Кузнецова И.В. Решение исследовательских задач на деятельностно-операционном этапе формирования исследовательских компетенций (на примере урока внеклассного чтения по произведениям Т. Толстой «Чистый лист» и Е. Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 37+82

РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОПЕРАЦИОННОМ ЭТАПЕ 

ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 

(на примере урока внеклассного чтения по произведениям 

Т. Толстой «Чистый лист» и Е. Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»)

Кузнецова И.В.

В статье рассмотрен опыт решения исследовательских задач на уроках внеклассного чтения. Рассмотрена такая форма урока как урок-исследование. Автор обращает внимание на то, что уроки внеклассного чтения как нельзя лучше способствуют развитию  поисковой активности учащихся. Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает немного большую свободу творческой мысли как преподавателя, так и учащихся. Автором проведена серьезная работа по созданию структурно-функциональной модели формирования исследовательской компетенции подростков на уроках внеклассного чтения. Обращается внимание на необходимость изменения роли преподавателя в процессе обучения подростков на уроках литературы и внеклассного чтения.

Ключевые слова: исследовательская задача, урок внеклассного чтения, современная литература, исследовательские компетенции.

THE RESEARCH PROBLEM SOLVING ON THE PRAGMATIC OPERATIONAL STAGE 

OF RESEARCHER’S COMPETENCES FORMATION 

(on the example of a lesson of extracurricular reading of works written by 

T. Tolstaya “Black leaf” and E. Dolgopyat “Two plots in the genre of melodrama”)

Kuznetsova I.V.

The article considers on the experience of research problems’ solving on the lessons of extracurricular reading. Such type of a lesson as a guided discovery is taken into account. The author pays attention on the fact that extracurricular reading promotes the development of such competence as searching activity of pupils. Extracurricular reading as opposed to an ordinary lesson assumes more freedom of creativity both of a teacher and pupils. The author makes a serious job creating a structurally functional model of research competence formation in teenagers at the lessons of extracurricular reading. The attention is turned to the necessity of a changing role of a teacher in a process of teaching Literature both at the lessons and at home.

Keywords: a research problem, extracurricular reading, home reading, modern literature, competence research.

 

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования [2, c. 98]. Обрести компетенции можно лишь при само¬стоятельном решении проблем, постановке задач, поиске знаний, необходимых для их решения или самостоятельном добывании их путем исследования, поэтому задача может быть и результатом деятельности для того, кто ее поставил, сформулировал, и началом деятельности другого, кто будет ее решать. В своей работе мы предлагаем учебно-методическую модель формирования исследовательских компетенций на уроках внеклассного чтения. 

На первом этапе, мотивационно-ориентировочном, происходит обоснование целей, создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательской компетентности учащихся. Подростки решают игры-задачи, направленные на овладение конкретной компетенцией. Создание положительного отношения и интереса к формируемым исследовательским компетенциям.

На втором этапе, деятельностно-операционном, учащиеся  переходят  к  решению задач, требующих применения нескольких исследовательских компетенций, в условиях фронтальной, парной, групповой, индивидуальной работ. Затем организуется индивидуальная работа по решению учащимися исследовательских задач, как на уроках внеклассного чтения, так и дома.

Рассмотрим решение исследовательских задач на деятельностно-операционном этапе формирования исследовательских компетенций на примере урока внеклассного чтения по произведениям Т. Толстой «Чистый лист» и Е. Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы».

Цель урока – выявить отношение к современной действительности двух современных писательниц Татьяны Толстой и Елены Долгопят в произведениях «Чистый лист» и «Два сюжета в жанре мелодрамы», используя решение  задач,  требующих применения нескольких исследовательских компетенций, в условиях групповой и самостоятельной работы.

Этап создания проблемной ситуации.

