Кретова В.Э., Хомутова Н.Н. Старость, дружба и обязанности в философии Марка Туллия Цицерона

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

DOI: 10.24411/2308-8079-2020-00005

УДК 19:17(37)

СТАРОСТЬ, ДРУЖБА И ОБЯЗАННОСТИ

В ФИЛОСОФИИМАРКА ТУЛЛИЯ ЦИЦЕРОНА

Кретова В.Э., Хомутова Н.Н.

В современном мире возраст считается пожилым с семидесяти шести лет. О полноценной старости рассуждал древнеримский оратор, политик и философ Марк Туллий Цицерон в своём трактате «О старости. О дружбе. Об обязанностях». По мнению римлян, в числе которых был и Цицерон, процесс старения начинается c сорока шести лет и именно о людях этого возраста идёт речь в трактате Цицерона.

Ключевые слова: Цицерон, старость, смерть, дружба, доблесть, честность, нравственно-прекрасное.

 

OLD AGE, FRIENDSHIP AND DUTIES

IN MARCUS TULLIUS CICERO’S PHILOSOPHY

Kretova V.E., Khomutova N.N.

In the modern world, age is deemed old from the age of seventy-six. An ancient Roman orator, politician and philosopher Marcus Tullius Cicero was reasoning about the full-scale old age in his essay “On Old Age. On Friendship. On Duties”. In Romans’ opinion, among whom was Cicero, the process of ageing starts at forty-six years old and it is the people of this age who are the main topic of Cicero’s essay.

Keywords: Cicero, old age, death, friendship, valor, honesty, moral beauty.

 

Около сотни лет назад усиленными темпами начала развиваться наука геронтология, которая изучает процесс старения. Человечество всегда искало способы продления жизни, разрабатывало различные идеи и теории для окончательного понятия этого процесса. Знаменитые врачи древности Гиппократ и Авиценна давали советы по профилактике болезней, сопровождающих возрастное угасание. Российский учёный Илья Ильич Мечников исследовал причины и закономерности преждевременного старения. Советский медик Николай Михайлович Амосов предлагал интересные новые технологии по преодолению старости. Его идея подразумевала волевые упражнения, которые бы смогли разорвать круг старости. «Режим ограничений и нагрузок – отличное средство от болезней и старости, которой не стоит поддаваться никогда» [1, с. 188]. Некоторые учёные-геронтологи считают, что «стареем мы не просто так: старение специально придумано природой, имея определённый биологический смысл – эволюционный» [8, с. 10]. Сейчас, как известно, учёные-геронтологи ставят перед собой задачи максимально продлить жизнь человека, повышая при этом её качество. Проблемы геронтологии особенно актуальны и в наши дни. Но что больше всего интересовало представителей других времен, других эпох? Рассуждения людей Древнего мира интересны в современной науке оригинальной интерпретацией вопросов геронтологи, дружбы, обязанностей.

Целью статьи является подтверждение важности тезисов Цицерона для последующих поколений, а также осмысление рассуждений древнегреческого философа для формирования механизмов помощи и поддержки старшему поколению,

Большинству людей свойственно оттягивать символический рубеж старости, за которым следует потеря прежней социальной активности, значимости и авторитетности. В примитивных обществах вопрос пожилого возраста иногда решали кардинальным способом: их убивали. В цивилизованном мире люди так не поступают, но на людей преклонного возраста смотрят как на обузу, потому что считают их бесполезными для работы в семье и обществе. «Не считая себя вправе избавиться от них, всё же желают их смерти и удивляются, почему так долго не наступает желанный конец» [7, с. 20]. Появление возрастных болезней, раздражительности от шума и суеты, страха беспомощности рисуют жалкую картину старости. Марк Туллий Цицерон выделил причины, из-за которых старость считают жалкой: «Первая в том, что она будто бы препятствует деятельности; вторая в том, что она будто бы ослабляет тело; третья в том, что она будто бы лишает нас чуть ли не всех наслаждений; четвёртая в том, что она будто бы приближает нас к смерти» [11, с. 11]. Проанализируем каждую из четырех причин, которые выделил автор.

