Бостан С.И. Особенности внешней политики Украины: Европейская интеграция или присоединение к Таможенному Союзу

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 327

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ:

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИЛИ ПРИСОЕДИНЕНИЕ

К ТАМОЖЕННОМУ СОЮЗУ

Бостан С.И.

Геополитическое положение Украины на карте Европы дало ей как ряд преимуществ, так и серьезные проблемы, которые она пытается решить и использовать в своих интересах. Перед страной, ее властью стал тяжелый выбор: определения собственного места в Европе и мире. В общем, европейская интеграция или присоединения к Таможенному Союзу, выбор евразийского движения или западноевропейских традиций. Выход из тяжелой внутреннеполитической ситуация в стране, поднятие экономики зависят от внешнеполитического курса государства и выбора модели его дальнейшего развития.  

Ключевые слова: Украина, геополитика, европейская интеграция, Европейский Союз, Россия, Таможенный Союз, внешняя политика.

 

PECULIARITIES OF FOREIGN POLICY OF UKRAINE:

EUROPEAN INTEGRATION OR ACCESSION WITH CUSTOMS UNION

OF BELARUS, KAZAKHSTAN AND RUSSIA

Bostan S.I. 

Geopolitical location of Ukraine on the map of Europe gave the country a number of benefits, as well as serious problems with which it is trying to understand and use as their advantage. The country, its government has a hard choice: to define their own place in Europe and the world. In general, European integration or accession to the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia, choice of Eurasian movement or the Western European traditions. The way out of the difficult domestic political situation in the country, raise of economy depend on the foreign policy of the country and the choice of integration model for its further development.

Keywords: Ukraine, geopolitics, European integration, the European Union, the Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia, foreign policy.

 

Многовекторная внешняя политика Украины, которая в течение 90-х годов ХХ столетия была определяющей для страны, стала преобразовываться в процессе геополитических изменений в мире и непосредственно в центрально-восточном регионе Европы. Расширение Европейского Союза на восток противопоставлялось созданием Таможенного Союза с Россией, Беларусью и Казахстаном. Это вынуждает Украину определиться со своим вектором внешней политики, так как одновременная интеграция в обе структуры не выглядела реальной как на то время, так и сейчас, несмотря на то, что такие предложения время от времени исходили от руководства страны [см.: 1].

Таким образом, Украина оказалась на распутье и должна выбрать между «братскими» славянскими народами, с которыми ее связывает общая история и культура, и развитыми государствами Европейского Союза, которые предлагают развитие экономики, инвестиции и свои культурные ценности. Выбор не из легких, так как исключает возможность поддержания партнерских отношений с обоими геополитическими объединениями одновременно. Но сегодняшняя внутренняя ситуация в Украине обязывает страну определиться со своей внешней политикой, так как от этого зависит благосостояние народа и стабильность нынешней власти, которая стремится в 2015 году остаться еще на один срок. Таким образом, кризис в экономике страны, ее социальной политике может привести к неконтролируемости ситуации. Поэтому у нынешней власти осталось два выхода: либо пойти на подписание таможенного соглашения с восточными и северными соседями и таким образом получать дешевый газ. Это значительно повлияет на улучшение экономической ситуации (т.к. заоблачные цены на голубое топливо стали чуть ли не основной проблемой, которой занимается правительство страны последние годы). Либо подписать соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом, и получить помощь в виде инвестиций и нового кредита МВФ, что также разгрузит экономическую напряженность в государстве и даст возможность крупному украинскому бизнесу выйти на европейский рынок [см.: 3]. Именно так стоит вопрос сохранения стабильности в государстве и возможности его развития в ближайшие годы.

Анализируя данную ситуацию, надо также учитывать подход высших органов власти к самой идее и методам ее реализации. Все зависит от стратегического или тактического мышления главных идеологов страны. Так как основные цели для любой власти политические, то главная задача – это, естественно, сохранить власть. Исходя из этого, надо понимать эффект, который получит Украина в ближайшие полтора года от вступления в Таможенный Союз или подписания Ассоциации с ЕС, и какие приоритеты будут важнее для избирателя: политические или экономические.

В случае подписания Договора о Таможенном Союзе Украина сразу же получит серьезную стимуляцию развития экономики в виде резкого снижения цен на газ и нефть, а также увеличения показателей торговли между странами-членами ТС. Эффект от этого сразу почувствует как крупный украинский бизнес, так и обычный житель. Это повлияет не только на цены энергоносителей, но и в целом, на цены в магазинах и на рынках. Таким образом, в краткосрочной перспективе в случае присоединения к Таможенному Союзу Украина получит серьезную экономическую поддержку, а в политическом плане нынешняя власть сможет укрепить свои позиции на востоке и юге страны, которые идеологически ближе к России, чем к Европе. Но с таким внешнеполитическим поворотом обратно на восток, нынешняя власть окончательно потеряет прозападного избирателя, которого, по последним социологическим исследованиям, все-таки больше в стране, а раскол между западом и востоком страны станет еще более чувствительным. Многообещающие экономические преимущества все же не будут иметь такого серьезного значения в будущем, так как рынок стран Таможенного Союза значительно меньше европейского, а торговый потенциал рынка Европейского Союза значительно больше. Тем более что уровень развития постсоветских стран, мягко говоря, не дотягивает до европейских стандартов. Таким образом, высшие органы власти Украины, парламент и президент, определили приоритетом внешней политики европейскую интеграцию. Несмотря на то, что это произошло еще задолго до создания Таможенного Союза, правящая коалиция все-таки намерена двигаться по западному образцу, нежели придерживаться своей первоначальной внешнеполитической позиции и развивать экономическую и политическую интеграцию с Российской Федерацией.