Оба произведения написаны в начале XXI века: «Чистый лист» (2000 год) Т. Толстой и «Два сюжета в жанре мелодрамы» (2002 год) Е. Долгопят. Обе писательницы, наши современницы, пишут о современной нам действительности. В обоих произведениях поднимаются темы семьи, проблемы жестокости, агрессивности, бездушия в современном мире, падения нравственности. Произведения вызывают чувство протеста, грусти, разочарования, безысходности. Но одинаково ли относятся писательницы к происходящему? Одинаково ли выражают свою позицию?

Совместно формулируем и записываем на доске проблему: отличается ли отношение авторов к современной действительности в произведениях Т. Толстой «Чистый лист» Е. Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»?

Следующий этап – Этап выдвижения гипотез. Учащиеся коротко совещаются в группах, предлагают гипотезы для решения этой проблемы. Вместе обсуждаем предложенные гипотезы и решаем исследовать одну из них, определяют предмет и объект исследования.

Гипотеза – отношение к современной действительности Т. Толстой в рассказе «Чистый лист» и Е. Долгопят в произведении «Два сюжета в жанре мелодрамы» различны (во многом схожи).

Особенность авторской позиции можно проследить:

• в названиях произведений «Чистый лист», «Два сюжета в жанре мелодрамы»;

• в поднимаемых авторами темах-проблемах;

• в особенностях сюжета произведений;

• в композиционном построении произведения;

• в описании портрета, поступках, внутреннем мире главных героев;

• в пейзажных зарисовках;

• в особенности языка (манере письма) художественных произведений.

Объект исследования – рассказы Т. Толстой «Чистый лист» и Е. Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»

Предмет исследования – авторская позиция в произведениях.

На этапе поиска решения проблемы предлагаю учащимся каждого ряда исследовать одну из особенностей авторской позиции в произведениях «Чистый лист» и «Два сюжета в жанре мелодрамы»:

1 группа – сюжет произведения;

2 группа – систему героев, отношение к ним автора;

3 группа – особенность языка художественного произведения. 

Задача для 1 группы: Совпадает ли авторское отношение к современной действительности в произведениях «Чистый лист» Т. Толстой и «Два сюжета в жанре мелодрамы» Е. Долгопят при рассмотрении сюжета произведений? Какие приемы используют авторы? Сделайте вывод. Подтвердите свои исследования примерами из текста.

Задача для 2 группы: Совпадают ли авторские позиции современных писательниц при рассмотрении системы героев произведений? Какие приемы используют авторы? Сделайте вывод. Подтвердите свои исследования примерами из текста.

Задача для 3 группы: Как система художественных средств помогает передать отношение к современной действительности современных писательниц Т. Толстой и Е. Долгопят в произведениях «Чистый лист», «Два сюжета в жанре мелодрамы»? Какие приемы используют авторы? Сделайте вывод. Подтвердите свои исследования примерами из текста.

Решая эти задачи, ребята четко должны понимать предмет (понятие, процесс или явление) и объект (художественное произведение) исследования. Изучив систему (понятие, процесс, явление), которое лежит в основе предмета исследования, изучив ее составляющие, связи между ними, отношения, подростки планируют наблюдение по выстроенному алгоритму действий. Они находят особенности строения этой системы (понятия, процесса, явления) в конкретном художественном тексте, выясняют приемы, с помощью которых автор выстраивает свое произведение, делают выводы. Для решения подобной сложности задачи, ребятам необходимо обладать исследовательскими компетенциями всех трех, выделенных нами, компонентов исследовательской компетентности. Т.е. мотивационно-личностным (проблема должна быть интересна подросткам, иначе результат не будет личностным), когнитивным (ребята демонстрируют знания об исследуемом объекте, знания об этапах и методах осуществления учебного исследования) и деятельностным компонентами.  А также исследовательскими компетенциями операционного блока (умения определять связи между элементами системы, находить новые функции, новые структурные элементы системы, определять причины, следствия, закономерности), организационного блока (умение составлять план, алгоритм выполнения задачи, планирование и проведение наблюдений, экспериментов), рефлексивного блока (умения прослеживать ключевое понятие темы на протяжении всего исследования, самостоятельно устанавливать истинность как утверждения, так и его доказательства, исправлять ошибки, воплощать понимание идеи произведения в продукте творчества).