Старость отвлекает людей от дел. Но пожилые люди и не делают того, что делают молодые и полные сил. Великие дела совершаются не силой мышц и проворностью, а мудростью и авторитетом. Молодости свойственна опрометчивость, а пожилому возрасту – дальновидность. Люди преклонного возраста не пребывают в бездействии и праздности, они трудоспособны, также что-нибудь совершают, и, как сказал Цицерон, «чем-то заняты – разумеется, тем, к чему каждый стремился в течение всей своей жизни» [11, с. 14]. Можно согласиться с философом в том, что в любом возрасте можно жить хорошо и счастливо, не унывать, живо интересоваться новостями и нюансами меняющегося мира и тем самым достойно и мудро принять старость.

Вторая причина жалкой старости кроется в ослаблении тела. Старение естественный процесс, из-за которого силы организма ослабевают. Цицерон считает, что всё нужно делать в меру своих сил, а их упадок «сам по себе вызывается пороками молодости чаще, чем недугами старости: развратно и невоздержанно проведённая молодость передаёт старости обессиленное тело» [11, с. 14]. По мнению Цицерона, на старость сетуют люди со скверным характером, а благоразумные и лёгкие в общении старики ведут в старости нормальную, полноценную жизнь. Пожилые люди освобождены от непосильных обязанностей, но живут своими занятиями и трудами. Болезненная слабость тела никак не связана со старостью – болеют и молодые. Важно с молодости стремиться сохранять здоровье, чтобы в старости жизнь не казалась пустой и жалкой. Поэтому детей необходимо воспитывать так, чтобы не было мыслей, что старые родители могут быть обузой. А в случае тяжёлой болезни или инвалидности, что может случиться в любом возрасте, нельзя опускать руки и отчаиваться. Цицерон писал: «Старости надо сопротивляться, а недостатки, связанные с нею, возмещать усердием; как борются с болезнью, так надо бороться и со старостью: следить за своим здоровьем, прибегать к умеренным упражнениям, есть и пить столько, сколько нужно для восстановления сил, а не для их угнетения. При этом поддерживать не только тело, но в большей степени ум и дух; ведь и они, если в них не подливать масла, гаснут от старости» [11, с. 15]. Мы согласны в этом с Цицероном, потому что в любом возрасте полезно саморазвиваться, познавать что-то новое, тем самым делая жизнь интересной и разнообразной.

Третья причина заключается в том, что старость лишает наслаждений. Марк Туллий Цицерон восклицает: «О, превосходный дар этого возраста, раз он уносит у нас именно то, что в молодости всегда наиболее порочно» [11, с. 15]. По его мнению, безрассудное и неудержимое стремление удовлетворить свои страсти, приводит к измене Отечеству, ниспровержению государственного строя и предательствам. Почему же философ так гневно высказывается о плотском наслаждении? На своём жизненном пути ему довелось вступить в переросший в смертельную схватку конфликт с древнеримским политиком Марком Антонием, к нему у Цицерона была давняя неприязнь. С юных лет Марк Антоний «нагло попирал все морально-нравственные устои старого римского общества, без которых невозможно было стать добропорядочным, благонамеренным гражданином – т.е. соответствовать столь любимому Цицероном идеалу. Вместе с друзьями-сверстниками Марк Антоний предавался всевозможным порокам, главными из которых были пьянство, распутство и мотовство» [3, с. 138].

