Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Деструктивные элементы в педагогических инновациях

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 37.1

ДЕСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЯХ

Геращенко И.Г., Геращенко Н.В.

В статье доказывается мысль о присутствии деструктивных элементов в любых педагогических инновациях. Проводится сравнительный анализ инновационной деятельности в экономике и в образовании. Приводятся примеры из различных областей современной педагогической деятельности, где инновации приносят больше вреда, чем пользы. Обосновывается идея о том, что инновационное образование наиболее востребовано в условиях развитой рыночной экономики.

Ключевые слова: инновация, педагогическая инновация, деструктивные элементы инноваций, творческое разрушение, инновационная педагогика, инновационный риск.

 

DESTRUCTIVE ELEMENTS

IN PEDAGOGICAL INNOVATIONS

Gerashchenko I.G., Gerashchenko N.V.

The article proves the idea of the destructive elements’ presence in any pedagogical innovation. It contains a comparative analysis of innovation activities in economy and education, and examples from different areas of modern pedagogical activity where innovations do more harm than good. Moreover, it substantiates the idea that innovative education is the most in demand under conditions of advanced market economies.

Keywords: innovation, pedagogical innovation, destructive elements of innovations, creative destruction, innovative pedagogy, innovative risk.

 

Когда речь заходит об инновационной педагогической деятельности, нередко забывают об истоках понятия «инновация». Традиционно под инновацией понимается такое нововведение, которое связано с повышением эффективности определенных процессов на основе творческой деятельности субъекта инновации. Педагогическая инновация – это «педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов, частей и самой образовательной системы в целом» [6, с. 102]. Непонятно, как новшества могут быть стабильными элементами, но дело даже не в этом. Во-первых, новшества не всегда улучшают педагогическую систему. Во-вторых, даже если они ее улучшают в каком-то аспекте, то, нередко, ухудшают в другом аспекте. В-третьих, каждая инновация несет в себе элемент деструктивности, который является необходимой составляющей любой инновационной деятельности.

Понятие «инновация» одним из первых использовал Й. Шумпетер для объяснения динамики капиталистического развития [см.: 8]. При этом понятие «инновация» он неразрывно связывал с другими понятиями: «творческое разрушение» и «созидательное разрушение». Капиталистическая система хозяйствования является более динамичной, чем все альтернативные. Это является ее конкурентным преимуществом. Но здесь имеются и определенные сложности, связанные с экономической инноватикой. Многие люди, даже живущие в развитых капиталистических странах, не склонны к экономическим нововведениям. Можно даже высказать предположение, что таких людей большинство. Что же тогда говорить о развивающихся странах, а, тем более, о слабо развитых. Там процент экономически-инновационного населения еще ниже. И это не случайно. Большинство людей предпочитает стабильную жизнь без резких потрясений, но, при этом, они не прочь воспользоваться плодами инновационной экономики.

Экономические инновации предполагают периодическое разрушение устоявшейся системы хозяйствования. Здесь определяющей является личность предпринимателя-новатора. Таких личностей по определению не может быть много, поскольку инновации в экономике не возникают слишком часто, они нуждаются в устоявшемся базисе в виде развитой системы производства. Инноватор вынужден брать кредиты у старых компаний и фирм, поскольку инновационная деятельность в экономике требует значительных капиталовложений. Инвестиции направляются в новые сферы деятельности, что со временем требует привлечения дополнительных человеческих ресурсов, которые уже не являются инновационными, а просто осваивают новые виды деятельности.

Сам инновационный процесс, по мысли Шумпетера, происходит скачкообразно, пока конкуренты не поняли преимуществ нового способа производства. Наибольшую прибыль получает инноватор. По мере распространения экономической инновации прибыль становится все меньше. Возникает необходимость в новых инновациях, которые бы позволили получать большую прибыль. При этом часто вводятся незначительные улучшения, чтобы максимально использовать эффект от первоначальной существенной инновации. В результате уменьшения прибыли появляется потребность в новых инновациях, которые разрушат сформировавшуюся систему хозяйства.

В сфере педагогики инновационная деятельность обладает целым рядом специфических особенностей, однако, разрушительная компонента инноваций и в данном случае сохраняется. Если проанализировать историю образования, то в первобытном обществе педагогические инновации если и существовали, то о них нам практически ничего не известно. При рабовладении и в Средние века уже была значительная прослойка профессиональных педагогов, которые не задавались специальными задачами инновационной деятельности. Они работали в традиционной парадигме образования, где определяющую роль играла религия. Инноваторами можно считать классиков педагогики. Но при рабовладении и в Средние века их было сравнительно немного, и практически все они являлись философами. Расцвет педагогики как инновационной науки начинается с развитием капитализма в Западной Европе. Здесь уже появляются методологи и методисты собственно педагогической науки. Их трудами создавалась инновационная модель классического образования. Данная модель носила уже светский характер в противоположность религиозной системе воспитания. Но только с появлением информационного общества инновационная деятельность в образовании приобрела массовый характер.