Этап формулирования выводов. (Учащиеся каждой группы делают устные сообщения о результатах исследовательской работы).

1 группа – «сюжет произведения».

Алгоритм выявления особенности сюжета произведений (рис.1):

Сюжет рассказа «Два сюжета в жанре мелодрамы» Е. Долгопят строго выдерживается рамками жанра мелодрамы. Основная часть рассказа – это знакомство с главным героем произведения Колей, 14-летним мальчиком-безотцовщиной. Нас приятно удивляет стремление мальчика иметь семью, его способности ведения домашнего хозяйства, работоспособность, сдержанность, педантичность, четкость действий. И вроде бы все хорошо: Коля и Дмитрий Васильевич живут вместе… Тем неожиданнее финал рассказа: реклама для мальчика – это идеал семейной жизни (другой он не знал), а жизнь его научила добиваться своей цели любым путем, даже ценой жизни ни в чем неповинных людей (мужа и детей Наташи, девушки из рекламы). Соответствует жанру мелодрамы и 2-я сюжетная линия в рассказе (Г.В., Татьяна, Этя и Изверг), действие которой происходит сто лет назад, в предреволюционный период. Читатель невольно сопоставляет двух героев: Изверга-революционера и Колю. Изверг-революционер уничтожал на своем пути самое ценное: культуру, историю, религию, любовь, дружбу… Но это взрослый человек, а Коля – подросток. Что страшнее? К законам мелодрамы относится и тот факт, что кульминационный момент рассказа (сцена убийства) находится в конце произведения. Позиция автора заключена и в неоднозначной, но все-таки позитивной концовке рассказа: «И все же конец времен еще не наступил, и рано говорить о победе изверга или о его поражении» [1, с. 53].

Сюжет рассказа Т. Толстой «Чистый лист», на первый взгляд, проще: главного героя рассказа, Игнатьева, «заел быт». Больной ребенок Валерик, измотанная болезнью сына жена, охладевшие отношения с любовницей, отсутствие денежных средств вконец обессилили Игнатьева, тоска овладела им, ЖИВОЕ в нем болело со страшной силой… Выход из положения подсказал школьный товарищ (дети у него уже взрослые, жена от него давно ушла…): «Больной орган необходимо ампутировать». С помощью художественных приемов (метафоры, олицетворения) автор делит современную действительность как бы на два мира: реальный (безнравственный, агрессивный, больной) и мистический (живой, мир садов, морей…). Так прослеживается борьба добра и зла в мире, эта борьба происходит и в душе главного героя: «Ничего, вот прооперируюсь, куплю машину, и сам буду всех обливать. Мстить за унижения равнодушным». Устыдился низких мыслей, покачал головой. Совсем я болен» (автор использует прием несобственно-прямой речи) [3, с. 72]. Оригинальная концовка рассказа символична: прооперированный Игнатьев приходит на почту и просит «чистый лист». «Чистый лист» становится символом душевной пустоты героя.

2 группа – «система героев, отношение к ним автора» (рис. 2.).

Главным героем рассказа «Чистый лист» Т. Толстой является Игнатьев. Автор намеренно не дает описания героя, как бы подчеркивая, что в сложной жизненной ситуации важна не внешность, а внутреннее состояние героя. Внутренний мир героя отражает современную ему действительность: пессимизм, бессилие, заболевание, душевная боль («Живое царь-колоколом било в его трепещущей груди».)… Очень часто внутренний мир героя автор передает через прием несобственно-прямой речи («Жалкий, жалкий, ничтожный! Я точно такой же») [3, с. 70].