Цицерон был не только политик и деятель. Он был человеком с непростой личной жизнью. Цицерон развелся с первой женой после 30 лет брака, обвиняя её в мотовстве и хищении денег, и женился на молоденькой девушке, опекуном которой являлся. Эта женитьба вызвала моральное неодобрение в обществе. В это же время умерла горячо любимая дочь Цицерона. Её смерть тяжело сказалась на состоянии отца. Росло его недоброжелательное отношение к молодой жене, которую вовсе не огорчила смерть дочери Цицерона. Марк Туллий расторгнул неудачный брак, утверждая, что «если разумом и мудростью презирать плотское наслаждение мы не можем, то мы должны быть глубоко благодарны старости за то, что она избавляет нас от неподобающих желаний» [11, с. 18]. Цицерона увлекло занятие земледелием, а старческую скупость он считал глупой и бессмысленной.

Четвёртая причина жалкой старости состоит в том, что она приближает нас к смерти. Человек умирает от болезни, с которой изношенный организм не в силах справиться. Но мудрый Цицерон говорит о том, что и молодых может поразить болезнь и смерть. Философ затрагивает сложные вопросы о суициде и насильственной смерти. В разные исторические периоды, при полном разочаровании в окружающем мире, возникает тенденция к отрицанию жизни и учащение самоубийств. Пожилые люди тоже могут быть склонны к суициду. Старики, по мнению Цицерона, «не должны ни жадно хвататься за эту часть жизни, ни покидать её без причины» [11, с. 25]. Тяжёлые ощущения приносят страдания, поэтому внутренняя работа человеческой души должна быть направлена в сторону поиска истинно прекрасного. Философ призывает не забывать традиции и нравы, следовать добродетели.

Диалог Марка Туллия Цицерона «О старости» оптимистичен. Это сочинение философа помогает осмыслить то, как надо достойно идти по выбранному пути с правильными жизненными приоритетами.

С уважительных высказываний о людях старшего поколения Цицерон начинает свой трактат «О дружбе», посвятив его самому близкому и надёжному другу – Титу Помпонию Аттику. Цицерон исходит из природы человека и пишет в своем произведении «о чувстве, в силу которого все существа на земле тянутся друг к другу и образуют сообщества» [6, с. 114]. Каждый из нас может по-своему трактовать понятие дружбы. Это умение выслушать, понять, поддержать, бескорыстно помочь. Цицерон советует «ставить дружбу превыше всех дел человеческих; ибо нет ничего более свойственного нашей природе и более ценного как в счастье, так и в несчастье» [11, c. 34]. Настоящая дружба проверяется не только горем, когда находится немало желающих посочувствовать. Если в твой дом заходит долгожданное счастье или неожиданный успех, то ценны те немногие, кто искренне радуется за друга. Цицерон считает, что «дружба возможна только между честными людьми» [11, c. 34]. Честный человек совестлив, верен, неподкупен, беспристрастен и щедр.

Нужно согласиться с Цицероном в том, что мы рождены, чтобы быть как-то связанными друг с другом. Крепкая дружба – это важная составляющая общественной жизни. Друзья оказывают большое влияние на наше мышление, эмоции, чувства и поведение. Мы ищем положительных друзей, которые обладают хорошими качествами и готовы поддержать в трудную минуту. Избегаем общения с негативными людьми, которые могут плохо повлиять на нашу жизнь. «Согражданам мы оказываем предпочтение перед чужеземцами, родственникам – перед людьми сторонними» [11, с. 36].

Марк Туллий Цицерон говорит о дружбе между родственниками, но она тоже может распасться, дети не хотят общаться с родителями, братья и сёстры не находят общий язык в общении, о дальних родственниках никто не вспоминает. С каждым поколением люди всё более отдаляются друг от друга, не желая ничего слышать о близких людях. Ссоры между родственниками уничтожают взаимную благожелательность, дружба прекращается, а родственные связи остаются. Горько и больно наблюдать за тем, как близкие люди отдаляются и ненавидят друг друга. Поэтому, по мнению Цицерона, природа определила, что привязанность возможна у немногих. Речь идёт о настоящих друзьях.

Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, призванных удовлетворить его потребности. Одни предпочитают богатство, власть, почести, другие – крепкое здоровье. Но не это порождает дружбу между людьми. В основе любых дружеских отношений, как считает Цицерон, лежит доблесть, которая и порождает дружбу. На дружбе основаны морально-этические ценности общества. Трактат Марка Туллия Цицерона «О дружбе» свидетельствует о времени Римской республики, когда дела решались в малых группах, в которых была сильна дружественная связь. Дружба заключает в себе множество благ, она всегда своевременна, помогает сохранить мир и покой. Ненависть и раздоры разрушают всё до основания. Взаимная привязанность, доверие и открытость может возникнуть между совершенно незнакомыми людьми. Люди добровольно и свободно выбирают друг друга. Поэтому Цицерон связывает понятие любви и дружбы. Сердца настоящих друзей наполнены доверием, любовью и заботой. Там, где царит любовь, будет и дружба. Однако человек частенько расставляет приоритеты на тех действиях, решениях, которые ему более понятны, близки и дороги. Получается, что всё, что ни делает человек, это результат его субъективной выгоды. К истинной дружбе поиск выгоды не относится. По мнению Цицерона, одной из причин разрыва дружеских отношений может стать расхождение в политических взглядах. Оправдан разрыв отношений, если от друзей требуют непорядочного поступка или услуги. Только нравственно-прекрасное объединяет и укрепляет истинную дружбу, у друзей совпадают мнения, характер.

В культуре человеческого общения «красота или прекрасное занимает особое место, поскольку это пласт, срез чувственного (в отличие от абстрактно-мысленного абсолюта и истины или эмоционального в добре) человеческого бытия, наиболее доступного в культуре общества» [2, с. 15]. В современном мире мы часто стремимся оказаться в центре внимания, общаться с большим количеством людей, считая, что, тем самым, развиваем свою коммуникабельность и движемся вверх по карьерной лестнице. Но так ли это на самом деле? Стоит оступиться, и от толпы когда-то восхищающихся тобой людей не останется и следа. Цицерон исходит из того, что необходимо сдерживать своё доброжелательное отношение к окружающим и «проявлять свою дружбу после того, как с той или иной стороны будет испытан характер друзей» [11, с. 47]. Проверка на прочность необходима. Люди подвластны обстоятельствам, почести и немалые деньги могут вскружить голову. Выбрать правильную линию поведения помогает мудрость. Не нужно стремиться отвергать новые знакомства, но старая дружба крепка, важно пронести её через годы. Осторожность при выборе друзей помогает избежать позорных ссор и ненависти между когда-то близкими людьми. Пусть дружеские отношения угаснут, но не окажутся растоптанными корыстью и предательством. Мы дружим не из-за выгоды. У друзей общие взгляды и интересы, искренность в отношениях. Поэтому неприемлема лесть, важно уметь слышать правду. Марк Туллий Цицерон настаивает на том, что только доблесть, согласие, стойкость и постоянство создаёт и оберегает дружеские отношения.

Рассмотрев проблемы жизни в преклонном возрасте и проблемы выбора настоящих друзей, Цицерон анализирует понятие нравственно-прекрасного и полезного в трактате «Об обязанностях». На протяжении всей жизни, в частных и государственных делах, мы должны исполнять определённые обязанности. В этом нравственный смысл всей жизни. Бывает сложно определить степень нравственности того или иного совершаемого нами поступка. Поэтому важно совершать их обдуманно и разумно. В первую очередь необходимо увидеть истину, чтобы не ошибиться. Мудрость и дальновидность помогают открыть её, это свойственно человеческой природе. Мудрость помогает сопротивляться и телесным наслаждениям, выше которых стоят душевные наслаждения. «Цицерон считает душевные наслаждения благом, поскольку они связаны с нравственной красотой, добродетелями, достоинством, авторитетом, бескорыстной дружбой» [5, с. 37]. Нравственно-прекрасные поступки невозможно совершить без способности людей быть справедливыми и готовыми творить добро. Справедливость есть высшая из всех добродетелей, каждому воздаётся своё. Насилие и обман порождают несправедливость. Цицерон в трактате затрагивает тему войны. По его мнению, войны надо начинать с целью жить в мире, не совершая противозаконных действий, воздерживаться от жестокости.