Попытки интегрироваться в ЕС, поддерживая партнерские отношения с северным соседом, провалились, о чем неоднократно говорили как Президент Российской Федерации Владимир Путин, так и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, поставив Украину перед жестким выбором. Дипломатия Киева пыталась, как и в 90-е года ХХ века, «удержаться на двух стульях», но в сегодняшних геополитических реалиях это оказалось невозможным. Как не странно, но при таких раскладах именно политика России помогла Украине приблизиться к варианту подписания Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом. Это может звучать парадоксально, но все ее шаги в этом направление привели к сближению официального Киева и Брюсселя.

Несмотря на то, что в последнее время взаимоотношения Украины с ЕС слаживались не лучшим образом, в связи с рядом громких политических судебных дел вокруг лидеров оппозиции и непосредственно Юлии Тимошенко, сомнений касательно результатов последних парламентских выборов, геополитическая ситуация в регионе заставила Европейский Союз пересмотреть свое отношение к Украине. Потерять свое влияние над самой большой европейской страной с многомиллионным населением и соответствующим рынком сбыта, которая, к тому же, находится между ЕС и Россией, Европейский Союз не захотел. Торговые войны объявлены Россией с целью «проучить» Украину, угрозы касательно прекращения подачи газа, расторжения контрактов в авиастроительной сфере и т.п. дали совсем противоположный эффект, на который никак не рассчитывал Кремль. Украина оказалась, таким образом, в тяжелой ситуации, но именно с этими проблемами страна нашла поддержку в Европейском Союзе. ЕС закрыл глаза на нерешенные проблемы внутри государства и несоответствие всем требованиям к кандидатам на присоединение или подписание Соглашения об Ассоциации.

Исходя из этого, можно предположить, что официальный Кремль, своей жесткой политикой касательно «братского» соседнего государства окончательно подтолкнул Украину в пользу «европейского выбора» и дал повод Европейскому Союзу все-таки согласиться подписать соглашение об Ассоциации. Подтверждением вышесказанного стало экстренное заседание внешнеполитического комитета Европарламента в конце августа 2013 года в Брюсселе. На этом заседании была принята резолюция, осуждающая давление России на Украину и призывающая, как можно скорее подписать соглашение об Ассоциации с Украиной. Евродепутаты практически единогласно поддержали резолюцию, что значительно увеличило шансы на подписание Ассоциации Украины с ЕС на Вильнюсском саммите осенью 2013 года [2]. Придает уверенности сторонникам евроинтеграционного направления страны Ялтинский саммит, на котором как европейскими лидерами, так и представителями Украины еще раз было подтверждено желание и готовность обеих сторон на сближение и подписание соглашения об Ассоциации в Вильнюсе.

Избрав европейский вектор внешней политики, Украина продемонстрировала преимущество стратегического курса европейской интеграции тактическому движению в сторону России и Таможенного Союза. Именно так можно объяснить ситуацию, которая сложилась на сегодня в стране. Проанализировав изменения в странах Центральной и Восточной Европы, которые последними присоединились к Европейскому Союзу, можно предположить, что Украина, подписав Ассоциацию с ЕС, рассчитывает на средне- и долгосрочную перспективу реального улучшения сектора экономики страны и повышения уровня развития государства. Поскольку именно в этих странах достаточно высокий уровень евроскептицизма среди населения, что связано с серьезными изменениями во внутренней политике этих государств и особенностей развития их экономик, с внедрением и реформированием многих отраслей для приведения их в соответствие с нормами ЕС. Большая разница между уровнем развития западноевропейских стран-членов ЕС и восточноевропейских привела к разбалансированию общей ситуации в этом объединении. Таким образом, политика расширения Европейского Союза за счет менее развитых государств восточного региона Европы привела к серьезным проблемам глобального характера для Европейского Союза. Это, в свою очередь, ставит ЕС перед важным выбором: продолжать политику расширения или сконцентрироваться на стабилизации ситуации в объединении в таком виде, как оно существует сегодня.

Европейский Союз предъявляет государствам, желающими присоединиться к ЕС серьезные требования экономического и политического характера, но при этом не всегда следует своим же правилам. Так, к примеру, присоединение Румынии и Болгарии к Европейскому Союзу в 2007 году подтверждает этот тезис. Обе страны не соответствовали основным социально-экономическим требованиям, но в свою очередь занимали важное геополитическое положение на карте Европы, и в свое время поддержали военные акции НАТО в Югославии и антитеррористическую политику США после 11 сентября 2001 года. Таким образом, опираясь на эти примеры, можно утверждать, что в процессе интеграции стран в Европейский Союз политические и геополитические факторы отыгрывают большую роль, нежели социально-экономические. Исходя из этого, можно предположить, что Европейский Союз способен пойти на уступки Украине, и вследствие последних событий все-таки подпишет Соглашение об Ассоциации на саммите в Вильнюсе.