Создавая образ доктора, врача Иванова, автор, наоборот, останавливается на внешности: «Глаз у него не было. Из пустых глазниц веяло черным провалом в никуда, подземным ходом в иные миры… Глаз не было, но взгляд был», «Чистый, хирургический ноготь профессора…». Это доктор-смерть, у него нет души, нет внутреннего мира.

Большое внимание автор уделяет речи героев: речь доктора обрывистая, состоит из терминов, цифр, насыщена штампами (ничего человеческого, никаких чувств – речь, как и внешность, «разит» смертью). Большие изменения с речью происходят у главного героя: до операции она сентиментальна («твои ножки окрепнут, и железки пройдут, ибо папа любит тебя, бледный городской картофельный расточек»), а после операции – она жестока, агрессивна, бесчувственна («Ну, ты, нынче, даешь! Я в отпаде. Не споткнись, когда к бабам пойдешь») [3, с. 75].

Почти нет описания внешности героев и в рассказе Е. Долгопят. Вот, например, портрет Дмитрия Васильевича («Хозяин приближался к сорока годам, был лысоват, в очках, сутулился»). Образ главного героя, мальчика Коли, составляют художественные детали: «его маленькие ботинки стояли вровень с ботинками Дмитрия Васильевича. Сам мальчик сидел на кухне у чисто прибранного стола. На чистой плите попыхивала чистая кастрюля,… мойка сияла головокружительной белизной. Мальчик из рекламы казался тихим и молчаливым. На первое был грибной суп, на второе – курица в сметане с картошкой и зеленью, к чаю – сдобные булочки с изюмом». Когда подходили к школе, «Колька горбился, как старичок, и Дмитрий Васильевич подумал, что он похож на беззащитного и страшного Акакия Акакиевича» [1, с. 48]. А вот что говорит о нем учительница: «Неплохой мальчик. Учится не особенно замечательно, но в силу обстоятельств, я думаю. Мать родила неизвестно от кого и подбросила сестре. У сестры у самой трое, ей дела нет, жив Коля или мертв, не то что – сделал ли уроки. Братья Колю поколачивают, места у него нет своего в доме, сейчас он даже и редко бывает в этом доме… А что я могу сделать? В детдом? В детдоме лучше не будет». Символом идеальной семейной жизни, как и в рекламе, для мальчика была лампа под зеленым стеклянным колпаком. С каким безразличием относились к нему люди, государство, с таким же безразличием он совершает страшное преступление, убийство. Еще более «опредмеченным» выглядит революционер-изверг: подобно смертельному оружию он уничтожал, культуру, искусство, любовь, дружбу, семью… Подробнее всего в рассказе описывается врач Г.В. «Красивый мужик, умница, пять языков знал… сейчас таких нет. Вымерли. Сам Г.В. революционной деятельностью не только не занимался, но даже знать ее не хотел. Он ценил свою жизнь, свои занятия, сой досуг». Здесь чувствуется ностальгия автора по прошлому, по дворянской интеллигенции, воспитанию, основанному на понятиях «честь», «семья», «традиции», «любовь».

3 группа – «особенность языка художественного произведения» (рис. 3).

Особенностью языка рассказа Т. Толстой «Чистый лист» является его метафоричность («в гуле возникали проплешины», лифт – «ночная лодка», «ваш добрый король болен»), которая помогает автору создать «иной мир» (мир сказки), мир уходящий… С помощью этого художественного приема Т. Толстой удается провести грань между добром и злом, подчеркнуть ужас надвигающейся катастрофы (падение нравственности, духовности).