Справедливое отношение к людям с низким происхождением также является признаком высокой нравственности. Людям свойственна щедрость и благотворительность. Цицерон считает, что помогать надо тому, кто больше всего в этом нуждается. Мы все связаны между собой общностью всего людского рода. У нас есть разум, дар речи, это сближает и объединяет людей в общество. И в нём формируются дружеские и родственные связи, деловые отношения. Желание продолжить свой род формирует супружеские связи, возникают браки, появляются дети, общее имущество. Близких людей становится больше и кровное родство связывает людей доброжелательностью друг к другу. При этом самыми важными, по мнению Цицерона, являются связи с государством, которому люди обязаны приносить пользу. В первую очередь мы в долгу перед Отечеством и родителями, мы также должны помогать нашим детям и родственникам. Человеку следует распределять выполнение своих обязанностей по степени их важности. При выполнении своего долга величие духа направляет мудрого человека по нравственно-прекрасному пути. Доблесть и человечность помогают бороться за всеобщее благополучие. Уважение и восхищение всегда вызывает храбрость. Она проявляется в способности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и способности рисковать собой ради достижения цели. Храбрые люди обладают великим духом, они мудры, добры и справедливы. В этом состоит их внутренняя ценность.

У сильных и смелых людей может возникнуть желание главенствовать над всеми, превзойти всех. В этом случае трудно соблюдать справедливое равенство. Слава многим вскружила голову, от неё трудно отказаться, она лишает нас свободы. Однако мудрый и великодушный человек чтит нравственную красоту, основанную не на славе, а на деяниях и, как сказал Цицерон, «предпочитает первым быть, а не казаться» [11, с. 74]. Храбрый и великий ум презирает внешние обстоятельства и восхищается только нравственно-прекрасным. Это и делает людей великими.

Храбрый человек не склоняется перед чувством страха, и будет неправильно, если он склонится перед своими желаниями и наслаждениями. Умеренность поможет найти верный путь. Человек наделён душой, и ради душевного спокойствия важно сохранять чувство собственного достоинства. В страданиях человеку свойственно проявлять слабость, он может быть сломлен бесчестием. Это говорит о слабости духа. Только стойкость характера позволит преодолеть достойно все невзгоды.

Цицерон в трактате «Об обязанностях» утверждает, что государственные деятели обязаны проявлять душевное спокойствие и величие духа. Нельзя совершать опрометчивые поступки, нужна тщательная подготовка любого дела. Карая виновных, необходимо помнить о справедливости и милосердии. Поэтому ровный характер поможет принять верное и справедливое решение в любом вопросе. Умение прощать и сострадать, забыть свои старые обиды и продолжать общаться – это те правильные поступки, которые составляют нравственную красоту человека. Если быть в согласии с природой, то никогда не будешь в заблуждении, разум объяснит, чего следует избегать. Человек выбирает тот или иной образ жизни раньше, чем может судить о его правильности. В большинстве случаев мы усваиваем наставления родителей и повторяем их образ жизни, некоторые следуют за мнением толпы и большинства. И лишь единицы благодаря своим природным качествам выбирают правильный образ жизни без родительского воспитания и стороннего влияния.

