair of International Relations, Department of History, Political Science and International Relations, Yurii Fedkovych Chernivtsi National University (Chernivtsi, Ukraine).

E-mail: hope1@yandex.ua.