Массовость педагогических инноваций в условиях информационного общества объясняется тем, что, во-первых, возникает Интернет, как основной носитель дистанционного образования; во-вторых, благодаря всемирной сети становятся общедоступными новейшие педагогические разработки; в-третьих, инновационная деятельность учителя не требует больших материальных затрат, как в случае с экономическими, техническими и естественнонаучными разработками. Следствием всего этого стала бурная инновационная деятельность в сфере образования, тем более что государство оказывало в этом вопросе поддержку, в том числе, и материальную.

Очевидно, что в педагогическом процессе наблюдается неравномерность, цикличность и периодическая кризисность. В данной ситуации инновации становятся формой преодоления кризисных явлений, в результате чего происходит обновление системы образования. Выделяется также закономерность дестабилизации образовательных систем и сред в процессе введения новшеств, так как инновация вносит деструктивные изменения в функционирующую систему, создает возмущения и риски в привычно функционирующих механизмах [3, с. 45].

Данная ситуация характерна для рыночной экономики в целом. Неравномерное развитие носит циклический характер, который рано или поздно приводит к кризису. Если на заре капитализма кризисы происходили каждые 10-11 лет, то в настоящее время они наступают гораздо раньше, что объясняется процессами рыночной глобализации и информатизации. Это не может не сказываться на процессе образования, которое вплетено в ткань современной рыночной экономики. Деструктивный характер инноваций в рыночной экономике проявляет себя в самых разных аспектах и направлениях. В свое время инновационные автомобильные заводы Г. Форда постепенно были вытеснены другими инновационными проектами, что, в конечном счете, привело к банкротству целого города Детройта, заложником чего оказалась, в том числе, и система городского образования.

Инновационная педагогика развивается крайне неравномерно на международном уровне и внутри каждой страны. Инновационные процессы нельзя механически перенести из одной страны в другую. Если профессор в африканском университете получает 100 долларов в месяц, то о какой инновационной научной и учебной деятельности международного уровня может идти речь? Инновации наиболее активно развиваются в том месте, где сконцентрирован капитал. В этом смысле столичное и провинциальное образование не сопоставимо по своему инновационному потенциалу.

Инновационные методы образования в слаборазвитых и в развивающихся странах не дают того же эффекта, что и в странах с развитой экономикой. Повышение уровня образованности в большинстве африканских государств не привело к улучшению их экономического положения и к повышению уровня жизни населения. Получив образование в африканском университете, молодежь просто не может найти себе работу по специальности, поскольку на их родине отсутствует сектор современной рыночной экономики. Результатом этого становится миграция интеллектуального капитала в другие страны.

Подобная ситуация наблюдается и в Латинской Америке. В Мексике существует целый ряд университетов высокого уровня, но это совершенно не влияет на конкурентоспособность мексиканской экономики, которая находится в полной зависимости от американского капитала. Ф.Дж. Альтбах справедливо отмечает, что в настоящее время формируется неоколониализм нового типа, связанный с неравномерностью инновационного процесса на уровне глобального высшего образования [1, с. 163]. Это проявляется, в частности, в том, что преподаватели в развитой и в развивающейся стране работают практически одинаково, на достаточно высоком профессиональном уровне, а заработную плату получают принципиально различную. Фактически происходит эксплуатация интеллектуальной рабочей силы слаборазвитых и развивающихся государств со стороны стран с развитой рыночной экономикой.

Чтобы выходить на международный уровень со своими педагогическими инновациями необходимо знать английский язык, который занял господствующие позиции в сфере образования. Большинство международных научных журналов издается на английском языке, и чтобы там опубликоваться, нужно не просто знать язык, но и заплатить значительную сумму за простое обнародование своих научных достижений. Со стороны американской науки и бизнеса это, несомненно, инновационное достижение, поскольку ученые всего мира со своих мизерных зарплат вынуждены поддерживать американскую академическую элиту. Это типичная ситуация перекачивания капитала с периферии в центр.

Следует признать, что реальный инновационный процесс – это не такое уж безобидное занятие, которое всем доступно и приносит одну лишь пользу. Когда отсутствовал интернет, основным видом множительной техники была пишущая машинка. Огромное количество машинисток было обеспечено работой. После изобретения интернета данная сфера деятельности была практически уничтожена: закрылись заводы по производству пишущих машинок, произведенные пишущие машинки оказались никому не нужны, хотя на них были потрачены большие деньги, работу потеряли большинство профессиональных машинисток. Многие из них, особенно преклонного возраста, так и не смогли освоить компьютер. Кроме того, простое печатание на компьютере требует более сложных навыков, чем работа на пишущей машинке. Если подсчитать все убытки от использования Интернета только в этой сфере, получится весьма внушительная сумма, а главное, многие тысячи профессиональных машинисток потеряли работу. Конечно, никто не собирается спорить, что интернет крайне важная и полезная инновация. Однако, ущерб от его использования в различных сферах экономики также огромен. Многие люди пожилого возраста так и не смогли освоить компьютер, не смотря на все лозунги о необходимости переобучения, переквалификации и инновационного развития.