Марк Туллий Цицерон считает, что на протяжении всего жизненного пути мы должны быть верны себе и не совершать оплошностей. В этом нам поможет наша стойкая натура, место судьбы уходит на второй план. Жизненный путь человека долгий и непредсказуемый, и если ты понимаешь, что ошибся, то нужно всё взвесить и изменить свой образ жизни. Подражая предкам не нужно подражать их порокам. Молодые должны опираться на мудрость и авторитет самых уважаемых из старшего поколения, при этом закалять свой дух и помнить о скромности. Человек живёт среди других людей и старается заслужить их одобрение. Поэтому он должен вести себя подобающе и следить за красотой, порядком и одеждой. Наши лицо и наружность доступны взорам других людей, в них выражена наша нравственная красота. Остальные части тела природа стыдливо прикрыла. О подобающем поведении должны помнить и мужчины, и женщины.

Цицерон различает мужскую и женскую красоту: женщине свойственно изящество, мужчине – достоинство. Отдельное значение имеет речь оратора и обычная беседа. Всему своё место – ораторская речь предназначена для выступлений в суде, на иных встречах достаточно беседы. Цицерон заостряет внимание на том, каким должен быть дом человека. Он должен придавать достоинство человеку, но нельзя превышать меру в расходах и великолепии. Важна умеренность и разумность. Свободный человек должен правильно выбирать ремёсла и заработки, чтобы не навлекать на себя ненависть людей. При этом во всём надо стремиться к нравственной красоте, которая вытекает из познания, общественного начала, великодушия и самообладания.

Во второй книге трактата «Об обязанностях» Марк Туллий Цицерон рассуждает о полезном. Люди могут приносить друг другу и величайшую пользу, и величайший вред. Некоторые считают лукавство мудростью и восхищаются хитрыми и изворотливыми людьми. Человек может достигать желанной цели и жить в счастье, но при ином повороте судьбы его постигают беды и несчастья. Однако без помощи и усилий людей неосуществимо ни дурное, ни благоприятное. Людей, стоящих у власти, почитают по разным причинам – из доброжелательности, из чувства доверия к нему или чувства страха, в надежде, что он принесёт им пользу.

Цицерон утверждает, что «для сохранения и удержания власти самое подходящее из всех средств – быть любимым, самое несообразное – внушать к себе страх» [11, с. 105]. Никакое могущество не устоит против ненависти людей. Внушающий страх сам начинает бояться тех, кто боится его. Произвол начинается тогда, когда многие преступления остаются безнаказанными. Несчастно государство, во главе которого стоит вождь, которого боятся. Вождь должен выбрать, важна ли ему любовь многих или достаточно расположения узкого круга лиц. Цицерон настаивает на том, что близкая дружба верных людей надёжнее любви толпы. Доброжелательность и расположение достигаются готовностью совершать справедливые и достойные поступки.

Человечество всегда волновала жизнь и смерть, богатство и бедность. Справедливый человек не должен бояться смерти, боли, изгнания или бедности, его нельзя соблазнить деньгами и славой. Он верен слову, смел и мудр. Важно с молодых лет составлять хорошее мнение о себе, ставить высокие цели и совершать благородные поступки. Воинские подвиги станут первым шагом на пути к славе. Цицерон утверждает, что умственный труд имеет большее значение, чем физический, а благотворительность и щедрость будут располагать к себе. «Творят добро либо делами, либо деньгами» [11, с. 113]. Следует помнить, что все свои обязанности необходимо исполнять с пользой для государства.

Нравственно-прекрасное может вступать в борьбу с полезным. Нанесение ущерба человеку для увеличения своего благосостояния неминуемо приведёт к распаду общества и вражде. Ради своей выгоды нельзя причинять вред ближнему. Мы рождены для нравственной красоты, должны стремиться к ней, так как она во всех отношениях перевешивает всё остальное. Злой умысел заключается в притворстве. Разумно, если бы люди ничего не делали путём коварства и обмана, всё позорное есть зло. Но никто не станет избегать полезного. А полезное нужно находить в нравственной красоте.

Бегут года, меняются поколения, лихорадит от политической обстановки, и в это время наступает потребность серьёзного и спокойного обсуждения человеческого существования. Целью нашей деятельности вновь и вновь становится искание истины. Мы стремимся облегчить человеческие страдания. Благодаря науке и философии люди познают новое и уже ищут счастье в наслаждении всяческой красотой.