Такое художественное средство, как олицетворение («запертые в его груди, ворочались сады, моря, города», «в города идет тоска»), позволяет усилить состояние безысходности. С этой же целью автор использует такие синтаксические приемы, как ряды однородных членов (окрасьте, сядьте, уроните), градация («прокаженные, идите…, звоните в медные колокольчики, несите плохие вести…»), повторы («там собачий лай, там обрывок музыки, а там постукивал…»). Картину надвигающейся катастрофы рисуют и эпитеты («ночной дом», «неясный гул», «запертые в груди», «Бедный мой мир»), цветообразы (сумеречный цвет, медные колокольчики, зола остыла, в чернильном небе, красная луна, ледяные просторы), звукообразы (собачий лай, дом шуршал, неясный гул, обрывок музыки, колокольчики). Рождается впечатление чего-то страшного, мистического.

Особенность манеры письма Е. Долгопят в рассказе «Два сюжета в жанре мелодрамы» продиктована самим названием произведения. Весь рассказ, а особенно экспозиция рассказа, написаны в жанре мелодрамы (преувеличенная эмоциональность, резкое противопоставление добра и зла). Звукообразы 1-й части («бьет вода, оглушает, ослепляет», «вода обрушивается, как водопад, с грохотом уходит в сток», «осторожные шаги», «вскрикивает») держат читателя в страхе, напряжении. Во 2-й части рекламы звуков нет… Противопоставлены цветообразы-эпитеты 2-х частей: «квадрат света», «в квартире темно, узкая и яркая полоса», «вторая тень перекрывает все» – «лампа излучает мягкий, теплый свет», «белые тонкие чашки», «серебряная лопаточка». Отличается и синтаксис. В экспозиции присутствует градация («голая, беззащитная, глухая, слепая, – страшнее, чем во сне, – женщина»), преобладают односоставные предложения (во всей ее квартире темно), неполные предложения (из маленького окна – нежный квадрат). Это позволяет автору создать эффект неожиданности, внезапности: одна картинка быстро сменяет другую.

Этап подведения итогов урока. (Беседа учителя с учащимися).

– Одинаково ли относятся Т. Толстая и Е. Долгопят к современной действительности? Как они выражают свое отношение к происходящему?

Обеих писательниц волнуют проблемы сегодняшнего дня. Но решение этих проблем они видят по-разному. Метафоричность рассказа Т. Толстой «Чистый лист», создание фантастических образов-символов (доктор-смерть, Тоска) позволяют гиперболизировать проблему, сделать ее более наглядной, а значит более тревожной. Автор не дает ответов, а «звонит в набат»! Даже финал рассказа открытый:

Игнатьев толкнул дверь почты.

– Что вам? – спросила кудрявая девушка.

– Чистый лист, – сказал Игнатьев. – Просто чистый лист [3, с. 77].

Содержание рассказа Е. Долгопят, противопоставление двух исторических периодов наталкивает читателя на размышления, ностальгия по ушедшему подсказывает решение проблемы. Любовь, воспитание на понятиях «чести», «достоинства», «красоты», интеллигентность – вот ключи человеческого счастья.

В конце урока ребятам предлагается  наметить возможные темы исследовательских работ.

• Тема семьи в литературе XX века;

• Тема «маленького человека» в произведениях Н. Гоголя «Шинель» и Т. Толстой «Чистый лист»;

• Тема «маленького человека» в современной литературе;

• Тема одиночества в повести Ф. Достоевского «Белые ночи» и Т. Толстой «Чистый лист»;

• Антигерой в произведениях Н. Гоголя «Мертвые души» и Е. Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы».

 

Список литературы:

1. Долгопят Е. Тонкие стекла. М., 2001.

2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Приложение к журналу «Директор школы». 2000. № 4. С. 97-127.

3. Толстая Т. Река Оккервиль. М., 1999.

4. Черняк М.А. Современная русская литература: учеб. пособие. М., 2008.

 

Сведения об авторе: 

Кузнецова Ирина Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ № 2» (Рыбная Слобода, Татарстан, Россия).

Data about the author:

Kuznetsova Irina Vladimirovna – Russian and Literature teacher, Rybnaya Sloboda School 2 (Rybnaya Sloboda, Tatarstan, Russia).

E-mail: ir.kuznetzova2010@yandex.ru.