В таком случае, если подписание состоится, можно будет говорить о дипломатической победе Украины, так как использование проблемной ситуации, в которой она оказалась, может сыграть ей на руку и привести к долгожданному сближению с ЕС. Колебания Украины на международной арене между Востоком и Западом дали свои результаты и заставили европейскую сторону уступить в своей жесткой позиции по ряду требований к Украине, пожертвовать своими принципами взамен на геополитическое преимущество и увеличение зоны собственного влияния. Переориентация Украины с России на Европейский Союз и подписание ею соглашения об Ассоциации повлияет и на другие страны региона, таким образом, можно спрогнозировать развитие евроинтеграционного движения в других странах Восточного партнерства.

При успешном завершении переговоров касательно Ассоциации с Европейским Союзом, нынешняя власть в Украине получит значительный политический перевес над оппозиционными силами. Так как вопрос евроинтеграции был всегда приоритетным во всех предвыборных программах этих политических сил, то оппозиция потеряет важный аргумент против нынешней власти. Судя по всему, сегодняшняя правящая элита сделала намного больше для интеграции Украины в Европейский Союз, чем предыдущая, для которой вступление в ЕС было основным лозунгом, и с которым она побеждала в прошлом, но так и не достигла заявленных целей. Таким образом, Виктору Януковичу удастся заручиться поддержкой не только востока и юга страны, которые традиционно ему сочувствовали, но и других регионов Украины, в том числе Запада, который является оплотом оппозиции. Даная ситуация станет примером того, как внешняя политика влияет на внутреннеполитические процессы и дает значительную электоральную поддержку на выборах в высшие органы власти государства.

Успешное окончание переговоров ЕС с Украиной может стать хорошим примером для других стран, желающих интегрироваться в Европейское Содружество. Так как модель, предложенная Украине, беспрецедентная и аналогов не имеет. Ассоциативное членство, на которое идет Украина не предполагает конкретного присоединения к ЕС, но дает значительные преимущества в отношениях государства с этим объединением и гарантирует его покровительство. Это первоначальный шаг для создания зоны свободной торговли и внедрения безвизового режима со странами ЕС, возможность получать большие европейские инвестиции, участвовать в больших европейских грантовых программах и т.д. Таким образом, процессы, которые происходят вокруг Украины и Европейского Союза, выбранная модель их сотрудничества могут стать примером и для других стран Восточного партнерства, стран Северной Африки, которые также желают стать членами ЕС. В тоже время эта модель может стать эффективной и для самого Европейского Союза в вопросах выбора инструментов, подходов и правил взаимоотношений со своими будущими партнерами и кандидатами на присоединение в «большую европейскую семью».

Получение Украиной ассоциированного членства в Европейском Союзе станет эпохальным событием для Восточной Европы. Так как это государство первым из постсоветских, не учитывая прибалтийские страны, радикально изменит свой внешнеполитический курс развития и двинется в сторону экономически развитых стран Европы. Подписание Украиной соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом станет очевидным успехом украинской дипломатии. В тоже время, эти события должны повлиять на внешнеполитический курс России, подтолкнуть ее к выработке новых конструктивных подходов, направленных на нормализацию и стабилизацию отношений с ЕС и соседними государствами.

Таким образом, потеряют смысл и соответственно видоизменяться геополитические стратегии сторонников евразийского течения, что даст толчок для развития новых подходов и появлению новых взглядов в геополитике и политической науке в целом.

 

Список литературы:

1. Бостан С.І. Особливості україно-румунських відносин у контексті європейських інтеграційних процесів: дис. … канд. політ. наук: спец. 23.00.04. Чернівці, 2012. 222 с.

2. В Европарламенте договорились, как защитить Украину от России [Электронный ресурс] // BBC Україна. 28.08.2013. URL: https://bbc.in/31yWXs1 (дата обращения: 20.09.2013).

3. Signature of Association Agreement with the EU will depend on Ukraine’s performance [Электронный ресурс] // European Commission. 15.05.2013. URL: https://bit.ly/3nZrved (дата обращения: 20.09.2013).

 

Сведения об авторе:

Бостан Сергей Иванович – кандидат политических наук, и.о. доцента кафедры филологических и общественных дисциплин Буковинского университета, директор Института Бессарабии, заведующий сектором международных отношений Черновицкого городского совета (Черновцы, Украина).

Data about the author:

Bostan Sergii Ivanovich – Candidate of Political Sciences, Acting Assistant Professor of Philology and Social Sciences Department, the University of Bukovina, Director of the Institute of Bessarabia, Head of International Relation Office Chernivtsi City Council (Chernivtsi, Ukraine).

E-mail: konf_kmv@mail.ru.