В этой связи вызывают беспокойство слишком рьяные инновации в сфере образования. Далеко не всегда они оказываются эффективными не только с экономической, но и с профессионально-педагогической точки зрения. Возьмем такую инновацию, как портфолио преподавателя. Вроде бы идея интересная и продуктивная, направленная на стимулирование творческой педагогической деятельности. Однако на практике все не так однозначно. Преподаватель уже обеспокоен не учебно-воспитательным процессом, где тяжело отследить инновации, а участием в различных конкурсах, массовых мероприятиях, за которые, собственно, и начисляются надбавки. Реальная кропотливая работа на уроках подменяется зрелищной и во многом показушной активностью. Специалисты уже давно отмечают снижение уровня образования школьников по базовым предметам даже по сравнению с советским периодом.

Проектная педагогическая деятельность также может осуществляться по-разному. Привлечение учащихся к различным проектам, возможно, и способствует их большей социализации, хотя сама экономическая ситуация в стране такой социализации препятствует. Сейчас сложно говорить о едином учебном коллективе, поскольку большинство людей уже со школьной скамьи преследуют исключительно индивидуальные цели. Проектная деятельность рассматривается ими в контексте собственной карьеры. Инновационным здесь является усиление конкурентных отношений на всех уровнях педагогической деятельности. Возможно, это и полезно для адаптации человека к рыночной среде, однако, коллективная деятельность в данном случае выступает внешней оболочкой, скрывающей индивидуалистические устремления личности.

Инновационная педагогика предполагает деятельность, связанную с риском. Обычно в учебниках по инновационной педагогике указывается на благотворную роль риска в педагогическом процессе. Вполне может быть, что в каких-то отдельных случаях так оно и есть. Если же брать всю систему школьного и вузовского образования, то рисковать здесь бывает довольно сложно. Дело в том, что государственная система образования всегда строилась на авторитарных принципах. Инновации демократического и плюралистического образования также имеют место, однако, в целом, для российской системы обучения остается характерной вертикаль не только политической власти, но и педагогической. Если же администрация сама требует от преподавателей рисковых инноваций в духе времени, то это уже будет «риск» по указке сверху.

Риск необходим и оправдан там, где действительно имеется потребность в инновационной педагогической деятельности. Это касается тех учебных заведений, которые активно конкурируют с другими учебными заведениями в своем экономическом секторе образовательных услуг. В таком случае педагогические инновации будут действительно оправданы, поскольку этого требует конкурентная экономическая среда. Особенно это касается крупных вузов или столичных учебных заведений, которые имеют серьезные международные связи и вынуждены соответствовать международным критериям и рейтингам. Если же учебное заведение находится в провинции, то ему бывает достаточно сложно рисковать в плане инноваций, поскольку отсутствует реальный экономический заказ на такой вид деятельности.

Большинство людей не склонно к инновационной деятельности. Особенно это касается слаборазвитых и развивающихся стран. И дело здесь не в способностях людей, а в том, что капитализм западного типа (инновационный капитализм) в этих государствам либо вообще отсутствует, либо развит недостаточно. Поэтому нет экономической базы для инновационных проектов. Отсюда и многочисленные сопротивления педагогическим инновациям, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Люди интуитивно чувствуют, что эти инновации окажутся в большей части бесполезными в той среде, где они живут и работают. Это косвенно отражает и количество публикаций по педагогической инноватике. Их всплеск наблюдался в конце 90-х – начале 2000 годов [2; 4; 5; 7]. Потом их количество резко пошло на убыль.

Таким образом, инновационная педагогическая деятельность представляет собой довольно сложное и противоречивое явление. Наряду с позитивными явлениями она несет в себе и значительный разрушительный заряд. Инновации особенно активно развиваются и востребованы в условиях хорошо развитой рыночной экономики западного типа. В других типах экономики отсутствует необходимая для инновационной деятельности база. Поэтому инновационные проекты развиваются хуже, а главное, они в своей значительной части оказываются невостребованными.

 

Список литературы:

1. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2018. 548 с.

2. Волов В.Т. Методология исследования педагогических инноваций. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2004. 225 с.

3. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2011. 176 с.

4. Карпова Г.Ф. Инновации, интеллект, образование. М.: Новая школа, 1998. 196 с.

5. Кларин М.Н. Инновации в мировой педагогике. Рига: Изд-во «Эксперимент», 1995. 176 с.

6. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2 кн. Кн. 1 / Под ред. В.Д.Симоненко, М.В.Ретивых. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета. 2003. 174 с.

7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦДО, 2005. 222 с.

8. Шумпетер Й. Капитализм, социализм, демократия. М.: Экономика, 1995. 540 с.

 

Сведения об авторах:

Геращенко Игорь Германович – доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и правовых дисциплин Волгоградского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации (Волгоград, Россия).

Геращенко Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры (Волгоград, Россия).

Data about the authors:

Gerashchenko Igor Germanovich – Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Humanities and Legal Disciplines Department, Volgograd Cooperative Institute (branch office) of the Russian University of Cooperation (Volgograd, Russia).

Gerashchenko Natalya Vladimirovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogical Department, Volgograd State Academy of Physical Education (Volgograd, Russia).

E-mail: gerashhigor@rambler.ru.