Рассмотренный трактат Марка Туллия Цицерона «О старости, о дружбе, об обязанностях» прославил его в веках. «Если в области политики Цицерон и потерпел поражение, зато он одержал великую победу в сфере духа» [4, с. 132]. Из всех дошедших до наших времён образов античных героев и деятелей образ Марка Туллия Цицерона выглядит наиболее живым и человечным. Цицерон для нас «не мраморный бюст на пьедестале, глядящий в мир пустыми, мёртвыми глазницами, но живая, полнокровная, реальная личность, до сих пор чем-то по-особенному близкая и каждому отдельному человеку, и человечеству в целом» [9, с. 388]. Посетив сей мир в минуты более чем роковые, Цицерон оставил нам не боль разочарований и обид, а правильное и позитивное руководство к действию. Возможность полноценной жизни в престарелом возрасте формируется с молодых лет, когда мы совершаем высоконравственные поступки, развиваем интеллект, познаём мир, формируем свой характер.

Цицерон рассматривает категории «дружба» и «обязанности» неразрывно со старостью, так как в старости уже должны быть отражены те дела, то есть обязанности, которые человек выполняет как свой долг. В старости уже сформирована система ценностей и собственные психологические ориентации. «Личность, творчески ориентирована на социальную реальность, не остается в схеме технически-инструментального поведения, ее укорененность в культуре и взаимосвязь с традиционными ценностями общества, позволяют оставаться духовной и творческой» [10, с. 97]. Оптимизм, дружба и доблестное исполнение своих обязанностей наполняют нашу жизнь смыслом и радостью. Мы общаемся и приобретаем друзей, которые идут с нами нога в ногу на протяжении всего жизненного пути. Наши достойные поступки, доблесть и честность помогают процветать всей стране в целом и достигать вершин самому. Именно это делает нашу старость яркой, запоминающейся и отнюдь не беспомощной и болезненной.

 

Список литературы:

1. Амосов Н.М. Преодоление старости / Н.М. Амосов. М.: Будь здоров, 1996. 190 с.

2. Артемьев Т.М. Биоэстетическая и идеалистическая теории красоты // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Т. 7. № 6A, С. 12-18.

3. Белкин М.В. Цицерон и Марк Антоний: истоки конфликта / Под ред. проф. Э.Д. Фролова. СПб.: СПбГУ, 2002. С.133-162.

4. Бобровникова Т.С. Цицерон: интеллигент в дни революции / М.: Молодая гвардия, 2006. 137 с.

5. Брагова А.М. Цицерон о наслаждении // Juvenis scientia. 2017. № 7. С. 34-37.

6. Грималь П. Цицерон. М.: Молодая гвардия, 1991. 146 с.

7. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988. 279 с.

8. Скулачев В.П. Жизнь без старости / В.П. Скулачев, М.В. Скулачев, Б.Н. Фенюк. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2014. 346 с.

9. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М.: Мысль, 1972. 392 с.

10. Хомутова Н.Н. «Креативность» и «творчество» личности в творчестве инноваций // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. 2012. № 3 (18). С. 92-97.

11. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Отв. ред. С.Л. Утченко. М.: Наука, 1974. 247 с.

 

Сведения об авторах:

Кретова Вероника Эдуардовна – студентка лечебного факультета Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова (Санкт-Петербург, Россия).

Хомутова Наталья Николаевна – кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург, Россия).

Dataa bout the authors:

Kretova Veronika Eduardovna – student of Medical Faculty, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint Petersburg, Russia).

Khomutova Natalya Nikolaevna – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Social and Human Sciences, Economics and Law Department, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint Petersburg, Russia).

E-mail: miss.kretova2018@yandex.ru.

E-mail: Natalya.Khomutova@szgmu.ru.